Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / КОМПОНЕНТЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / ПЕРЕСКАЗ / РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

Статья посвящена описанию психолого-педагогических условий, необходимых для развития связной речи младших школьников в условиях общеобразовательной школы. В тексте обосновываются методологические подходы к развитию связной речи, раскрыты основные условия, такие как использование в развитии связной речи методов: рассказ по сюжетным картинкам, театрализация, групповое выразительное чтение, работа по снятию психологических барьеров общения, указаны направления работы с родителями. В статье представлен тематический план работы педагога-психолога по развитию связной речи, приведены примеры занятий с детьми и родителями. Статья имеет прикладной характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN YOUNGER PUPILS

The article is devoted to the description of psychological and pedagogical conditions which are necessary for the development of coherent speech in the junior high school. The methodological approaches to the development of coherent speech are grounded in the text, the basic conditions, such as the use of methods in the development of coherent speech: the story by the plot pictures, dramatization, group expressive reading, work on removing the psychological barriers to communication, the directions of work with parents are specified. The article presents a thematic plan of work of a pedagogue-psychologist on the development of coherent speech, giving examples of classes with children and parents. The article has an applied character.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

людей даёт толчок для появления новых слов, актуальных именно для данного поколения и его точки зрения на окружающий мир.

Выводы. Исходя из вышесказанного, а также в связи с нарастающим присутствием жаргонной лексики в различных коммуникационных источниках, изучение самого явления, а также его лексического наполнения и в русском языке, и в китайском, является актуальным. Поэтому преподавателям на занятиях по разговорной практике русского языка следует знакомить иностранных студентов с особенностями русского молодёжного жаргона. Последнее положение актуально и для ситуации с русскими студентами, изучающими китайский язык. Знание иностранными обучающимися молодёжных жаргонизмов влияет на их языковую и лингвистическую компетенции и способствует более успешной коммуникации в новой языковой среде.

Литература:

1. Береговская, Э.М. Молодёжный сленг: формирование и функционирование / Э.М. Береговская // Вопросы языкознания. - М., 1996. - № 3.

2. Грачёв, М.А. Словарь современного молодёжного жаргона / М.А. Грачёв. - М.: Эксмо, 2006. - С. 7-12.

3. Левикова, С.И. Молодёжный сленг как своеобразный способ вербализации бытия / С.И. Левикова // Бытие и язык. -Новосибирск, 2004. - С. 167-173.

4. Маковский, М.М. Современный английский сленг / М.М. Маковский // Онтология, структура, этимология. - М, 2009. - С. 474

5. Никитина, Т.Г. Фразеология и молодёжная субкультура / Т.Г. Никитина // Слово - сознание - культура: сб. науч. тр. / сост. Л.Г. Золотых. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 367 с.

6. New Oxford American Dictionary: сайт. - 2010. - URL: https://global.oup.com/academic/product/new-oxford-american-dictionary-9780195392883?cc=us&lang=en& (дата обращения: 17.03.2022).

7. Partridge, E. Slang Today and Yesterday. - London: Routledge and Kegan Paul: сайт. - 2018. - URL: https://www.routledge.com/Slang-To-Day-and-Yesterday/Partridge/ /(датаобращения: 17.03.2022).

8. ifi Ван, Юй. Краткий анализ модных словечек в современном китайском языке (Фэн Юнь, Школа искусств, Шэньянский педагогический университет, Шэньян, Ляонин, 2014. 110000).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена описанию психолого-педагогических условий, необходимых для развития связной речи младших школьников в условиях общеобразовательной школы. В тексте обосновываются методологические подходы к развитию связной речи, раскрыты основные условия, такие как использование в развитии связной речи методов: рассказ по сюжетным картинкам, театрализация, групповое выразительное чтение, работа по снятию психологических барьеров общения, указаны направления работы с родителями. В статье представлен тематический план работы педагога-психолога по развитию связной речи, приведены примеры занятий с детьми и родителями. Статья имеет прикладной характер.

Ключевые слова: связная речь, компоненты связной речи, психологические барьеры общения, пересказ, рассказ по сюжетным картинкам, театрализация, психолого-педагогические условия развития связной речи.

Annotation. The article is devoted to the description of psychological and pedagogical conditions which are necessary for the development of coherent speech in the junior high school. The methodological approaches to the development of coherent speech are grounded in the text, the basic conditions, such as the use of methods in the development of coherent speech: the story by the plot pictures, dramatization, group expressive reading, work on removing the psychological barriers to communication, the directions of work with parents are specified. The article presents a thematic plan of work of a pedagogue-psychologist on the development of coherent speech, giving examples of classes with children and parents. The article has an applied character.

Key word: coherent speech, components of coherent speech, psychological barriers to communication, retelling, storytelling, dramatisation, psychological and pedagogical conditions for the development of coherent speech.

Введение. В современном мире человек не переставая совершенствуется. Общество ценит личность, которая умеет связно и грамматически верно излагать свои мысли и идеи. Именно поэтому развитие связной речи является актуальной проблемой современного образования. Это отражено и в основополагающих документах, регламентирующих требования к образовательным результатам. ФГОС НОО в статьях 12.1 и 12.2 определяет, что необходимо следующее:

- формировать у младшего школьника позитивное отношение к грамотной письменной и устной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции личности;

- обогатить активный и потенциальный словарный запас, развить у ребенка культуру владения русским языком в соответствии с правилами речевого этикета и нормами письменной и устной речи;

- сформировать первоначальные научные знания о русском языке как развивающемся явлении и целостной системе [1].

Вызывает тревогу низкий уровень развития письменной и устной речи у многих учащихся, который затрудняет

достижение поставленных стандартом результатов. Поэтому работа над грамотностью и связностью речи занимает важное место в начальной школе.

Из-за того, что уровень речевой культуры влияет на продуктивность мыслительной деятельности и, следовательно, на обучение в целом, данная проблема стала предметом исследования многих педагогов, психологов, логопедов: А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский. В центре современной методологии работы Р. С. Львова, считающего, что основа познания мира - это речевые способности человека.

Изложение основного материала статьи. А.Р. Лурия считал сознание и речь главными элементами человеческого развития. По мнению М.С. Соловейчик, в начальной школе должны быть сформированы не только базовые знания о речи, но и умение сознательно ее совершенствовать. Работа Е.М. Катонова «Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему» раскрывает важность комплексного развития мыслительных, речевых и языковых умений [13]. Р.И. Лалаева подчеркивает значение развития диалогической речи, предлагая в своей работе «Методика психолингвистического исследования

нарушений устной речи у детей» очередность формирования связной речи: пересказ с опорой на сюжетные картинки; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на картинку; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.

Также особенности развития связной речи младших школьников были рассмотрены отечественными исследователями О.С. Ушаковой, С.Л. Рубинштейном, Т.А. Ладыженской, Л.С. Выготским [3], А.Н. Леонтьевым [9] и другими.

А.В. Текучев считал, что речь связная, если она обладает характеристиками цельности, логичности построения, способностью делиться, на смысловые части, обладает определенной тематикой и может быть автономной [11]. Термины «высказывание», «текст» синонимичны. «Высказыванием» можно назвать как саму деятельность, так и ее продукт.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, связная речь необходима для выстраивания предложений в логической последовательности для полноты информации и взаимопонимания между пишущим и читателем [13]. Понятность для собеседника - основная особенность связности.

По утверждению А.Н. Леонтьева, связной речью является содержательно полная единица коммуникации, обладающая структурной или грамматической структурой, что связано с логической организацией текста [10].

В связной речи заключены главные стороны содержания предмета. Она является всесторонним представлением текста. Бессвязность речи может быть обусловлена бессознательностью говорящего в установлении связей; неверностью определения говорящим этих связей.

Одними из черт связной речи являются употребление всех частей речи; умение ребенка подбирать окончание слова в соответствии с логикой рассуждения; умение ребенка отслеживать логику построения индивидуального высказывания [10]. Особенность речи ребенка в том, что она часто не составляет целостной картины описываемого, что является причиной трудности ее понимания.

Творческие и нетрадиционные формы организации образовательной деятельности на занятиях педагога-психолога имеют большое значение, так как они создает стимул у школьника овладения в нестандартной форме овладения навыками связной речи. Для младшего школьного возраста интересны, например, выразительное чтение и театрализации, рассказы по сюжетным картинкам. Значительную роль в закреплении результата играют и консультации для родителей. Раскроем более подробно данные формы работы.

Связную речь особенно хорошо помогает формировать театрализация, к тому же она способствует развитию мышления, формированию интереса к литературе и искусству в целом, развитию творческих способностей, обогащению эмоционального опыта, нравственному воспитанию.

Существуют условия, которые определяют действенность театрализации при развитии связной речи: наличие возможности у школьников проявить свои творческие способности, научиться свободно выступать, импровизировать; согласование театрализации с другими видами деятельности.

Расширение словаря, развитие умения использовать различные оттенки интонации (а также мимику, жесты, позы) и совершенствование артикуляционных способностей также важное достоинство данной формы работы.

Упражнения с сюжетными картинками формируют логические связи при построении монологического высказывания. Школьник определяет цепочку происходящих событий на картинках, а затем соблюдает этот порядок в своем рассказе. При этом сохраняются основные содержательные части рассказа: завязка, кульминация, развязка.

Поиск главных героев и их роли, определение значимости деталей и личного отношения в изображаемому - этому учат задания на основе сюжетных картинок.

Важной частью составления рассказа является работа с новой лексикой. Например, Т.Б. Филичева для этого выделяет следующие приемы:

1. выявление нового предмета и формулирование его признаков и свойств (фронтальная и индивидуальная работа);

2. работа с этимологией слова;

3. подбор знакомых словосочетаний с новым словом;

4. употребление слова с эпитетами, замена его родственными словами.

Важно учить детей также, по мнению Ф.А. Сохина, представлять действия, которые могли совершаться до или после тех, что изображены на сюжетных картинках. Это удобно делать по опорным вопросам педагога.

В методике работы над связной речью школьников значительное место занимают разработки Е.А. Смирновой, в которых представлены варианты показа картинок для составления повествования. Формировать связные монологи и диалоги помогает методика Н.Е. Ильяковой.

Стоит заметить, что методику предъявления учащимся картинок можно корректировать в зависимости от особенностей школьников, данный вид работы преследует следующие задачи: сформировать умение создания связного текста, в котором не нарушена структура, умение предугадывать действия героев в эпизодах, не отраженных на картинках.

Комплексная работа над связной речью школьников возможна только при активном участии и помощи родителей, которых педагог-психолог информирует и о теоретической стороне развития речи, и о психологических барьерах и методах формирования и развития ее вне образовательной организации. Различные тренинги дают родителям возможность познакомиться с методиками и понять, как помочь ребенку преодолеть психологический барьер общения. Совместная работа ребенка с родителями не только эффективна для развития речи, но и полезна для укрепления семейных отношений. Групповые консультации родителей дают возможность задать вопросы педагогу, подобрать различные индивидуальные методики. Такая форма способствует благоприятному сотрудничеству педагога и родителя.

Для подтверждения теоретических выводов мы провели исследование, в котором определили уровень сформированности навыка создания связного текста у младших школьников. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58, г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 24 обучающихся 3 класса.

В основу исследования заложена методика Р.И. Лалаевой «Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки» и упражнения, направленные на изучение компонентов связной речи [8]. В качестве стимульного материала были взяты 5 сюжетных картинок «Кот и мышь». Оценивалась логика выстраивания картинок, а затем рассказ по ним. Максимальный балл - 5. Если младший школьник выполнял задание частично верно - 3 балла. За рассказ, выстроенный неверно, - 0 баллов.

В исследование самостоятельного рассказа по методике Р.И. Лалаевой обучающемуся давалось задание рассказать сюжет любимого мультфильма. Для оценивания использовалась система 3-х баллов: текст понятен и логичен - 3 балла, непонятны отдельные фрагменты рассказа - 2 балла, рассказ воспринимать сложно - 1 балл.

Результаты исследования показали, что 5 человек (21% школьников) имеют сложности в развитии связной речи. К этой категории относятся учащиеся, которым было сложно составить рассказ по картинкам, подобрать необходимый предлог и составить рассказ самостоятельно.

15 человек (62% учащихся) имеют средний уровень развития связной речи. Составление рассказа по сюжетным

картинкам им дается легче, они успешно рассказывают о любимом мультфильме, верно используя предлоги. Наилучший результат показали 4 человека (17% учащихся). Они не испытывали затруднений при выполнении данных заданий.

Путем наблюдения было выявлено: трудность заданий объясняется трудностью выявления логической связи и, соответственно, составления связного рассказа, трудностью выбора предлогов. Показателен при диагностике и уровень активного словарного запаса школьников.

У школьников присутствуют во время общения барьеры: социальный, логический (12,4% учащихся), эмоциональный (29,2% учащихся), мотивационный (25% учащихся), личностный (21% учащихся), фонетический (12,4% учащихся). Это свидетельство того, что для младших школьников необходимо создавать психологически комфортные условия при работе над связностью речи.

В результате теоретического анализа и полученных диагностических результатов были определены оптимальные методы развития связной речи: рассказ по сюжетным картинкам, театрализация, эмоциональное чтение и лекции для родителей, которые легли в основу работы по развитию связной речи. Задачи работы:

1. способствовать развитию активной речи учащихся, формировать логику построения монолога и диалога;

2. развивать умение составлять грамматически и композиционно верное эмоциональное высказывание;

3. пополнять экспрессивный и импрессивный словарь;

4. учить преодолевать психологические барьеры в общении и предотвращать их появление;

5. проводить консультационную работу с родителями по вопросам совершенствования связной речи школьников.

Запланировано проведение 10 занятий по развитию связной речи: 1 занятие в неделю длительностью 40 минут. Занятия

планируются во внеурочное время. Также обозначены консультации родителей: 3 встречи длительностью 40 минут, будут проводиться в течение первой и второй недели реализации проекта. Тематический план представлен в таблице.

Тематический план занятий по развитию связной речи у младших школьников

№ п/п Название занятия Форма занятия Длительность (час)

Работа с учащимися по развитию связной речи

1. Мир театрального искусства. Театрализация 40 минут

2. Читаем красиво. Групповое выразительное чтение 40 минут

3. Кошки, мышки. Рассказ по сюжетным картинкам 40 минут

4. Импровизация. Театрализация 40 минут

5. Читаем с выражением. Групповое выразительное чтение 40 минут

6. Веселые картинки. Рассказ по сюжетным картинкам 40 минут

7. Играем в театр. Театрализация 40 минут

8. Книга - товарищ и друг. Групповое выразительное чтение 40 минут

9. Поиск связи между картинками. Рассказ по сюжетным картинкам 40 минут

10. Играем роль. Театрализация 40 минут

Консультативная работа с родителями учащихся по проблемам развития связной речи и преодоления появления психологических барьеров коммуникаций

1. Как страх общения влияет на связную речь младших школьников? Лекция 40 минут

2. Коммуникации в семье. Индивидуальная консультация 40 минут

3. Помогаем младшим школьникам побороть барьеры коммуникации. Тренинг 40 минут

Представим содержание нескольких занятий.

Занятие 1. Тема: «Кошки, мышки».

Цель: формирование логических связей в монологе. Форма: групповая.

Этапы занятия:

Организационный: приветствие и объявление темы занятия. Ребята знакомятся с логикой рассказа, проводится разминка (задачи на определение причинно-следственной связи). Например: «Вставь пропущенное слово по смыслу» -дается 10 предложений с пропущенными словами, задача - вставить подходящие по смыслу слова.

Основной: выполнение задания «Сюжетная картинка» Р. Р. Калининой. Школьники работают с сюжетными картинками («Мальчик и собака», «Мальчик на велосипеде»): составляют текст (3-5 предложений), рассказывают его. Оценивается логика построения повествования, использование различных частей речи, грамотность.

Школьники составляют рассказ из 10 предложени на тему «Весенняя пора» по алгоритму: вступление (1-2 предложения), основная часть (6 предложений) и заключение (2 предложения). Далее представляют их группе. Оценивается связность текста, логика повествования и представление результата.

Заключительный: рефлексия. Учащиеся рассуждают по наводящим вопросам: Вам понравилось занятие? Объясните, почему? Какое задание было самым сложным? А самым легким? Ребята прощаются с педагогом-психологом.

Занятие 2. Тема: «Играем в театр».

Цель: формирование связной речи, импрессивного и экспрессивного словаря учащихся. Форма: групповая.

Этапы занятия:

Организационный: приветствие, объявление темы занятия, разминка (артикуляционная, дыхательная), релаксация (учащиеся большим и указательным пальцами массируют мочки ушей по кругу (по 10 раз в каждую сторону)). Далее разминают руки и, поставив указательный палец между бровей и носом, массируют по 10 раз в разные стороны.

Основной: упражнение «Отгадай, в какой я роли». Поочередно придумывая определенную роль (доктора, продавца), учащиеся произносят предложения, передавая соответствующую манеру общения. Задача остальных - догадаться, что это за роль.

Игра «Роли». Школьники с педагогом-психологом обсуждают, какие роли приходится играть актерам. Затем говорят о том, что и обычный человек может играть разны роли, используя особенные мимику, жесты и интонации. Обсудив, какие роли может играть простой человек, школьники выбирают одну, и, почувствовав себя актерами, учатся ее исполнять. Проигрываются разные роли, а в финале упражнения учащиеся, следуя сценарию рассказов Н.Н. Носова «Огурцы» и «Мишкина каша», в течение 20 минут с помощью педагога-психолога готовятся к спектаклю, показывают его.

Заключительный: рефлексия. Школьники рассуждают на темы: Было ли интересно на занятии? Получилось ли вжиться

в роль своего героя? Были ли трудности при подборе слов для реплик? В чем сложна подготовка к спектаклю? Школьники прощаются с педагогом-психологом.

Для работы с родителями можно предложить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лекция 1: «Как страх общения влияет на связную речь детей?».

Цель: знакомство с особенностями связной речи детей, процессом коммуникации, коммуникативными барьерами. Форма: групповая.

Организационный этап: приветствие и знакомство, объявление темы лекции.

Основной этап: объявление результатов исследования уровня развития связной речи детей. Знакомство с методиками развития связной речи у младших школьников. Педагог-психолог предлагает игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно использовать для того, чтобы усовершенствовать речь ребенка.

Заключительный этап: ответы на вопросы и завершение лекции.

Лекция 2: «Коммуникации в семье».

Цель: просвещение родителей по вопросам развития связной речи у детей. Форма: групповые консультации.

Организационный этап: знакомство и установление доверительных отношений.

Основной этап: обсуждение способы развития связной речи у детей в формате круглого стола, родители делятся своим опытом.

Педагог-психолог предлагает упражнения для развития связной речи у младших школьников:

- перечисление слов, начинающихся на одну и ту же букву и называющих животное, государство, имя человека;

- угадывание того, что хочет сказать другой учащийся;

- составление цепочки слов;

- называние предметов, обладающих какой-либо общей чертой;

- составление цепочки слов, являющихся антонимами;

- съедобное-несъедобное.

Родители знакомятся с причинами появления психологических барьеров в общении. Педагог рекомендует методы для устранения этих барьеров.

Заключительный этап: обсуждение рекомендаций для родителей по теме лекции, завершение лекции.

Представленные занятия не претендуют на уникальность, но имеют прикладной характер и практически эффект.

Выводы. На протяжении всех лет обучения в школе дети развивают связную речь. Она применяется и в процессе приобретения, сохранения и передачи информации, и в качестве варианта самовыражения и воздействия. Овладевая различными стилистическими типами речи, учащиеся развивают письменную форму языка. Получая коммуникативные навыки и овладевая разными формами и типами высказываний, они развиваю и устную, и письменную речь.

Методы рассказа по сюжетным картинкам, театрализации, выразительного совместного чтения очень важны при формировании связной речи в младшем школьном возрасте. Они помогают формировать логические связи в монологе и диалоге, стимулируют развитие активной речи, пополняют экспрессивный и импрессивный словарный словарь, помогают выстроить логически верно эмоциональные и смысловые высказывания, помогают побороть психологические барьеры коммуникаций. Консультирование родителей ребят позволяет сформировать их педагогическую подготовленность.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №108-ФЗ: [принят Государственной Думой 5 апр. 2022 г.: одобрен Советом Федерации 13 апр. 2022 г.]. - Москва: Просвещение: - 3 с.

2. Васютина, И.А. Диагностика сформированности у младших школьников умения составлять связное устное высказывание: автореферат дис. ... канд. пед. наук: Васютина Ирина Александровна. - Рязань, 2007. - 23 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Академия, 1982. - 352 с.

4. Журова, Л.Е. Родной язык / Л.Е. Журова. - Москва: Просвещение, 2003. - 107с.

5. Зиновьева, Т.И. Методика совершенствования речевой деятельности учащихся / Т.И. Зиновьева. - Москва: Юрайт, 2016. - 150 с.

6. Кудрявцева, Е.И. Динамика семантической структуры письменных текстов в процессе развития письменной речи: автореферат.дис. ... канд. психол.наук: Кудрявцева Елена Игоревна. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 22

7. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. - Москва: Педагогика, 1980. - 76 с.

8. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. -Москва: Наука-Питер, 2004. - 120 с.

9. Леонтьев, А.Н. Основы психолингвистики / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 57 с.

10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва: МГУ,1981. - 160 с.

11. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1985. - 476 с.

12. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / А.П. Панфилова. - Москва: Академия, 2013. - 368 с.

13. Рубинштейн, С.Л. К психологии речи / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - 1993. - № 7. -С. 107-180.

Педагогика

УДК 372.881.1:378

кандидат филологических наук, доцент Проскура Яна Вадимовна

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Новосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: АНАЛИЗ

ОПЫТА

Аннотация. Статья основана на нашем опыте создания и внедрения дистанционных курсов английского языка в Сибирском институте управления филиале РАНХиГС, которое внедрило дистанционную систему обучения и дает академические программы как традиционно, так и дистанционно. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме заполнения содержанием LMS контента дидактическим, видео, аудио материалами и иными образовательными ресурсами. Рассматривается образовательный потенциал системы управления обучением (LMS). Особое внимание уделяется возможности полноценной реализации в дистанционном формате, постановленных целей и образовательных задач по программе «Иностранный язык», посредством созданного в системе LMS курса. На основании анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.