Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ВЛИЯНИЕ / КОМПЬЮТЕР / ПОДРОСТОК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Т.С.

Компьютеризация распространилась на все сферы человеческой жизни, что является очень значимым событием современной эпохи. Дети и подростки предпочитают взаимодействие с компьютером любому другому. Несмотря на свое положительное влияние, компьютеризация жизни оказывает и негативный эффект. Он заключается во влиянии на социально-психологическое здоровье молодежи, поскольку компьютер может вызывать компьютерную зависимость. Детская компьютерная зависимость относится к психологическим проблемам, присущим современной семье. Предотвратить или нейтрализовать данную зависимость могут в первую очередь сами родители или ближайшие родственники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON ADOLESCENTS

Computerization has spread to all spheres of human life, which is a very significant event of the modern era. Children and teenagers prefer interaction with the computer to any other. Despite its positive impact, the computerization of life also has a negative effect. It consists in the impact on the socio-psychological health of young people, since the computer can cause computer addiction. Children's computer addiction refers to the psychological problems inherent in the modern family. To prevent or neutralize this dependence can first of all be the parents themselves or the next of kin.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОДРОСТКОВ»

УДК 371.315.5

Зверева Т. С студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Компьютеризация распространилась на все сферы человеческой жизни, что является очень значимым событием современной эпохи. Дети и подростки предпочитают взаимодействие с компьютером любому другому. Несмотря на свое положительное влияние, компьютеризация жизни оказывает и негативный эффект. Он заключается во влиянии на социально-психологическое здоровье молодежи, поскольку компьютер может вызывать компьютерную зависимость. Детская компьютерная зависимость относится к психологическим проблемам, присущим современной семье. Предотвратить или нейтрализовать данную зависимость могут в первую очередь сами родители или ближайшие родственники.

Ключевые слова: игра, влияние, компьютер, подросток, информационные технологии.

Zvereva T.S student

faculty of Physics and mathematics Voronezh state pedagogical University

Russia, Voronezh

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON ADOLESCENTS

Abstract: Computerization has spread to all spheres of human life, which is a very significant event of the modern era. Children and teenagers prefer interaction with the computer to any other. Despite its positive impact, the computerization of life also has a negative effect. It consists in the impact on the socio-psychological health of young people, since the computer can cause computer addiction. Children's computer addiction refers to the psychological problems inherent in the modern family. To prevent or neutralize this dependence can first of all be the parents themselves or the next of kin.

Keywords: game, influence, computer, teenager, information technology.

Развитие и широкое распространение на территории России компьютерных технологий привело к необходимости в активном исследовании компьютерной зависимости среди подростков. Огромное количество новой информации, компьютерные игры, которыми увлекается все больше и больше людей, сильно влияют на развитие и жизнь подростков. Свободное время представители подросткового возраста сейчас нередко проводят за компьютером, поскольку в компьютере объединены многие досуговые возможности. Он может выполнять роль музыкального центра, книги, телевизора и пр. [1, с.36].

Актуальность проблемы компьютерной зависимости трудно переоценить. Людей, которые не проводили бы значительную часть времени за компьютером, отыскать сложно. Компьютер есть почти у всех, кроме этого, многие профессиональные сферы также компьютеризированы, что приводит к увеличению количества времени, проводимого за компьютером. Маленькие дети осваивают компьютер очень рано, просматривая мультфильмы и играя в компьютерные игры. К началу обучения в школе почти у каждого ребенка есть планшетный компьютер или телефон с выходом в Интернет.

Домашние задания, которые детям дают в школе, зачастую требуют поиска информации в сети Интернет, многие из них должны быть выполнены посредством компьютера (в электронном варианте). Также Интернет и компьютер используется детьми для общения. Родителям кажется, что ребенок, находясь дома за компьютером, пребывает в безопасности. Однако, в этом случае существует риск развития компьютерной зависимости, которая очень похожа на зависимость наркотическую по своим особенностям и силе проявлений.

Наибольшей угрозе возникновения данной патологии подвергаются дети, которым не хватает родительского внимания и контроля с их стороны. Что важно - таких детей сейчас огромное количество. К их числу относятся ребята из семей, где родители практически все время заняты работой или делами по дому. Чаще всего, они сами предлагают ребенку компьютер в качестве развлечения и преодоления скуки.

В нем ребенок почти что осуществляет свои фантазии, погружаясь в атмосферу захватывающих приключений. Однако одерживая победы в виртуальном пространстве, в действительности дети многого лишаются сами и терпят большие страдания. Если подходить ответственно к проблеме компьютерных игр, то станет ясно, что задачей родителей и руководства культурной сферой страны является правильно ориентировать детей и подростков в плане увлечения такими играми как у себя дома, так и общественных местах с тем, чтобы сделать эти технологии помощниками в деле развития и творческого совершенствования подрастающего поколения и минимизировать их негативное влияние на физическое и психическое здоровье.

Что касается деятельности социального педагога, то она должна быть направлена на то, чтобы поставить зависимое поведение подростка под свой контроль, включающий:

1. замещение, вытеснение наиболее опасных форм зависимого поведения общественно-полезными или нейтральными;

2. направление социальной активности ребенка в общественно-одобряемое либо нейтральное русло;

3. создание специальных служб социальной помощи.

Работа школьного психолога с подростками, имеющими игровую компьютерную зависимость, включает в себя комплекс профилактических, реабилитационных мероприятий. Эти направления реализуются через организацию индивидуальных и групповых форм социально-педагогической работы, посредствам таких методов как лекция, беседы, диспуты, метод создания воспитывающих ситуаций, убеждения, упражнения, коррекции (поощрение и наказание), психотерапии и др. Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение [2].

Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир. Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь. А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12 -13 лет, т.к. именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

Использованные источники:

1. Жеребненко О.А. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм / О.А. Жеребненко, Л.Б. Кузнецова // Казанский пед. журнал. - 2015. - № 4-2. - С.393-399.

2. Шамсутдинова Д.В. Педагогика профилактики компьютерной игровой зависимости современного подростка // Вести. Казанского гос. ун -та культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.