202
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
УДК 37.017.4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Кондаурова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: pmpo@bgiik.ru
В статье рассматривается личностный потенциал руководителя применительно сферы управления образованием в контексте субъектной самоорганизации управленческой деятельности. В качестве его ведущих компонентов, обеспечивающих субъектность как ресурс профессиональной деятельности, выделяются самоэффективность и личностная автономия, даются их сущностные характеристики и понятия, функции в управленческой деятельности, особенности поведенческих проявлений.
Ключевые слова: личностный потенциал, субъект управления, самоэффективность, автономность, иерархия мотивов, поведенческая активность, жизненная ситуация, сфера высшего образования.
В современной психологической науке признанным является положение о том, что личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Уровень развития по разным его линиям отличается у разных людей, постоянно ведутся исследования факторов и механизмов, объясняющих эти различия.
Для обозначения базового измерения - личностного в личности - Д. А. Леонтьев1 считает целесообразным ввести рабочее понятие «личностный потенциал», который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. В данном случае имеется в виду некий личностный стержень, в большей или меньшей степени определяющий, каким образом личность будет функционировать в тех или иных жизненных контекстах, как отразится на ней ситуация новизны, неопределенности? Как повлияет на бытие личности сложная жизненная ситуация, и как личность ответит на нее - психологическими защитами или активным совладанием?
Безусловно, данная проблематика ставилась и исследовалась учеными на разных этапах развития научного знания, Д. А. Леонтьев указывает в данном случае такие понятия, как «воля», «сила Эго», «внутренняя опора», «локус контроля», «ориентация на действие», «жизнестойкость» и др. Тем не менее, явно необходимо исследование конструкта, который может все указанные выше моменты интегрировать, объединить в систему. Такая интегративная система будет опосредствовать внешние воздействия и их внутреннюю реконструкцию, а, следовательно, определять функционирование личности1 2.
Применительно к такому рассмотрению личностного потенциала можно вспомнить идею о том, что воля выступает также высшей психической функцией, именно она опосредует иерархию мотивов, их соподчинение, а, значит, и поведенческую активность.
1 Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А. Смысл, 2011. 680 с
2 Там же.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
203
Итак, вслед за Д. А. Леонтьевым и соавторами мы будем исходить из следующего
определения: «личностный потенциал - это интегральная системная характеристика
индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности
личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей
жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность
деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность
личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым
субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и
сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование
- 3
на изменения внешней и внутренней ситуации» .
Именно личностный потенциал при условии его достаточно сформированности и задействованности может способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью, как во многих областях профессиональной деятельности,
так и в повседневной жизни.
В целом, к составляющим личностного потенциала относят оптимизм, жизнестойкость, личностная автономия, самоэффективность, копинг-стратегии,
толерантность к неопределенности, контроль за действием, рефлексивность, субъективная витальность.
В нашем исследовании мы основное внимание уделим таким компонентам личностного потенциала, как самоэффективность, автономность. Рассмотрим данные понятия более подробно.
В течение последних десятилетий ученые проделали большую работу и показали, что характер размышлений людей о себе, их представления о своих возможностях и способностях, своем потенциале, результатах собственных действий оказывают существенное влияние на мотивацию, результаты деятельности, а также личностное благополучие. В рамках достаточно большого количества исследований показано, что самопринятие и - шире - самоотношение как мера убежденности в самоэффективности складываются на уровне ранней социализации, затем развиваются в рамках вторичной социализации, опосредуются жизненным опытом и систематизируются, выступают важнейшей психологической основой продуктивного личностного бытия.
Многочисленные исследования показывают, что люди, высоко оценивающие свои возможности, являются более настойчивыми, им свойственна мотивация достижения, таким образом, они и добиваются большего, чем те, кто не уверен в своих силах.
Самоэффективность определяется А. Бандурой как представления о своих способностях освоить или выполнить деятельность (осуществить определенное поведение) на намеченном уровне, а также как вера людей в их способность регулировать собственное функционирование и ощущать контроль над событиями, которые влияют на их жизнь. В теории А. Бандуры самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. Таким образом, самоэффективность связана не только с принятием себя и уверенностью в себе, но и с общими представлениями о жизни как управляемом процессе.
Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа, выбор поведенческих альтернатив, тип, частоту 3
3 Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А. Смысл, 2011. 680 с
204
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией, атрибуцию успеха и неуспеха .
Е. Ю. Коржова рассматривает способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и «выстраивать» свое бытие как способность быть субъектом4 5: именно самоэффективность закладывает основу того, что человек считает свои цели достойными реализации и полагает, что у него есть ресурсы для их достижения.
Итак, в научной психологической литературе самоэффективность смыкается с понятиями самооценки, самоотношения, уверенности в себе, ассертивности, социальной смелости; феномен самоэффективности связывается исследователями с рефлексивностью, особенностями мотивационной сферы, содержательным наполнением временной перспективы, с представлениями об управляемости жизни.
На основе эмпирического исследования, Н. М. Казанская6 показывает, что в субъективной картине жизненного пути людей, характеризующихся неуверенностью в себе, отражаются неразрешенные проблемы сепарации, они проявляются в актуализации описания своей жизни темы детско-родительских отношений, в задействовании неконструктивных способов преодоления и достижения автономности, в сохранении симбиотической связи, в выраженности показателя наказуемой или блокированной активности. Таким образом, неуверенность в себе сочетается с негативным самоотношением и деформацией личностной автономности: дефицитарность этих
компонентов личностного потенциала может вести к формированию мотивации избегания неудач и конформности.
Уверенность в себе, по данным Н. М. Казанской, проявляется в высоком уровне биографической рефлексии, в высокой мотивационной насыщенности субъективной картины жизненного пути; в выраженной представленности событий, относящихся к теме изменений во внутреннем мире; связана с высокой степенью удовлетворенности личности жизненными событиями.
Личностная автономия (автономность) как компонент личностного потенциала -Д. А. Леонтьевым и соавторами определяется как такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, социальными требованиями или интроецированными правилами. Автономная же личность неконформна, при этом суть ее ядра непротиворечива по отношению к социальным нормам и ценностям, поскольку именно они интериоризировались и переплавлялись в личностные ценности и смыслы; при этом ядро личности это и принципиально новое по отношению к социальным смыслам содержание.
Исследования личностного потенциала руководителей в сфере высшего образования актуальны для современной психологической науки, поскольку в данном случае профессионал существенным образом опирается на свои ресурсы в рамках осуществления профессиональной деятельности. Нами была предпринята попытка такого рода научного исследования в аспекте таких потенциалов, как автономность и самоэффективность. В результате могут быть сделаны следующие выводы:
• параметры самоорганизации руководителей в сфере высшего образования сбалансированны, вместе с тем, ее общий уровень достаточно высок, что при определенных обстоятельствах может вести к зацикленности на дисциплине,
4 Остроушко М.Г. Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций // Научный журнал КубГ АУ, № 77, 2012. С. 1212-1221
5 Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб, 2002.
6 Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности-неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Казанская Н.М. М., 2012. 27 с.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
205
упорядоченности, в целом, самоорганизация деятельности связана с ее
целенаправленностью, планированием и принятием на себя ответственности за результат;
• руководители в образовательном учреждении характеризуются высокой
степенью принятия на себя ответственности за функционирование организации, характеризуются высокой включенностью в процесс деятельности коллег и подчиненных, в меньшей степени делегируют ответственность (обусловлено повышенной
ответственностью), что, с одной стороны, может быть фактором высокой истощаемости их ресурсов, а, с другой стороны, обеспечивает продуктивность функционирования организации; данная особенность вкупе с направленностью на характер межличностных отношений в коллективе, на качество обратной связи от его членов может вести к ограниченности автономности и специфичности самоотношения и самоэффективности;
• лицам, управляющим персоналом в сфере высшего образования, в целом свойственно опираться на себя при принятии решений, однако такого рода самоподдержка испытывает ограничения в силу ориентированности руководителей в сфере образования на установленный порядок, ответственность и дисциплинированность: такого рода сочетание также обуславливает специфичность автономности как компонента личностного потенциала;
• все представители сферы высшего образования (преподаватели и руководители) в целом воспринимают представителя администрации позитивно, опираются на его положительные человеческие качества, позитивное принятие выступает важным психологическим условием эффективной управленческой деятельности;
• значимыми характеристиками профессиональной деятельности для руководителей в сфере высшего образования выступают ее связанность с субъектной активностью, креативностью, экзистенциальной наполненностью педагогической профессии, значимостью позитивного социального взаимодействия в коллективе, направленностью на саморазвитие; ресурсность профессиональной деятельности заключается в ее значимости (осуществление управленческой роли как способ улучшить работу учреждения, вывести его на новый уровень), разнообразии, способности приносить доход, подобные представления о профессиональной деятельности могут обеспечивать удовлетворенность профессией, положительное отношение к себе как профессионалу, убежденность в самоэффективности;
• для руководителей в сфере высшего образования более значим педагогический компонент профессиональной деятельности, чем управленческий, возможно, потребность учить и воспитывать они переносят и на управленческую составляющую своего труда, это может способствовать как созданию лучших условий для профессионально-личностного роста всех членов коллектива, так и определенной деформации руководителя, который чрезмерно опекает и контролирует подчиненных;
• в представлениях руководителей образовательного учреждения о профессиональной деятельности и ее субъекте специфическим образом сочетается значимость качества межличностных отношений и ответственности за «общее дело», что требует от них особенных волевых усилий в плане контроля и самоконтроля, дисциплины, может снижать общее ощущение свободы в деятельности (автономности), активности и креативности и при определенных условиях вести к переутомлению; представители данной профессиональной группы за счет мотивированности и волевых усилий способны эффективно осуществлять личностно менее значимое, чем обучение, но важное в масштабах организации управление; эффективное решение управленческих задач способствует поддержанию позитивного самоотношения и убежденности в самоэффективности;
• такие компоненты личностного потенциала руководителей в сфере высшего образования, как автономность и самоэффективность, взаимосвязаны, опосредованы
206
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
личностной ответственностью, эмпирическим показателем которой является локус контроля, и характеристиками самоорганизации деятельности (целеустремленностью, дисциплинированностью, самоконтролем).
Список литературы
1. Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности-неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Казанская Н.М.- М., 2012.- 27 с.
2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека.- СПб, 2002.
3. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А.- Смысл, 2011.- 680 с.
4. Остроушко М.Г. Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций // Научный журнал КубГ АУ, № 77, 2012.- С. 1212-1221.
PSYCHO PEDAGOGICAL FEATURES OF PERSONAL POTENTIAL OF SUBJECTS OF MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION
O. V. Kondaurova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: pmpo@bgiik.ru
The article discusses the personal capacity of the head in relation to the spheres of education management in the context of the subjective self-management activities. As its leading component, providing subjectivity as a resource of professional activity are differentiated self-efficacy and personal autonomy, given their intrinsic characteristics and concepts, functions in management, behavioral manifestations.
Keywords: personal potential, subject of control, self-efficacy, autonomy, hierarchy of motives, behavioral activity, living situation, the higher education sector.