DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-189-69-78 УДК 81(082)
Психолого-педагогические условия формирования лексических навыков речи школьников на основе обучающих компьютерных игр
Богдан Александрович ШМЕЛЕВ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 39200, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-135X, e-mail: shmeliov.bogdan@yandex.ru
Psychological and pedagogical conditions for the development of lexical speech skills of school students on the basis of educational computer games
Bogdan A. SHMELEV
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-135X, e-mail: shmeliov.bogdan@yandex.ru
Аннотация. На основе многоаспектного анализа понятия «условия» определено понятие «педагогические условия» и проведен его анализ. Были выявлены основные характерные черты понятия «педагогические условия». Рассмотрены различные группы условий, при помощи которых происходит эффективное функционирование педагогической системы. Раскрыты особенности психолого-педагогических условий. Представлен анализ понятия «сензитивность» и основной период его продолжительности. Проведен анализ данного возрастного периода и выявлен его потенциал при обучении. Рассмотрены основные виды деятельности в школьном возрасте (игровая, познавательная, учебная). Далее были предложены психолого-педагогические условия, направленные на формирование лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр. Первым предложенным психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является мотивация обучающихся развивать лексические навыки речи на основе обучающих компьютерных игр. Представлен анализ понятия «мотивация» и «мотив». Рассмотрены различные виды систематизации мотивации (внешняя, внутренняя), по типу мотиватора (положительная, отрицательная), в зависимости от ее устойчивости (устойчивая, неустойчивая). Также был дан ряд стратегий для увеличения мотивации у учеников. Вторым психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является сформированность ИКТ-компетентности у обучающихся. Рассмотрены такие понятия, как цифровая компетенция, ИКТ-грамотность. Последним психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является сформированность ИКТ-компетентности у преподавателя.
Ключевые слова: сензитивность; психолого-педагогические условия; мотивация; обучение иностранному языку; обучающие компьютерные игры
Для цитирования: Шмелев Б.А. Психолого-педагогические условия формирования лексических навыков речи школьников на основе обучающих компьютерных игр // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 189. С. 69-78. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-189-69-78
Abstract. On the basis of a multifaceted analysis of the concept of "conditions", the concept of "pedagogical conditions" is defined and its analysis is carried out. The main characteristic features of the concept of "pedagogical conditions" are identified. Various groups of conditions are consi-
© Шмелев Б.А., 2020
69
dered, with the help of which the effective functioning of the pedagogical system occurs. The features of psychological and pedagogical conditions are revealed. The analysis of the concept of "sensitivity" and the main period of its duration are presented. The analysis of this age period was carried out and its potential in teaching is revealed. The main types of activities at school age (playing, cognitive, educational) are considered. Further, psychological and pedagogical conditions are proposed, aimed at the development of lexical speech skills on the basis of educational computer games. The first proposed psychological and pedagogical condition for the development of lexical speech skills on the basis of educational computer games is the motivation of students to develop lexical speech skills on the basis of educational computer games. The analysis of the concepts of "motivation" and "motive" is presented. Various types of systematization of motivation (external, internal), by the type of motivator (positive, negative), depending on its stability (stable, unstable) are considered. A number of strategies are also given to increase the motivation of students. The second psychological and pedagogical condition for the development of lexical speech skills on the basis of educational computer games is the development of ICT competence among students. We consider such concepts as digital competence, ICT literacy. The last psychological and pedagogical condition for the development of lexical speech skills based on educational computer games is the development of the teacher's ICT competence.
Keywords: sensitivity; psychological and pedagogical conditions; motivation; foreign language teaching; educational computer games
For citation: Shmelev B.A. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya leksicheskikh navykov rechi shkol'nikov na osnove obuchayushchikh komp'yuternykh igr [Psychological and pedagogical conditions for the development of lexical speech skills of school students on the basis of educational computer games]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 189, pp. 69-78. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-189-69-78 (In Russian, Abstr. in Engl.)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Изучение иностранного языка можно считать как некий способ познакомиться с культурой жителей англоязычных стран. Таким образом, занятие по иностранному языку можно охарактеризовать как первоначальное лингвистическое образование, которое содействует сопоставлению учащимися условий своей и чужой страны. Данным образом учащиеся приступают к формированию языковой (лингвистической) компетенции. Самое основное, что должны почувствовать обучающиеся - это необходимость в изучении иностранного языка. Важным этапом во всех исследованиях, связанных с педагогикой, является умение поставить и определить различные педагогические условия. В рамках данного исследования мы выделяем и обосновываем психолого-педагогические условия формирования лексических навыков на основе компьютерных игр.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Одним из основных терминов в философии является «условие». Данный термин используется как некая категория, указываю-
щая на взаймодействия объекта с окружением, а также их взаимосвязи и взаимовлияния.
Каждый исследователь объясняет этот термин по-своему, однако, можно отметить три основных направления или тенденции того, как можно подразумевать условие:
1) условием является формирование связи одного от другого;
2) условиями именуют принципы, которые функционируют в той или иной сфере жизнедеятельности;
3) условие - это определенная обстановка, в которой происходят конкретные действия.
Педагогика и психология рассматривают данное определение по-своему. Взгляды на условия в педагогике наиболее обширны. Факторы, как внутренние, так и внешние, оказывают влияние как на психологическое положение персоны, так и на ее физическое формирование, а также поведенческие характерные черты, мораль в полноценном развитии персоны [1]. Если рассматривать условие в контексте психологии, то это понятие обычно представляет собой результат, связанный с факторами внешнего и внутреннего характера. Эти факторы оказывают определенное влияние на психологическое развитие человека.
В психологии условие обычно оценивают как некую сумму взаимодействия внешних, а также внутренних условий. Данные условия проявляют конкретное воздействие на психологическое формирование личности.
Различные определения были даны и термину «педагогические условия». В.И. Андреев определял их как «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [2, с. 1]. М.Е. Дуранов считает, что педагогические условия должны быть объяснены внешними обстоятельствами, которые являются необходимыми для реализации определенных факторов [3].
В педагогике на сегодняшний день существуют иные определения, которые близки по своему трактованию. В контексте данного исследования мы коснемся условий психолого-педагогического характера. Под этими мерами подразумевают блок критериев, конечной целью которых, по мнению таких ученых, как А.О. Малыхин, А.В. Лысенко, Н.В. Журавская, является повышение эффективности взаимодействия ученика и преподавателя [4-6].
В самых разных психолого-педагогических работах можно выявить такую точку зрения, что в детях прослеживается естественная предрасположенность к языкам, а также эмоциональное стремление к овладению иностранными языками. Специалисты в области психологии и педагогики называют это стремление сензитивностью. Сензитивность, по мнению большинства специалистов, непосредственно сопряжена с феноменом готовности ребенка к школе, а именно, его готовностью в психологическом и физиологическом плане к обучению, важным уровнем его развития для усвоения различных учебных дисциплин, включая иностранный язык.
Выдвигались предположения, что период сензитивности мог начинаться с 4 лет и протекать вплоть до 8 лет. Именно в этот период характерна огромная любознательность и тяга к знаниям, и, что немаловажно, более гибкое усвоение языкового материала. Дж. Скривенер и ряд других ученых говорят, что в настоящее время этот возраст снижает-
ся у нынешнего поколения детей. Также Дж. Скривенер в своих исследованиях отметил, что все учащиеся без исключения становятся все моложе и моложе [7].
Сегодня, как считают многие специалисты в области психологии и педагогики, обучение иностранному языку с ранних лет позволяет создать огромный потенциал, целью которого является появление интереса к самому языку и его культуре, что, в свою очередь, помогает формировать способность к коммуникативно-речевому акту. Это позволяет преподавателям увеличить шанс увидеть все преимущества этого возраста в данный период освоения такой дисциплины, как иностранный язык в школе.
Основной работой в школьном возрасте со временем является учебная деятельность, которая формирует память, внимание, мышление, восприятие и воображение школьников. Но главная деятельность школьников, которая до сих пор имеет значение, - это игровая деятельность, в особенности в младшем школьном возрасте. Школьники не теряют интереса к игровым занятиям. Школьники характеризуются множеством разновидностей деятельности, пересекающихся между собой. Исходя из этого, в учебную деятельность школьников необходимо включать игровую, познавательную и учебную деятельность в одинаковых пропорциях, тем самым создавая развитие положительного отношения учащихся к изучаемой дисциплине. Школьники, в особенности учащиеся младших классов, более открыты и восприимчивы. К несчастью, их естественная открытость происходит только в сфере родной культуры. Но темпы нынешней жизни постоянно требуют улучшения лингвистических и лингвокультурных познаний. По этой причине школьники должны приобщаться к иностранному языку сквозь призму культуры изучаемого языка.
Наглядно-образная память, а именно она занимает главенствующую позицию у учеников начальных классов над словесно-логической и чаще всего используется, если принять во внимание возрастные особенности. Поэтому следует отдать предпочтение интересным фактам и ярким образам, не принимая во внимание смысловые связи в изучаемом материале. В данном исследовании мы коснемся такого психолого-педагогического
условия, как мотивация, а именно, мотивация обучающихся формировать лексические навыки на основе компьютерных игр.
Чтобы объяснить данное психолого-педагогическое условие, нужно рассмотреть мотивацию как явление. PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) дает следующее определение этого явления: справиться с различными препятствиями, конечной целью которых будут являться перемены, а также обеспечить шанс для достижения наиболее высокой степени производительности, все это и является смыслом мотивации. Далее будут перечислены различные описания данного феномена и всех связующих элементов по отношению к нему, которые дали эксперты в сфере психологии.
Большая часть ученых первоначально имели взгляды на то, что потребности личности, так и сущности его мотивации являлись природными в человеке. Но позже было представлено, что данное мнение является ошибочным. Естественная среда, в которой формируется личность, генетическая склонность не является характеризующим условием в становлении психики персоны. Данный вывод аргументировал то, что концепция врожденности мотивов является неосновательной. Другими словами, индивид больше походил бы на животных.
Появление мотивов у человека исследовали отечественные специалисты по психологии, вследствие чего появилась концепция деятельности. Психологи делали акцент на значимость роли опыта людей и процесса социализации [8].
В контексте теории деятельности индивид, а если быть точнее, индивид как замкнутая система, не является предметом исследования. Близкую связь человека и общества, которая обоюдна и сконцентрирована на осуществление правильного, и стоит подчеркнуть, продуктивное существование этой системы является обязательным условием. Нужды человека ограничены лишь внешней средой, и именно она считается главным условием их создания и развития. Повышение количества объектов внешнего мира повышает и человеческие нужды. Их содержание состоит из всех без исключения разновидностей и степеней потребностей - от биологических вплоть до духовных. Деятельность человека невозможно завершить, равно как
нереально достичь абсолютного удовлетворения потребностей, поскольку со временем возникают все более новые. Эксперты заявляют, что порога насыщения в потребности не существует, что, разумеется, нельзя считать недостатком, а выражением, как неким условием развития [9].
Термин «мотив» входит в состав теории деятельности. Его определение состоит в том, что он может являть из себя определенный предмет или явление, целью которого является удовлетворение нужд разных уровней личности. Иначе говоря, мотив - это то, что двигает человека на разные типы деятельности [10].
Каждому человеку присущи множество нужд. Однако эти потребности нельзя считать неоднородными или рассеянными, у них имеется конкретная иерархия. Мотивы появляются в согласовании с возникновением иных нужд. Порой происходят условия для создания ситуации, именуемые как конфликт мотивов. Единожды сделав сознательный выбор одного из противоборствующих мотивов, можно спровоцировать бессознательный выбор данного мотива в дальнейшем. Данным способом создается некая иерархичность, и именно она дает возможность персоне осуществлять выбор в пользу того или иного действия [11].
В мотивации также имеются различные виды ее систематизации. Это мотивации внутреннего и внешнего типа. Внутренняя мотивация происходит из внутренних нужд и желаний индивида, не завися от внешних факторов. Данный тип мотивации считается предметом исследований с 70-х гг. прошлого века. Деятельность в сфере социологии и психологии была ориентирована на исследование этого типа мотивации обучающихся. Часть ученых сделали заключение, из которого следует, что мотивация обучающихся находится в зависимости от ряда условий. Первое, что наиболее важно, чтобы они чувствовали, что их успехи зависят от них самих, а также что они имеют все шансы их контролировать. Следующее условие, то что это мотивирует обучающихся, в случае если они считают, что являются членами образовательного процесса, которые функционируют, а не являются бездействующими слушателями. Последнее, что стоит упомянуть -это то, что благодаря мотивации появляется
интерес в освоении информации по определенной теме, но никак не желание получить высокий балл.
Следующая разновидность мотивации это - внешняя мотивация. Корни данного типа не происходят изнутри индивида. Такой тип мотивации может найти себя в проявлениях как и одобрения и поощрения, так и угрозы и запугивания. В данном случае такую мотивацию можно разбить как на положительную и на отрицательную. Положительная мотивация дает установку индивиду на конкретное действие или процесс, сулящее какое-либо вознаграждение. В противовес этой мотивации отрицательная же сулит «наказание», если прогнозируемый результат не проявится. Также в эту мотивацию можно включить и конкуренцию. В соответствии с определенными исследованиями, чрезмерное использование этого типа мотивации может послужить к уменьшению внутренней мотивации, исходя из этого, немаловажно находить подходы, в первую очередь, для роста внутренней мотивации.
Мотивацию также различают, согласно типу мотиватора, на положительную и отрицательную. Положительной характерна связь позитивного взгляда к нынешней деятельности, а также ее соучастникам. Эта мотивация в образовательном процессе появляется в сумме двух условий. Педагогу необходимо быть позитивно настроенным на реализацию учебной деятельности: дружелюбие ко всем сторонам процесса, а также помощь, похвала. Стороне обучающихся, в свою очередь, следует проявить осознанность исполняемой деятельности, ее важности по отношению к себе, желание к положительным результатам. Отрицательная мотивация же являет собой применение для организации учебной деятельности малоприятных, а также негативных элементов. Также присутствует система наказаний, которые применяются за неисполнение какого-либо вида работы. Помимо всего этого, делается акцент на отрицательную мотивацию, когда она осознается как условия, которые приводят к снижению мотивации, к примеру, расхождение использованного материала уровню и нуждам обучающихся [12-14].
В связи с таким фактором мотивации, как устойчивость можно отметить ряд ее разновидностей, которые связаны с ним. Ус-
тойчивая мотивация имеет тесную связь с внутренней мотивированностью, а также она связана с положительной мотивацией. Неустойчивой же, с другой стороны, необходимо стабильно подпитываться, естественно, тут выполняют свои функции внешняя и негативная мотивации.
Из этого следует сделать вывод, что необходимо вести работы над увеличением уровня внутренней положительной мотивации с целью формирования наиболее стабильного стимула. Следует отметить ряд стратегий для увеличения данной мотивации учеников.
Первое, что стоит упомянуть - то, что имеется практика применения так называемого педагогического общения. Педагог обязан обладать способностью создать функциональную и применимую коммуникацию с учениками, основой которой является уважение и доверие. Все эти критерии, без исключения, формируют подходящую атмосферу для преподавания. Также немаловажно нормализовать связь и взаимодействие между учениками как командой [15]. Именно эта стратегия считается одним из самых значимых компонентов с целью создания внутренней мотивации учеников, а также именно она может помочь им убрать вероятные препятствия психологического характера.
Вторая стратегия являет собой то, что с целью укрепления мотивации учеников полагается менять формы работы в момент обучения. Также стоит применять эту стратегию каждое занятие. Данный способ в преподавании иностранных языков дает возможность осуществлять одновременно несколько функций, а именно: сохранение надлежащего мотивационного настроения для учебы и, кроме того, рост и проработка различных умений и разновидностей вербальной деятельности.
Из третьей стратегии следует, что преподавателю необходимо обращаться к разным педагогическим директивам (установкам). Есть три вида подобных директив:
1) бихевиористический (поведенческий), этот тип обусловливает желание и подготовленность ученика осуществлять действия и умение принимать решения;
2) эмоционально-оценочный, в котором речь, в первую очередь, идет о комфортной обстановке и благосклонности;
3) информационный, суть которого заключается в создании и отображении мировоззрения. Нужно также упомянуть, что определенные педагогические директивы имеют все шансы включать в себя компоненты различных видов [16].
Также существует еще одна стратегия, целью которой является увеличение уровня внутренней мотивации учеников. Ею может являться подбор содержания обучения и инструменты, связанные с ним, то есть методы и средства обучения. Все это обусловливается значимостью исследования в период обучения иностранным языкам такому подходу, как личностно-деятельностный. Благодаря данному подходу есть возможность построения содержания обучения, учитывая все личные отличительные черты обучающихся.
Далее идет такой компонент стратегий внутреннего мотивирования, как планирование условия для преуспевания. Смысл этой стратегии состоит в том, чтобы преподаватель награждал успешный результат учеников. Это в свою очередь порождает возникновение позитивных эмоций, и это также определяет внутреннюю позитивную мотивацию к дисциплине преподавания. Кроме того, дает твердость и убежденность в своих силах. Это также позволяет формировать независимость у учеников, а именно это и считается значимым в мире самостоятельной поисковой деятельности.
ИКТ и его применение можно рассматривать как фактор, влияющий на мотивацию. Основное, о чем следует упомянуть - это то, что данные технологии дают возможность уменьшить размер подачи используемого материала и, что немаловажно, сделать его демонстрацию наиболее легкодоступной и наглядной [17]. Помимо всего перечисленного выше, применение ПК и является мотивацией как таковой, в особенности для тех, кто интересуется ИКТ. В настоящее время достаточно трудно представить занятия по иностранному языку, не используя ИКТ.
Опираясь на все вышеперечисленное в сфере мотивации, нужно отметить, что технология самого учебного процесса непосредственно оказывает влияние на мотивацион-ную часть обучения. Тем самым это указывает на то, что мотивация станет считаться одним из основных психологических условий
осуществления представляемой деятельности в данном исследовании.
Еще одним психолого-педагогическим условием формирования лексических навыков речи на основе обучающих компьютерных игр является формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся. Эта способность использовать весь спектр ИКТ, бесспорно, является залогом успеха формирования лексических навыков. Также стоит отметить такое зарубежное понятие, как цифровая компетенция. Это понятие, которое имеет схожие черты по отношению к ИКТ-компе-тенции, и в рамках рекомендации Европейского парламента было введено в 2006 г. (European Parliament and the Council, 2006).
Данная компетенция может быть рассмотрена с двух сторон, а именно: со степени защищенности пользователя и этикой применения ИКТ. Европейский парламент дает следующую рекомендацию: «Цифровая компетенция предполагает уверенное и критическое использование технологий информационного общества (ТИО) для работы, отдыха и общения. В его основе лежат базовые навыки в области ИКТ: использование компьютеров для поиска, оценки, хранения, производства, представления и обмена информацией, а также для общения и участия в совместных сетях через Интернет» (European Parliament and the Council, 2006, с. 1).
Если коснуться отечественной литературы, посвященной методике, то считается нужным применение термина ИКТ-компетен-ции, он также включен в государственный стандарт об образовании. В осуществлении ИКТ относительно использования в лингво-дидактике делается акцент на ряд условий:
1) ускоренная передача данных;
2) ускоренное адаптирование к новой языковой среде;
3) формируемое умение качественно решать учебные задачи в сфере ИКТ.
Проведя анализ исследований ряда ученых [18-20], можно выделить некоторые компоненты, которые входят в состав ИКТ-компетенции обучающихся:
1) компетенция поисковой деятельности включает в себя умение выбирать действенные методы для поиска информации в ИКТ;
2) компетенция анализа и обработки информации включает в себя умение отбора нужной информации и отсеиванию ненужной;
3) компетенция справочного использования ИКТ включает в себя умение пользоваться информационно-справочными ресурсами ИКТ. Компетенция применения отобранной информации включает в себя умение применять информацию, полученную из ИКТ-источников;
4) компетенция справочного использования ИКТ включает в себя умение пользоваться информационно-справочными ресурсами ИКТ.
Также есть еще такое понятие, как ИКТ-грамотность, суть которой состоит в способности работать с компьютерными технологиями. Эти умения считаются базисом, целью которых является построение ИКТ-ком-петенции. В их содержание входит обладание ключевыми навыками работы с ПК и другими электронными средствами, навык работы с электронной почтой и т. д. При недостатке ИКТ-грамотности у обучающихся, равно как и ИКТ-компетенции, не представляется возможным обучение, направленное на формирование лексических навыков речи на основе компьютерных игр.
Далее следует такое психолого-педагогическое условие формирования лексических навыков речи на основе компьютерных игр, как развитость ИКТ-компетентности у преподавателя.
Большое количество ученых, находящихся за рубежом, обращали свое внимание на данное условие. Р. Хэмпел был первым, кто сформулировал конкретную модель и выявил шесть уровней ИКТ-компетенции преподавателя. Все уровни связаны друг с другом [21]. Сначала происходит образование компьютерной грамотности. Далее следует создание умений применения лингводи-дактического программного обеспечения. Затем немаловажно выработать способность преодолевать проблемы и лимиты, присутствующие при обучении иностранному языку в ИКТ-среде. На следующем уровне совершается освоение социальных сетей с целью наиболее эффективного приспособления к ИКТ-условиям. Последующий уровень подразумевает интенсивное применение средств коммуникации ИКТ. И, наконец, совершается абсолютная развитость ИКТ-компетенции.
Л. Комптон представил следующую схему данной компетенции [22]. В ней ИКТ-компетенция рассмотрена внутри трех бло-
ков. Они не связаны друг с другом, и поэтому их формирование способно происходить как последовательно, так и параллельно.
1. Технологический. Суть данного блока состоит в том, что педагог овладевает перечнем возможностей ПК и иной компьютерной техники, включая базовое программное обеспечение. Касательно данного исследования следует упомянуть также и навыки работы с различными мультимедийными программами, умение оценивать их информативный и интерактивный потенциал, умения использовать их в учебной деятельности.
2. Педагогический. В содержание данного блока входит способность обучить собственным знаниям технологического блока других, то есть обучающихся. Также стоит сказать, что компьютерные программы приучают к самостоятельности, тем самым обучающиеся приобретают не только знания, но и навыки самостоятельной работы, умение и интерес к исследовательской работе.
3. Оценочный. В данном блоке совершается анализ и оценка работы обучающихся, применяющих ИКТ, при помощи ИКТ. При использовании компьютерных программ дается немедленная обратная связь, что, в свою очередь, позволяет педагогу получить наиболее объективную картину степени усвоения материала.
П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев, исследуя и описывая данное понятие, включают в него пять компонентов:
1) когнитивный: смысл данного компонента заключается в наличии у преподавателей иностранных языков навыков владения ИКТ;
2) операционный: основной сутью данного компонента является ориентированность на практику применения ИКТ;
3) аксиологический: сутью этого компонента является использование ИКТ в учебной деятельности, связанной с иностранным языком со стороны обучающего в мотивировочном аспекте;
4) коммуникативный: в основе данного компонента лежит использование ИКТ в контексте коммуникации на целевом языке;
5) рефлексивный: в рамках данного компонента показано умение преподавателя оценить свои навыки, касательно ИКТ [23; 24].
Тем самым, для формирования лексических навыков речи на основе компьютерных
игр присутствие ИКТ-компетенции у преподавателя является немаловажным фактором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при обучении иностранным языкам педагогу следует помнить о сен-зитивном периоде, поскольку данный период дает ряд преимуществ, связанных с обучением. Также следует выделить нужные психо-
лого-педагогические условия, при которых возможно формирование лексических навыков речи с помощью обучающих компьютерных игр, а именно: мотивация обучающихся развивать и формировать лексические навыки речи на основе обучающих компьютерных игр; сформированность ИКТ-компетентности у обучающихся; сформированность ИКТ-ком-петентности у преподавателя.
Список литературы
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. унта, 1996.
3. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.
4. Малыхин А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2000. 20 с.
5. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально ценностных ори-ентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 203 с.
6. Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 26 с.
7. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3rd ed. MacMillan, 2011. 416 р.
8. ЛеонтьевA.H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.
9. Пугачев В.П. Мотивация трудовой деятельности. М.: ИНФРА-М, 2011. 394 с.
10. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14-27.
11. Плещица С.Г. Основы конфликтологии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 207 с.
12. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
13. МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
15. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории. М.: Академия ИЦ, 2003. 151 с.
16. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.
17. АпатоваН.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. 228 с.
18. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
19. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
20. Чернякова Т.А. Методика формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. 149 с.
21. Hampel R., Stickler U. New skills for new classrooms: training tutors to teach language online // Computer Assisted Language Learning. 2005. Vol. 18. № 4. P. 311-326. DOI 10.1080/09588220500335455
22. Compton L. Preparing language teachers to teach language online: a look at skills, roles, and responsibilities // Computer Assisted Language Learning. 2009. Vol. 22. № 1. P. 73-99.
23. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий учителя иностранного языка: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
24. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. 2011. № 1 (13). С. 119-125.
References
1. Polonskiy V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogy]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004, 512 p. (In Russian).
2. Andreyev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: Innovatsionnyy kurs [Pedagogy of Creative Self-Development: An Innovative Course]. Kazan, Kazan State University Publ., 1996. (In Russian).
3. Duranov M.E. Professional'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' i issledovatel'skiy podkhod k ney [Professional Pedagogical Activity and a Research Approach to It]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Publ., 2002, 276 p. (In Russian).
4. Malykhin A.O. Vospitaniye moral'nogo soznaniya uchenikov 5-7 klassov na urokakh trudovogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Raising the Moral Consciousness of School Student in Grades 5-7 at the Lessons of Labor Training. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Kiev, 2000, 20 p. (In Russian).
5. Lysenko A.V. Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya professional'no tsennostnykh oriyentatsiy budushchego uchitelya muzyki: dis. ... kand. ped. nauk [Psychological and Pedagogical Conditions for the Development of Professional Value Orientations of the Future Music Teacher. Cand. ped. sci. diss.]. Maykop, 2005, 203 p. (In Russian).
6. Zhuravskaya N.V. Professional'naya podgotovka spetsialistov pozharnoy bezopasnosti v vuzakh neftegazovoy otrasli s ispol'zovaniyem individual'no-differentsirovannogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Professional Training of Fire Safety Specialists in Universities of the Oil and Gas Industry Using an Individually Differentiated Approach. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2011, 26 p. (In Russian).
7. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. MacMillan, 2011, 416 p.
8. Leontyev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Poli-tizdat Publ., 1975, 130 p. (In Russian).
9. Pugachev V.P. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti [Labor Motivation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011, 394 p. (In Russian).
10. Asmolov A.G. Osnovnyye printsipy psikhologicheskogo analiza v teorii deyatel'nosti [Basic principles of psychological analysis in the theory of activity]. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology], 1982, no. 2, pp. 14-27. (In Russian).
11. Pleshchitsa S.G. Osnovy konfliktologii [Fundamentals of Conflict Management]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State Economic University Publ., 2012, 207 p. (In Russian).
12. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Developmental Learning Theory]. Moscow, INTOR Publ., 1996, 544 p. (In Russian).
13. Markova A.K. Formirovaniye motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Development of Motivation for Learning at School Age]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983, 96 p. (In Russian).
14. Elkonin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology], 1971, no. 4, pp. 6-20. (In Russian).
15. Shcherba L.V. Prepodavaniye inostrannykh yazykov v shkole. Obshchiye voprosy teorii [Teaching Foreign Languages at School. General Issues of Theory]. Moscow, Akademiya ITs Publ., 2003, 151 p. (In Russian).
16. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoyeponimaniye razvitiya cheloveka [Personality Psychology: Cultural and Historical Understanding of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., 2007, 528 p. (In Russian).
17. Apatova N.V. Informatsionnyye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii [Information technology in school education]. Moscow, Russian Authors' Society Publ., 1994, 228 p. (In Russian).
18. Solomatina A.G. Metodika razvitiya umeniy govoreniya i audirovaniya uchashchikhsya posredstvom uchebnykh podkastov (angliyskiy yazyk, bazovyy uroven'): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methods for Developing Students' Speaking and Listening Skills Through Educational Podcasts (English, Basic Level). Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, Sholokhov Moscow State University for the Humanities Publ., 2011. (In Russian).
19. Markova Y.Y. Metodika razvitiya umeniy pis 'mennoy rechi studentov na osnove viki-tekhnologii (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methods for the Development of Students' Writing Skills Based on Wiki Technology (English, Linguistic University). Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, Sholokhov Moscow State University for the Humanities Publ., 2011. (In Russian).
20. Chernyakova T.A. Metodika formirovaniya leksicheskikh navykov studentov na osnove lingvisticheskogo korpusa (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methods for the Development of Lexical Skills of Students Based on the Linguistic Corpus (English, Linguistic University). Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, Sholokhov Moscow State University for the Humanities Publ., 2012, 149 p. (In Russian).
21. Hampel R., Stickler U. New skills for new classrooms: training tutors to teach language online. Computer Assisted Language Learning, 2005, vol. 18, no. 4, pp. 311-326. DOI 10.1080/09588220500335455
22. Compton L. Preparing language teachers to teach language online: a look at skills, roles, and responsibilities. Computer Assisted Language Learning, 2009, vol. 22, no. 1, pp. 73-99. (In Russian).
23. Sysoyev P.V., Evstigneyev M.N. Kompetentsiya v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-kommu-nikatsionnykh tekhnologiy uchitelya inostrannogo yazyka: opredeleniye ponyatiy i komponentnyy sostav [Competence in the use of information and communication technologies of a foreign language teacher: definition of concepts and component composition]. Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages for Schools, 2011, no. 6, pp. 16-20. (In Russian).
24. Evstigneyev M.N. Struktura IKT kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka [The foreign language teacher ICT competence structure. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2011, no. 1 (13), pp. 119-125. (In Russian).
Информация об авторе
Шмелев Богдан Александрович, ассистент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: shme-liov.bogdan@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-135X
Поступила в редакцию 23.09.2020 г.
Поступила после рецензирования 21.10.2020 г.
Принята к публикации 27.11.2020 г.
Information about the author
Bogdan A. Shmelev, Assistant of Linguistics and Humanitarian Pedagogic Education Department of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: shme-liov.bogdan@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5233-135X
Received 23 September 2020 Reviewed 21 October 2020 Accepted for press 27 November 2020