Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности младших школьников'

Психолого-педагогические особенности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8061
1260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ / ПАМЯТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна, Кабжихов Астемир Артурович

В младшем школьном возрасте меняются потребности ребенка. Главными в этот возрастной период становятся уважение и почитание, т.е. признание его успехов со стороны взрослых и одноклассников. В целях того, чтобы ребенок успешно вошел в новую фазу своей жизни, он должен быть психологически и физически подготовлен, поскольку система обучения в классе предусматривает длительное пребывание ребенка в одном кабинете, определенный способ и правила поведения в классе. Их соблюдение требует, чтобы ученики обладали такими личными навыками и качествами, как психологический баланс, настойчивость и внимание. Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе и включать в урок подвижные игры и физкультминутки. Так как отсутствие двигательных упражнений приводит к нежеланию посещать школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности младших школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бегиева Б.М.1, Кабжихов А.А.2

1Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования;

Кабжихов Астемир Артурович - магистрант, институт архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в младшем школьном возрасте меняются потребности ребенка. Главными в этот возрастной период становятся уважение и почитание, т.е. признание его успехов со стороны взрослых и одноклассников. В целях того, чтобы ребенок успешно вошел в новую фазу своей жизни, он должен быть психологически и физически подготовлен, поскольку система обучения в классе предусматривает длительное пребывание ребенка в одном кабинете, определенный способ и правила поведения в классе. Их соблюдение требует, чтобы ученики обладали такими личными навыками и качествами, как психологический баланс, настойчивость и внимание. Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе и включать в урок подвижные игры и физкультминутки. Так как отсутствие двигательных упражнений приводит к нежеланию посещать школу. Ключевые слова: психический процесс, мотивация, память, младший школьный возраст, мышление, память, интеллектуальные способности, познавательный потенциал.

Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте дети претерпевают перестройку всех

психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу.

В период с 6-7 лет уже возможно обучение за счет развития анатомо-физиологической составляющей. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению.

Также изменения происходят в психологии. Поэтому готовность ребенка к обучению в школе определяют по совокупности физиологического и психологического созревания. К тому моменту, как ребенок поступает в 1 класс, у него должны быть сформированы зачатки познавательной деятельности и познавательной активности. Выражается это в мотивации и сильном стремлении ребенка к обучению. Мотивация для ребенка играет очень важную роль на этапе обучения в начальной школе.

Также большую роль играют такие характеристики личности школьника, как мышление, внимание, память и воображение. Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика личности как мышление. От данного процесса зависит путь, по которому будут формироваться другие познавательные процессы. Развитие мышления проходит несколько стадий. Первая стадия - наглядно-действенный вид мышления. На данной стадии ребенок при выполнении того или иного действия опирается на различные предметы. Психологом Ж.Пиаже описывается мышление ребенка в возрасте до 7 лет, как характеризующееся восприятием мира вещей и различных их свойств с единственно возможной для ребенка, действительно занимаемой им позицией. При дальнейшем обучении у ребенка развивается другой вид мышления - наглядно-образное.

Еще одна психическая функция - внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием. Оно определяется интересом ребенка к различным явлениям и предметам окружающей действительности. Однако, в школе, для успешного обучения, нужно развитое произвольное внимание. Под произвольным вниманием подразумевается внимание на том, что не вызывает особо сильного интереса. Из-за этого, учителю необходимо развивать данный вид внимания для младших школьников.

Следующей характеристикой является память. Память зависит от того, как развито у ребенка мышление, на каком уровне оно находится. Ребенок младшего школьного возраста может достаточно успешно запоминать автоматически, при этом не вдаваясь в суть материала. Такое может привести к отсутствию любого интереса и отсутствию развития интеллектуальный способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо активизировать смысловую память у ребенка.

Такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение являются немаловажной основой для готовности будущего школьника к обучению, это также характеризует его познавательный потенциал. Следовательно, нужно выделить, что в младшем школьном возрасте доминируют потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память.

Список литературы

1. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.

2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.