Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения'

Психолого-педагогический анализ формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Оксана Сейдуллаевна

В статье представлены результаты психологопедагогического анализа формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения на материалах Республики Казахстан. Автор развивает тезис о возможностях влияния дистанционных технологий обучения на процесс формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Оксана Сейдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical analysis of the formation of professional competence in the process of distance learning

This paper presents the results of psychological and pedagogical analysis of formation of professional competence in the process of distance learning materials of the Republic of Kazakhstan. The author develops a thesis about the possible impact of distance learning technologies in the process of formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения»

DOI: 10.17689/psy-2016.2.9 УДК 159.923

Психолого-педагогический анализ формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения © 2016 Ахметова Оксана Сейдуллаевна*,

*кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры Информационные системы обучения Казахского национального педагогического университета им.Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

a-os@mail.kz

Аннотация: В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения на материалах Республики Казахстан. Автор развивает тезис о возможностях влияния дистанционных технологий обучения на процесс формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, дистанционные технологии обучения.

Psycho-pedagogical analysis of the formation of professional competence in the

process of distance learning © 2016 Akhmetova Oksana Seydullaevna*,

* PhD, associate professor of the Department of Information system of training of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai (Almaty, Kazakhstan) a-os@mail.kz

Annotation: This paper presents the results of psychological and pedagogical analysis of formation of professional competence in the process of distance learning materials of the Republic of Kazakhstan. The author develops a thesis about the

possible impact of distance learning technologies in the process of formation of professional competence.

Keywords: professional competence, competence approach, distance learning technology.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения. Именно оно занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов. С помощью дистанционных технологий решаются проблемы настоящего. Дистанционное обучение, дистанционное образование, электронное обучение, E-Learning - за этими терминами скрывается не просто модная тенденция в образовании. Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. Переход к информационному обществу, в котором процессы генерации и распространения знания становятся приоритетными, положительно влияет на формирование новой парадигмы как образования в целом, так и частных образовательных концепций и систем.

В современных условиях большинство американских и европейских

университетов используют в образовательном процессе дистанционные и

интерактивные технологии, большинство российских государственных ВУЗов

активизируют использование возможностей онлайн-технологий обучения. В

Республике Казахстан также активно внедряется в образовательный процесс

как инновация дистанционный метод обучения и повышения квалификации

специалистов. Тем не менее существенной популяризации и распространения

он не получил. В этой связи в условиях модернизации современного

образования остро встает проблема осмысления старых и выработки на их

основе новых целей, задач, форм и методов обучения, привлечение в

115

образовательный процесс глобальных образовательных программ. Современная модель образовательного процесса предполагает переход к личностно деятельностной (компетентностной) парадигме, в основе которой создание условий для формирования профессиональных компетенций. Поэтому, на основе компетентностного подхода должны проектироваться и методы дистанционного обучения. Формирование профессиональных компетенций зависит от активности самих обучающихся, и, соответственно, одной из ключевых задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное взаимодействие с обучаемыми посредством информационно-коммуникационных сетей. Студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в неё свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений, развитие творческого потенциала - способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, лёгкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике. Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнёрскому общению учащихся между собой и педагогом.

Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание

образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих

(передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и

116

взаимодействии. По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Дистанционное обучение представляет собой процесс целенаправленного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Как следствие применения системного подхода, в определение включено в качестве системообразующего элемента понятие дидактическая система, которая учитывает современный уровень педагогики как науки и практики в свете новых информационных технологий. Под целенаправленным процессом, обозначенным в определении, понимается организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности. Психолого-педагогический анализ работ в рамках данного проблемного поля свидетельствует о том, что основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляют целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте. Электронное обучение позволяет студенту проходить весь учебный курс в темпе, учитывающем индивидуальные, личностные особенности, что позволяет избегать пропусков в процессе изучения. Электронное образование предлагает обучаемому элементы управления, которые невозможно реализовать при подготовке в обычной (традиционной) студенческой аудитории. Возможность неограниченного повтора искомого стимула или

117

информации, позволяет студенту осваивать образовательную программу в своем индивидуальном, комфортном темпе.

Дистанционное обучение как категория дидактики является интерактивным синхронным процессом взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и средствами обучения. Образовательный процесс дистанционного обучения проходит в специфической образовательной системе, элементами которой являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) средства, 5) организационные формы обучения; 6) безопасность; 7) учебно-материальные, 8) финансово-экономические, 9) нормативно-правовые, 10) маркетинговые параметры. Дистанционное обучение требует от студента высоких личностных качеств, таких, как ответственность, настойчивость целеустремленность, честность, овладение основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Одним из показателей мотивации к электронному обучению - удобство, которое оно предлагает, например -возможность пройти курс практически в любой момент и практически в любом месте. Это значительно легче, чем пытаться встроить процесс обучения в плотный график занятости, когда обучающийся не может посвятить личное время удовлетворению каких-либо своих потребностей, а вынужден присутствовать в студенческой аудитории.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии

студентов с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в

которой студент находит себя как область осваиваемого опыта, причём речь

идёт не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных

впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или

иллюстративного дополнения. Опыт студента - это центральный активатор

учебного познания. В традиционной системе обучения преподаватель играет

роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в

интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов,

активизирующих взаимонаправленные потоки информации. По сравнению с

118

традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности студентов, задача ведущего - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Использование дистанционных, интерактивных методов обучения способствует не только активизации процесса познания, но и учит студентов конструктивному общению, активному поиску и выработке неординарных решений, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни, а это и есть элементы профессиональных компетенций. Сочетание в учебном процессе традиционных и инновационных методов, средств, форм обучения актуализирует реализацию дистанционного обучения на уровне знаний и видов деятельности, а это активизирует учебно-познавательную деятельность студентов как в освоении предметных знаний, умений и навыков, так и во владении профессионально значимыми качествами, а также профессиональными компетенциями.

Таким образом, в условиях перехода к системе открытого педагогического образования в Республике Казахстан применение дистанционного обучения выступает как фактор модернизации системы образования, способствующий его аттестации и сертификации в соответствии с республиканскими и международными стандартами. В этой связи, интегрирация системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство напрямую связано с развитием дистанционного обучения, являющегося неотъемлемым компонентом республиканской образовательной политики.

Литература:

1. Семакин И.Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование, 2002. - № 1. С. 21-24.

2. Ахметова О.С. Понятие информационной культуры и этапы ее становления // Вестник АгУ им. Абая. - 2002. №1(5). С. 27-30.

3. Исаев С.А., Ахметова О.С. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе обучения информатики // Вестник КазНПУ им. Абая № 4, Алматы, 2012.

References:

1. Semakin I.G. Gramotnost, obrazovannost, kultura // Informatika i obrazovanie, 2002. - # 1. S. 21-24.

2. Ahmetova O.S. Ponyatie informatsionnoy kulturyi i etapyi ee stanovleniya // Vestnik AgU im. Abaya. - 2002. #1(5). S. 27-30.

3. Isaev S.A., Ahmetova O.S. Formirovanie funktsionalnoy gramotnosti uchaschihsya v protsesse obucheniya informatiki // Vestnik KazNPU im. Abaya # 4, Almatyi, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.