Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования умения проектной деятельности в процессе изучения математического анализа'

Психолого-педагогические условия формирования умения проектной деятельности в процессе изучения математического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Задорожная

Автор рассматривает психологопедагогические условия, реализация которых способствует формированию умения проектной деятельности в процессе изучения математического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROJECTIVE ACTIVITY SKILL IN MATHEMATICAL ANALYSIS STUDYING PROCESS

The author considers psychologicalpedagogical conditions, realization of which provides the formation of projective activity skill in the process of studying Mathematical Analysis.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования умения проектной деятельности в процессе изучения математического анализа»

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

[

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

О.В. Задорожная

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROJECTIVE ACTIVITY SKILL IN MATHEMATICAL ANALYSIS STUDYING PROCESS

Zadorozhnaya O.V.

The author considers psychological-pedagogical conditions, realization of which provides the formation of projective activity skill in the process of studying Mathematical Analysis.

Автор рассматривает психолого-педагогические условия, реализация которых способствует формированию умения проектной деятельности в процессе изучения математического анализа.

УДК 371

Разработка и поиск новых методов в обучении студентов математическому анализу предполагает формирование у них умения проектной деятельности, которая диалектически связана с творческим развитием личности. Под формированием умения проектной деятельности мы понимаем, с одной стороны, педагогическое воздействие на студентов с целью подготовки их к достижению профессиональной компетентности, а с другой - процесс формирования проектных знаний, умений и творческих качеств личности.

Для успешного формирования умения проектной деятельности необходимо анализировать структуру действия, составляющие его операции; вычленив отдельные элементы, определить их целесообразную последовательность и организовать систему заданий по выработке умения осуществлять эти элементарные действия. Затем преподавателю нужно обеспечить выполнение заданий и задач, гарантирующих уверенную реализацию студентами сначала этих простых действий, а потом перейти к формированию умения проводить более сложные действия с помощью выполнения подобранных для этой цели заданий.

Учитывая многогранность проектной деятельности, особенно важно оптимизировать ее формирование, то есть создать условия, обеспечивающие максимальную эффективность задач обучения.

В настоящее время в педагогике активно разрабатываются проблемы, связан-

Задорожная О.В.

«Психолого-педагогические условия формирования умения...»

ные с условиями повышения качества подготовки студентов в соответствии с требованиями современного социума. Авторы включают в термин «условия» различные компоненты. Например, Н.В. Кузьмина полагает, что условия «определяются целями, стоящими перед системой и соответствующим им содержания, средств деятельности, квалификации педагогов и подготовки учащихся» (1, с. 42). Ю.А. Якуба отмечает в своей работе, что для успешного осуществления связи теории и практики в учебном процессе необходимы определенные дидактические условия, охватывающие как содержательный, так и процессуальный аспекты учебно-воспитательной работы. Он подчеркивает, что система условий, должна обеспечить творческое применение усваиваемых обучающимися знаний и использование ими своего практического, трудового опыта при изучении учебных предметов (2, с. 18).

Под педагогическими условиями мы, вслед за Т.П. Камыниной понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач. При этом к педагогическим условиям относим только те, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание (3, с. 63).

Выделение ряда психолого-педагогических условий будет способствовать формированию умения проектной деятельности, если:

1. При изучении теоретических основ проектной деятельности будут учитываться психофизиологические особенности студентов.

2. Учебный процесс по изучению курса математического анализа должен включать систему заданий, направленных на формирование умения проектной деятельности.

3. Будут выделены этапы формирования умения проектной деятельности (установочный, промежуточный, заключительный).

Первое условие включает, прежде всего, первоначальный базовый уровень проектных знаний и умений студентов. Как показывает практика, количество студентов, знакомых с понятием «проектная деятельность», невелико, хотя со словом «проект» знакомы все, и участвовать в создании какого-либо проекта хотели бы более половины опрошенных. В основе своей студенты имеют неопределенное представление о структуре проектной деятельности и умениях с ней связанных.

Студенчество - это особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, объединенных институтом высшего образования. Целью ее деятельности является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.

В.А. Ситаров, опираясь на мнение Л.С. Выготского, считает, что контингент студентов вузов, охватывающий юношеский возраст (в среднем 17-25 лет), характеризуется «скорее, как начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» (4, с. 336).

Этот возрастной этап характеризуется интенсивным развитием физического и умственного потенциала личности, повышением работоспособности и динамикой активной продуктивной (в том числе и учебной) деятельности. Данный период в социально-психологическом аспекте, как отмечает В.А.Ситаров, приводя мнение единомышленников (И.А. Зимняя), отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Это определяется индивидуальными и вариативными особенностями становления и структурирования интеллекта личности и, прежде всего, вербального, что делает особо значи-

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

мым вербально-логическое обучение, так как при правильной организации образовательного процесса основная нагрузка ложится не на память студента, а на его мышление и соответственно исследовательский подход к усвоению теории и профессиональному самоопределению (4, с. 337).

Особенности мышления нельзя упускать из виду, формируя умение проектной деятельности у студентов как при решении специальных заданий и проведении занятий, так и при руководстве преподавателем на различных этапах формирования проектных умений. Создание условий для всестороннего развития способностей в творческой активности студентов является одной из важнейших задач профессиональной целевой ориентации будущего специалиста.

Задача преподавателя выявить студентов, мало знакомых или же совсем не знакомых со структурой проектной деятельности, с соответствующими умениями, и обратить на них особое внимание, а также рассмотреть вопросы, которые вызывают у студентов затруднения. На лекциях, практических занятиях, кураторских часах, индивидуальных беседах необходимо рассматривать общие теоретические положения, связанные с проектной деятельностью. С нашей точки зрения, без исследования и учета в ходе обучения первоначальных знаний и умений студентов о проектной деятельности невозможно полноценно выстроить процесс формирования умения проектной деятельности.

Первое условие предполагает разработку методики проведения занятий связать с психофизиологическими особенностями и конечной целью обучения студентов. «Другими словами, - указывает Н.В.Хапилина, -необходима обязательная ориентация на уровень умственного развития с опорой на сензитивные периоды психического становления обучающихся» (5, с. 55).

Вторым условием является оптимальное построение всего учебного процесса по курсу математического анализа, включающего задания на формирование умения проектной деятельности. Отдельно рассмотрим следующие положения этого условия:

• Необходим отбор актуальных для студента заданий по математическому анализу, предполагающих практическую, теоретическую или познавательную значимость.

• Методическое обеспечение учебного процесса должно быть направлено на формирование умения проектной деятельности студентов, приобретение знаний, овладение проектными умениями.

• Формирование умения проектной деятельности должно быть ориентировано на последующую профессиональную деятельность студентов, т.к. процесс изучения математического анализа не направлен на создание материальных проектов, а умение проектной деятельности будет необходимо выпускнику в дальнейшей самостоятельной практической жизни.

Задания по формированию умения проектной деятельности направлены на глубокое и прочное усвоение студентами знаний по математическому анализу, овладение комплексом умений, необходимых в проектной деятельности. В процессе выполнения этих заданий у студентов развиваются мыслительная активность, гибкость ума, творческое научное мышление, формируются способности генерировать идеи, умение искать нестандартные решения.

Третье условие - формирование умения проектной деятельности включает установочную, промежуточную и заключительную фазы.

Первая фаза - установочная - подразумевает базовую подготовку к проектной деятельности. Основная цель данной фазы -ознакомить с научными основами проектной деятельности, заложить теоретическую и практическую основу, необходимую в проектной деятельности.

На этом этапе в учебный процесс вводятся задачи, направленные на развитие логического мышления, анализа, синтеза знаний. Профессиональная составляющая формирования умения проектной деятельности на первой фазе включает опыт, знания и проектные умения. Социально-личностная составляющая включает осознание смысла знаний, умений и опыта проектной деятель-

Задорожная О.В.

«Психолого-педагогические условия формирования умения.»

ности как средства интеллектуального и личностного развития. В конце этой фазы изменяется отношение студентов к проектной деятельности. Данная фаза направлена на формирование отдельных, частных проектных умений.

Вторая фаза - промежуточная - своей целью имеет ознакомление со структурой проектной деятельности, формирование умения определять рациональную последовательность выполнения действий и операций.

На этой фазе студентам предлагаются задачи, направленные не только на умение анализировать и синтезировать знания, но и на умение моделировать, находить оптимальный путь решения данных задач. Профессиональная составляющая формирования умения проектной деятельности студентов на данной фазе включает осмысление и запоминание знаний, умений, опыта. Социально-личностная составляющая на второй фазе - осознание студентами смысла умения проектной деятельности как одного из средств самосовершенствования, стремления к новым знаниям, изменения отношения к предстоящей проектной деятельности.

Третья фаза - заключительная. Основная цель ее - включение будущего математика в творческий процесс предстоящей проектной деятельности, формирование умения анализировать свою деятельность.

На этой фазе студентам предлагаются задачи интегративного типа, направленные на развитие научного творческого мышления и умений научного поиска в процессе их решения, осуществляется широкий перенос в другие виды деятельности. Профессиональная составляющая умения проектной деятельности студентов на данной фазе включает активное воспроизведение студентами умений, знаний, опыта, их усвоение и применения в процессе решения заданий.

Социально-личностная составляющая на третьей фазе включает развитие у студентов ответственности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Реализация перечисленных условий будет способствовать эффективному формированию умения проектной деятельности студентов в процессе изучения математического анализа и позволит избежать возможных затруднений в работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высшая школа, 1989. - 179 с.

2. Якуба, Ю.А. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах /Ю.А. Якуба. - М.: Высшая школа, 1986. - 56 с.

3. Камынина, Т. П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Камынина. - Оренбург, 2006. - 200 с.

4. Ситаров, В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. -368 с.

5. Хапилина, Н.В. Формирование проектной деятельности студентов вузов в процессе графической подготовки: дис. . канд. пед. наук /Н.В. Хапилина. - Брянск, 2006. - 268 с.

Об авторе

Задорожная Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры алгебры и анализа Калмыцкого государственного университета (г. Элиста), соискатель кафедры геометрии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - педагогика, проблемы преподавания математических дисциплин в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.