Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования гностических умений студентов педагогического колледжа'

Психолого-педагогические условия формирования гностических умений студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Олеся Николаевна

В статье обобщены материалы опытно-экспериментальной работы по формированию гностических умений студентов педагогического колледжа. Рассмотрены условия формирования гностических умений в современном образовательном процессе педагогического колледжа, представлены результаты эксперимента по апробации и внедрению программы формирования гностических умений студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования гностических умений студентов педагогического колледжа»

УДК 377.5

О. Н. Щербакова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа приобретают особую значимость в свете последних изменений в образовательной политике. В контексте Болонского соглашения, реформирования образовательной системы в целом и системы среднего и начального профессионального образования в частности своевременной становится постановка проблемы формирования гностических умений студентов педагогического колледжа.

Понимание мира каждым человеком происходит сугубо индивидуально. Образование помогает личности сформировать определенную систему ценностей, выработать комплекс взглядов на существующую действительность. Приобщая студентов педагогического колледжа к педагогической деятельности, необходимо формировать у будущих педагогов гностические умения. Гностические умения, по мнению А. И. Щербакова, Н. В. Кузьминой,

В. А. Сластенина лежат в основе всех других и включают умения анализировать педагогическую ситуацию, формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения, вырабатывать стратегии их решения, оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации, заново формулировать педагогические задачи и искать оптимальные пути их решения [1; 4]. Гностические умения необходимы на всех этапах решения педагогической задачи, тесно связаны с глубиной анализа педагогической ситуации, поэтому проблеме формирования данных умений студентов педагогического колледжа необходимо уделять особое внимание.

Эффективность решения проблемы зависит от выполнения ряда условий:

- выявление специфики профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа (учет современных тенденций развития образования, реформирования системы среднего специального образования, учет возрастных и индивидуальных особенностей, этапа профессионального развития, специфики будущей профессиональной деятельности);

- определение места и роли гностических умений в структуре и содержании профессиональной подготовки педагога;

- построение модели гностических умений и структурно-функциональной модели их формирования в образовательном процессе педагогического колледжа;

- разработка соответствующей программы реализации модели формирования гностических умений, включающей цель, задачи, принципы, содержание и технологии;

- определение критериев сформированное™ гностических умений студентов педагогического колледжа;

- разработка методического сопровождения данного процесса в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа.

Специфика профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа определяется тенденциями развития образовательной системы в целом и средне специального образования в частности (фундаментальность, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация), целями и задачами профессиональной подготовки специалистов на данной ступени, возрастными и индивидуальными особенностями студентов, содержанием и технологиями работы со студентами (целесообразная интеграция школьных и вузовских форм методов работы).

Содержание в педагогическом колледже профессионально ориентировано, следовательно, характерной чертой становится повышение исследовательской работы студентов, включающей способы изучения ребенка, педагогического опыта других педагогов, что дает возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Для реализации данного содержания необходимо наличие у будущих педагогов сформированных гностических умений.

Гностические умения являются системообразующим компонентом профессиональной готовности студентов педагогического колледжа: они органично входят в состав остальных групп умений и определяют итоговую эффективность профессиональной подготовки в колледже.

Гностические умения - это умения, представляющие собой систему и структуру действий педагога, направленных на анализ и решение психоло-го-педагогических ситуаций и задач с целью само обследования и саморазвития, а также с целью изучения и развития, как отдельной личности ребенка, так и группы детей в целом; результативность педагогической деятельности, которая по своему содержанию и функциям многогранна и предполагает овладение педагогами разнообразными профессиональными умениями.

Эффективность процесса формирования гностических умений у студентов педагогического колледжа связана со спецификой возрастного развития интеллектуальной сферы личности, а именно с развитием познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Эти процессы выступают критериями развития операциоино-деятельностного компонента гностической

деятельности умений, а значит и профессионально-педагогической деятельности будущего педагога.

Качественная перестройка, связанная с развитием теоретического мышления, относится к 17—21 годам. Динамика обусловлена тем, что в онтогенезе сначала происходит развитие таких качеств, как аналитичность, глубина, а позднее на их основе формируются качества, обеспечивающие учет специфики будущего - гибкость, осознанность, перспективность, доказательность, исходя из этого, мы констатируем, что формирование гностических умений адекватно логике развития человека студенческого возраста [6].

Как показывает практика, воспитателями дошкольных образовательных учреждений являются в основном выпускники педагогических колледжей, поэтому мы обратились к проблеме формирования гностических умений именно у с тудентов этого типа учебных заведений. Необходимость ее решения на современном этапе развития педагогической науки обусловлена тем, что, во-первых, логика исследования в области изучения отдельных психических процессов и свойств личности привела к необходимости познания гностических умений. Во-вторых, аспект актуальности заключается в повышении требований к использованию гностических умений в профессиональной деятельности и определении их в качестве системообразующего компонента профессиональной деятельности будущего педагога.

Принимая во внимание, что одним из условий является построение структурно-функциональной модели формирования гностических умений в образовательном процессе педагогического колледжа, мы предприняли шаги по ее созданию (Рис. 1).

Цель: сформировать гностические умения студентов педагогического колледжа

Задачи:

— формирование представлений о гностических умениях, значимости их использо-

вания: в педагогической деятельности;

- формирование умений анализировать педагогические ситуации;

— формирование умений формулировать стратегические, тактические, оперативные задачи в области воспитания и обучения и вырабатывать стратегии их решения;

— формирование умений оценивать продуктивные и непродуктивные пути решения задач и способы их реализации, а также умений заново формулировать педагогические задачи и искать более продуктивные пути их решения.

принципы

научности; историзма; единства, непрерывности и систематичности; линейности и последовательности; сознательности и активности; связи теории с жизнью, практикой; моделирования.

содержание/блоки

Окончание рисунка

мотивационно- эмоциональный инфор- мационно- содержательный операционально- деятельностный оценочно- рефлексивный

мотивационные свойства личности: мотива* торы - чувства, эмоции, мотивы, потребности знания об изучаемом объекте: психологические, педагогические, методические; особенности соотношения этих знаний с текущей информацией действия установления причинноследственных связей — анализ, формирование педагогических задач, реконструкция и преобразование представлений, проектирование, поиск новых методов рефлексия - сопоставление результатов, выявление причин отклонений.

технологии

игровой метод, имитационные упражнения проектировочный, анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций проблемно-поисковый, исследовательский, разыгрывание ролей, полномасштабная деловая игра диалогический метод, педагогическая практика

фронтальная работа, работа в микрогруппах, индивидуальная работа, работа в парах, деловая игра •

текстовые средства обучения (учебники и учебные пособия), учебные карты, визуальные средства обучения, наглядные пособия, печатный раздаточный материал, технические средства обучения

результат

эмоции, мотивация базовые знания качества мышления, наблюдательность самооценка

Рис. 1. Модель формированші гностических умений у студентов

На основе созданной нами модели формирования гностических умений, мы разработали соответствующую программу. Цель и задачи программы, направлены на формирование представлений о гностических умениях, значимости их использования в педагогической деятельности; умений анализировать педагогические ситуации; умений формулировать стратегические, тактические, оперативные задачи в области воспитания и обучения и вырабатывать стратегии их решения; умений оценивать продуктивные и непродуктивные пути решения задач и способы их реализации, а также умений заново формулировать педагогические задачи и искать более продуктивные пути их решения.

Принципы построения программы включают следующие аспекты: научности; историзма; единства, непрерывности и систематичности; линейности и последовательности; сознательности и активности; связи теории с жизнью, практикой; моделирования.

Реализация предлагаемой нами программы в конечном итоге предполагает наличие сформированных гностических умений у студентов педагогического колледжа, оценить которые можно используя следующие показатели:

- построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

- планирование практического выполнения действий, составляющих гностическое умение;

- выполнение комплекса действий, составляющих гностическое умение;

- самоанализ результатов выполнения действий, составляющие гностическое умение в сопоставлении с целью деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности нами была проверена необходимость и эффективность разработанной программы, с помощью ряда заданий. Студентам в первую очередь было предложено выявить свои знания и представления о значимости использования гностических умений в педагогической деятельности, с помощью теста. Особые трудности у студентов были связаны с выполнением следующих заданий: выбрать правильный ответ на вопрос, что является наиболее важным условием формирования гностических умений педагога, какие этапы необходимо соблюдать при решении педагогической задачи и анализе педагогической ситуации. Мы связываем это в первую очередь с тем, что у них не сформированы представления о гностических умениях, их сущности, структуре.

Такой вид задания как анализ педагогических ситуаций позволил нам определить уровень сформированное™ умений студентов выявлять проблемы, причины ситуации, определять позиции участников, оценивать их действия; сопоставляя с нормативными требованиями; представлять личную позицию. Студентам было предложено проанализировать ситуации, характерные для их деятельности в первые дни практики в ДОУ. В основном студенты частично выявляли проблему в представленной ситуации, позиции участников; причины возникшей ситуации определяли только, при условии, если они указаны; оценивая действия участников, не сопоставляли их с нормативными требованиями; особые проблемы вызвало представление личной позиции.

Для определения умения формулировать задачи в области воспитания и обучения и определять стратегии их решения студентам было предложено выбрать область образовательного процесса и сформулировать стратегическую, тактическую и оперативную задачи, определить стратегии их решения.

Данный тип задания позволил нам сделать вывод о том, что студенты либо частично формулируют задачи и определяют стратегию их решения, либо затрудняются в выполнении второй части задания

Умения оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения задач и способы их реализации студенты проявили посредством выполнения задания: познакомиться с проектами решения задачи в области воспитания и обучения (всего 3 проекта); оцените каждый из них; согласитесь или отвергните способы их реализации. Результаты показали: основная часть студентов недостаточно полно оценили предложенные проекты решения задач и способы их реализации, в некоторых случаях мотивировать свое решение затруднялись.

По результатам выполнения задания, связанного с умением формулировать новые педагогические задачи и осуществлять поиск более продуктивных путей их решения, можно говорить о том, что в основном студенты частично проанализировали предложенную ситуацию, но не могут обосновать ее целесообразность или нецелесообразность применения; затрудняются формулировать новую педагогическую задачу.

Результаты диагностики позволили нам, обосновать необходимость разработки модели формирования гностических умений и программу ее реализации в рамках таких учебных дисциплин как «Психолого-педагогический практикум» и «Педагогика».

В процессе непосредственной реализации программы мы в первую очередь обратили внимание на формирование потребности студентов в гностических умениях. В процессе бесед особое место отвели тому, что данные умения определяют успешность их деятельности на практике, а в будущем и как профессионализм педагога. Познакомили с характеристикой гностических умений, сформировали представления об их сущности, структуре, условиях формирования. Основное содержание программы направили на овладение студентами практическими умениями решать педагогические задачи и анализировать ситуации. Данные ситуации и задачи отражают специфику деятельности студентов на практике и деятельность педагогов - профессионалов. В основу программы мы также включили задания, которые позволяют студенту провести самоанализ результатов выполненных действий, составляющие гностическое умение: оценить себя по шкале достижений, ответить на вопросы опросника, проанализировать свои действия в работе с микрогруппой, оценить результативность принятого решения.

Эффективность разработанной программы подтверждается следующими результатами: 30% (из 0% на констатирующем этапе) студентов стали понимать значимость использования гностических умений в педагогической деятельности, научились анализировать педагогическую ситуацию; научились формулировать стратегические, тактические, оперативные задачи в области воспитания и обучения и вырабатывать стратегии их решения, оце-

нивать продуктивные и непродуктивные пути решения задач и способы их реализации, заново формулировать педагогические задачи и искать более продуктивные пути их решения. 62% (из 40% на констатирующем этапе) студентов - научились частично выявлять проблему при анализе педагогической ситуации; определять позиции участников; определять причины возникшей ситуации, если они указаны; оценивать действия участников, не сопоставляя их с нормативными требованиями; но испытывали проблемы в представлении личной позиции. Студенты научились частично формулировать предложенные педагогические задачи определять стратегию их решения, оценивать предложенные проекты решения задач в области воспитания и обучения и способы их реализации, но недостаточно полно, в некоторых случаях без мотивации своего решения; заново формулировать педагогические задачи без обоснования ее нецелесообразности и искать более продуктивные пути их решения. И только 8% студентов (из 60% на констатирующем этапе), все же не овладели умением выявлять проблему в представленной ситуации; умением определять позиции участников; затруднением в определении причин возникшей ситуации, даже если она указана; оцениванием действий участников, но без сопоставления их с нормативными требованиями; без представления личной позиции. Студенты научились частично формулировать предложенные педагогические задачи, но без определения стратегии их решения. Недостаточно полно оценивают предложенные проекты решения задач в области воспитания и обучения и способы их реализации (без мотивации своего решения); формулируют новые педагогические задачи, но без обоснования ее нецелесообразности.

Сравнительные данные, свидетельствующие об эффективности применения разработанной нами программы, представлены на (рис. 2).

□ контрольная группа

□ экспериментальная группа

высоким средним низким

Рис. 2. Распределение студентов по уровням сформированное» гностических умений

Данные гистограммы отражают тенденцию преимущественного продвижения студентов экспериментальной группы в процессе формирова-

ния гностических умений. Проверка эффективности разработанной программы доказала правомерность выдвинутых положений и действенность условий формирования гностических умений студентов педагогического колледжа.

Библиографический список

1. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М., 1990.

2. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобский - М., 1981.

3. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст] / Н. А. Морева. - М.: ACADEMIA, 2005. - 432 с.

4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: «Просвещение», 1976.-224 с.

5. Спирин, JI. Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / JI. Ф. Спирин - М.: «Российское педагогическое агентство», 1997, - 174 с.

6. Тихомиров, О. К.Психологая мышления: уч. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений [Текст] /O.K.Тихомиров.-2-еизд.-М.: ACADEMIA, 2005.-288с.

УДК 303.04

С. П. Орешкова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сложность процессов, объектов и явлений современного мира определяют сложность проблем, возникающих перед человеком в различных областях теоретической и практической деятельности. Развитие науки и техники, появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объемов информации, превращению информации в производящую силу общества,

В этих условиях перед образованием стоит задача подготовки человека к эффективной работе с информацией. Учащийся должен знать методы и приемы построения нового знания на основе полученной информации; уметь перерабатывать, фильтровать; структурно, компактно, образно ее представлять; делать информацию наглядной, доступной для образно-чувственного восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.