Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ технологической среды'

Психолого-педагогический анализ технологической среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ технологической среды»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Д.А. МАХОТИН,

Развитие науки, техники и технологий привело к изменению окружающей среды, созданию сложного и многообразного мира «искусственного», в котором человек не только привык и хочет жить, но и сталкивается с проблемами управления информацией и технологиями, его обеспечивающими. Эти проблемы, имеющие философские и социальные основания, рассматриваются сквозь призму понятий «технологическая сфера», «технологическая культура», «технологическая среда».

Понятие среды не имеет однозначного определения. Все разнообразие ее понимания в разных областях знания можно свести к двум. В гуманитарных науках (а также в биологии) понятие «среда» связывают чаще всего с окружением — среда человека, окружающая среда, социальная среда, среда обитания и т.п., что позволяет рассматривать человека (субъекта, организм) как нечто центральное. В математике и технических науках среда часто рассматривается как некая форма или структура, ограничивающая пространство и позволяющая наполнять эту среду различными объектами (материалом).

Технологическая среда, являясь феноменом, позволяющим описать взаимодействие человека и созданного им мира с природой, объединяет социальные и природные факторы, элементы материальной и духовной культуры. Технологическая среда сама по себе является культурной составляющей и представляет собой овеществленные средства взаимодействия человека с природой и социумом, средства организации человеческой жизни и деятельности.

Технологическая среда представляет собой совокупность машин, механизмов, устройств, сооружений, других технических средств, а также способов их создания и использования (управления), концентрическим образом взаимодействующих с человеком (субъектом) в конкретном месте и времени, определяющих событийность данных отношений. Это понятие раскрывается в трех компонентах — личностном, технологическом и техническом, а также в трех видах отношений, возникающих между ними: когнитивном и морально-ценностных аспектах управления технологиями («человек-технология»); социально-куль-турном и технологических аспектах управления человеком техникой («человек-техника»); разработкой и производством технических средств и сооружений («технология-техника»).

Анализ технологической среды возможен на основе определения специфических характеристик среды как научного понятия. М. Черноушек (1989 г.) после обобщения ряда исследований по данной проблеме выделил следующие особенности понятия «среда»:

кандидат педагогических наук, доцент

Ф культурно-исторический характер развития — среда не имеет четко определенных и твердо фиксированных границ (пределов) в пространстве и времени;

Ф целостность восприятия среды — она воздействует интегративно на все органы чувств человека; информацию о среде человек получает путем сочетания и согласования данных, получаемых от различных органов чувств;

Ф иерархичность и структурность среды — информация о среде неоднородна, в ней можно выделить как ядерную, главную часть, так и приоритетные составляющие;

Ф избыточность среды — она всегда содержит больше информации, чем та, которую мы способны сознательно зарегистрировать, переработать и понять;

Ф приоритет человеческого действия — среда воспринимается человеком в тесной связи с его практической деятельностью; ее восприятие тесно связано с действиями, и наоборот;

Ф значение среды — любая среда наряду с физическими, химическими и другими особенностями обладает психологическими и символическими значениями (а также педагогическими);

Ф целостность развития среды — окружающая среда воздействует как единое целое.

Специфику технологической среды можно описать через закономерности развития техническо-техноло-гического знания, выделяемые в философии техники. К ним относятся следующие:

Ф баланс когнитивных и социальных факторов;

Ф постоянный рост технической и технологической информации;

Ф прерывно-непрерывный характер развития тех-ничес ко-технологического знания;

Ф телеологизм развития;

Ф существенный характер эколого-гуманитарной детерминанты;

Ф влияние цивилизационной детерминанты на характер и темпы развития техническо-технологичес-кого знания.

Все это свидетельствует об общественно-истори-ческом характере развития технологической среды, ее взаимовлиянии с практической деятельностью человека, о сложности этих взаимоотношений и приоритете нравственных принципов в создании нового мира искусственного. Для этого необходимы новые подходы в подготовке специалистов на всех уровнях образования, то, что сегодня можно назвать в широком смысле технологической подготовкой (знание «как» и ценностно-смысловые знания) и которая направлена на преодоление разделения гуманитарной и естественнонаучной составляющих образования.

Вестник Московского университета МВД России № 9 • 2008

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.