Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования логических приемов мышления у детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогические условия формирования логических приемов мышления у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова М.В., Воронина Л.В.

В статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделены условия, способствующие формированию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова М.В., Воронина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования логических приемов мышления у детей дошкольного возраста»

Теория и методика дошкольного образования

89

- каждая из тем плавно перетекает в другую, таким образом, что если ребенок пропустит одну из тем, что вполне возможно в рамках летнего периода (отпуска родителей, выезд загород), то это ни в коем случае не отразиться на результатах освоения или потери сюжетной линии;

- усиление мотивации работы для работы в команде, развитие умений оказывать первую помощь;

- прививание бережного отношения к окружающей среде, безопасному поведению на природе;

- расширение представление детей по основным понятиям проекта, актуализация слов в речи;

- разностороннее развитие детей, за счет проигрывания ситуаций таким образом, чтобы дети не только запомнили правила поведения, но и могли легко воспроизводить их в повседневной жизни;

- повышение уровня взаимодействия ребенка и родителей посредством взаимодействия по интересным обеим сторонам вопросам.

Список литературы:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ - М.: ООО Издательство Скрипторий, 2008.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Карпова М.В.*, Воронина Л.В.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделены условия, способствующие формированию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; психолого-педагогические условия; логические приемы мышления.

* Студент факультета педагогики и психологии дошкольного образования Института педагогики и психологии детства.

* Профессор кафедры Теории и методики обучения математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства, доктор педагогических наук, доцент.

90

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. В число основных интеллектуальных умений входят логические приемы мышления, формируемые при обучении математике.

Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы и выделены условия, которые способствуют усвоению детьми логических приемов мышления.

Особенностью примерной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» [5] является разделение пространства в помещении группы и на участке. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства - так называемые центры активности (далее -Центр) [5, с. 24]. Для формирования у детей логических приемов мышления больше подходят:

1. Центр «сюжетно-ролевой» игры. Сюжетно-ролевая игра стимулирует умственное развитие благодаря вовлечению речевых навыков, играющих ключевую роль в мышлении и общении. В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей, т.е. учится такому логическому приему мышления, как классификация.

2. Центр кулинарии. Выставляя в прозрачные банки разные продукты, например, насыпая по 1 кг разных круп, дети могут сравнивать по цвету, размеру, форме зерен. Можно также задумать и другие образовательные задачи, которые можно решить через активную деятельность детей в центре кулинарии.

3. Центр песка и воды. Насыпание и наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям сравнить и понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда. Переливание воды в пластмассовые бутылочки разного размера поможет детям сравнить и понять, что значит «больше» и «меньше», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую... [5, с. 44]. Сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов.

4. Центр строительства. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают различные понятия - сходство, различия (сравнивая предметы), классификация и другие.

Одна из целей развития, поставленных в этой программе и описанных в целевом разделе - независимое и критическое мышление. Воспитатели детям задают открытые вопросы, развивающие мышление детей [5, с. 60]. Педагоги способствуют тому, чтобы дети сами искали ответы на свои вопросы, создавая условия развития познавательной активности и независимого мышления детей. Во время процедуры обмена информацией («Покажи и расскажи») дети делятся тем, что происходит у них дома, что произошло утром по дороге

Теория и методика дошкольного образования

91

в детский сад, показывают нарисованные ими картинки и рассказывают о них. Обмен опытом, информацией и новостями способствует развитию способности к анализу и обобщению и делает межличностное общение более значимым и глубоким.

В программе «Радуга» [6] в образовательной области «Познавательное развитие» выделен отдельный раздел - математические представления. В этом разделе, начиная со старшего возраста, развитие логического мышления детей выделено в самостоятельную задачу. Развитие логического мышления включает знакомство детей с основными приемами мышления: анализом, синтезом, сериацией, сравнением, классификацией и обобщением. Используя различные приемы мышления, ребенок всегда подводит итог, делает вывод, а это почти суждение и умозаключение.

В программе развития и воспитания «Детство» [1], развитие мышления ребенка, подготовка к восприятию логических отношений происходит с младенчества посредством использования специально подобранных игрушек, предметов и действий с ними.

В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети во второй младшей группе познают их свойства, осваивают в первоначальном виде действия сходство и различие предметов по свойствам, пользуясь при этом словами: «одинаковый», «разные» и др. На четвертом году жизни у детей развивают умение воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам. На основе сравнения определяют, что разное и одинаковое в предметах и явлениях. На пятом году жизни дети усваивают логические связи между группами предметов по размеру, форме, находят общее и различное в группах. Группируют предметы по форме, размеру. Обобщают 3-5 предметов по свойствам - размеру, количеству, форме и др., осваивают сериацию. На шестом году жизни дети продолжают осваивать обобщение, классификацию геометрических фигур. Седьмой год жизни посвящается дальнейшему обучению детей классификации, сравнению, сериации [3, с. 60].

Для усвоения дошкольниками логических приемов мышления необходимо целенаправленное, систематическое формирование в строго определенной последовательности.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, интериоризация любого действия (то есть перевод его в умственный план) состоит из нескольких этапов: мотивационный, составление схемы ориентировочной основы действия (ООД), отработки действия в материальном и материализованном планах, в плане громкой речи, внешней речи «про себя» и во внутреннем плане. Для усвоения нового действия в умственном плане необходима последовательная его отработка на каждом этапе.

Учитывая психологические особенности дошкольников, каждое действие следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции.

92

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Первый этап. Для создания положительной внутренней мотивации обычно используют метод создания проблемных ситуаций, «... разрешение которых возможно с помощью того действия, к формированию которого намечено приступить» [4, с. 105].

На втором этапе - составление схемы ориентировочной основы действия важно, чтобы дошкольник познакомился как и в какой последовательности осуществляются ориентировочные, исполнительные, контрольные операции, входящие в состав действия.

Чтобы дошкольник научился производить действие, нужно чтобы усеваемое действие выполнялось самим субъектом, для этого выделяют еще четыре этапа.

Третий этап. В материализованной форме действие отрабатывается не с предметами, а с их заместителями - моделями. В качестве подготовки перехода к следующему этапу, необходимо, чтобы ребенок формулировал в речи все, что выполняет практически.

Четвертый этап. Отработка действия в плане громкой речи означает не умение рассказать о том как надо действовать (т.е. не умение словесно выразить ориентировочную основу действия), а умение выполнять действие в речевой форме (т.е. умение словесно описать выполняемые операции, входящие в состав формируемого действия).

Пятый этап. Формирование действия во внешней речи про себя, т.е. с помощью речи, беззвучной по форме. Данный этап является промежуточным -переход к последнему этапу - формирование действия во внутреннем плане.

Шестой этап. Показателем перехода действия на другой этап служит форма его выполнения. На каждом новом этапе действие должно быть полностью развернутым. Ни на одном этапе, кроме последнего, действие не должно доводиться до автоматизма. Обобщенность действия возрастает при переходе к более поздним этапам, т.к., например, с помощью речи могут быть представлены новые типовые ситуации, которые на предыдущем этапе не могли иметь места.

Требования к организации контроля в процессе усвоения логических приемов на разных этапах отличаются. На втором и третьем этапах контроль должен быть пооперационным. На четвертом и пятом этапах необходимо систематически контролировать результат выполнения каждого задания. На последнем этапе контроль может быть эпизодическим.

Таким образом, психолого-педагогическими условиями, способствующими формированию у детей логических приемов мышления, являются:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т.е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний [5, с. 21].

2. Организации разнообразной деятельности (игровой, продуктивной, учебной). При этом ведущей деятельностью является игра.

Теория и методика дошкольного образования

93

3. Создание внутренней (познавательной) положительной мотивации через создание проблемных ситуаций.

4. Целенаправленность, систематичность формирования логических приемов в строго определенной последовательности.

5. Поэтапность в формировании логических приемов мышления.

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.

3. Петрова В.Ф. Логика и математика для дошкольников. Конспект лекций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/ Logika%20i%20matematika%20dlya%20doshkolmkov_80648.pdf.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 344 с.

5. Юдина Е.Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Бодрова Е.В., Славин С.С. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» [Электронный ресурс] / Под ред. Е.Г. Юдиной. -Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684.

6. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Ек-жанова Е.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Электронный ресурс] / Под ред. Е.В. Соловьевой. -Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Фадеева М.В.*

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

В статье рассматриваются эффективные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей 6-7 лет.

Ключевые слова педагогическая компетентность, формы взаимодействия, развитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

* Заведующий кафедрой Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.