Научная статья на тему 'Психолого-педагогические приемы активизации мышления младших школьников'

Психолого-педагогические приемы активизации мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ / EDUCATIONAL PROCESS / COGITATIVE ACTIVITY / MASTERING OF KNOWLEDGE / ACTIVIZATION RECEPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко О. Н.

Описаны педагогические условия и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, представлена их краткая психологическая характеристика в обеспечении прочности знаний; охарактеризованы возможности развития мышления в проблемном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOGICO-PEDAGOGICAL RECEPTIONS OF ACTIVIZATION OF THINKING OF YOUNGER SCHOOLBOYS

In article pedagogical conditions and receptions of activization of cogitative activity of pupils are described, their short psychological characteristic in maintenance of durability of knowledge is presented; possibilities of development of thinking in problem training are characterized.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические приемы активизации мышления младших школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.Н. АРТЕМЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: artemenko1003@yandex.ru

Аннотация. Описаны педагогические условия и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, представлена их краткая психологическая характеристика в обеспечении прочности знаний; охарактеризованы возможности развития мышления в проблемном обучении.

Ключевые слова: учебный процесс, мыслительная деятельность, усвоение знаний, приемы активизации.

PSYCHOGICO-PEDAGOGICAL RECEPTIONS OF ACTIVIZATION OF THINKING OF YOUNGER SCHOOLBOYS

O.N. ARTEMENKO,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article pedagogical conditions and receptions of activization of cogitative activity of pupils are described, their short psychological characteristic in maintenance of durability of knowledge is presented; possibilities of development of thinking in problem training are characterized.

Keywords: educational process, cogitative activity, mastering of knowledge, activization receptions.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Необходимое условие полноценного усвоения знаний — опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленную на переработку усваиваемого материала. С этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов, как это делают лучшие учителя, создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.

Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности учащихся и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.

В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, повышающего активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, то есть, сравнение выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения. На примере усвоения правила с двояким написанием приставок перед глухими и звонкими согласными авторы показали, что усвоение лучше всего происходит способом «перемежающихся противопоставлений», то есть в постоянном процессе сравнения.

- -Я. -

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом. В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Нередко вместо признаков сходства и различия даются определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения, вытекающие из других. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают исходя из выделенных признаков объектов.

Было показано, что, если знания извлекаются учениками из наглядного объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцированно, более точно в сознании учащихся репрезентировано соотношение между отдельными признаками и свойствами воспринимаемого объекта, лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, придающие большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмысле-

нию усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.

Исследователи-педагоги считают, что для активизации мыслительной деятельности учащихся и эффективности обучения уроки должны строиться по принципу логических (мыслительных) заданий, то есть создания проблемных ситуаций и проблемного изложения материала. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач.

Опытными учителями высоко оценивается психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Учителя-мастера почти на всех уроках ставят четкие цели, которые отражают главное содержание урока. Этот прием имеет не только общее активизирующее значение. Основной его смысл заключается в том, что, зная цель урока, ученики мысленно постоянно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, примеры, выводы. Процесс такого соотнесения, анализа получаемых сведений способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала.

Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более расчлененными и упорядоченными.

Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью вы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

-G/Hi^jflb'

является основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе выявлена эффективность укрупненных структур знаний учащихся. Идут поиски способов укрупнения единиц усвоения учебной информации, когда каждая единица выступает как внутренне расчлененное, но единое целое. Так, предложена методическая система укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике. Авторы рекомендуют изучение в единой системе взаимосвязанных, но противоположных операций, таких, как сложение и вычитание, умножение и деление, составление обратных задач, интегрирование и дифференцирование, одновременное усвоение доказательства прямых и обратных теорем, деформированные упражнения. По их данным, это не только активизирует познавательную деятельность школьников, но и обеспечивает ускоренное усвоение учебного материала. Укрупненная дидактическая единица представляет «клеточку» учебного процесса, состоящую из логически различных элементов, обладающих информационной и структурной общностью.

Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления содержит проблемное обучение, поскольку: оно связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллектуальной активности учащегося, удовлетворяющей ее; при проблемном усвоении учебного материала обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач.

Таким образом, рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стиму-

лируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти. Вместе с тем познавательная потребность и аналитико-синтетическая деятельность ведут к включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы и ответ на нешаблонный вопрос — к включению систем подкрепления. Все это и обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала.

Вместе с тем нельзя не отметить, что применение этих приемов требует от учителя высокой квалификации и постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учащихся. Поскольку у учащихся, особенно в младших и средних классах, еще не сформировались системы оценки правильности решения задач и ответов на вопросы, оценкам и коррективам учителя здесь принадлежит ведущая роль. Серьезное значение этот аспект применения приемов активизации мыслительной деятельности имеет и в старших классах в связи с постановкой перед учащимися сложных теоретических и мировоззренческих вопросов. Здесь также существует опасность «самоподкрепления» неверных ходов мысли. Поэтому нужна их постоянная оценка и коррекция со стороны учителя, что требует от него высоких профессиональных качеств.

Литература

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1999.

2. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. М., 2006.

3. Грани Г.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания / Отв. ред. И.В. Дубровина, Б.С. Круглов. М., 2004.

4. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 2000.

5. Поспелов Н.Н. Пути обучения учащихся операции сравнения // Советская педагогика. 1979. № 3.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.