ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Д.А. МАХОТИН,
Развитие науки, техники и технологий привело к изменению окружающей среды, созданию сложного и многообразного мира «искусственного», в котором человек не только привык и хочет жить, но и сталкивается с проблемами управления информацией и технологиями, его обеспечивающими. Эти проблемы, имеющие философские и социальные основания, рассматриваются сквозь призму понятий «технологическая сфера», «технологическая культура», «технологическая среда».
Понятие среды не имеет однозначного определения. Все разнообразие ее понимания в разных областях знания можно свести к двум. В гуманитарных науках (а также в биологии) понятие «среда» связывают чаще всего с окружением — среда человека, окружающая среда, социальная среда, среда обитания и т.п., что позволяет рассматривать человека (субъекта, организм) как нечто центральное. В математике и технических науках среда часто рассматривается как некая форма или структура, ограничивающая пространство и позволяющая наполнять эту среду различными объектами (материалом).
Технологическая среда, являясь феноменом, позволяющим описать взаимодействие человека и созданного им мира с природой, объединяет социальные и природные факторы, элементы материальной и духовной культуры. Технологическая среда сама по себе является культурной составляющей и представляет собой овеществленные средства взаимодействия человека с природой и социумом, средства организации человеческой жизни и деятельности.
Технологическая среда представляет собой совокупность машин, механизмов, устройств, сооружений, других технических средств, а также способов их создания и использования (управления), концентрическим образом взаимодействующих с человеком (субъектом) в конкретном месте и времени, определяющих событийность данных отношений. Это понятие раскрывается в трех компонентах — личностном, технологическом и техническом, а также в трех видах отношений, возникающих между ними: когнитивном и морально-ценностных аспектах управления технологиями («человек-технология»); социально-куль-турном и технологических аспектах управления человеком техникой («человек-техника»); разработкой и производством технических средств и сооружений («технология-техника»).
Анализ технологической среды возможен на основе определения специфических характеристик среды как научного понятия. М. Черноушек (1989 г.) после обобщения ряда исследований по данной проблеме выделил следующие особенности понятия «среда»:
кандидат педагогических наук, доцент
Ф культурно-исторический характер развития — среда не имеет четко определенных и твердо фиксированных границ (пределов) в пространстве и времени;
Ф целостность восприятия среды — она воздействует интегративно на все органы чувств человека; информацию о среде человек получает путем сочетания и согласования данных, получаемых от различных органов чувств;
Ф иерархичность и структурность среды — информация о среде неоднородна, в ней можно выделить как ядерную, главную часть, так и приоритетные составляющие;
Ф избыточность среды — она всегда содержит больше информации, чем та, которую мы способны сознательно зарегистрировать, переработать и понять;
Ф приоритет человеческого действия — среда воспринимается человеком в тесной связи с его практической деятельностью; ее восприятие тесно связано с действиями, и наоборот;
Ф значение среды — любая среда наряду с физическими, химическими и другими особенностями обладает психологическими и символическими значениями (а также педагогическими);
Ф целостность развития среды — окружающая среда воздействует как единое целое.
Специфику технологической среды можно описать через закономерности развития техническо-техноло-гического знания, выделяемые в философии техники. К ним относятся следующие:
Ф баланс когнитивных и социальных факторов;
Ф постоянный рост технической и технологической информации;
Ф прерывно-непрерывный характер развития тех-ничес ко-технологического знания;
Ф телеологизм развития;
Ф существенный характер эколого-гуманитарной детерминанты;
Ф влияние цивилизационной детерминанты на характер и темпы развития техническо-технологичес-кого знания.
Все это свидетельствует об общественно-истори-ческом характере развития технологической среды, ее взаимовлиянии с практической деятельностью человека, о сложности этих взаимоотношений и приоритете нравственных принципов в создании нового мира искусственного. Для этого необходимы новые подходы в подготовке специалистов на всех уровнях образования, то, что сегодня можно назвать в широком смысле технологической подготовкой (знание «как» и ценностно-смысловые знания) и которая направлена на преодоление разделения гуманитарной и естественнонаучной составляющих образования.
Вестник Московского университета МВД России № 9 • 2008
39