Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / АРИСТОТЕЛЬ / "НАУКИ О ДУШЕ" / "ИСТОРИЯ ПАМЯТИ" / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / ARISTOTLE / "THE SCIENCES OF THE SOUL" / "THE SCIENCES OF MEMORY " / "HISTORY OF MEMORY"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хазина Анна Васильевна, Микаутадзе Ольга Григорьевна

В статье дается обзор современной перцепции психолого-педагогических концепций Аристотеля, обусловленной новейшими междисциплинарными исследованиями. Авторы приходят к заключению, что именно интенсивное развитие междисциплинарных гуманитарных исследований, сама по себе междисциплинарность, как имманентное свойство современного гуманитарного знания, парадоксальным образом придает процессу обновления перцепции Аристотеля новый импульс и расширяет его масштабы и интеллектуальные горизонты. В частности, отмечается, что популярные междисциплинарные исследования современной гуманитаристики - «история ментальности», «гендерная история», историческая психологии и т.п. - так или иначе, в той или иной степени, опираются на рефлексию по поводу классических психолого-педагогических трудов Аристотеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL VIEWS OF ARISTOTLE: MODERN PERCEPTION AND INTERDISCIPLINARY STUDIES

The article provides an overview of modern perception of the psychological and pedagogical concepts of Aristotle and its overhauling, which have been intensified within the framework of the latest interdisciplinary research’ trends. The authors come to the conclusion that it is the intensive development of interdisciplinary humanitarian studies, as well as the very interdisciplinary property of modern humanitarian knowledge that gives a paradoxical rise to the process of updating Aristotle’s perception and expanding its scope and intellectual horizons. In particular, it is noted that the popular interdisciplinary studies of modern humanities are “the history of mentality”, “gender history”, historical psychology, etc. - one way or another, to one degree or another, they rely on reflection on the classical psychological and pedagogical works of Aristotle.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ»

УДК 94(3). 321 Аристотель

ХАЗИНА А.В., МИКАУТАДЗЕ О.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Ключевые слова: междисциплинарные исследования, психология, педагогика, Аристотель, «науки о душе», «история памяти».

В статье дается обзор современной перцепции психолого-педагогических концепций Аристотеля, обусловленной новейшими междисциплинарными исследованиями. Авторы приходят к заключению, что именно интенсивное развитие междисциплинарных гуманитарных исследований, сама по себе междисциплинарность, как имманентное свойство современного гуманитарного знания, парадоксальным образом придает процессу обновления перцепции Аристотеля новый импульс и расширяет его масштабы и интеллектуальные горизонты. В частности, отмечается, что популярные междисциплинарные исследования современной гуманитаристики -«история ментальности», «гендерная история», историческая психологии и т.п. - так или иначе, в той или иной степени, опираются на рефлексию по поводу классических психолого-педагогических трудов Аристотеля.

KHAZINA, A.V., MIKAUTADZE, O.G.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL VIEWS OF ARISTOTLE: MODERN PERCEPTION AND

INTERDISCIPLINARY STUDIES

Keywords: interdisciplinary research, psychology, pedagogy, Aristotle, "the sciences of the soul", "the sciences of memory ", "history of memory".

The article provides an overview of modern perception of the psychological and pedagogical concepts of Aristotle and its overhauling, which have been intensified within the framework of the latest interdisciplinary research' trends. The authors come to the conclusion that it is the intensive development of interdisciplinary humanitarian studies, as well as the very interdisciplinary property of modern humanitarian knowledge that gives a paradoxical rise to the process of updating Aristotle's perception and expanding its scope and intellectual horizons. In particular, it is noted that the popular interdisciplinary studies of modern humanities are "the history of mentality", "gender history", historical psychology, etc. - one way or another, to one degree or another, they rely on reflection on the classical psychological and pedagogical works of Aristotle.

Современное научно-гуманитарное знание характеризуется не просто бурным развитием множества междисциплинарных направлений: сама по себе междисциплинарность на протяжении уже нескольких десятилетий является предметом методологической рефлексии и многочисленных теоретических дискуссий [1; 2, ч.2. с.338]. Отдельного внимания в процессе становления этой рефлексии (как в методологическом, так и в прагматическом аспектах) заслуживает, на наш взгляд, заметный всплеск научно-практического интереса к наследию Аристотеля, проявившийся на рубеже XX-XXI столетия и, особенно, в первые десятилетия XXI века.

Разумеется, и само наследие Стагирита, и эволюция его перцепции различными традициями различных эпох, - все это настолько обширно, что любые предположения о дальнейших, наиболее вероятных направлениях изучения Аристотеля и его философии, были бы, очевидно, самонадеянными и ограниченными, особенно в рамках данной статьи [3, p. 76, 4, c. 14]. Достаточно упомянуть лишь несколько самых значимых направлений современных междисциплинарных исследований, обозначенных наиболее заметными и влиятельными работами, каждая из которых, в той или иной мере, либо опирается на теоретические разработки Аристотеля, либо предлагает новую оптику, меняющую перцепцию его наследия в контексте новых интердисциплинарных подходов и проектов.

В этом отношении любопытны новые публикации, связанные с развитием активно разрабатываемых сегодня «теорий памяти» и новых практик историописания [1, c. 411-420]. Речь идет о работах, опубликованных в начале 10-х годов, - в частности, переводах и комментариях текстов, входящих в корпус Parva Naturalia: малоизвестные труды Аристотеля, относящиеся к психологическим трактатам. Эти произведения, по мнению большинства исследователей, относятся к раннему периоду творчества Аристотеля, в них обнаруживается

6

значительно большее влияние платоновской философии. Так, в 2010 году был издан первый русский перевод из Parva Naturalia «О памяти и припоминании» [5]. В англо-саксонской историографической традиции такие междисциплинарные исследования начали проводиться несколько ранее, и сегодня более распространены [6].

Исследовательским полем, примыкающим к «теориям памяти», можно, в известном смысле, считать область современных психолого-педагогических и этико-прагматических работ, в которых заново переосмысляется наследие Аристотеля. В 2005 году выходит диссертационная работа Макаровой И.В. «Учение Аристотеля о душе и его судьба в западноевропейской философии», в которой автор подробно излагает эволюцию перцепции идей Аристотеля, анализирует истоки их жизнеспособности и уделяет особое внимание рецепции Ф. Брентано аристотелевских идей о душе [7]. В двухтысячных публикует несколько работ И.Р. Тантлевский, которые исследуют процесс развертывания представлений о мироздании в душе человека, функционирование его внутреннего мира. Автор рассматривает гипотезы Аристотеля в свете современных научных представлений о протекании душевных процессов [8, 9, 10].

В 2016 году выходит работа Джонатана Буттачи «Мыслительные формы в образах: Аристотель об интеллектуальных способностях, действии и свойствах» [11]. Автор пишет о том, что именно «активный ум» позволяет человеку понимать сущее, анализирует прагматику Аристотеля, методы, способствующие развитию этого активного ума - своего рода «психотехнические рекомендации» и условия формирования человека и его воспитания.

В 2018 году Marcelo D. Boeri издает работу «Soul and Mind in Greek Thought. Psychological Issues in Plato and Aristotle» [12]. Автор затрагивает важнейшие вопросы, в которых изучение души Аристотель связывает с воспитанием. По мнению автора, Аристотель демонстрирует, как структура эмоций и их возникновение у человека влияют на его воспитание.

Не только европейские и североамериканские, но и российские исследователи все чаще и все интенсивнее обращаются к изучению того, в какой мере сегодня психолого-педагогические концепции Аристотеля и античные практики переосмысляются и влияют на развитие современных теорий воспитания, - в особенности система воспитания Аристотеля [13, с. 61]. При этом традиция и потребность «заново открывать Аристотеля» сами по себе сформировали своего рода интеллектуальную традицию, восходящую корнями к античности и прорастающую - через эллинизм, Средние века и Новое Время - в наши дни [14, 15].

Не случайно решением ЮНЕСКО 2016 был объявлен юбилейным годом Аристотеля в честь 2400-летия рождения великого мыслителя. Различные мероприятия в этой связи прошли по всему миру. Так, в мае 2016 г. состоялся международный симпозиум «Аристотель - 2400 лет» в Салониках (Греция), где было представлены свыше 200 докладов философами и учеными из 40 стран мира [16]. При этом особое внимание в статьях многих авторов было уделено переосмыслению систем современного воспитания и образования.

В контексте развития глобализированной экономики и возрастающих потребностей в специалистах, способных к междисциплинарному обучению, ученые, педагоги, психологи видят глубокий смысл в обновленной перцепции педагогических и психологических идей Аристотеля, а также в их интеграции в контекст современного гуманитарного знания - не только сугубо философского, но и прагматического. «Понимание Аристотелем сущего как наличной совокупности единичных вещей - сущностей находится в связи с его пониманием души как системы. Особенность понимания сущего античным мыслителем состоит в отождествлении бытия с существующей совокупностью вещей, явлений, которые выступают самостоятельными сущностями, находящимися в различных отношениях между собой и обладающими различными свойствами и предикатами» [17, p. 6].

В ряду разнонаправленных и масштабных направлений современных междисциплинарных исследований не менее значимым и знаменательным является чрезвычайно обширный корпус работ, связанных с развитием новейших концепций, а также социальных и клинических практик в сфере психологии, психоанализа и психиатрии. Это

7

направление особенно активно развивается в западноевропейских и североамериканских университетах и представляет собой яркий образец продуктивности междисциплинарных разработок и проектов. Наиболее заметные работы в этой сфере также непосредственно примыкают к популярным междисциплинарным исследованиям современной гуманитаристики: «истории ментальности», «гендерной истории», исторической психологии и т.п. [18, с. 173-174, 198]. И при этом практически все они (так или иначе, в той или иной степени) опираются на рефлексию по поводу классических психолого-педагогических трудов Аристотеля.

Достаточно сказать, например, что в фундаментальной работе Яна Хэкмана «Переписывая душу заново...», изданной еще в 1995 году в США [19], и посвященной обзору последних достижений и открытий в области психолого-педагогической и социальной реабилитации людей с различными типами диссоциативных расстройств личности, несколько отдельных глав посвящено истории «различных наук о памяти» [19, р. 198-234]. Значительная часть этих глав опирается на анализ того, как эволюционировала перцепция базовых представлений Аристотеля о душе, об уме и познании в западноевропейской философии и медицине. При этом библиография книги включает более 600 наименований [19, р. 297-328].

Сегодня такая «новая оптика», наведенная на классическое (и, казалось бы, хорошо изученное) наследие Аристотеля, выглядит не только предельно актуальной, но и вполне обоснованной. Учение Аристотеля о душе, его воззрения на душу, как субъект познания и разумную единицу, позволяют заново, уже с учетом новейших достижений гуманитарных и естественных наук, переосмыслить представления о человеке, поскольку затрагивают все стороны его жизни, функции и проявления. Аристотелево понятие души как формы органического тела и энтелехии многие сегодня сближают с понятием генома человека (об этом пишут, в частности, Нуссбаум, Шнайдер и др.) [20, 21], а описание функций души и ума очень близко современным исследованиям в области нейропсихологии и нейролингвистики.

Изучение души, в тех свойствах и функциях, о которых пишет Аристотель, возвращается и в проблемное поле современной педагогики. В этом отношении показателен образовательный эксперимент Университета имени Аристотеля (АрютотеХею ПаУблютлцю ©еооаХоужп^) в Салониках, начатый в 2015 году и продолжающийся по сей день. Университет инициировал пробный проект, в котором реализуется воспитательная система Аристотеля -участие в нем приняло около тысячи студентов отделения психологии [11, р. 134]. Целью этого проекта стала попытка интегрировать идеи Аристотеля в области психологии, а также его концепцию воспитания в современную систему образования. Как подчеркивается в материалах психологического отделения Университета в Салониках, целью эксперимента является не столько рефлексия и рецепция идей Аристотеля, сколько попытка реализовать их на практике и одновременно интегрировать в современные социальные и экономические реалии.

В экспериментальном режиме изменяется сам процесс образования: особое внимание уделяется риторике, студенты распределяются по группам, в зависимости от превалирующего типа их мышления - теоретического или практического, что в идеях Аристотеля выделяется как ум деятельный и пассивный. Для каждой из групп студентов выстраивается свой план обучения, в виде блоков, с большей экспериментальной либо практической частью. Процесс образования носит свободный характер, не ограничивается лекциями и семинарскими занятиями в помещениях университета, и т.п. Не все детали реализации проекта сегодня общедоступны, поскольку сам эксперимент продолжается, и осмысление его итогов - вопрос ближайшего будущего.

Очевидно, однако, что психолого-педагогическая теория Аристотеля обладает большим потенциалом с точки зрения развития современной педагогики и психологии -причем развития не только их теоретической базы, но и адаптивных образовательных и педагогических практик.

Несмотря на то, что в настоящее время практически каждый аспект философии Аристотеля подвергается гистологическому и философскому пересмотру, есть, по крайней

8

мере, несколько областей в его наследии, которые остаются актуальными и подвергаются активному переосмыслению: метафизика, искусство, философия ума и теория этики. В каждой из этих областей (да и во многих других) подходы Аристотеля по-прежнему вдохновляют не только ученых, историков и философов, но и практиков: психологов и педагогов, психиатров и социологов и т.д.

При этом именно интенсивное развитие междисциплинарных гуманитарных исследований (и количественное, и качественное), сама по себе междисциплинарность, как имманентное свойство современного гуманитарного знания, парадоксальным образом придает процессу обновления перцепции Аристотеля новый импульс и расширяет его масштабы и интеллектуальные горизонты.

Литература и источники

1. Репина Л. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. Социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - 560 c.

2. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна» / Отв. ред. Л.П. Репина. - М.: ИВИ РАН, 2005. - 151 с.

3. Barnes J., SchofieldM. Articles on Aristotle. Vol. 4: Psychology and Aesthetics. - L.: Duckworth, 1979. - 212 p.

4. Чиглинцев Е.А. Рецепция античности в культуре конца XIX - начала XXI вв. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. - 290 с.

5. Месяц С.В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 158-173.

6. CarruthersM. J. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

- 393 p.

7. Макарова И.В. Учение Аристотеля о душе и его судьба в западноевропейской философии. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2005. - 29 с.

8. Бессмертная «доля» души в учении Аристотеля, в этике Спинозы и в перипатетической рецепции Маймонидом раввинистического учения о «доле» человека «в грядущем мире» // ЕХОЛН (Schole). - 2015. - № 9 (1). - С. 137-141.

9. Тантлевский И.Ю. Мироздание в душе человека: Аристотель, De anima, III, 8, 431b. 20-24-432а. 2 и Экклесиаст 3:10-11 // ЕХОЛН (Schole). - 2018. - № 12 (1). - С. 72-85.

10. Тантлевский И.Ю. «Сотериология» Аристотеля // Вопросы философии. - 2019. - № 2. - С. 148-159.

11. Buttaci J.A. Thinking forms in images: Aristotle on intellectual capacities, activities and virtues. - Pittsburgh: University of Pittsburgh, 2016. - 285 p.

12. BoeriM.D. Soul and Mind in Greek Thought. Psychological Issues in Plato and Aristotle. - Berlin: Springer, 2018. - 252 p.

13. Шилкина И.С. Прочтение Аристотеля в рамках его философско-психологических воззрений // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 20. - С. 61-63.

14. Хазина А.В., Софронова Л.В. «Трансформация античности», или наше отражение в зеркале античной пайдейи // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 9 (42). - С. 273-278.

15. Софронова Л.В., Хазина А.В. Статус школьного учителя эпохи Ренессанса: феномен школы св. Павла // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4. - С. 22.

16. Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

17. Jacquette D. Aristotle's De Anima Psychology of Nous Poetikos // Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

18. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян, Л.П. Репина. - М.: Аквилон, 2016. - 576 с.

19. Hacking I. Rewriting the soul: multiple personality and the sciences of memory. - Princeton: Princeton University Press, 1995. -336 p.

20. Nussbaum M. C., RortyA. O. Essays on Aristotle's De anima. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - 141 p.

21. SchneiderL. Unsterblichkeitslehre des Aristoteles. - Passau, 1999. - 203 p.

References and Sources

1. Repina L. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX-XXI vv. Social'nye teorii i istoriograficheskaya praktika. - M.: Krug", 2011. - 560 c.

2. Mezhdisciplinarnye podhody k izucheniyu proshlogo: do i posle «postmoderna» / Otv. red. L.P. Repina. - M.: IVI RAN, 2005. - 151 s.

3. Barnes J., Schofield M. Articles on Aristotle. Vol. 4: Psychology and Aesthetics. - L.: Duckworth, 1979. - 212 p.

4. Chiglincev E.A. Recepciya antichnosti v kul'ture konca XIX - nachala XXI vv. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2009. - 290 s.

5. Mesyac S.V. Traktat Aristotelya «O pamyati i pripominanii» // Voprosy filosofii. - 2004. - № 7. - S. 158-173.

6. Carruthers M. J. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 393 p.

7. Makarova I.V. Uchenie Aristotelya o dushe i ego sud'ba v zapadnoevropejskoj filosofii. Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - M.: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova, 2005. - 29 s.

8. Bessmertnaya «dolya» dushi v uchenii Aristotelya, v etike Spinozy i v peripateticheskoj recepcii Majmonidom ravvinisticheskogo ucheniya o «dole» cheloveka «v gryadushchem mire» // ЕХОЛН (Schole). - 2015. - № 9 (1). - S. 137-141.

9. Tantlevskij I.YU. Mirozdanie v dushe cheloveka: Aristotel', De anima, III, 8, 431b. 20-24-432a. 2 i Ekklesiast 3:10-11 // ЕХОЛН (Schole). - 2018.

- № 12 (1). - S. 72-85.

10. Tantlevskij I.YU. «Soteriologiya» Aristotelya // Voprosy filosofii. - 2019. - № 2. - S. 148-159.

11. Buttaci J.A. Thinking forms in images: Aristotle on intellectual capacities, activities and virtues. - Pittsburgh: University of Pittsburgh, 2016. - 285 p.

12. Boeri M.D. Soul and Mind in Greek Thought. Psychological Issues in Plato and Aristotle. - Berlin: Springer, 2018. - 252 p.

13. Shilkina I.S. Prochtenie Aristotelya v ramkah ego filosofsko-psihologicheskih vozzrenij // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. - 2014. - № 20. - S. 61-63.

14. Hazina A.V., Sofronova L.V. «Transformaciya antichnosti», ili nashe otrazhenie v zerkale antichnoi paideii // Prepodavatel' XXI vek. - 2016. - № 9 (42). - S. 273-278.

15. Sofronova L.V., Hazina A.V. Status shkol'nogo uchitelya epohi Renessansa: fenomen shkoly sv. Pavla // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2016. - № 4. - S. 22.

16. Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

17. Jacquette D. Aristotle's De Anima Psychology of Nous Poetikos // Abstracts of the World Congress in Philosophy Athens «Aristotle 2400 years». Thessaloniki 23-28 May 2016. - Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, 2016. - 140 p.

18. Teoriya i metodologiya istoricheskoj nauki. Terminologicheskij slovar' / Otv. red. A.O. CHubar'yan, L.P. Repina. - M.: Akvilon, 2016. - 576 s.

19. Hacking I. Rewriting the soul: multiple personality and the sciences of memory. - Princeton: Princeton University Press, 1995. - 336 p.

20. Nussbaum M. C., Rorty A. O. Essays on Aristotle's De anima. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - 141 p.

21. Schneider L. Unsterblichkeitslehre des Aristoteles. - Passau, 1999. - 203 p.

ХАЗИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. МИКАУТАДЗЕ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

KHAZINA, ANNA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected]).

MIKAUTADZE, OLGA G. - Master of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 94(37).05Юлий Цезарь

КУЛИКОВА Ю.В. ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Ключевые слова: древний Рим, Юлий Цезарь, провинция, провинциальная политика Рима, римское гражданство, административные реформы, муниципальные законы.

Для создания сильного государства Юлию Цезарю необходимо было провести много реформ, однако именно провинциальная политика, включавшая в себя широкое распространение прав римского гражданства, вовлечение провинциалов в систему управления, формирование единого правового и налогового пространства может быть в должной степени оценена, исходя из дальнейшего развития Римской империи. Делается вывод о том, что при проведении реформ Цезарь зачастую руководствовался необходимостью решения насущных проблем, однако его мероприятия явно имели более глубокие цели, которые могли бы помочь избежать последующих проблем. По существу, планы диктатора в перспективе могли не только снять с Рима особый статус, принадлежавший ему в силу исторического развития, но и статус столицы. Вероятно, нежелание Цезаря возвращаться в Рим, где располагался столь ненавистный ему сенат еще когда он был в Египте, и его стремление побыстрее его покинуть, отправившись на Восток для ведения войны с Парфией, могло бы воплотиться в идею переноса столицы. Автор полагает, что планы Цезаря были направлены на скорейшее смешение населения Римского государства, чтобы римское гражданство перестало являться элитарным, а население - разнородным в юридическо-правовом отношении.

KULIKOVA, J.V.

JULIUS CEASAR'S PROVINCIAL POLICY: MISSED OPPORTUNITIES?

Keywords: Ancient Rome, Julius Caesar, province, provincial politics of Rome, Roman citizenship, administrative reforms, municipal laws.

To create a strong state, Julius Caesar needed to carry out many reforms, but it was provincial policy, which included the widespread distribution of the rights of Roman citizenship, the involvement of provincials in the system of government, the formation of the single legal and tax space can be properly assessed based on the further development of the Roman Empire. It is concluded that Caesar's reforms were often driven by the need to address pressing issues, but his activities clearly had deeper goals that could help avoid further problems. In essence, the plans of the dictator in the future could not only remove from Rome the special status that belonged to him due to historical development, but also the status of the capital. Probably, Caesar's reluctance to return to Rome, where the senate so hated by him was located even when he was in Egypt, and his desire to leave him faster, going to the East to wage war with Parthia, could be embodied in the idea of transferring the capital. The author believes that Caesar's plans were aimed at the earliest possible confusion of the population of the Roman state, so that Roman citizenship ceased to be elitist, and the population - heterogeneous in legal terms.

Личность Гая Юлия Цезаря издавна интересует исследователей, и, наверное, единственное, что никогда не ставили под сомнение - это его полководческий гений. Однако его административная и государственная деятельность становится предметом оживленных научных дискуссий. Ряд исследователей упоминает незавершенный характер его реформ,

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.