УДК 378.096
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF UNDERGRADUATE PRACTICE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
© 2017
Л.В. Панфилова, С.Л. Молчатский, Е.Г. Нелюбина Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
L.V. Panfilova, S.L. Molchatsky, E.G. Nelyubina Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
В рамках перехода педагогических вузов на новые федеральные образовательные стандарты высшего образования в учебных планах и графиках подготовки бакалавров педагогического образования появился достаточно новый вид практики - преддипломная практика, которая до недавнего времени не выделялась в системе подготовки учителей). Соответственно, в вузах началась разработка программ и нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение данного вида деятельности. В этом направлении ведется работа и на базе кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ. В статье показано, каким образом специфика организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях влияет на структуру организации преддипломной практики студентов педагогических профилей обучения, представлен материал по системе реализации преддипломной практики в педагогическом вузе. Дана характеристика основных форм и видов отчетности по итогам преддипломной практики. Описаны психолого-педагогические особенности организации процесса прохождения преддипломной практики в педагогическом вузе.
Since pedagogical universities have had new federal educational standards of higher education, a rather new type of practice has appeared in curricula and timetables for training bachelors of pedagogical education, undergraduate practice that until recently did not stand out in the system of training future teachers. Accordingly, the universities began to develop programs and regulatory documents aimed at providing this type of activity. So did the Department of Chemistry, Geography and their Teaching Methodology, SSGSU. The article describes the way the educational process affects the undergraduate practice of students majoring in pedagogical education, provides the examples of implementing undergraduate practice in a pedagogical university. It gives the typology of final reports on the practice. Psychological and pedagogical peculiarities of the undergraduate practice in a pedagogical university are described.
Ключевые слова: формы практики; преддипломная практика; студент; педагогическое образование; образовательные организации; дневник; отчет.
Keywords: typology of practice; undergraduate practice; student; teacher education; educational organizations; diary, report.
Государственная политика в области образования [1; 2] основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [3]; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [4; 5]; 3) общедо-
ступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников [6]; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [7]; 5) свобода и плюрализм в образовании [8]; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [9].
Преддипломная практика является элементом подготовки выпускников педагогического вуза как один из завершающих этапов системы обучения в педагогическом вузе [10]. Особенность рассматри-
ваемого нами элемента заключается в том, что этот этап обучения организуется вузом на последнем курсе обучения, когда студенты завершают изучение всех учебных дисциплин и практически имеют полный багаж сформированных профессиональных компетенций [2; 11].
Преддипломная практика должна быть органически интегрирована в учебный процесс общеобразовательного учреждения и выполнять функцию обратной связи от вуза к школе. Эта форма практики призвана соединить теоретическую подготовку с выработкой у студентов практических навыков для облегчения их выхода на рынок труда [12].
Продолжительность преддипломной практики согласно учебному плану и графику учебного процесса на естественно-географическом факультете СГСПУ составляет 1 неделю как по очной, так и по заочной формах обучения. Данный вид практик вынесен на последний семестр обучения и приходиться на последнюю неделю учебного года, т.е. примерно с десятого по двадцатое мая.
В связи со спецификой организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации учебный год в них осуществляется в течении следующего периода - с первого сентября по тридцать первое мая, ежегодно. Учебный процесс в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации как правило заканчивается итоговыми и проверочными работами, выставлением оценок. Поэтому целесообразности в проведении психолого-педагогического эксперимента с учащимися, необходимого для выполнения выпускной квалификационной работы в педагогическом вузе, или апробации разработанных уроков, внеклассных и внеурочных занятий, также включаемых в выпускную квалификационную работу студентов, не предвидится возможным. Таким образом, можно констатировать, что преддипломная практика в педагогическом вузе не может быть интегрирована в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Встает вопрос как быть в такой ситуации? Как осуществить планирование и руководство данным видом деятельности студентов?
На поставленные вопросы, профессорско-преподавательский состав кафедры химии, географии и методики их преподавания попытался найти ответы, начав с организации обсуждения возникшей проблемы с непосредственными работодателями, участвующими в организации процесса обучения студентов естественно-географического факультета СГСПУ. Администрации образовательных учреждений, сотрудничающих с коллективом кафедры химии, географии и методики их преподавания, при обсуждении данных вопросов, в частности вопроса о времени проведения преддипломной практики, высказали мнение о том, что необходимо найти альтернативные пути выхода из сложившейся ситуации - а именно осуществлять проведение психолого-педагогических исследований, а апробация разработанных учебно-методических материалов студентов должна осуществляться во время прохождения ими практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности согласно профилям обучения, или, как показывает опыт работы преподавателей кафедры в рамках сотрудничества образовательных учреждений разного уровня с целью создания образовательной платформы (среды) для студентов, на основе принципа дуальности.
Исходя из всего вышесказанного, мы предлагаем преддипломную практику рассматривать как форму практики, нацеленную на систематизацию уже приобретенных знаний, дальнейшее углубление и развитие раннее сформированных профессиональных навыков и умений, на развитие коммуникативных качеств, приобретение опыта организаторской и управленческой работы с людьми, умения составлять различные документы, отчеты и т.д.
Важнейшая задача преддипломной практики - обеспечить студенту возможность осуществить систематизацию и аналитическую обработку материалов, которые были подобраны в ходе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности согласно профилям обучения в общеобразовательных учреждениях, благодаря активному участию студента во
всех научных, научно-практических и других мероприятиях, организуемых кафедрой. Систематизированный, структурированный и обработанный материал должен быть включен в последующем в квалификационную выпускную работу, выполняемую студентом.
В каждом высшем учебном заведении имеется собственное «Положение о прохождении практики». Наш вуз не исключение. Согласно данному Положению, все формы практики студентов организует вуз. Для этого он должен определиться с базами практики, т.е. организациями, учреждениями и предприятиями, в которые будут направляться студенты доля прохождения практики.
В связи с невозможностью интегрировать в учебный процесс общеобразовательных учреждений преддипломную практику студентов, было принято решение о том, что данный вид практики будет проводиться на базе кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ. Для похождения преддипломной практики, студенты закрепляются за групповыми руководителями преддипломной практики, которые одновременно являются руководителем выпускной квалификационной работы. Функции потокового руководителя остаются неизменёнными и не зависят от вида практики - это составление приказа, организация и проведение установочной и итоговой конференции, составление общего отчета, сбор отчётной документации по практике, размещение отчётной документации в системе электронного документооборота вуза.
В нашем вузе практика проводиться в течении 1,5 месяцев, по одному дню в неделю. В этот период студент-практикант встречается с групповым руководителем, получает консультационную помощь от руководителя и выполняет индивидуальное задание, оформляет отчет и дневник по практике. В связи с тем, что каждый студент-практикант продолжает исследование в рамках выпускной квалификационной работы, то перед началом практики для каждого индивидуально выдается задание, которое необходимо выполнить в процессе прохождения преддипломной практики.
Вузы самостоятельно устанавливают формы и виды отчетности по итогам практики. Как правило, по итогам практики от студента требуется представить правильно заполненный и оформленный дневник и отчет о проделанной работе. Форма и содержание дневника устанавливаются каждым вузом самостоятельно, хотя все они схожи по своей сути и содержат в себе титульную страницу и несколько страниц с конкретными пунктами, определяющими задание студенту на практику, оценочные выводы руководителей практики, раздел о ежедневных записях студента о проделанной им работе. Студент ведет дневник на протяжении всего срока прохождения практики. По тому как ведется дневник, руководитель оценивает, выполнил ли студент в полном объеме свое задание, достигнута ли цель практики. Записи в дневнике являются основой отчета о практике. Дневник следует вести ежедневно. Несистематическое и небрежное отношение к ведению дневника, которое нередко случается студенческой среде, может крайне негативно сказаться на итоговой оценке за практику. При заполнении дневника особое внимание нужно обратить на то, чтобы в нем стояли все необходимые печати и подписи. Кроме дневника студент должен будет написать отчет о проделанной работе. В отчете студент указывает изученные им документы, раскрывает основные проработанные вопросы, выполненные задания руководителя, отмечает в обобщенном виде полученные результаты. В нем отражаются основные использованные методы и приемы работы, анализируется все собранные материалы. По результатам преддипломной практики студент проходит аттестацию в форме, устанавливаемой вузом. Обычно за преддипломную практику выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Коллектив кафедры химии, географии и методики их преподавания СГСПУ разработал формы дневника и отчета по преддипломной практике, которые размещены в системе электронного оборота документов вуза.
Содержание преддипломной практики достаточно классическое, и включает в себя три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Первый этап преддипломной практики включает встречу с руководителем, получение заданий и ознакомление с отчетными документами по практике. Второй этап преддипломной практики - работа с источниками информации; редактирование списка литературы выпускной квалификационной работы; систематизация материала по теме выпускной квалификационной работы; составление аннотации на выпускную квалификационную работу; подготовка варианта текста выпускной квалификационной работы; оформление дневника-отчета по преддипломной практике. На третьем этапе
практики проходит предзащита выпускной квалификационной работы, т.е. студент выступает с докладом и демонстрацией презентации на итоговой конференции в присутствии работодателей и групповых руководителей практики.
Остановимся более подробнее на характеристике основного этапа преддипломной практики студентов педагогического вуза.
Работа с источниками информации осуществляется согласно алгоритму, представленному в таблице 1 [13; 14].
Таблица 1
Структура алгоритма работы с источниками информации
Этапы работы Содержание
Общее ознакомление - ознакомление с оглавлением; - беглый просмотр литературного источника
Внимательное чтение по главам и разделам выделение наиболее важного участка текста
Выборочное чтение - перечитывание наиболее важной части текста
Составление плана почитанного материала формулировка проблемы
Конспектирование полные и точные выписки (цитата + библиографическое описание с указанием тех страниц, откуда взята цитата)
Оформление карточек - библиографическая карточка на книгу (карточки с библиографическим описанием источника); - картотека выписок (карточки содержат название тематического раздела, к которому относится содержание текста выписки); - картотека рефератов (содержит библиографическое описание + реферат источника по разным темам); - картотека иностранной литературы (картотека на языке оригинала + перевод + термины на языке оригинала)
Сопоставление прочитанного с другими источниками свободная форма изложения
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний свободная форма изложения
Систематизация материала по теме выпускной квалификационной работы. В это период студент проходит все этапы изучения явления: составление программы; доработка программы и методики; сбор первичной информации; обработка данных (качественная и количественная); определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом; определение сферы применения найденного решения; объяснение полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций [15; 16].
Этапы планирования и систематизации информации следующие: анализ исходных данных, отбор и их упорядочение; составление модели плана (на основе полученной информации и исходных теоретических положений); оформление в виде графика, текста или графико-тексто-вого документа. Систематизированный материал добавляется в структуру выпускной квалификационной работы студента [17; 18].
Подготовка доклада - вид деятельности, который выполняет студент при переходе от основного этапа практики к заключительному (таблица 2) [19; 20; 21].
Таблица 2
Примерная структура некоторых видов научной продукции
Форма Структура
Доклад - в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая ценность темы; - сущность темы, основные научные предложения; - выводы и предложения
Тезисы доклада - основные положения доклада; - основные выводы и предложения
Таким образом, преддипломная практика в педагогическом вузе является важнейшей составной частью учебного процесса, особенности организации и проведения которой мы попытались показать на примере опыта организации такого вида деятельности в Самарском государственном социально-педагогическом уни-
верситете. Апробация разработанного методического и организационного сопровождения преддипломной практики в течении двух лет (2015-2017 год) подтвердила целесообразность и эффективность такого варианта организации учебного процесса студентов в педагогическом вузе.
■к -к -к
1. Кузнецова Г.В., Нелюбина Е.Г. Обобщение опыта реализации педагогических технологий в обучении химии // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение : сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. кафедрой химии, декана естественно-географического факультета Григория Михайловича Мазанко / отв. ред. Л.Г. Сафина. Самара : ПГСГА, 2015. С. 51-53.
2. Нелюбина Е.Г. О системе модернизации высшего педагогического образования // Актуальные вопросы вузовской науки. Вып. 10. Самара : Самарский институт управления, 2015. С.201-205.
3. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г. Управление учебной деятельностью студентов педагогического вуза с помощью информационно-коммуникативных технологий // Методологическая культура педагога: история и современность : матер. науч. конф. с международ. участием. Самара, 2008. С.184-188.
4. Нелюбина Е.Г., Самарина Е.С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 42-43.
5. Nelyubina E.G., Safina L.G., Bobkova E.Y., Korobejnikova E.V., Melysheva E.P. Integrative-project model of environmental education in the training system of the students // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. V.6, №S1. Р. 249-255.
6. Bobkova E.Yu., Korobejnikova E.V., Nelyubina E.G., Birina O.V., Safina L.G. The conceptual aspects of the innovative format of the distance learning system within modern conditions of the higher education system informatization // Mediterranean. Journal of Social Sciences. 2015. V.6, №5 S3. Р. 131-139.
7. Bobkova, E.Y., Korobejnikova, E.V., Nelyubina, E.G., Likhman, V.A. Pedagogical problems of effective training of specialists in international virtualization of economic industry // Mediterranean Journal of Social Sciences. V. 6, Issue 3S4, 2015. Р. 17-24.
8. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г., Кузнецова Г.В. Современные педагогические технологии обучения химии : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов, а также учителей химии. Самара : СГСПУ, 2016. 220 с.
9. Нелюбина Е.Г. Диссеминация педагогического и методического опыта работы кафедры химии, географии и методики их преподавания ПГСГА // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение : сб. ст. V международ. науч. -практ. конф., посв. 120-летию со дня рождения к.х.н., зав. каф. химии, декана естественно-
географического факультета Григория Михайловича Мазанко / отв. ред. Л.Г. Сафина. Самара : ПГСГА, 2015. С. 66-70.
10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 4.02.2015).
11. Nelyubina Elena G., Safina Liliya G., Panfilova Lyudmila V., Kazantsev Ivan V., Mol-chatsky Sergey L., Stepanova Ekaterina S., Ibrahimova Sakinya Ab. In-University quality management system of education based on the competence approach. International Review of Management and Marketing // Socio-Economic and Humanity-Philosophical Problems of Modern Sciences. 2016. V.6, №1S. Р. 165-171.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 368 с.
13. Сборник упражнений для развития ключевых компетенций / Сост. А.Н. Азовкина, Т.Д. Ануфриева и др. Иркутск, 2003. 84 с.
14. Васюков И.Л., Драгалина-Черная Е.В., Долгоруков В.Д. Lógica Ludiera: Аспекты теоретико-игровой семантики и прагматики. СПб. : Алетейя, 2014. 362 с.
15. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности . учебно-методическое пособие к практическим занятиям. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: АНО «ИПП», 2009. 178 с.
16. Корчак Я. Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1991. 272 с.
17. Харламова Т.М. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического университета // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 80-82.
18. Хуторский А. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.
19. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. 2015. №7. С. 881-885.
20. Нелюбина Е.Г., Сафина Л.Г. Формирование компетентности в области информационных технологий будущих учителей и готовности к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности // Методологическая культура педагога: история и современность : матер. науч. конф. с международ. участием. Самара, 2008. С. 188-192.
21. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место // Архитектон : известия вузов. 2012. №39 Приложение. URL : http://archvuz.ru/2012_33/16 (дата обращения 25.03.2017).