УДК 378
Рамиз Муталлим оглы Асланов, Е. В. Беляева
Психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки авиационного персонала в вузе
В статье обосновывается необходимость педагогической деятельности вуза в направлении психолого-педагогического обеспечения учебного процесса. К мотивам такой деятельности можно отнести развитие мотивационной составляющей и усиление роли качественных параметров в общей и профессиональной подготовке. Процесс психолого-педагогического обеспечения подготовки авиационного персонала в вузе нуждается в перестройке, базовыми предпосылками которой будут являться повышение эффективности индивидуализации обучения курсантов, фундаментализация профессионального образования будущего авиатора, трансдисциплинарность в обучении и непрерывность действия системы психолого-педагогической направленности обучения.
Ключевые слова: авиационное образование, подготовка авиационных специалистов, личностно-ориентированное обучение, трансдициплинарность
Ramiz Mutallimovich Aslanov, E. V. Belyaeva
Psychological and Pedagogical Support of the Process of the Aviation Personnel's Training in the University
In the work the need of the pedagogical activity of the University in the direction of psycho-pedagogical support of the educational process is substantiated. The motives of such activities include the development of the motivational component and the role of quality indicators in general and vocational training. The process of psycho-pedagogical support of the aviation personnel's training in the University needs a change, its basic prerequisites will be: improving the efficiency of individualization of students education, professional education fundamentalization of the future Aviator, transdisciplinarity in teaching and continuity of operation of the system of psycho-pedagogical aspects of education.
Keywords: aviation education, aviation training, learner-centered education, transdiciplinarity.
Современные условия в авиации таковы, что выпускник вуза должен быть подготовлен к решению различных психолого-педагогических задач, с которыми он столкнется в ближайшей перспективе. Исследование проблемы психолого-педагогического образования в вузе диктуется логикой развития психолого-педагогической науки и основывается на результатах работ педагогов, психологов и социологов. В России эволюции и опыту формирования основ профессиональной подготовки авиационных специалистов посвящены работы А. И. Белякова, Г. В. Зиброва, С. П. Елисеева, В. Е. Зенкова, В. А. Змеева,
A. М. Иовлева, К. Капустина, А. В. Карташева, Н. В. Ковердюка, В. В. Король, И. М. Кузинеца,
B. Н. Майсака, В. А. Мякошина, Л. И. Новиковой, И. Патронова, Н. В. Перова, В. З. Скубилина, М. Д. Смирнова, В. З. Шестакова, Б. Н. Юрьева и др.
В. А. Бабенко, П. А. Коваленко,
А. В. Солодникова, Н. А. Столярова исследовали структуру концептуальных моделей и способы профессиональной деятельности пилотов. Опыт работы отдельных образовательных учреждений
авиационной отрасли раскрывают в своих работах Е. В. Алтунин, Е. Ф. Бурче, В. Н. Вальцефер, М. Я. Гельштейн, И. М. Журавлев, М. Р. Коротков, К. К. Кузнецов, Р. М. Сорина, В. С. Чулков и др. Рассматривая конкретный пример Ульяновского института гражданской авиации, следует отметить, что истории и развитию авиационного образования в данном учреждении, основным направлениям совершенствования подготовки авиационных специалистов посвятили работы О. К. Винник, А. С. Вотинцев, С. Г. Косачевский, С. И. Краснов, Ю. В. Кузнецов, О. Л. Лачинов, В. П. Логачев, Г. М. Медведовский, Г. Н. Федоров, И. М. Хаертдинов и др.
Педагогический анализ истории развития и современного состояния педагогических исследований, связанных с проблематикой повышения качества обучения и воспитания курсантов в вузе, свидетельствует о существовании противоречия в сложившейся отечественной системе подготовки будущих авиаторов между практикой использования традиционного подхода в обучении и необходимостью ориентации на реализацию компетент-ностного подхода при подготовке авиационного
© Асланов Рамиз Муталлим оглы, Беляева Е. В., 2016
персонала с учетом психолого-педагогических особенностей [1].
Согласно статье 52 Главы VII Авиационный персонал Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. и внесенным изменениям Федеральным законом от 28 июля 2012 № 129-ФЗ «...к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала» [4].
Вышесказанное определяет необходимость педагогической деятельности вуза в направлении психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса. К мотивам такой деятельности можно отнести развитие мотивацион-ной составляющей и усиление роли качественных параметров в общей и профессиональной подготовке.
В качестве психолого-педагогических условий обеспечения эффективности и качества обучения в вузе мы рассматриваем мотивацию, ясность и четкость целей формирования личности курсанта как будущего авиационного специалиста, анализ и сопоставление промежуточных результатов профессионально-личностного развития курсанта по этапам его обучения [5].
Целью психолого-педагогического обучения в вузе, согласно А. С. Макаренко, является определение и успешное применение необходимых для реализации такой программы психолого-педагогических средств и методов. Среди способов личностно-ориентированного развития курсантов с учетом психолого-педагогических особенностей выделим содержательные, организационные и методические аспекты. К психолого-педагогическим аспектам обучения курсантов авиационных специальностей следует отнести выявление их интересов, способностей и склонностей и разработку на этой основе рекомендательной базы по оптимизации обучения, а также включение курсанта в полноценную учебную самостоятельность с первых лет обучения в вузе.
Вместе с тем необходимо реформирование процесса подготовки авиационного персонала и оптимизация психолого-педагогической направ-
ленности обучения в вузе в результате повышения эффективности индивидуализации обучения курсантов, фундаментализация профессионального образования будущего авиатора, трансдисципли-нарность в обучении и непрерывность действия системы психолого-педагогической направленности обучения.
Характерной особенностью выполнения заданий с учетом психолого-педагогической направленности обучения является наличие в них дифференцированного подхода. Например, задания лабораторной работы по теме «Создание мультимедийной презентации в приложении Microsoft PowerPoint» разбиты на 2 уровня: базовый, выполнение заданий которого обеспечивает оценку «3», и повышенный - с возможностью получения высшей оценки. Повышенный уровень заданий предполагает внедрение в презентацию макросов для возможности перемещения объектов и изменения их размеров в режиме показа слайдов. В частности, слайд «Кабина пилотов» должен содержать рисунок из файла и автофигуру «Интерактивная гиперссылка ТУ-204» с применением к ним макроса движения и макроса интерактивного создания гиперссылки на фото воздушного судна, соответственно, из шаблона [2].
Таким образом, исследование основ процесса психолого-педагогического обеспечения, определение его содержания, организационных форм и методического аппарата позволяют сделать следующие выводы:
— Данный процесс в настоящее время не в полной мере эффективен и обусловлен противоречием: между практикой использования традиционного подхода в обучении и необходимостью ориентации на реализацию компетентностного подхода при подготовке авиационного персонала с учетом психолого-педагогических особенностей.
— Процесс психолого-педагогического обеспечения подготовки авиационного персонала в вузе нуждается в перестройке, базовыми предпосылками которой будут являться повышение эффективности индивидуализации обучения курсантов, фундаментализация профессионального образования будущего авиатора, трансдисципли-нарность в обучении и непрерывность действия системы психолого-педагогической направленности обучения.
— Данный процесс будет оптимально действенным при условии представления его как развивающейся, динамично функционирующей целостной подсистемы, органически входящей в
Психолого-педагогическое обеспечение процесса подготовки авиационного персонала в вузе
129
педагогическую систему подготовки будущих авиаторов. Эта подсистема должна основываться на личностно-ориентированном деятельностном подходе к обучению, быть комплексной, направленной, включать усилия всех вузовских подразделений. Здесь должны реализовываться все функции управления процессом психолого-педагогического обеспечения процесса обучения: планирование, организация, стимулирование и контроль.
— Реализация системы психолого-
педагогического обеспечения процесса обучения в вузе должна быть научно обоснованной, эффективной и непрерывной.
Библиографический список
1. Асланов, Р. М. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования [Текст] / Р. М. Асланов, Е. В. Беляева // Наука и школа. -2015. - № 3. - С. 89-93.
2. Беляева, Е. В. Об особенностях организации самостоятельной работы курсантов института гражданской авиации по курсу «Информатика» [Текст] / Е. В. Беляева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2015. - № 2. -С. 84-88.
3. Ваулин, В. И. Педагогические основы подготовки летно-инструкторского состава к обучению курсантов вузов : на опыте армейской авиации Сухопутных войск : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ваулин Владимир Иванович. - М., 2000. - 262 с.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - иКЬ: Шр^^Му. garant.ru /#Мосишей/10200300/paragraph/ 275:2 (дата обращения 03.06.2015).
5. Караваев, А. Ф. Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов [Текст] / А. Ф. Караваев // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 292. - С. 211-218.
6. Козлов, О. А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Козлов Олег Александрович. - Серпухов, 1999. -370 с.
7. Кузнецов, Ю. В. Трансформация отечественного опыта организации профессиональной подготовки авиационных специалистов (историко-педагогический аспект) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузнецов Юрий Владимирович. - Ульяновск, 2013.
8. Смирнов, E. И. Многоэтапные математико-информационные задачи как средство развития креативности учащихся профильных математических классов [Текст] I E. И. Смирнов, В. С. Секованов, Д. П. Миронкин II Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 124-129.
9. Рыжова, Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 I Рыжова Наталья Ивановна. -СПб., 2000. - 429 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Aslanov, R. M. Rol' informacionnyh tehnologij v povyshenii kachestva professional'nogo obrazovanija [Tekst] I R. M. Aslanov, E. V. Beljaeva II Nauka i shkola. - 2015. - № 3. - S. 89-93.
2. Beljaeva, E. V. Ob osobennostjah organizacii samostojatel'noj raboty kursantov instituta grazhdanskoj aviacii po kursu «Informatika» [Tekst] I E. V Beljaeva II Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija. - 2015. - № 2. - S. 84-88.
3. Vaulin, V. I. Pedagogicheskie osnovy podgotovki letno-instruktorskogo sostava k obucheniju kursantov vuzov : na opyte armejskoj aviacii Suhoputnyh vojsk : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Tekst] I Vaulin Vladimir Ivanovich. - M., 2000. - 262 s.
4. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19 marta 1997 g. N 60-FZ II Sistema GARANT [Jelektronnyj resurs]. - URL: http :IIstudy. garant.ru I#IdocumentI10200300IparagraphI 275:2 (data obrashhenija 03.06.2015).
5. Karavaev, A. F. Psihologo-pedagogicheskie uslovija obespechenija podgotovki kursantov [Tekst] I A. F. Karavaev II Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006. - № 292. - S. 211-218.
6. Kozlov, O. A. Razvitie metodicheskoj sistemy obuchenija informatike kursantov voenno-uchebnyh zavedenij Ministerstva Oborony Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02 [Tekst] I Kozlov Oleg Aleksandrovich. - Serpuhov, 1999. - 370 s.
7. Kuznecov, Ju. V. Transformacija otechestvennogo opyta organizacii professional'noj podgotovki aviacionnyh specialistov (istoriko-pedagogicheskij aspekt) [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 I Kuznecov Jurij Vladimirovich. - Ul'janovsk, 2013.
8. Smirnov, E. I. Mnogojetapnye matematiko-informacionnye zadachi kak sredstvo razvitija kreativnosti uchashhihsja profil'nyh matematicheskih klassov [Tekst] I E. I. Smirnov, V. S. Sekovanov, D. P. Mironkin II Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2014. - T. 2. - № 1. - S. 124-129.
9. Ryzhova, N. I. Razvitie metodicheskoj sistemy fundamental'noj podgotovki budushhih uchitelej informatiki v predmetnoj oblasti [Tekst] : dis. . d-ra ped. nauk: 13.00.02 I Ryzhova Natal'ja Ivanovna. - SPb., 2000. - 429 s.