Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы'

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ДО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ / ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Светлана Николаевна, Лисер Валерия Борисовна

Статья посвящена рассмотрению новейших педагогических технологий, способствующих психическому и физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявление эффективных форм воздействия на детей с ОВЗ, обеспечивающих эффективное осуществление физкультурно-оздоровительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Светлана Николаевна, Лисер Валерия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

2. Вайсбурд М. Л. К вопросу о самостоятельном чтении учащихся / Иностранный язык в школе.: науч.-метод. журн., 2010. № 4. С. 31-34.

3. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 2005. 253 с.

4. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 с.

5. The psychology of science text comprehension / Jose Otero, Jose A. Leon, Arthur C. Graesser. London Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2002. 451 p.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ Захарова С.В.1, Лисер В.Б.2

1Захарова Светлана Николаевна - старший преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики и психологии; 2Лисер Валерия Борисовна - студент, кафедра начального и дошкольного образования, психолого-педагогический факультет,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (филиал), г. Железноводск

Аннотация: статья посвящена рассмотрению новейших педагогических технологий, способствующих психическому и физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявление эффективных форм воздействия на детей с ОВЗ, обеспечивающих эффективное осуществление физкультурно-оздоровительной работы.

Ключевые слова: ФГОС ДО, модернизация образования, коррекционно-развивающая оздоровительная работа, категории детей с нарушениями развития, индивидуально-дифференцированный подход, методы работы с детьми с ОВЗ, особенности детей с ОВЗ.

Модернизация образования подразумевает под собой воплощение в жизнь личностно -ориентированного подхода к дошкольнику. На данный момент наблюдается повышение числа детей с нарушениями в состоянии здоровья. Внедрение новейших ФГОС ДО базируется на принципах совместного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья и их ровесников, не имеющих физических отклонений. Такой подход учитывает положения Декларации ООН о правах ребенка и Конституции РФ, которая гарантирует всем детям право на обязательное и бесплатное образование. Построение адекватной современным условиям системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является потребностью специального образования в России.

Специфика социокультурной ситуации предполагает новый взгляд на обеспечение образования дошкольников, что выдвигает необходимость разработки новейших педагогических технологий, способствующих психическому и физическому развитию детей. Такую возможность обеспечивает коррекционно-развивающая оздоровительная работа в области физической культуры, способствующая реализации задач сбережения и поддержания здоровья малышей [2, с. 124].

Перед специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, встает задача овладения спецификой методики организации занятий физическими упражнениями, решающими задачи, направленные на оздоровление и коррекцию, отличной от

методики, разработанной для здоровых детей. Эффективному осуществлению физкультурно-оздоровительной работы, организуемой дошкольным учреждением, способствует учет специалистами индивидуальных особенностей детей.

Академик И.П. Павлов большое значение уделял занятиям физическими упражнениями, считая их «источником мышечной радости». Современная технология физического образования служит средством развития физических качеств, совершенствования двигательных возможностей. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в дошкольном учреждении, должна способствовать не только укреплению иммунной системы, но и содействовать возможностям компенсации двигательных нарушений, корректировать моторику у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 215].

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в физическом развитии имеет собственную специфику обучения.

Ключевыми задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ считается организация психологически комфортной атмосферы, специфика организации занятий по отработке техники движений, совершенствованию двигательных способностей, а также воспитание позитивного отношения к стремлению вести здоровый образ жизни.

Специалисты, работающие с данной категорией детей, строят свою работу согласно особенностям заболевания. Большое значение имеет и создание особых условий для достижения эффективных результатов. Такими условиями являются:

• регулярный медицинский контроль и профилактика заболеваемости;

• применение в педагогическом процессе современных оздоровительных технологий;

• овладение всеми сотрудниками технологиями оздоровления и приемами коррекционного воздействия на совершенствование двигательных функций дошкольников с ОВЗ.

Группа дошкольников с ОВЗ разнообразна, в неё входят дети, имеющие специфические нарушения развития. Выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- Категория детей с нарушениями слуха из-за поражения слухового анализатора.

- Дети с нарушениями зрения.

- Дети с тяжёлыми нарушениями речи.

- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

-Дети с задержкой психического развития, с замедленным темпом формирования высших психических функций.

- Дети с нарушениями интеллектуального развития, что способствует нарушению высших познавательных процессов.

- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом).

- Дети со сложными комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения.

Таким образом, в современном дошкольном учреждении могут обучаться дети с нормальным ходом психического развития и имеющие различные нарушения. Учитывая это положение, в работе с дошкольниками необходимо обеспечение реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

Работа с детьми предполагает использование разнообразных методов: наглядных, словесных, практических. Для детей, имеющих нарушения, внешняя среда является основным источником получения сигналов для формирования личного опыта и получения новых знаний. Утомление у таких детей наступает быстрее и в большинстве случаев им сложно усваивать инструкции педагога в словесной форме. Оптимизации обучения детей с ОВЗ способствует сочетание словесной инструкции с применением наглядных методов, а также использование приемов тактильно-

114

мышечной наглядности, обеспечивающих практическую помощь в выполнении действия совместно с воспитанником.

Также могут использоваться специально созданные дидактические материалы, учебные пособия, технические средства обучения. Индивидуальный подход не исключает возможности предоставления услуг помощника, оказывающего востребованную техническую поддержку.

Специфическими особенностями детей с ОВЗ являются неразвитость общей моторики, напряженность мышц, скованность движений, затруднения ориентировки в пространстве, нарушения координации, замедленность выполнения движений. У таких детей возникают сложности в овладении навыками основных движений, заметное отставание от нормально развивающихся сверстников в развитии физических качеств.

Важнейшей составляющей эффективной физкультурно -оздоровительной работы с дошкольниками с ОВЗ является обеспечение эмоциональной насыщенности занятий. Создание положительной атмосферы повышает заинтересованность, оказывает позитивное влияние на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Для дошкольников с ОВЗ следует разрабатывать и проводить физкультурные занятия в игровой и сюжетной форме, способствующие поддержанию эмоционально насыщенной атмосферы, подыскивать легкодоступные им двигательные действия и упражнения [1 , с. 5].

Главный фактор в применении оздоровительных технологий - это учет объема и уровня сложности упражнений, в целях предупреждения переутомления. Формирование двигательной координации, коррекция неправильных поз, вырабатывание статической выносливости, упорядочение темпа движений, развитие быстроты реакции на слова педагога, невозможно без построения специальной системы занятий, которые включают в себя чередование интенсивной деятельности с релаксационными упражнениями. При выполнении сложных двигательных заданий, каждому воспитаннику должно выделяться время для небольшого отдыха.

Психолого-педагогическая работа с родителями является немаловажным компонентом физкультурно-оздоровительной работы.

При такой работе родители выступают как полноценные участники педагогического процесса в качестве ассистента воспитателя. Данная работа строится на основания того, что семья - это первый институт социализации ребенка, в котором он не только получает полноценные условия для проживания, получает знания об окружающем мире, знакомится с нормами, предъявляемыми обществом, но способствует формированию у ребенка представления о себе и его месте в обществе, как социально значимой единице. Таким образом, следует, что основным направлением в воспитании для родителей ребенка с ограниченными возможностями является психологическая помощь в процессе освоения общественных норм, и становлении его как компетентного человека, способного применять различные средства, способствующие формированию чувства собственного достоинства и умения достигать значимого общественного положения. Во время взаимодействия с родителями, педагоги замечают существенные проблемы. Отмечается, что родители оказывают гиперопеку детям с ограниченными возможностями, тем самым снижая их социальную активность. Также наблюдаются семьи с явным отвержением нездорового ребенка, из-за психологической неготовности нести за него ответственность и тратить огромное количество времени и денежных средств для его реабилитации. Всё это оказывает непосредственное влияние на психическое здоровье дошкольника и его модель поведения с окружающими людьми.

Основным методом работы воспитателя с родителями, является консультирование, которое строится из 3-х этапов. На первом этапе преподаватель организовывает благоприятную обстановку для установления доброжелательного, открытого и доверительного контакта. Второй этап строится с учетом индивидуальных

115

особенностей ребенка. На этом этапе родителям предлагается непосредственное включение родителей в общественную жизнь ребенка. Не только в плане физического оздоровления, но и духовного развития с помощью интегрированных занятий. Ярким примером является совместная подготовка спектакля с его участием, пошив костюмов, спортивные развлечения, артикуляционная гимнастика. Данная совместная работа способствует лучшему усвоению пройденного материала ребенком. Позволит в дальнейшем мотивировать его интерес к занятиям, повысит уровень психического и речевого развития ребенка.

Организуя работу с родителями детей с ОВЗ необходимо руководствоваться определенными правилами:

1. Не вести дискуссии о способах лечения.

2. Убеждать в необходимости комплексного подхода.

3. Делать акцент на успехах дошкольника.

4. Сообща рассматривать перспективы социализации.

5. Обучать взрослых способам работы с детьми с ОВЗ.

6. Учить безусловному принятию своего ребенка.

Особого внимания заслуживает и работа с родителями детей, не имеющих отклонений, для создания комфортной обстановки в группе. Она основана на акцентировании внимания на следующих особенностях:

• Индивидуальных отличий в проявлении возможностей воспитанников.

• Значимости владения навыками для установления контакта с разными людьми, для успешной социализации детей.

• Преподавание родителям основ воспитания в ребенке сопереживания и сочувствия по отношению к детям, имеющим особенности, к членам его семьи и другим людям.

Таким образом, важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых ровесников и решение задач физкультурно-оздоровительной работы является подготовка преподавателей к интегративному процессу с использованием новых технологий, а также использование программ для увеличения родительской компетентности. Подобная деятельность будет достаточно содействовать сохранению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, укреплению физического здоровья, развитию личностного роста, формированию духовного, интеллектуального становления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по

физической культуре дошкольников (на примере Санкт-Петербурга): дис. канд.

пед. наук / Е.А. Сочеванова. СПб., 2006. 258 с.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 368 с.

3. Филиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ.

для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова. М.: Академия, 2007.

224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.