Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект отношения к другому'

Психолого-педагогический аспект отношения к другому Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1293
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ "ОТНОШЕНИЕ" / CATEGORY "ATTITUDE" / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ / ATTITUDE TO THE OTHER / ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ / THE DYNAMICS OF RELATIONSHIPS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Просекова Елена Николаевна

В данной статье раскрывается понятие «отношение», его компоненты и факторы формирования системы отношений к другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical aspect ratio to another

This article reveals the concept of "attitude", its components and factors of formation of the system of relations to another.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект отношения к другому»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Е.Н. Просекова, г. Каменск-Уральский

Психолого-педагогический аспект отношения к другому

В данной статье раскрывается понятие «отношение», его компоненты и факторы формирования системы отношений к другому.

Категория «отношение», отношение к другому, динамика отношений, самосознание.

E.N. Prosekova, Kamensk-Uralsky

Psycho-pedagogical aspect ratio to another

This article reveals the concept of "attitude", its components and factors offormation of the system of relations to another.

Keywords: category "attitude", attitude to the other, the dynamics of relationships, self-awareness.

В большинстве сложившихся направлений исследования проблематики самосознания в качестве узлового его элемента, в различных аспектах рассматривается феномен отношения к другому.

Прошедшее ХХ столетие было отмечено повышением интереса ученых к проблеме отношений «личность — социум», «личность — личность», «я — другие», «я — я». К числу основных причин актуализации этой проблемы относятся соответствующие изменения, которые произошли в современном обществе и, прежде всего, в характере организации самих отношений.

Широко обсуждаемый в философии (Платон, Аристотель, Сократ, И. Кант, М.К. Мамардашвили, О.Г. Дубровницкий, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк, Ж.П. Сартр), социальной (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Л.А. Петровская), исторической (Г.Д. Берман, В.С. Библер, С.С. Неретина) сферах научных знаний феномен отношения к другому остается, однако, еще далеко не раскрытым во всей глубине его содержательной и функциональной сущности. Это не случайно и связывается не только со сложностью его представленности в самосознании человека, но и с трудностью познания сущности феномена отношения в рамках осуществляемых подходов.

Отношение к другому в юношеском возрасте имеют большое значение. Это отношение возникает как в процессе учебной деятельности, так и в процессе общения. Формируется эмоциональное содержание отношения, такие как любовь, дружба, неприязнь, вражда, благодаря которым развивается и социализируется личность. Варианты переживаний этих отношений огромны. В юношеском возрасте формируются отношения с другими людьми, которые дают основу отношениям в других возрастных периодах [5].

Проблема отношения к другому подробно исследовалась в рамках отечественной психологии общения и социальной психологии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я.

Гозма, М. С. Каган, И.С Кон, М.И Лисина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев., Н.Н.Обозов., А В.Петровский и многие другие), но отношения к другому в юношеском возрасте были мало изучены, а также не изучены особенности проявления этих отношений.

Подробнее рассмотрим понятие отношение, этот термин, введенный Аристотелем для обозначения определенного способа бытия и познания. В отношении находит проявление взаимосвязи предметов, явлений. Выделяют пространственные отношения, временные, логические, существенные. Особенного и общего, отношение в процессе учебной деятельности, семейные отношения и др. [4].

М.И. Дъяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, что отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного самоотношения к себе [4].

В. Шапарь трактует понятие «отношения» как субъективную сторону отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой [15].

B.А. Ганзен и В.Н. Юрченко рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности, а как характеристика самосознания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека [2].

C.В. Духновский считает, что категория «отношение» — одна из основных в психологической науке, наряду с такими как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентации, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека [3].

Самосознание через отношение раскрывается в учении отечественного психолога В.Н. Мясищева, который выделяет систему отношений человека в рамках трех сторон действительности: явления природы (мир вещей), люди и общественные явления, сам субъект (личность). С этой точки зрения самосознание формируется в процессе установления и развития отношений индивида с окружающей средой и с самим собой. При этом, как отмечает В.Н. Мясищев, отношение человека к самому себе связано с его отношениями к другим людям и их отношениями к нему [8].

Важность этого понятия для психологии заключается в том, что категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним; исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности; в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и определяющая роль отношений к людям; в главном — применительно к людям — выступает двусторонний, взаимный характер этих отношений [8].

По мысли В.Н. Мясищева, отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношении, структурированной по

степени обобщенности - от святей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности [8].

Развивая психологическую теорию отношений, В. Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева.

Так, А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В.Н. Мясищев «продвигает» эту проблему к пониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью [6].

На эту особенность обращает внимание Г.М. Андреева, объясняя как раз направленность будущего поведения личности. «Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия» [1].

A.В. Петровский и М.Г. Ярошевский рассматривают отношение как одну из характеристик сознания наряду со знанием, самосознанием, обеспечением целеполагающей деятельности человека. При этом отношение как характеристика сознания связывается авторами с «миром чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек» [10].

К.К. Платонов также определяет «отношение - это только один из трех основных компонентов сознания, но не все сознание в целом», однако вместе с тем допускает, что отношение может выступать в единстве с переживанием («отношение как переживание») или в единстве с познанием («отношение как знание») [11].

B.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков, основанной на его индивидуальном социальном опыте; потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности [8].

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. Отношение содержит в себе момент оценки, выражает пристрастность личности. Кроме того, на отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение, как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений — субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению [7].

Заканчивая теоретический анализ понятия «отношение» в психолого-педагогической литературе, мы выявили, что оно рассматривается: как структурные компоненты личности; как «содержательная связь» человека с внешним миром; как устойчивое отношение человека или группы людей к кому - либо или чему - либо; как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой; как активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Мы, в своем исследовании, придерживаемся определения В.Н. Мясищева, согласно которому «отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности».

Необходимо отметить, что отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение) [14].

Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами:

1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им» [8].

2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей, Таким образом, в результате отражения личностью окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности;

3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д. [13].

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучению различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнано выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) компоненты. Каждый определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.

Познавательный (оценочный) компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя,

проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе, выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных но знаку чувств - неприятии, вражды, антипатии.

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета [8].

Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени [12].

Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии [9].

Таким образом, понятие «отношение» рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа).

Итак, на формирование и изменение системы отношений личности влияют различные факторы, опосредующие возникновение и динамику отношений личности (к себе, к другому, к миру). К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние, непосредственные формы взаимодействия в системе мать — ребенок; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции отношений и взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития человека, которые рассматриваются как разрушение старой и формирование новой системы отношений.

Ко второй группе факторов динамики отношений («личностные» факторы) относятся различные свойства субъекта отношений; социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания и т.д.); социальные

характеристики (образование, профессия): индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота — сложность).

Третья группа факторов («ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близости; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-значимая ситуация»).

Таким образом, отношения личности формируются и изменяются под влиянием нескольких групп факторов, среди которых особая роль принадлежит личностным факторам становления системы отношений человека [12].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы: «отношение» - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений, это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Выделены структурные компоненты отношений: «эмоциональная», «оценочная» и «конативная» стороны. Представлены формирующие факторы отношения к другому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М., 1997.

2. Ганзен, В.А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Экспериментальная и прикладная психология. - Л. : Ленингр. ун-т, 1981. - Вып. 10. - С. 5-16.

3. Духновский, С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению / С.В. Духновский. - СПб. : Речь, 2006. - 54 с.

4. Дъяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск : Харвест, 2001. - 576 с.

5. Кузахмедова, Г.В. Становление межличностных отношений старшеклассников со сверстниками и взрослыми: уроки самопознания и сотрудничества / Г.В. Кузахмедова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - № 2. - С.53-56.

6. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. - СПб., 2001. - С. 124-160.

7. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

8. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж, 2004.

9. Мясищев, В.Н. Проблемы психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма к среде / В.Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. - Л., 1953. - № 147.

10. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М. : Мысль, 1972. - 216 с.

12. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Лабунской. - М. : Гардарики, 2001. - 397 с.

13. Старовойтенко, Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели / Е.Б. Старовойтенко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С.103.

14. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Столин. - М., 1985.

15. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. - М. : АСТ, 2004. - 734 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.