Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГУНЫ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / RUNNERS ON SHORT DISTANCES / EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE ACTIVITY / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катенков Андрей Николаевич, Куцевич Олег Вацлавович, Филатов Николай Федорович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Этими условиями являются: применение тренировочных режимов, сходных с соревновательными нагрузками; обеспечение плавного перехода от специально-силовой и скоростно-силовой нагрузки к скоростной нагрузке; использование силы тяжести с помощью поз, объединяющих двигательные действия бегуна в единую систему; применение упражнений для повышения устойчивости тела с целью улучшения прямолинейности бега и экономичности беговых шагов. Важными условиями являются: использование пространственных ориентиров, обеспечивающих равномерность беговых шагов и повышение ритмичности бега, а также включение в содержание общефизической подготовки упражнений для совершенствования специальной ловкости, позволяющей синхронизировать двигательные и вегетативные функции спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катенков Андрей Николаевич, Куцевич Олег Вацлавович, Филатов Николай Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions necessary for increase in effectiveness of competitive activity of the qualified short distances runners

Results of the researches of the authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for increase in effectiveness of the competitive activity of the qualified runners on short distances are presented in the article. These conditions are: application of the training modes similar to competitive loadings; ensuring smooth transition from special and power and high-speed and power loading to high-speed loading; use of gravity by means of the poses uniting physical actions of the runner in a uniform system; application of exercises for increase in stability of a body for the purpose of improvement of straightforwardness of run and profitability of running steps. Important conditions are: use of the spatial reference points providing uniformity of running steps and increase in rhythm of run and also inclusion in the content of overall physical conditioning of exercises for improvement of the special dexterity allowing to synchronize motive and vegetative functions of athletes.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции»

pedagogicheskogo universiteta, No. 9, pp. 43-48.

5. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 5, pp. 66-70.

6. Lutovinov, V.I. (2014), "Present-day Russian patriotism: understanding, problems, development directions", SOTIS - sotsialnie tehnologii, issledovaniya, No. 1 (63), pp. 6-17.

7. Sukolenov I.V. (2001), Theory and practice of civil education in Russian educational establishments, dissertation, Moscow.

8. Tsiulina, M.V. (2015), Methodology of modern psychological and pedagogical researches, Chelyabinsk.

9. Tsiulina, M.V. (2012), Patriotic education of secondary school pupils by opportunities of social educational environment, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2019

УДК 796.422.12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ

ДИСТАНЦИИ

Андрей Николаевич Катенков, аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Олег Вацлавович Куцевич, соискатель, Николай Федорович Филатов, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное училище

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Этими условиями являются: применение тренировочных режимов, сходных с соревновательными нагрузками; обеспечение плавного перехода от специально-силовой и скоростно-силовой нагрузки - к скоростной нагрузке; использование силы тяжести с помощью поз, объединяющих двигательные действия бегуна в единую систему; применение упражнений для повышения устойчивости тела с целью улучшения прямолинейности бега и экономичности беговых шагов. Важными условиями являются: использование пространственных ориентиров, обеспечивающих равномерность беговых шагов и повышение ритмичности бега, а также включение в содержание общефизической подготовки упражнений для совершенствования специальной ловкости, позволяющей синхронизировать двигательные и вегетативные функции спортсменов.

Ключевые слова: бегуны на короткие дистанции, результативность соревновательной деятельности, психолого-педагогические условия.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE IN EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE QUALIFIED SHORT DISTANCES RUNNERS

Andrey Nikolaevich Katenkov, the post-graduate student, Ulyanovsk State Pedagogical University of I.N. Ulyanov; Oleg Vatslavovich Kutsevich, the competitor, Nikolay Fedorovich Filatov, the competitor, Cherepovets Highest Military Engineering College

Annotation

Results of the researches of the authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for increase in effectiveness of the competitive activity of the qualified runners on short distances are presented in the article. These conditions are: application of the training modes similar to competitive loadings; ensuring smooth transition from special and power and high-speed and power loading - to high-speed loading; use of gravity by means of the poses uniting physical actions of the runner in a

uniform system; application of exercises for increase in stability of a body for the purpose of improvement of straightforwardness of run and profitability of running steps. Important conditions are: use of the spatial reference points providing uniformity of running steps and increase in rhythm of run and also inclusion in the content of overall physical conditioning of exercises for improvement of the special dexterity allowing to synchronize motive and vegetative functions of athletes.

Keywords: runners on short distances, effectiveness of competitive activity, psychology and pedagogical conditions.

Современные сильнейшие бегуны отличаются комплексом наследственных параметров, детерминирующих предрасположенность к избранному виду спортивной деятельности [3-6]. Генетический статус высококвалифицированного спринтера определяет способность мышечных волокон работающих групп мышц к реализации силовых возможностей при достижении высокой скорости бега; максимальному потреблению кислорода; адаптации к тренировочной и соревновательной нагрузке [3].

Существенные различия структуры беговых шагов в спортивной деятельности обусловливают необходимость оптимизации и стандартизации процесса спортивной подготовки, обеспечивающей формирование прочного двигательного навыка при выполнении беговых шагов в условиях соревновательной деятельности. Во время спринтерского бега необходимость коррекции индивидуальной техники беговых шагов не осознается из-за максимального нервно-мышечного напряжения, быстроты протекания физиологических процессов, что делает контроль и управление движениями практически невозможными [3].

Результаты исследований подтверждают, что при максимальной скорости бега в сознании спортсмена формируются собственные представления об идеальной технике беговых шагов, что детерминировано закономерностями психофизиологических процессов, возникающих под воздействием специфической мышечной нагрузки и обусловливающих структурные изменения в одной фазе бегового шага, их деструктивную перестройку в других [1-6].

Квалифицированный спринтер, технически правильно выполняющий бег максимальной мощности при высоком нервно-мышечном напряжении, обусловленном стрессом соревновательной деятельности, оказывается в ситуации, когда происходит изменение ранее сформированных двигательных навыков. Эффективное управление движениями во время спринтерского бега связано с тончайшей дифференцировкой мышечных усилий, их своевременным распределением и перераспределением, согласованностью двигательных и вегетативных функций, обеспечением оптимальной амплитуды моторных актов, двигательного ритма и других параметров беговых шагов [3].

Закрепление новой, более совершенной модели соревновательного бега требует ее многократного использования в условиях специально организованной тренировочной деятельности с использованием технических устройств, обеспечивающих контроль рациональной техники бега. Это актуализирует творческий подход к построению тренировочного процесса, результатом которого должна явиться разработка конструкций, ставящих спринтера в условия, не позволяющие отклоняться от правильного исполнения формы и содержания беговых шагов.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью постоянного совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных бегунов на короткие дистанции и недостаточной разработанностью методики педагогического контроля над параметрами беговых шагов. Второе противоречие заключается в необходимости выявления различных отклонений от рационального выполнения индивидуальной техники бега при отсутствии технологий, предупреждающих их возникновение.

С целью разрешения указанных выше противоречий проводилось обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Для этого проводился опрос тренеров и квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Всего

в опросе приняло участие 37 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции (п=37)_

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель %

1 Применение тренировочных режимов, сходных с соревновательными нагрузками 27,1

2 Обеспечение плавного перехода от специально-силовой и скоростно-силовой нагрузки - к скоростной нагрузке 22,9

3 Использование силы тяжести с помощью поз, объединяющих двигательные действия бегуна в единую систему 17,8

4 Применение упражнений для повышения устойчивости тела с целью улучшения прямолинейности бега и экономичности беговых шагов 12,2

5 Использование пространственных ориентиров, обеспечивающих равномерность беговых шагов и повышение ритмичности бега 11,7

6 Включение в содержание общефизической подготовки упражнений для совершенствования специальной ловкости, позволяющей синхронизировать двигательные и вегетативные функции спортсменов 8,3

Проведенные исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, необходимые для повышения результативности соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Ими являются:

- применение тренировочных режимов, сходных соревновательными нагрузками; обеспечение плавного перехода от специально-силовой и скоростно-силовой нагрузки - к скоростной;

- использование особого метода обучения технике легкоатлетического бега, позволяющего использовать пространство гравитации, влияющее на технику беговых шагов; силу тяжести с помощью поз, объединяющих двигательные действия бегуна в единую систему;

- увеличение внимания к специальным упражнениям на развитие взрывной силы, быстрой силы, скоростной выносливости; формирование навыков преодоления устойчивых пространственно-временных и пространственно-силовых связей;

- возрастание объема высокоинтенсивных средств и методов тренировки;

- разработка индивидуальной модели бега и программы тренировки с учетом фенотипологических особенностей спринтера;

- применение комплекса эффективных средств восстановления организма.

В ходе исследований было установлено, что общефизическая подготовка квалифицированных бегунов на короткие дистанции имеет свои особенности, учет которых способствует повышению эффективности тренировочного процесса. Для этого необходимо:

- использовать упражнения для повышения устойчивости тела, что способствует улучшению прямолинейности бега и экономичности беговых шагов;

- применять пространственные ориентиры, обеспечивающие равномерность беговых шагов и повышение ритмичности бега;

- включать в содержание общефизической подготовки упражнений для совершенствования специальной ловкости, позволяющей синхронизировать двигательные и вегетативные функции, а также осуществлять сенсорную коррекцию движений.

ВЫВОД

Выявленные психолого-педагогические условия составляют методическую основу для совершенствования техники беговых шагов у квалифицированных бегунов на короткие дистанции. Установлено, что показателями эффективности подготовки квалифицированных спринтеров являются: их готовность к выполнению однообразной тренировочной

нагрузки в заданном объеме и интенсивности; сформированность навыков критического осмысления собственных технических ошибок. Важны также оценка достигнутых результатов с позиции соответствия поставленных задач и используемых методов их достижения; способность к преодолению негативных эмоций при неудачном выступлении, выявление его причин; выявление физиологического механизма беговых шагов; создание модели собственных беговых шагов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

2. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

3. Bolotin, A.E. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - 16 (3). - Art. 143. - P. 910-913.

4. Bolotin, A.E. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.

5. Bolotin, A.E. The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - 17 (4). - Art. 272. - P. 2443-2446.

6. Bolotin, A.E. The differences in rresponse of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - 17 (3). - Art. 231. - P. 2214-2217.

REFERENCES

1. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

2. Tokareva, A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

3. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal of Physical Education and Sport, 16(3), Art. 143, pp. 910-913.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.

5. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2017), "The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate.", Journal of Physical Education and Sport, 17(4), Art. 272, pp. 2443-2446.

6. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2017), "The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate.", Journal of Physical Education and Sport, 17(3), Art. 231, pp. 2214-2217.

Контактная информация: katen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.