Научная статья на тему 'Психолого-педагогические предпосылки устойчивого культурного развития личности'

Психолого-педагогические предпосылки устойчивого культурного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические предпосылки устойчивого культурного развития личности»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л. А. Руденко

Проблемы усовершенствования и самоусовершенствования личности актуализируются сегодня на уровне философской, психолого-педагогической и социально-культурной мысли. Ученые рассматривают личностную культуру как многогранное образование. В частности, А. Лосев акцентирует внимание на понятиях «самосознание» и «интеллигенция», которые предусматривают одухотворенность, самопознание, живую душу, дышащую сознанием, умом, внутренней красотой [5, с. 63]. М. Каган отмечает то, что «все аспекты и уровни общечеловеческой культуры в конечном счете отражаются в индивидуальном сознании, поведении, деятельности в соответствии с особенностями каждой личности, и чем ярче ее индивидуальность, тем более своеобразна личность как носитель культуры» [2, с. 53]. И. Зязюн трактует личностную культуру как состояние, результат и процесс усвоения и создания социальных ценностей, которые предусматривают гармоническое развитие всех компонентов и их целостное формирование в процессе деятельности [1, с. 13]. Исходя из тезиса о том, что культура — это, прежде всего, усовершенствование человека и человечества, заметим, что развитие культуры общества неразрывно связано с развитием культуры его членов. Одним из ведущих качеств личности как носителя культуры считают способность быть субъектом деятельности. Это значит, что, с философской точки зрения, культура возникает в силу того, что человек становится деятельным существом, которое не приспосабливается к внешней среде, а приспосабливает эту среду к себе, т. е. человек трактуется как существо творческое, поскольку ни одно состояние среды не способно его удовлетворить. Вследствие этого возникает необходимость постоянно дополнять, укреплять не только предоставленное природой, но и созданное предыдущими и современными поколениями. Следовательно, человеческая дея-

226

тельность совмещает творческое и репродуктивное, креативное и традиционное. А культура реализует то, что находится в человеке в потенциальном состоянии.

Любая деятельность психологически предопределяется тремя факторами: потребностями как пусковым механизмом дея-

тельности; способностями, позволяющими удовлетворять и развивать потребности; умениями, которые в свою очередь превращают эти способности в реальные поступки.

Среди потребностей, побуждающих индивида к деятельности, выделяют потребности: в новой, искусственно созданной среде; в знаниях, опосредствующих предметное творчество; в ценностях, формирующих ценностные ориентиры; в образах, предусматривающих модели деятельности; в другом человеке как соучастнике бытия; в образах, отображающих реальность, в результате чего человек становится способным обогащать свой

опыт через опыт мнимой жизни, в частности в художественной реальности.

Формирование высокого уровня таких потребностей является одним из важных заданий воспитания. Актуальность этого процесса предопределена его ориентацией на творческое развитие личности. Так, потребность в создании искусственной среды предусматривает ее преобразование путем усовершенствования уже существующего; познавательная потреб-

ность — развитие индивида с целью расширения его творческого диапазона; выработка ценностных ориентиров невозможна без постоянного обогащения эстетических качеств личности; потребность в образах предусматривает развитую эмоционально-чувственную сферу и способность к фантазии (без нее не мыслится творчество); общение с другими людьми не ли-

шено эмоциональности, чувствительности, настроения и т. п.; художественная потребность — одна из наивысших для культурного человека — генерирует эстетические вкусы, идеалы, стремления. Любая потребность удовлетворяется соответственными способностями: создавать искусственные предметы; познавать мир; оценивать все, что входит в орбиту человеческого бытия; к опережающему отображению, общению,

227

созданию художественной реальности и жизни в ней с учетом осознания ее иллюзорности.

Согласно высказыванию М. Кагана, способность — естественно-культурное образование не меньше зависит от влияния культуры на человека, чем от врожденной его анатомо-физиологическо-психической структуры [4, с. 154]. Следовательно, способности тесно связаны с анатомо-физиологическо-психической структурой индивида. Во-первых, это значит, что каждый человек уникален, поскольку его восприятие любого явления действительности неповторимо. Во-вторых, каждая отдельная способность не может быть одинакового уровня у разных людей. В-третьих, в процессе воспитания человека в обществе возможно как развитие способностей в комплексе, так и совершенствование наиболее ярко выраженных способностей, которыми наделила индивид природа. Выявления таких способностей, творческое их развитие, доведение до высокого мастерства — вот цель, к которой нужно стремиться,

обучая и воспитывая будущего специалиста любой сферы общественной жизни.

В поисках путей усовершенствования процесса подготовки будущих специалистов нельзя игнорировать эстетический аспект воспитания. Эстетическая культура занимает исключительное место в профессиональной деятельности, позволяя человеку подняться над утилитарностью предметов, явлений, наслаждаться не только красотой окружающей среды, искусства, взаимоотношений, но и решением теоретических и практических профессиональных задач по законам прекрасного. Кроме того, эстетическая культура, органически совмещаясь с умствен-

ной деятельностью, добросовестным отношением к своим обязанностям, внутренним эмоциональным конфликтам, гармонизирует интеллект, поднимает его на более высокий уровень. В

эстетико-культурологическом контексте к задаче человеческой психики, которая является важным фактором успешной дея-

тельности человека, относят: сбор наиболее полной для личности информации об окружающей среде, ее переработку с целью превращения в реальное поведение и практическую деятель-

228

ность; выработку духовно-культурных регуляторов общения с другими людьми в совместной деятельности; дополнение неминуемого дефицита информации; преодоление ограниченности сознательного, рационально обработанного жизненного опыта другими способами его интериоризации; дополнение ограниченного во времени и пространстве реального жизненного опыта иллюзорным неограниченным опытом в воображении; обобщение всей этой разносторонней информации в специфических духовных конструктах, необходимых для ориентации в конкретных формах бытия; превращение неинстинктивным способом внутреннего во внешнее, психического в практически-по-веденческое [4, с. 156]. Для решения этих задач психика использует чувственные восприятия — ощущение, самоощущение, воображение. Информация, которую воспринимает, хранит, использует человек, должна содержать то, что было, есть и будет. Для этого психика вооружена памятью, ощущением и предчувствием. Все названные механизмы непосредственно связаны с эмоционально-чувственной сферой индивида.

Одна из самых ярких черт культурно-воспитанного человека — способность воспринимать искусство, которая выражается в перевоплощении, переживании. Для этого человеческая психика должна выработать способность к художественному вкусу.

Говоря о способностях, мы сосредоточили внимание на их психической основе, поскольку от эмоционально-чувственной культуры во многом зависит направление развития подаренных человеку природой талантов — они или будут приумножать культурные ценности общества, или будут способствовать их разрушению. Способности трансформируются в реальные поступки с помощью умений. Совокупность человеческих умений выражается в культуре, которую несет индивид. Их структура отвечает структуре потребностей и способностей. Мотивы, побуждающие индивид к практической деятельности, имеют психическую основу — это переживание, эмоциональное влечение, чувство, стремление. Благодаря им формируется умение ценностного отношения к явлениям действительности. Выработка

229

таких умений — цель образования и воспитания. При условиях доминирования в современном образовании личностно-ориентированного подхода важная роль в процессе формирования названных умений отводится самому человеку. То есть, ориентация на высокий уровень самосознания, стремление самоусовершенствования, постоянное обогащение эмоционально-чувственного опыта определяются как основные направления устойчивого развития культурного самосознания личности.

Подытоживая изложенное, подчеркнем, что культурное самосознание личности обязательно предусматривает ее культурное становление. Характерными чертами такой личности являются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Формирование таких качеств осуществляется в процессе всесторонней деятельности личности — учебе, общении, самодеятельности. Личностная культура является единым процессом нагромождения знаний, опыта и качественной их реализации в деятельности и поведении [3, с. 11].

Эстетико-культурологический аспект формирования личности предусматривает, прежде всего, ее эмоционально-чувственное развитие путем формирования эстетических потребностей, развития эстетических способностей, обогащения эмоционально-чувственного опыта за счет выработки умений, соответствующих потребностям и способностям. Лишь при условиях сбалансированного развития умственной и эмоционально-чувственной сфер возможно постепенное приближение личности к идеалу, который провозгласил А. Ф. Лосев, — перспективно глубинной, высокообразованной, духовно богатой личности, способной оценить себя, явления окружающей действительности, свое место в микро- и макромире.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

3. Зязюн I. А. Культура в контексп полггики освгги // Педагопка i психолопя професшно! осв1ти,1997, № 3-4 (ч. 1), с. 5-16.

4. Каган М С. Философия культуры. — СПб., 1996.

5. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.