Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ / ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарадько Дарья Васильевна, Стукалова Александра Евгеньевна, Филонова Елизавета Романовна, Половодов Игорь Валентинович

В статье рассматривается актуальность физического воспитания студентов и психолого - педагогического обеспечения интереса к занятиям спортом. Автором отмечено, что отношение к физической культуре и спорту является одной из важных социально - педагогических проблем образования. Дано определение понятию «физическое воспитание». Перечислены авторы, занимающиеся вопросами психолого - педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Автором заострено внимание, что на сегодняшний день преподаватели физической культуры на недостаточном уровне решают задачу психолого - педагогического обеспечения интереса к занятиям физкультурой и спортом. В статье выделены основные причины трудностей реализации психолого - педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой. Автором описаны основные направления педагогической деятельности по обеспечению интереса студентов к занятиям физической культуры и спортом. В статье выделены психолого - педагогические условия, позволяющие изменить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарадько Дарья Васильевна, Стукалова Александра Евгеньевна, Филонова Елизавета Романовна, Половодов Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS INTEREST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article considers the relevance of physical education of students and psychological and pedagogical support of interest in sports. The author notes that the attitude to physical culture and sports is one of the important socio -pedagogical problems of education. The definition of the concept of "physical education" is given. The authors dealing with the issues of psychological and pedagogical support of students ' interest in physical culture and sports are listed. The author draws attention to the fact that today physical education teachers at an insufficient level solve the problem of psychological and pedagogical support of interest in physical education and sports. The article highlights the main reasons for the difficulties in implementing psychological and pedagogical support of interest in physical education. The author describes the main directions of pedagogical activity to ensure students ' interest in physical culture and sports. The article highlights the psychological and pedagogical conditions that allow students to change their attitude to physical culture and sports for the better.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ»

УДК 796

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS INTEREST IN PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS

Нарадько Дарья Васильевна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Naradko Darya Vasilevna student

Faculty preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Стукалова Александра Евгеньевна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Stukalova Aleksandra Evgenievna

student

faculty preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Филонова Елизавета Романовна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Filonova Elizaveta Romanovna

student

faculty preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Половодов Игорь Валентинович

ассистент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich

assistant

department of physical education

Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается актуальность физического воспитания студентов и психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям спортом. Автором отмечено, что отношение к физической культуре и спорту является одной из важных социально-педагогических проблем образования. Дано определение понятию «физическое воспитание». Перечислены авторы, занимающиеся вопросами психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Автором заострено внимание, что на сегодняшний день преподаватели физической культуры на недостаточном уровне решают задачу психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физкультурой и спортом. В статье выделе -ны основные причины трудностей реализации психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой. Автором описаны основные направления педагогической деятельности по обеспечению интереса студентов к занятиям физи-ческой культуры и спортом. В статье выделены психолого-педагогические условия, позволяющие изменить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в лучшую сторону.

Abstract. The article considers the relevance of physical education of students and psychological and pedagogical support of interest in sports. The author notes that the attitude to physical culture and sports is one of the important socio-pedagogical problems of education. The definition of the concept of "physical education" is given. The authors dealing with the issues of psychological and pedagogical support of students ' interest in physical culture and sports are listed. The author draws attention to the fact that today physical education teachers at an insufficient level solve the problem of psychological and pedagogical support of interest in physical education and sports. The article highlights the main reasons for the difficulties in implementing psychological and pedagogical support of interest in physical education. The author describes the main directions of pedagogical activity to ensure students ' interest in physical culture and sports. The article highlights the psychological and pedagogical conditions that allow students to change their attitude to physical culture and sports for the better.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, интерес к занятиям, психолого-педагогическое обеспечение, студенты.

Keywords: sports, physical culture, interest in classes, psychological and pedagogical support, students.

В настоящее время наиболее важным слагаемым формирования здорового образа жизни - приобщение студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности [1]. Отношение студентов к физической культуре и спорту различно, что является одной из актуальных социально-педагогических проблем образования.

Физическая культура и спорт еще не стали для большого числа студентов насущной потребностью, не оформились как интересы личности. Основная задача преподавателя физической культуры заключается в создании психолого-педагогических условий для повышения интереса у студентов к физкультуре и спорту.

Одним из требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физическому воспитанию студентов является «формирование физической культуры личности и умения использовать различные средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья»,

а также «психолого-педагогическая подготовка к дальнейшей профессии» [5]. В программе по физическому воспитанию студентов одной из главных задач является «формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре», потребности в постоянных занятиях спортом [5].

Ключевым элементом в структуре физической культуры является интерес к занятиям спортом. Под «физическим воспитанием» большинство исследователей (Н. В. Ерохина, Е. А. Колькина, Р. С. Наговицын, А. И. Рахматов, И. Л. Софронов) понимают не только «систему знаний, умений и навыков», но и «формирование интереса к занятиям физической культуры и спортом» [1, 2, 3, 4, 5].

На сегодняшний день решение задачи психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов осуществляется преподавателями на недостаточном уровне. Непосредственно, самостоятельно занимаются спортом менее одной трети студентов вузов, также они не принимают активного участия в спортивных мероприятиях, а если и участвуют, то ради автоматического получения зачета или возможности не посещать занятия по физической культуре.

Воспитание личности, заинтересованной физической культурой и спортом, возможно при условии систематизации процесса становления интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности. Н. В. Ерохова выделила основные причины трудностей реализации психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов:

- отсутствие «научно-обоснованных требований к организации и планированию учебного процесса», которые основывались бы на интересах студентов и их психолого-физиологических характеристиках;

- разный уровень физической подготовки и «сформированности основных двигательных умений и навыков»;

- «нормативные возрастные шкалы для студентов не учитывают их морфофи-зиологические особенности» [1].

H. В. Ерохова выделила основные направления педагогической деятельности для обеспечения интереса к занятиям физической культурой:

- «качественное улучшение педагогического руководства на основе учета индивидуальных типологических особенностей, задатков и интересов студентов»;

- «целенаправленное формирование и развитие у студентов потребности и интереса к активным занятиям физической культурой» [1].

Изучив литературу по проблеме психолого-педагогического обеспечения интереса к занятиям физической культурой и спортом, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическое обеспечение - это создание благоприятных условий для повышения интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом. Нами были выделены условия, позволяющие изменить отношение обучающихся в лучшую сторону.

I. Содержание занятий по физкультуре должно строится с учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов.

Предмет «Физическая культура» является не только учебной дисциплиной, но и важным компонентом «целостного развития духовных и физических сил и спо-

собностей студентов» [5]. Результат усвоения дисциплины «Физическая культура» -сформированная физическая культура личности. Данный результат можно достичь через регулярные занятия физическими упражнениями.

Преподавателю физической культуры необходимо на занятиях образовывать группы из студентов одного курса. Отметим, что необходимо создание групп спортивной направленности - по интересующим видам спорта, а также физкультурно-оздоровительные, например, аэробика, бодибилдинг, фитнес.

2. Создание позитивной социально-психологической атмосферы во время занятий физической культурой и спортом.

Студентам должно быть комфортно взаимодействовать в группах. Участники группы и преподаватель выступают для студента в качестве благоприятной социальной среды, создающей все необходимые условия для психологической поддержки физического совершенствования личности. Переживание студентом чувства удовлетворения от общения с окружающими людьми во время занятий физическими упражнениями способствуют формированию чувства удовлетворенности и развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом.

При реализации этого условия можно использовать опыт работы спортивных клубов, секций, кружков, в которых преобладает атмосфера комфорта, доступности, поддержки коллектива, свободного диалога педагога и студента на уровне субъектных отношений.

3. Участие студентов в соревнованиях с равными по силе соперниками.

Выполнение этого условия приведет к тому, что для студентов ведущим видом

деятельности станет выступать не учебная, а спортивная деятельность - диалектическое единство обучения и тренировки, а также участия в соревнованиях. При этом системообразующая роль в этой деятельности принадлежит соревнованиям: они определяют личностный смысл занятий физическими упражнениями, содержание этих занятий и в конечном итоге его результаты.

4. Применение системы рейтингового контроля учебных достижений студентов.

Мероприятия педагогического контроля должны осуществляться преимущественно для измерения и оценки достигаемых студентами результатов и сравнения их с поставленными целями. Получаемая с помощью педагогического контроля информация приводит к переживанию чувства удовлетворенности результатами занятий физической культурой и спортом, что способствует дальнейшему развитию интереса.

Для реализации этого условия в конце учебного семестра студенты получают объективную всестороннюю информацию об уровне своей физической подготовки и о качестве усвоения изучаемых спортивных упражнений. На основании результатов далее определяется место, занимаемое каждым студентом среди своих сокурсников по результатам выполнения каждого упражнения (рейтинг по упражнению), сумма мест, занимаемых каждым студентом по всем физическим упражнениям, входящим в программу соревнований, проводимых в конце каждой четверти.

Рейтинговые оценки позволяют определить каждому студенту свое истинное положение по отношению к остальным студентам, проследить изменение этого

положения за учебный семестр и учебный год в целом. Знание личного рейтинга способствует проявлению соревновательной мотивации, росту стремления к улучшению личных результатов, побуждает к дальнейшему развитию и физическому самосовершенствованию.

Педагогический контроль выполняет и информационную функцию: каждый студент получает оперативную и количественно выраженную информацию об уровне и динамике результатов в тестовых упражнениях, характеризующих в совокупности качество усвоения всех элементов учебного материала. Знание студентами своего рейтинга позволяет определить свои сильные и слабые места в сравнении с остальными студентами.

Создание ситуаций достижения успеха.

Студенческий возраст характеризуется высокой значимостью мотива внешнего самоутверждения в среде своих сверстников. Для удовлетворения этой потребности необходимо создавать в учебном процессе ситуации достижения успеха: ставить перед студентами трудные, но достижимые цели, оперативно контролировать ход их достижения и широко афишировать достигнутый успех, используя различные средства и приемы.

В зависимости от спортивной подготовленности студентов применяются две модели создания ситуации достижения успеха. Для реализации первой модели (ситуация внутреннего успеха) перед каждым студентом были поставлены конкретные, трудные, но достижимые цели по отношению к каждому тестовому упражнению, которые он должен был достичь в конце учебного семестра и в конце учебного года. Эти предполагаемые (планируемые) результаты являются целевыми ориентирами осуществляемой студентами физкультурно-спортивной деятельности как на учебных занятиях по физической культуре, так и во внеучебное время.

Сравнение запланированных и реально достигнутых результатов, осуществляемое в конце каждого учебного семестра, приводит к переживанию чувства удовлетворенности от достигнутого успеха, к формированию уверенности в своих силах. Особо эффективна эта модель для слабых студентов: не имея возможности пережить успех при сравнении своих результатов с более сильными сокурсниками, они переживают чувство удовлетворенности от осознания роста своих результатов независимо от того, как они соотносятся с результатами других студентов.

Вторая модель (ситуация внешнего успеха) предполагает создание ситуации публичного сравнения результатов в тестовых и соревновательных упражнениях, показанных студентами одного курса и определения на этой основе места каждого студента среди своих сокурсников, т. е. определения его личного рейтинга. В этой ситуации у студента актуализируется мотивация на достижение успеха через повышение своего личного рейтинга, усиливается стремление заниматься физическими упражнениями, чтобы достичь более высоких соревновательных результатов. Особенно действенной данная модель является для сильных студентов, которые стремятся попасть в десятку лучших, в тройку призеров или стать первыми. Поэтому для усиления у них мотивации на достижение успеха результаты рейтингового оценивания представляются наглядно, в средствах массовой информации.

5. Создание положительного эмоционального фона учебных занятий.

Повышение эмоциональности учебных занятий по физической культуре обеспечивается новизной и разнообразием применяемых физических упражнений, методов, форм и условий организации учебной и учебно-тренировочной деятельности, широким использованием игрового и соревновательного методов, музыкальным сопровождением занятий, качеством спортивного инвентаря и тому подобное.

Таким образом, выделенные нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы психолого-педагогические условия способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Также данные условия служат ориентирами в деятельности преподавателя, определяют особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Ерохова Н. В. Процесс становления интереса у студентов к занятиям физи-ческой культурой //Дискуссия. 2017. № 2 (76). С. 80-84.

2. Колькина Е. А., Фоменко Е. Г., Новоселова Г. А. Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов современного вуза // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3А. С. 11-16.

3. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2018. № 8-2. С. 293-298.

4. Рахматов А. И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 68-70.

5. Софронов И. Л. Педагогические условия формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2-2. С. 223-228.

References

1. Erokhova N. V. Protsess stanovleniya interesa u studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Process of students' interest formation in physical culture lessons]. Diskussiya -Discussion, 2017, no. 2 (76), pp. 80-84.

2. Kol'kina E. A., Fomenko E. G., Novoselova G. A. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya studentov sovremennogo vuza [Psychological and pedagogical aspects of physical education of students of a modern university]. Pedagogicheskiy zhurnal - Pedagogical journa, 2019, vol. 9, no. 3A, pp. 11-16.

3. Nagovitsyn R. S. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy v vuze [Motivation of students to physical education in the university]. Fundamental'nye issledovaniya -Fundamental research, 2018, no. 8-2, pp. 293-298.

4. Rakhmatov A. I. Nekotorye aspekty povysheniya interesa studentov vuzov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Some aspects of increasing the interest of university students to physical education]. Obrazovanie i vospitanie - Education and upbringing, 2018, no. 5 (20), pp. 68-70.

5. Sofronov I. L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom u studentov [Pedagogical conditions for the formation of interest in physical culture and sports among students]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva - Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovleva, 2018, no. 2-2, pp. 223-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.