Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИТНЕС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Артем Владимирович, Курбединов Рамис Ясерович, Бекиров Февзи Ситсильманович, Эбубекиров Февзи Ситсильманович, Юнус Мемет Абдулович

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия коррекции негативных психоэмоциональных состояний обучающихся во время занятий физической культурой. Проведенный анализ различных методов и программ позволил установить высокую эффективность улучшения психоэмоционального и физического статуса обучающихся на занятиях фитнесом. Вследствие активного роста и развития различных направлений фитнеса в среде студенческой молодежи возникают новые требования к предмету «физическая культура», не беря в расчет только лишь потребности в двигательной активности и общении. Доказано, что внедрение технологий фитнесса в современный образовательный процесс высших учебных заведений позволяет достигнуть значительного повышения мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся, а также значительно снижает негативное отношение к ней. Также прослеживается позитивное влияние на адаптацию к учебному процессу, снижается ситуативная и личностная тревожность, повышается стрессоустойчивость и уверенность в себе, улучшается психоэмоциональное и психофизическое состояние тренирующихся. Рекомендуется для достижения стойкого положительного эффекта при проведении оздоровительных тренировок по фитнесу использовать не отдельный вид фитнес программ, а объединять несколько видов в зависимости от уровня здоровья, пола, возраста и уровня физической подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Артем Владимирович, Курбединов Рамис Ясерович, Бекиров Февзи Ситсильманович, Эбубекиров Февзи Ситсильманович, Юнус Мемет Абдулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CORRECTION OF NEGATIVE PSYCHOEMOTIONAL STATES OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article discusses with the psychological and pedagogical conditions for the correction of negative psychoemotional states of students during physical training. The analysis of various methods and programs made it possible to establish a high efficiency of improving the psychoemotional and physical status of students in fitness classes. Consequently to the active growth and development of various areas of fitness among students, new requirements for the subject "physical culture" arise, without taking into account only the needs for physical activity and communication. It is proved that the introduction of fitness technologies in the modern educational process of higher educational institutions allows you to achieve a significant increase in motivation for physical education among students, as well as significantly reduces the negative attitude towards it. There is also a positive effect on the adaptation to the learning process, reduces situational and personal anxiety, increases stress resistance and self-confidence, improves the psychoemotional and psychophysical state of the trainees. It is recommended to use not a separate type of fitness programs, but to combine several types, depending on the level of health, gender, age and level of physical fitness of students, to achieve a lasting positive effect when conducting wellness fitness training.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.011.3:159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Артем Владимирович Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Рамис Ясерович Курбединов, старший преподаватель, Джафер Энверович Бекиров, старший преподаватель, Февзи Ситсильманович Эбубекиров, преподаватель, Мемет Абдулович Юнус, Екатерина Сергеевна Кудрявцева, специалист, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия коррекции негативных психоэмоциональных состояний обучающихся во время занятий физической культурой. Проведенный анализ различных методов и программ позволил установить высокую эффективность улучшения психоэмоционального и физического статуса обучающихся на занятиях фитнесом. Вследствие активного роста и развития различных направлений фитнеса в среде студенческой молодежи возникают новые требования к предмету «физическая культура», не беря в расчет только лишь потребности в двигательной активности и общении. Доказано, что внедрение технологий фитнесса в современный образовательный процесс высших учебных заведений позволяет достигнуть значительного повышения мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся, а также значительно снижает негативное отношение к ней. Также прослеживается позитивное влияние на адаптацию к учебному процессу, снижается ситуативная и личностная тревожность, повышается стрессоустойчивость и уверенность в себе, улучшается психоэмоциональное и психофизическое состояние тренирующихся. Рекомендуется для достижения стойкого положительного эффекта при проведении оздоровительных тренировок по фитнесу использовать не отдельный вид фитнес программ, а объединять несколько видов в зависимости от уровня здоровья, пола, возраста и уровня физической подготовки обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся; психоэмоциональное состояние; фитнес; физическая культура; спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p157-165

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CORRECTION OF NEGATIVE PSYCHOEMOTIONAL STATES OF STUDENTS IN PHYSICAL

EDUCATION CLASSES Artem Vladimirovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ramis Yaserovich Kurbedinov, the senior teacher, Jafer Enverovich Bekirov, the senior teacher, Fevzi Sitsilmanovich Ebubekirov, the teacher, Memet Abdulovich Yunus, the teacher, Ekate-rina Sergeevna Kudryavtseva, the specialist, Crimean Engineering and Pedagogical University

named after Fevzi Yakubov

Abstract

The article discusses with the psychological and pedagogical conditions for the correction of negative psychoemotional states of students during physical training. The analysis of various methods and programs made it possible to establish a high efficiency of improving the psychoemotional and physical status of students in fitness classes. Consequently to the active growth and development of various areas of fitness among students, new requirements for the subject "physical culture" arise, without taking into account only the needs for physical activity and communication. It is proved that the introduction of fitness technologies in the modern educational process of higher educational institutions allows you to achieve a significant increase in motivation for physical education among students, as well as significantly reduces the negative attitude towards it. There is also a positive effect on the adaptation to the learning process, reduces situational and personal anxiety, increases stress resistance and self-confidence, improves the psychoemotional and psychophysical state of the trainees. It is recommended to use not a separate type of fit-

ness programs, but to combine several types, depending on the level of health, gender, age and level of physical fitness of students, to achieve a lasting positive effect when conducting wellness fitness training.

Keywords: students; psycho-emotional state; fitness; physical culture; sport.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Образовательные компетенции по предмету «Физическая культура и спорт» предполагают достижение уровня физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся, необходимого для успешного решения учебных, социальных и производственных задач с правом выбора обучающегося определенного вида спорта.

В современных условиях возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем управления развитием студенческого спорта к инновационному управлению, адекватно реагирующему на происходящие изменения в образовательном процессе. В этой связи цель настоящего исследования заключается в рассмотрении технологии коррекции негативных психоэмоциональных состояний обучающихся на занятиях физической культурой средствами оздоровительного фитнеса.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В современных условиях модернизации образовательной системы в Российской Федерации, а также в соответствии с основными положениями Концепции развития студенческого спорта на период до 2025 года вектор образовательного процесса направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к творческой самореализации в сложной социально-экономической и конкурентоспособной среде на рынке труда. Это обуславливает потребность интенсификации учебного процесса, что характеризуется высокой информационной нагрузкой, внедрением инновационных методов обучения, снижением двигательной активности, нарушением режима работы и отдыха. Имеют место эмоциональные переживания неудач в учебной деятельности, боязнь общения, критики, что приводит к нервному напряжению, ухудшению психоэмоционального здоровья. В контексте данной проблемы необходимо акцентировать внимание на позитивное влияние двигательной активности в процессе занятия избранным видом спорта на психоэмоциональное состояние обучающихся в связи с возрастающим интересом к оздоровительному фитнесу.

Анализ научно-методической литературы позволил прийти к выводу, что вопросом использования оздоровительного фитнеса для коррекции психофизиологического состояния обучающихся уделено недостаточно внимания. Таким образом, коррекция негативных психических состояний и улучшение физиологических параметров студентов в период обучения в высших учебных заведениях методом оздоровительного фитнеса приобретает особую актуальность.

В условиях реформации современного образования актуальной является проблема сохранения относительно стабильных психических состояний обучающихся. Е.П. Ильин отмечает, что необходимо изучать психическую и физиологическую основу состояния личности. Психический аспект подразумевает переживания и чувства, а физиологический заключается в смене ряда функций, как вегетативных, так и двигательных [10]. Обобщая проблему психических состояний, А.О. Прохоров указывает, что негативные психические состояния у человека возникают как реакция на определенные жизненные ситуации в виде стойкого целостного синдрома, проявляющегося через совокупность поведения и переживания в определенный промежуток времени. Выделяются такие основные признаки психического состояния личности, как целостность, стойкость во времени, ситуатив-ность, единство переживания и поведения, связь с личностными качествами и психическими процессами [21].

Негативные психические состояния, имеющие сложную внутреннюю динамику, могут возникать вследствие переутомления, нервно-психического напряжения, отсутствия навыков коммуникации и способности находить компромиссные решения при раз-

решении проблемных вопросов, а также как результат различных критических ситуаций, приводящих к различным последствиям в эмоциональной сфере человека: стрессу, фрустрации, конфликту [17]. Среди негативных психоэмоциональных состояний, сопровождающих учебную деятельность, следует выделить состояния переживания и тревоги, выступающие в ответ на неопределенность ситуации и приводящие к развитию тревожности и стрессу. Ганс Гуго Бруно Селье рассматривал стресс как интегральное понятие, имеющее «трёхфазную природу общеадаптационного синдрома в ответ на какое-либо неблагоприятное влияние» [21].

Следует отметить, что обучающиеся часто сталкиваются с ситуациями, при которых они вынуждены выполнять учебные задания в непривычных условиях, что часто приводит к возникновению проблем и стрессов.

Основными стрессорами в учебной деятельности студента выступают эмоционально-негативные раздражители (разные требования учебных дисциплин, большой объем учебного материала для усвоения, страх критики, невозможность справиться с сессией, незапланированные контрольные работы, неудачная сдача теста по дисциплине, долгое ожидание результатов контроля, недопонимания во время общения с субъектами учебного процесса и т.д.).

В свою очередь стресс негативно влияет на деятельность и приводит к фрустрации, переживанию неудачи, сопровождающейся раздраженностью, отчаянием, разочарованием, досадой, депрессией, усиливая в итоге стресс.

Ю.Е. Сосновикова отмечает, что при часто повторяющейся фрустрации личность может приобрести такие черты, как агрессия, зависть, злость (при внешней агрессии) или утратить оптимизм, приводящий к неуверенности (при аутоагрессии), вялости, безразличию, безынициативности (при депрессии) [13].

В последнее время ученые указывают на ухудшение показателей здоровья обучающихся. Одной из причин такой ситуации является образ жизни, который ведут студенты и для которого характерна неупорядоченная организация - несвоевременное нерегулярное питание, систематичное недосыпание, низкий уровень двигательной активности, отсутствие процедур закаливания, подготовка к занятиям в ночное время, вредные привычки и т.д. Низкая двигательная активность на протяжении длительного времени приводит к апатии, повышенной утомляемости, снижении психической активности. Все эти процессы в совокупности приводят к снижению адаптационных механизмов и напряжению организма в целом.

Снижение адаптации делает организм более уязвимым к отрицательному воздействию факторов окружающей среды, так как его становление приходится на период адаптации к новым условиям жизни, обучения, высоким умственным и психоэмоциональным нагрузкам, поиском источника заработка и формирования нового круга общения. Как правило распорядок дня хаотичен, прием пищи не постоянен и однообразен - все эти факторы приводят к ухудшению самочувствия и возникновению проблем со здоровьем. Количество обучающихся в спецгруппах возрастает, около 65% студентов в России имеют хронические заболевания. Необходимость сочетать учебу и работу сопровождается повышением утомляемости как умственной (ослабление внимания, памяти, замедление мышления, забывчивость, снижение скорости переработки информации, уменьшение работоспособности), так и физической (уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движения, внимания). Появляются частые головные боли, раздражительность, увеличивается число систематических ошибок, появляется апатия и эмоциональное выгорание, также снижается иммунитет в связи с чем организм не может противостоять даже обычной простуде. Все чаще встречается понятие «хроническая усталость» в контексте недуга, поражающего человеческий организм также, как и вирусные инфекции, при этом основными физиологическими мишенями становятся нервная и иммунная системы, приводящее к данному состоянию и проявляющиеся в нарушении

сна, повышении утомляемости, ухудшении концентрации внимания, снижении работоспособности, депрессии, обусловленной гипоксией и недостатком кислорода в капиллярном кровотоке, обеспечивающем им органы и ткани. Регулярные занятия физической культурой и спортом помогают избежать негативных последствий, т.к. во время выполнения физических упражнений в результате активации симпатической нервной системы усиливается секреция гормонов, транспортируемых через кровь к органам-мишеням, работающим на преодоление стресса, ускоряющим кровообращение, что способствует улучшению работы головного мозга [15].

Предпосылки к возникновению негативных психических состояний студентов

................................................

' Дидактические трудности

- информационная перенасыщенность;

- разнообразие форм, методов, способов организации учебных занятий;

- инновационные технологии в обучении

Социально -психологические

- переход к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживание, самодисциплина, самоконтроль;

- широкий круг общения;

- ответственность за жизнедеятельность

Профессиональные \

- сомнения в выборе профессии, высшего учебного заведения;

- неосведомленность в социальном значении будущего специалиста;

- страх и неуверенность в своих профессиональных навыках;

- боязнь на этапе прохождения производственной практики;

■ неумение связать учебные дисциплины и практическую профессиональную деятельность

Рисунок 1 - Предпосылки, вызывающие негативные психические состояния студентов

Существует тесная взаимосвязь между физическим и психическим состояниями человека, гармоничное сочетание которых является параметром здоровья. В этой связи предложена модель профессиональной психофизической готовности, включающая такие компоненты как физическое здоровье, физические кондиции, адаптационный потенциал и психологическая готовность. Физиологической основой психофизиологической подготовки является система нервных связей, формирующих специализированные динамические стереотипы. При этом возникают определенные укрепления ответных реакций на внешние и внутренние раздражители, формируются вегетативные проявления, адекватные значению раздражителей.

В качестве компонентов психофизиологической подготовки выделяют сенсорный, умственный, двигательный и вегетативный. Сенсорный компонент связан с формированием выборочной направленности внимания, ее объема, распределения и переключения. Умственный компонент предполагает ознакомление со средствами преобразования информации и ее переработки. Двигательный компонент направлен на уменьшение количе -ства двигательных действий, их амплитуды, увеличение скорости рабочих и корректирующих движений. Вегетативный компонент способствует созданию вместе с динамическим стереотипом своеобразного вегетативного стереотипа. М.М. Филиппов подчеркивает, что при проведении психофизиологической подготовки важным обстоятельством является степень вовлечения ресурсов организма в процесс адаптации к информационным воздействиям среды, так как напряженность учебного процесса и есть та степень вовлечения нервно-эмоциональных ресурсов организма в построение функцио-

нальных систем адаптации в ответ на воздействия среды. Указанные процессы оказывают негативное влияние на ход и достижение результатов деятельности субъектов обучения, их успешность, качество знаний, уровень сформированных навыков, умений и профессионально-важных качеств [21].

Кэррол Эллис Изард предложил для устранения негативных состояний обучающихся в процессе учебной деятельности, как психологические методы коррекции (регуляция с помощью других эмоций, когнетивная регуляция), так и физические (моторная регуляция, основанная на использовании разных видов двигательной активности как канала разрядки эмоционального напряжения) [9].

Существует ряд методов и приемов регуляции и саморегуляции общего психического состояния человека, к которым относятся психолого-педагогические, основой которых является переубеждение, внушение, рационализация и др.; комплексные методы релаксации и мобилизации, которые проводятся в форме аутогенной, психомышечной, идеомоторной тренировок; технические способы влияния предусматривают использование музыки, видео и т.д.

При построении тренировочно-оздоровительных программ необходимо учитывать, как мотивационные приоритеты студентов, так и их индивидуальные особенности. В данном контексте одним из важных подходов для решения проблемы могут явиться занятия фитнесом. Основными мотивами студентов посещать секцию фитнеса являются улучшение внешнего вида, физического состояния, эмоциональная разгрузка, также общение с друзьями, активный отдых, повышение самооценки, снятие усталости [12]. Одними из основных и самых важных задач фитнеса являются: укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, увеличение трудоспособности организма, воспитание физических качеств, строение и коррекция недостатков телосложения, психокоррекция, психорегуляция, психопрофилактика, восполнение жизненной энергии, приобретение заряда бодрости и жизнерадостного настроения, увеличение способности противостояния различным стрессам [7].

Этимология слова «фитнес» исходит от английского «о Ье Ш», что в свою очередь означает быть здоровым, вести здоровый и активный образ жизни. Обобщая все вышесказанное, отметим, что в целом фитнес - это физическая активность, основной целью которой является увеличение способности организма к физическим нагрузкам. Во время занятий фитнесом разрабатываются индивидуальные программы, поддерживаются правила рационального питания и происходит очищение организма, что в совокупности способствует комплексному восстановлению и поддержанию здоровья [18].

В современных научных работах фитнес выступает активным образом жизни, ведущим к физическому здоровью человека; как процесс оздоровления, основанный на добровольном выборе человеком способа занятий физической культуры и направленный как на улучшение физических качеств, на поддержание, сохранение и укрепление здоровья, так и гармоничное развитие личности [20]. Внедрение фитнеса в процесс образования позволяет рассматривать его как средство и способ повышения работоспособности организма и адаптации студентов к условиям обучения [16]; как интегральное состояние, отражающее уровень развития двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств, а также развитие общих и специфических личностных качеств и познавательных процессов (как своеобразный фундамент, позволяющий обеспечить двигательную и личностную подготовленность к образованию) [14]. Вследствие стремительного роста и развития фитнес-культуры в студенческой среде появляются новые требования к предмету «физическая культура» помимо потребности в двигательной активности и общении. Доказано, что введение современных фитнес технологий в учебный процесс высших учебных заведений позволяет достигнуть повышения мотивации к занятиям физической культурой, а также значительно снижает негативное отношение к ней [15]. Прослеживается позитивное влияние на адаптацию к обучению, снижается ситуативная и

личностная тревожность [19], повышается стрессоустойчивость и уверенность в себе [16], улучшается психоэмоциональное и психофизическое состояние тренирующихся [11]. Снижается гиподинамия, улучшается функциональное состояние, координация движений, возрастает сила мышц, появляется гибкость и раскованность в движениях [15], происходит более эффективный процесс генерирования компетенций рекреационной направленности [18]. Все больше популяризируются новые фитнес программы, которые проявили свою эффективность в развитии физической и функциональной подготовленности студентов: кроссфит [4], функциональный тренинг [13], сайкл [1]. Вышеупомянутые программы обладают высокой интенсивностью и рекомендуются подготовленным студентам для повышения уровня физической подготовленности, либо требуют определенной модификации для работы с неподготовленным контингентом занимающихся.

Широкий спектр заданий спортивно-оздоровительных тренировок по фитнесу со студентами обуславливает необходимость использования не отдельных видов фитнеса, а объединение нескольких. Комплексное использование разных видов фитнеса требует четкой системы планирования, рационального объединения их элементов в тренировочном процессе [11]. О.Н. Степанова и О.В. Бородулина акцентируют внимание на том, что использование в комплексе популярных сегодня фитнес-программ в физическом воспитании студентов высших учебных заведений выступает одним из перспективных направлений, так как дает возможность разносторонне влиять на организм занимающихся, при этом учитывая их интересы [13].

Физические упражнения позитивно влияют на психическое состояние человека. Благодаря регулярной физической активности снижается уровень тревоги и депрессии, развивается позитивное самопринятие и повышается самооценка [8]. Психологические аспекты в фитнесе обязательно ассоциируются с процессами одобрения решения методами мотивации, обеспечением обратной связи, установлением межличностных отношений. Самым важным условием раскрытия потенциала способностей студента выступает уверенность в своих физических и психических возможностях [2]. Однако, очень важно перед началом систематических занятий по программе оздоровительного фитнеса обозначить уровень индивидуальной физической подготовки человека, учитывая возраст, пол, наследственность, индивидуальную склонность личности к отдельным видам движений, особенности образа жизни, питание, тип психической (высшей нервной) деятельности и т.д. [5]. Итак, рациональное использование доступных и эффективных способов фитнеса обеспечивает достижение цели физического воспитания студентов и способствует подготовке гармонично квалифицированных специалистов, учитывая требования к их профессиональной психофизической компетенции. Студенты, которые регулярно занимаются физической культурой и массовым спортом во время досуга, эффективнее адаптируется к новым условиям обучения, легче переносят психофизическое напряжение [7], а регулярная двигательная активность способствует улучшению общего состояния и здоровья [10].

Фитнес программы делятся на кардиотренировки (аэробные), силовые (анаэробные), смешанного типа (аэробно-анаэробного), танцевальные, с элементами восточных единоборств, и т.д. Эффективность различных направлений фитнеса заключается в комплексном действии на мелкую моторику, координацию, пространственно-временных характеристик, кардио-респираторную, нервную системы организма, а также является средством профилактики разных заболеваний.

Значительный интерес в рамках данной статьи имеет группа психорегулирующих фитнес-программ, в работах зарубежных и отечественных ученых встречается такие названия, как «разумное тело», «мягкий фитнес», «ментальный фитнес», «Body and Mind» [6, 20]. Первоисточником вышеупомянутых программ являются восточные оздоровительные системы, такие как йога, китайская гимнастика ушу и ее разновидности, восточные оздоровительные системы, в частности корейские и японские. Основная их цель

- это работа над собой, достижение гармонии, равновесия, улучшение здоровья и физического состояния. Ментальные направления фитнеса активизируют образное мышление, визуальные образы во время занятий предполагают осознанное отношение человека к упражнениям, движениям и в целом к своему телу, а также предполагают широкое использование техник релаксации [8]. Считается, что для достижения баланса между телом и разумом необходимо подходить осознанно к выполнению каждого движения, контролировать тело в процессе выполнения упражнений [21]. Стоит отметить авторские методики в данном направлении, такие как система Дж. Пилатеса, Body Ballance, Portdebras (В. Снежик), программы функционального тренинга - Body Art (Р. Штайнбахер), Light Training (А. Скапишева). Сегодня активно развиваются направления, связанные с теорией миофасциальных поездов: миофасциальный релиз (A. Chila, C. Manheim, J. Peckham), «слинги в движении» (К. Гуртнер). Все это привело к возникновению и стремительной популяризации мягкого фитнеса (Soft Fitness), у которого имеется ряд отличий от иных фитнес-программ. А именно, упражнения выполняются в естественном темпе, который наиболее комфортен для занимающегося, при этом исключаются ударные нагрузки, что позволяет значительно снизить возможность получения травм. При выполнении упражнений отмечается незначительный мышечный тонус, благодаря чему тканям тела не наносятся повреждения. Выполнение упражнений происходит строго с учетом индивидуальных способностей занимающегося, при этом обязательно берется во внимание уровень подготовки и происходит регуляция уровня нагрузки на организм. Появляется возможность задействования различных мышечных групп, поверхностных и глубинных слоев мышц, благодаря разнонаправленности упражнений, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на самочувствие и физическое состояние человека [8]. Фактор отвлечения во время занятий значительно минимизируется благодаря концентрации и визуализации, так как в процессе выполнения упражнений происходит сосредоточение на собственном теле и на качестве выполнения упражнений, что в свою очередь положительно отражается на развитии познавательных процессов, развивается умение концентрировать и распределять внимание, как итог улучшается и повышается умственная работоспособность [3]. Итак, основными принципами мягкого фитнеса являются: естественность, безопасность, доступность, концентрация и визуализация, что делает программы мягкого фитнеса достаточно популярными, а также позволяет значительно повысить интерес к формированию культуры здоровья среди студентов [11]. По мнению некоторых исследователей, «... сознательное управление мышечным тонусом в процессе низкоинтенсивных физических упражнений способствует развитию волевых качеств: терпеливости, спокойствия и выдержки» [19].

Таким образом, регулярные занятия физической культурой способствуют снижению уровня тревоги, депрессии, увеличивают уровень стрессоустойчивости. Для достижения позитивного эффекта для психоэмоционального состояния рекомендуется использовать аэробную или анаэробную, или смешанные физические нагрузки вместе 3-5 раз в неделю по 30-60 минут. Желательно включать в занятия фитнес упражнения, позволяющие сохранить и укрепить здоровье, уравновесить эмоциональное состояние и совершенствовать физическую форму молодых людей, так как оздоровительный фитнес также способствует повышению продуктивности и эффективности работы во время учебы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекбергенова С.Р. Сайкл как технология оздоровления / С.Р. Бекбергенова // Научный журнал. - 2017. - № 7(20). - С. 77-79.

2. Богачева Е.А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов / Е.А. Богачева // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - № 1 - С. 146-148

3. Бочарова В.И. Интеграция средств пилатеса и степ-аэробики для обеспечения работоспособности студентов : дис. ... канд. пед. наук / Бочарова Валерия Игоревна - Санкт-Петербург, 2013. - 208 с.

4. Вафина Л.М. Кроссфит как средство повышения эффективности процесса физического воспитания в вузах / Л.М. Вафина, А.З. Гарипова // Психология, социология и педагогика. - 2017. -№ 2 - С.84-89

5. Гречко А.С. К определению сущностных характеристик понятия «фитнес-технологии» / А.С. Гречко, О.А. Фадеева // Вестник Псковского государственного университета. - 2015. - № 2 - С. 84-89

6. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина - Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2010. - 228 с.

7. Дробышева О.М. Оценка повышения уровня стрессоустойчивости у студентов-юношей после аутогенной тренировки / О.М. Дробышева, В.Г. Абушкевич // Кубанский научный медицинский вестник. - 2014. - № 5 (147) - С. 46-54.

8. Иваненко О.А. Характеристика направления фитнеса Mind and Body (разум и тело) / О.А. Иваненко. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 38 с.

9. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 464 с.

10. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: 2010. - № 12 (70). - С. 69-74.

11. Каерова, Е.В. Пилатес как средство повышения интереса студентов к формированию культуры здоровья / Е.В. Каерова, Л.В. Матвеева // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - № 1 (36) - С. 168-180.

12. Анатомия стретчинга : большая иллюстрированная энциклопедия / [Брэд Уолкер ; пер. с англ. Н. А. Татаренко]. - Москва : Э, 2017. - 222 с.

13. Кудряшова, А.Н. Функциональный тренинг как средство и метод физического воспитания среди учащейся молодежи / А.Н. Кудряшова // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№ 4 - С. 148-150

14. Лахина Е.А., Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вуза / Е. А. Лахина, А. В. Козлова, М. Н. Молорошвило // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2 - С. 36-39.

15. Лопатина, Т.П. Применение фитнес-технологий для повышения положительной мотивации к занятиям по физической культуре студентов / Т.П. Лопатина, Е.В. Бороухина // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. - № 30. - С. 31-36.

16. Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, Н.В. Быкова, Г.Д. Гейко // Вестник казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - С. 212-216.

17. Робинсон Л. Управление телом по методу Пилатеса / Л. Робинсон, Г. Томсон - Минск : Попурри, 2003 - 128 с.

18. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 177-181.

19. Степанова О.Н. Влияние занятий фитнесом на психосоматическое состояние студенток с нарушениями суставно-связочного аппарата / О.Н. Степанова, О.В. Бородулина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 228-233.

20. Шутова Т. Н. Классификация фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов / Т. Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 116-122.

21. Ives J.C. Beyond the mind-body exercise hype I, / J.C. Ives // Journal of Physician and Sports medicine. - 2000. - Vol. 28. - P. 67-81.

REFERENCES

1. Bekbergenova, S.R. (2017), "Saykle as a technology of health improvement", Scientific Journal, Vol. 7 (20), pp. 77-79.

2. Bogacheva, E.A. (2012), "Pedagogical context of optimizing the quality of life of students", Journal of the Kostroma State University, Vol. 1, pp. 146-148.

3. Bocharova, V.I. (2013), Integration of pilates and step-aerobics tools for ensuring students, dissertation, St. Petersburg.

4. Vafina, L.M. and Garipova, A.Z. (2017), "Crossfit as a means of improving the effectiveness of the process of physical education in universities", Journal of Psychology, sociology and Pedagogy, Vol. 2, pp. 84-89.

5. Grechko, A.S. and Fadeeva, O.A. (2015), "To the definition of the essential characteristics of the concept of "fitness technology"", Journal of the Pskov State University, Vol. 2, pp. 84-89.

6. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Malinina, S.V. (2010), Fitness-culture of students: theory and practice, SPbGUEF, St. Petersburg.

7. Drobysheva, O.M. and Abushkevich, VG. (2014), "Evaluation of increasing the level of stress resistance in young students after autogenic training", Kuban Scientific medical journal, Vol. 5(147), pp. 46-54.

8. Ivanenko, O.A. (2008), Characteristics of the Mind fitness direction and Body (mind and body), UralGUFK, Chelyabinsk.

9. Izard, K.E. (1999), Psychology of emotions, Peter, St. Petersburg.

10. Ilyina, N.L. (2010), "The influence of physical culture on the psychological well-being of a person", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (70), pp. 69-74.

11. Kaerova, E.V. and Matveeva, L.V. (2017), "Pilates as a means of increasing students interest in the formation of health culture", Journal of the Vladivostok State University of Economics and Service, Vol. 1(36), pp. 168-180.

12. Wolker, B. (2017), Anatomy of stretching. Big illustrated Encyclopedia, Eksmo, Moscow.

13. Kudryashova, A.N. (2014), "Functional training as a means and method of physical education among students", Journal of Theory and practice of modern humanities and natural sciences, Vol. 4, pp. 148-150.

14. Lakhina, E.A., Kozlova, A.V. and Moloroshvilo, M.N. (2012), "Fitness technologies as a component of physical education of university students", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 2, pp. 36-39.

15. Lopatina, T.P. and Borodina, E.V. (2017), "Use of the fitness technologies to enhance positive motivation for physical training of students", Physical culture, sport and health, Vol. 30, pp. 31-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Pavlov, A.S., Lifanov, A.D., Bykov, N.V. and Geiko, G.D. (2012), "Fitness technology as a means of adaptation of students of the specialty "biotechnology" in the initial stages of learning in higher education", Journal of the Kazan Technological University, Vol. 8, pp. 212-216.

17. Robinson, L. and Thomson, G. (2003), Body control by Pilates method, Potpourri, Minsk.

18. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture university by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (130), pp. 177-181.

19. Stepanova, O.N. and Borodulina, O.V. (2016), "Influence of fitness classes on the psychosomatic state of students with disorders of the articular-ligamentous apparatus", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (131), pp. 228-233.

20. Shutova, T.N. (2017), "Classification of fitness programs and technologies, their application in physical education of students", Journal of the Tula State University. Physical Culture. Sport, Vol. 2, pp. 116-122.

21. Ives, J.C. (2000), "Beyond the mind-body exercise hype I", Journal of Physician and Sports medicine, Vol. 28, pp. 67-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 796.035

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Татьяна Александровна Ильницкая, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Сень, доцент, Татьяна Владимировна Ковалёва, старший преподаватель, Зинаида Васильевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация

Поставлен вопрос об уровне здоровья обучающихся вузов, где выделено преобладающее процентное соотношение студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.