Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N3 Образовательный вестник "Сознание" I https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
BY " https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Noboychenko E.S., Noskova M.V., 2021
I h ttp://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-30-38
Принята 30.03.2021 | Accepted 30.03.2021
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES IN ATHLETES
Naboychenko E.S., Noskova M.V.
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ
Набойченко Е.С., Носкова М.В.
ФГБОУ ВО Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Abstract. The study of the conditions for the formation of professionally important qualities in athletes is due to the fact that every year in sports of the highest achievements the level of physical complexity and psychological endurance rises, new records are set, the requirements for professional training and the personality of an athlete increase. The article discusses the issues of psychological and pedagogical conditions in the formation of professionally important qualities in athletes. The aim of the study is to identify the psychological and pedagogical conditions for the formation of professionally important qualities in athletes. The content of the article includes a theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature of the concepts of "condition", "pedagogical conditions", "psychological conditions". The author's vision on the definition of the concepts of "psychological and pedagogical conditions in sports", "professional qualities of an athlete" is given, as well as the
Аннотация. Изучение условий формирования профессионально-важных качеств у
спортсменов обусловлено тем, что с каждым годом в спорте высших достижений повышается планка физической сложности и психологической выносливости,
устанавливаются новые рекорды, возрастают требования к профессиональной подготовке и личности спортсмена.
В статье обсуждаются вопросы психолого-педагогических условий в формировании профессионально-важных качеств у
спортсменов. Целью исследования - выявление психолого-педагогических условий формирования профессионально-важных качеств у
спортсменов. Содержание статьи включает теоретический анализ психолого-педагогической литературы понятий «условие», «педагогические условия», «психологические условия». Дано авторское видение на определение понятий
characteristics of these conditions that contribute to the formation ofprofessionally important qualities in athletes, and provide psycho-emotional stability. According to the authors, the professionally important qualities of an athlete (PVK) are individual psychological and physiological qualities that affect his effectiveness in sports activity. These include psychoemotional stability, self-reflection, motivation, resilience, concentration of attention, self-regulation, self-control, locus control (localization of control of volitional effort), etc.
The main result of the study is the concretization of conditions that contribute to the formation of professionally important qualities necessary for the implementation of successful sports activity. The authors refer to the psychological and pedagogical conditions: ensuring a favorable socio-psychological climate in the team, relationships and the creation of psychological safety; ensuring the consistency of the athlete's psychological training; providing psychological and pedagogical debriefing; improvement of educational and methodological, scientific and methodological support of the psychological training of an athlete; psychological and pedagogical competence of a trainer through refresher courses; organization of scientific and practical conferences, symposia, forums; implementation of digitalization in sports.
Keywords: professionally important qualities, sport, athlete, psychological and pedagogical conditions.
REFERENCES
[1] Rimé B., Páez D., Basabe N., Martínez F. Social sharing of emotion, post-traumatic growth, and emotional climate // European J. of Social Psychology. 2010. V. 40. N. 6. P. 1029-1045.
[2] Belikov V.A. Education. Activity. Personality: monograph. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2010.310 p.
[3] Bondyreva S.K. Psychological and pedagogical problems of integrating educational space: selected works / Russian Acad. Education, Moscow
«психолого-педагогические условия в спорте», «профессиональные качества спортсмена», а также представлена характеристика этих условий, способствующих формированию профессионально важных качеств у спортсменов, и обеспечивающих
психоэмоциональную устойчивость. По мнению авторов, профессионально-важные качества спортсмена (ПВК) - это индивидуальные психологические и физиологические качества, которые влияют на его эффективность в спортивной деятельности. К ним относят психоэмоциональную устойчивость,
саморефлексию, мотивацию, жизнестойкость, концентрацию внимания, саморегуляцию, самоконтроль, локус-контроля (локализация контроля волевого усилия) и др. Основным результатом исследования выступает конкретизация условий,
способствующих формированию
профессионально-важных качеств, необходимых при реализации успешной спортивной деятельности. К психолого-педагогическим условиям авторы относят: обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе, взаимоотношениях и создание психологической безопасности; обеспечение системности психологической подготовки спортсмена; обеспечение психолого-педагогического дебрифинга;
совершенствование учебно-методического, научно-методического обеспечения
психологической подготовки спортсмена; психолого-педагогическая компетентность тренера посредством курсов повышения квалификации; организация научно-практических конференций, симпозиумов, форумов; внедрение цифровизации в спорте.
Ключевые слова: профессионально-важные качества, спорт, спортсмен, психолого-педагогические условия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1] Rimé B., Páez D., Basabe N., Martínez F. Social sharing of emotion, post-traumatic growth, and emotional climate // European J. of Social Psychology. 2010. V. 40. № 6. P. 1029-1045.
[2] Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
[3] Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / Российская
Psychological and Social Institute. 3rd ed., Erased. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2011.351 p.
[4] Dauksha L.M., Chekel L.V. Educational psychology: educational and methodical complex. Grodno .: GrSU, 2008.471 p.
[5] Zyukin A.V., Naboichenko E.S., Noskova M.V. Psychological and pedagogical technologies for the formation of high mental stability in active athletes / Ural Medical Journal, 2019. No. 1 (169). S.98-105.
[6] Ippolitova N.V. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification // General and Professional Education. 2012. No. 1. S. 8-14.
[7] B.V. Kupriyanov Modern approaches to the definition of the essence of the category of "pedagogical conditions" // Bulletin of the Kostroma State University named after ON THE. Nekrasov, 2001. No. 2. S. 101-104.
[8] National Psychological Encyclopedia. URL: https://vocabulary.ru /termin/uslovija.html (date of access: 03/11/2021).
[9] R.S. Nemov Psychology: dictionary-reference book: in 2 hours. M: Publishing house VLADOS-PRESS, 2003. Part 2. 352 p.
[10] Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: approx. 53000 words / S.I. Ozhegov; under total. edited by prof. L.I. Skvortsova. 24th ed., Rev. M .: Onyx Publishing House: Mir and Education Publishing House LLC. 2007.640 s.
[11] Psychological support of professional activity: Textbook / S.A. Borovikova, T.P. Vodolazskaya, M.A. Dmitrieva, L.N. Korneev / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University, 1991.152 p.
[12] The strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ (date of access 03/11/2021)
[13] Shiryaeva V.A. Pedagogical conditions for the formation of a universal key competence. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles / 2013/07/15 / i-09_ shiryaeva.pdf (date accessed: 03/11/2021).
акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. 3-е изд., стер. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 351 с.
[4] Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология: учебно-методический комплекс. Гродно.: ГрГУ, 2008. 471 c.
[5] Зюкин А.В., Набойченко Е.С., Носкова М.В. Психолого-педагогические технологии формирования высокой психической устойчивости у действующих спортсменов / Уральский медицинский журнал, 2019. № 1 (169). С.98-105.
[6] Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. 2012. №1. С. 814.
[7] Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2001. № 2. С. 101-104.
[8] Национальная психологическая энциклопедия. URL:https ://vocabulary. ru/termin/uslovija. Йш^дата обращения: 11.03.2021).
[9] Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. 352 с.
[10] Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование». 2007. 640 с.
[11] Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева / ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. 152 с.
[12] Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 г. URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ (дата обращения 11.03.2021)
[13] Ширяева В. А. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетенции. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles/ 2013/07/15/i-09_ shiryaeva.pdf (датаобращения: 11.03.2021).
Authors' contributions. Naboychenko E.S. - development of a conceptual model of a scientific article, research design; M.V. Noskova - literature review, collection and processing of materials, text writing. Conflict of Interest Statement. The authors declare that they have no conflicts of interest.
Naboychenko E.S.-SPINID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741 NoskovaМ.V. -SPIN ID: 8566-8975; ORCID ID: 0000-0003-3648-7730
Вклад авторов. Набойченко Е.С. - разработка концептуальной модели научной статьи, дизайна исследования; Носкова М.В. - обзор литературы, сбор и обработка материалов, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
НабойченкоЕ.С. - SPIN ID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта, психическая устойчивость спортсменов, стрессоустойчивость, мотивационная и волевая сфера личности, профессионально-важные качества спортсменов, рефлексия, педагогические и психологические технологии в работе со спортсменами, учебно-методическое обеспечение, организация образовательного процесса, нейротренинг, психодиагностика в спорте, паралимпийский спорт. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
НосковаМ.В. - SPINID:8566-8975; ORCID ID:0000-0003-3648-7730
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта, психическая устойчивость спортсменов, стрессоустойчивость, мотивационная и волевая сфера личности, профессионально-важные качества спортсменов, рефлексия, педагогические и психологические технологии в работе со спортсменами, учебно-методическое обеспечение, организация образовательного процесса, нейротренинг, психодиагностика в спорте. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
For citation: Naboychenko E.S., Noskova M.V. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES IN ATHLETES // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №3. С. 30-38. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-30-38.
Для цитирования: Набойченко Е.С., Носкова М.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №3. С. 30-38. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-3-30-38.
Введение. Актуальность изучения условий формирования профессионально-важных качеств спортсменов обусловлена тем, что с каждым годом в спорте повышается планка сложности, возрастают требования к спортсменам, появляются новые рекорды, и все более важной становится именно
психологическая подготовка, так как часто спортсмены показывают результаты на пределе своих психофизических возможностей. Фактором, усиливающим актуальность нашего исследования, являются также современные глобальные реалии, связанные с обострением конкуренции в спорте высших достижений. Следует отметить, что современный спорт отличается эмоциональной насыщенностью,
проявлением эмоциональной
устойчивости, адекватных
эмоциональных состояний, высоким уровнем и темпом когнитивных процессов, пронизан духом не всегда здорового соперничества, что требует от спортсменов развития волевых качеств (решительности, целеустремленности,
настойчивости, смелости и др.), мотивации, психической устойчивости, саморефлексии, высокого уровня сформированности профессионально-важных качеств [5]. Помимо этого, в сфере спорта постоянно обновляется нормативно-правовое обеспечение,
технологии обучения и взаимодействия со спортсменом (командой), соответственно, меняются подходы к реализации деятельности и подготовки спортсмена к соревнованиям разного уровня.
В Стратегии развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года акцентируется внимание на спортивной подготовке, которая является одним из значимых элементов в спорте.
Огромный интерес у ученых вызывает процесс обучения и воспитания, а также планирования в спорте, для определения условий и деятельности спортсмена, которые направлены на совершенствование спортивного
мастерства [12]. Успешный спортсмен -это спортсмен, обладающий не только технико-тактической подготовкой, но и
высоким уровнем психологической подготовленности. Немаловажное
значение в этом процессе имеет психолого-педагогическая составляющая.
Таким образом, разработка и внедрение оптимальных психолого-педагогических условий для
формирования профессионально-важных качеств у спортсмена, с целью управления психическими процессами, является первоочередной задачей. Цель исследования - разработка системы психолого-педагогических условий
формирования профессионально-важных качеств у спортсменов. Методы исследования. В нашем исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по данной проблематике. Результаты и обсуждение. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-важных качеств
спортсменов выступают как значимые обстоятельства, от которых зависят достижения результатов в спортивной деятельности.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова даны три определения понятию «условие»:
- обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
- правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
- обстановка, в которой что-нибудь происходит [10, с.588].
В Национальной
психологической энциклопедии, условие с точки зрения психологии, трактуется как совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятно влияющих на развитие конкретного психического явления; причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей [8].
Сущность психолого-
педагогических условий подробно
раскрывается в работах В.А. Беликова [2], С.К. Бондаревой [3], Н. В. Ипполитовой [6], Б.В. Куприянова [7], Р.С. Немова [9], В.А. Ширяева [13] и других ученых.
По утверждению В.А. Беликова, педагогические условия представляют собой комплекс объективных ресурсных возможностей содержания, форм, методов, направленных на решение поставленных задач. С.К. Бондарева считает, то педагогические условия -
образовательное пространство как часть социального пространства человека, где реализуется образовательная
деятельность, профессионально-
личностное развитие, рефлексия [3]. Н. В. Ипполитова рассматривает
педагогические условия как совокупность ресурсов образовательной и материально-пространственной среды, влияющих конструктивно или деструктивно на ее функционирование [6]. По мнению Б.В. Куприянова, педагогические условия -планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, которая при этом обеспечивает проверку результатов научно-педагогического исследования [7]. Р.С. Немов представляет психологические условия в контексте психического развития, которые выявляются через внутренние и внешние причины, определяющие психологическое развитие личности, а также показывает его динамику и итоговые результаты [9]. В.А. Ширяева характеризует педагогические условия как комплексное явление, обусловленное качеством
взаимосвязанности концептуальных, организационных и обще дидактическими условиями [13, с. 6, 8].
Таким образом, анализируя определения, мы видим, что авторы делают акцент на такие ключевые моменты как «совокупность»,
«планомерность», «комплекс»,
«образовательный процесс»,
«образовательная среда». На основании анализа научной психолого-
педагогической литературы, мы можем сформулировать собственное
определение психолого-педагогических условий в формировании
профессионально-важных качеств у спортсмена. В нашем понимании, психолого-педагогические условия в спорте - это педагогическая система образовательной среды, направленная на психическое развитие спортсмена и формирование у него профессионально-важных качеств посредством
целенаправленных воздействий и обусловлена выбором технологий.
Опубликованы фундаментальные труды, в которых освещены важнейшие теоретические проблемы и представлены взгляды к подходам определения профессионально-важных качеств (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.А. Климов, Г.Н. Никифоров, Н.Н. Обозов, В.Д. Шадриков и др.). Профессионально-важные качества
подвержены определенной динамике и изменяются в процессе профессиональной деятельности на разных ее этапах [11].
По нашему мнению,
профессионально-важные качества
спортсмена (ПВК) - это индивидуальные психофизиологические качества,
влияющие на эффективность спортивной деятельности. К ПВК мы относим: психоэмоциональную устойчивость,
саморефлексию, мотивацию,
жизнестойкость, концентрацию
внимания, саморегуляцию, самоконтроль и др.
Важно обратить внимание на то, что профессионально-важные качества
спортсмена обуславливают успешность реализации в спортивной деятельности на разных этапах спортивной подготовки не отдельные качества, а только интеграция этих качеств, необходимых для данной деятельности.
Формирование обеспечивается
реализацией следующих психолого-педагогических условий (Табл.1):
Таблица 1
Психолого-педагогические условия формирования профессионально-важных
качеств у спортсмена
Table 1
Psychological and pedagogical conditions for the formation of professionally important _qualities of an athlete_
№
Психолого-педагогическое условие
Содержательная характеристика
1.
Обеспечение благоприятного
социально-психологического климата в коллективе,
взаимоотношениях и
психологической безопасности
Эффективные взаимоотношения тренера со спортсменом (-ами) и межличностные отношения между самими спортсменами, влияют на формирование положительного психологического климата, от которого во многом зависит результативность спортивной деятельности. О благоприятном социально-психологическом
климате свидетельствуют такие параметры как взаимопонимание, доброжелательность,
взаимопомощь, поддержка, уважение, высокий уровень включенности в спортивный процесс, принятие ответственности. Социально-психологический климат проявляется в превалирующих психических состояниях, сплоченности, сработанности [4]. Психологическая безопасность отвечает за психоэмоциональные состояния, поддержание баланса между
стрессовыми, негативными воздействиями на спортсмена и его психической устойчивостью.
2. Обеспечение системности психологической подготовки спортсмена В спорте можно выделить два взаимосвязанных вида деятельности: тренировочный и соревновательный, поэтому психологическая подготовка необходима на каждом из этих процессов. Психологическая подготовка рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на формирование и развитие профессионально-важных качеств спортсмена, совершенствование систем, регулирующие его психическую деятельность и поведенческие особенности. Психологическая подготовка должна осуществляться целенаправленно и систематично. Только системный подход психологической подготовки способствует результативности физической, тактической подготовленности, а также позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным дезорганизующим факторам (тревога, страх, неуверенность, ступор и др.). Психологическая подготовка включает обязательно психолого-педагогическую диагностику, разработку программ и далее снова проведение диагностики (мониторинг).
3. Обеспечение психолого-педагогического дебрифинга Дебрифинг представляет собой кризисное вмешательство, позволяющее ослабить или предупредить вызванную психической травмой у человека ту или иную стрессовую ситуацию [1]. Психолого-педагогический дебрифинг позволяет предотвратить и снизить вероятность развития последствий психологической травмы у спортсмена посредством ее осмысления и осознания с помощью включения педагогических и психологических технологий.
4. Совершенствование учебно-методического, научно-методического обеспечения психологической подготовки спортсмена Возрастающие требования к уровню подготовленности и потенциальным возможностям спортсмена, предусматривает совершенствование учебно-методического, научно-методического обеспечения психологической подготовки спортсмена. При определении содержания психологической подготовки спортсменов основной задачей является не только формирование тех или иных качеств, навыков, но и установление оптимальной последовательности, систематичности, логичности их предъявления, а также использование технологий, методов, приемов, средств стимулирования работы психической сферы спортсмена, придания личностного смысла,
осознание необходимости психологической подготовки. Учебно-методическое и научно-методическое обеспечение включает в себя разработку рабочей программы с целью и задачами, технологиями, упражнениями, календарно-тематическим планом занятий; наполнение разделов, тем, видов занятий должны быть основаны на логике развития формирования психологической готовности спортсмена, основных методологических принципах построения, подтверждающих механизмы развития и формирования качеств.
5. Организация научно-практических конференций, симпозиумов, форумов Цель - научный и практический обмен опытом, достижениями специалистов в области спортивной психологии. Обсуждение перспективных направлений, внедрения результатов.
6. Психолого-педагогическая компетентность тренера посредством курсов повышения квалификации Развитие системы подготовки, переподготовки с присвоением квалификации «Спортивный психолог. Преподаватель в сфере спортивной деятельности». Программы направлены на подготовку руководителей организаций в сфере спорта (тренер - психолог, тренер по спорту), ориентированных на подготовку специалистов в сфере спорта. Программы сконцентрированы на активное участие и инициативу в инновационном и научном развитии сферы спорта, на освоение и внедрение новых технологий, совершенствование системы подготовки спортсменов и повышение профессиональной культуры специалистов в сфере спорта, следование основным направлениям модернизации в области спорта.
7. Усиление вопроса цифровизации в спорте Современные реалии, происходящие в обществе, обусловили модернизацию в сфере спорта: создание методического информационного ресурса, автоматизированной информационной системы «Электронная карта спортсмена» или «Электронное портфолио спортсмена», а также необходимость создания цифровой образовательной среды, при реализации учебных программ (курсы повышения квалификации или переподготовка), магистратура и т.д.
Выводы. Таким образом, формированию профессионально-важных качеств у спортсмена способствуют психолого-педагогические условия, такие как: обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
обеспечение системности
психологической подготовки спортсмена; обеспечение психолого-педагогического дебрифинга; совершенствование учебно-методического, научно-методического обеспечения психологической подготовки
спортсмена; психолого-педагогическая компетентность тренера; цифровизация спортивной образовательной среды; повышение квалификации тренера и спортсмена, через участие в научных конференциях. Необходимо добавить, что систематическая подготовка спортсмена на разных этапах спортивной деятельности, соблюдение психолого-
педагогических условий и определяет успех спортивной тренировки и соревнований.
Вышеизложенный материал
исследования способствует пониманию спектра психолого-педагогических
условий в формировании
профессионально-важных качеств у спортсмена.
Corresponding Author: Noskova Marina Vladimirovna - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Pedagogy, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
E-mail: mn66@mail.ru
Ответственный за переписку: Носкова Марина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г.
Екатеринбург, Российская Федерация
E-mail: mn66@mail.ru