Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности личностного потенциала субъектов управления в сфере высшего образования'

Психолого-педагогические особенности личностного потенциала субъектов управления в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный потенциал / субъект управления / самоэффективность / автономность / иерархия мотивов / поведенческая активность / жизненная ситуация / сфера высшего образования / personal potential / subject of control / self-efficacy / autonomy / hierarchy of motives / behavioral activity / living situation / the higher education sector

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондаурова О.В.

В статье рассматривается личностный потенциал руководителя применительно сферы управления образованием в контексте субъектной самоорганизации управленческой деятельности. В качестве его ведущих компонентов, обеспечивающих субъектность как ресурс профессиональной деятельности, выделяются самоэффективность и личностная автономия, даются их сущностные характеристики и понятия, функции в управленческой деятельности, особенности поведенческих проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондаурова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO PEDAGOGICAL FEATURES OF PERSONAL POTENTIAL OF SUBJECTS OF MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

The article discusses the personal capacity of the head in relation to the spheres of education management in the context of the subjective self-management activities. As its leading component, providing subjectivity as a resource of professional activity are differentiated self-efficacy and personal autonomy, given their intrinsic characteristics and concepts, functions in management, behavioral manifestations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности личностного потенциала субъектов управления в сфере высшего образования»

202

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

УДК 37.017.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Кондаурова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: pmpo@bgiik.ru

В статье рассматривается личностный потенциал руководителя применительно сферы управления образованием в контексте субъектной самоорганизации управленческой деятельности. В качестве его ведущих компонентов, обеспечивающих субъектность как ресурс профессиональной деятельности, выделяются самоэффективность и личностная автономия, даются их сущностные характеристики и понятия, функции в управленческой деятельности, особенности поведенческих проявлений.

Ключевые слова: личностный потенциал, субъект управления, самоэффективность, автономность, иерархия мотивов, поведенческая активность, жизненная ситуация, сфера высшего образования.

В современной психологической науке признанным является положение о том, что личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. Уровень развития по разным его линиям отличается у разных людей, постоянно ведутся исследования факторов и механизмов, объясняющих эти различия.

Для обозначения базового измерения - личностного в личности - Д. А. Леонтьев1 считает целесообразным ввести рабочее понятие «личностный потенциал», который прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и с творческим потенциалом. В данном случае имеется в виду некий личностный стержень, в большей или меньшей степени определяющий, каким образом личность будет функционировать в тех или иных жизненных контекстах, как отразится на ней ситуация новизны, неопределенности? Как повлияет на бытие личности сложная жизненная ситуация, и как личность ответит на нее - психологическими защитами или активным совладанием?

Безусловно, данная проблематика ставилась и исследовалась учеными на разных этапах развития научного знания, Д. А. Леонтьев указывает в данном случае такие понятия, как «воля», «сила Эго», «внутренняя опора», «локус контроля», «ориентация на действие», «жизнестойкость» и др. Тем не менее, явно необходимо исследование конструкта, который может все указанные выше моменты интегрировать, объединить в систему. Такая интегративная система будет опосредствовать внешние воздействия и их внутреннюю реконструкцию, а, следовательно, определять функционирование личности1 2.

Применительно к такому рассмотрению личностного потенциала можно вспомнить идею о том, что воля выступает также высшей психической функцией, именно она опосредует иерархию мотивов, их соподчинение, а, значит, и поведенческую активность.

1 Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А. Смысл, 2011. 680 с

2 Там же.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

203

Итак, вслед за Д. А. Леонтьевым и соавторами мы будем исходить из следующего

определения: «личностный потенциал - это интегральная системная характеристика

индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности

личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей

жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность

деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность

личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым

субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и

сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование

- 3

на изменения внешней и внутренней ситуации» .

Именно личностный потенциал при условии его достаточно сформированности и задействованности может способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью, как во многих областях профессиональной деятельности,

так и в повседневной жизни.

В целом, к составляющим личностного потенциала относят оптимизм, жизнестойкость, личностная автономия, самоэффективность, копинг-стратегии,

толерантность к неопределенности, контроль за действием, рефлексивность, субъективная витальность.

В нашем исследовании мы основное внимание уделим таким компонентам личностного потенциала, как самоэффективность, автономность. Рассмотрим данные понятия более подробно.

В течение последних десятилетий ученые проделали большую работу и показали, что характер размышлений людей о себе, их представления о своих возможностях и способностях, своем потенциале, результатах собственных действий оказывают существенное влияние на мотивацию, результаты деятельности, а также личностное благополучие. В рамках достаточно большого количества исследований показано, что самопринятие и - шире - самоотношение как мера убежденности в самоэффективности складываются на уровне ранней социализации, затем развиваются в рамках вторичной социализации, опосредуются жизненным опытом и систематизируются, выступают важнейшей психологической основой продуктивного личностного бытия.

Многочисленные исследования показывают, что люди, высоко оценивающие свои возможности, являются более настойчивыми, им свойственна мотивация достижения, таким образом, они и добиваются большего, чем те, кто не уверен в своих силах.

Самоэффективность определяется А. Бандурой как представления о своих способностях освоить или выполнить деятельность (осуществить определенное поведение) на намеченном уровне, а также как вера людей в их способность регулировать собственное функционирование и ощущать контроль над событиями, которые влияют на их жизнь. В теории А. Бандуры самоэффективность понимается как вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. Таким образом, самоэффективность связана не только с принятием себя и уверенностью в себе, но и с общими представлениями о жизни как управляемом процессе.

Влияние самоэффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: самоэффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа, выбор поведенческих альтернатив, тип, частоту 3

3 Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А. Смысл, 2011. 680 с

204

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

и продолжительность попыток овладения трудной ситуацией, атрибуцию успеха и неуспеха .

Е. Ю. Коржова рассматривает способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и «выстраивать» свое бытие как способность быть субъектом4 5: именно самоэффективность закладывает основу того, что человек считает свои цели достойными реализации и полагает, что у него есть ресурсы для их достижения.

Итак, в научной психологической литературе самоэффективность смыкается с понятиями самооценки, самоотношения, уверенности в себе, ассертивности, социальной смелости; феномен самоэффективности связывается исследователями с рефлексивностью, особенностями мотивационной сферы, содержательным наполнением временной перспективы, с представлениями об управляемости жизни.

На основе эмпирического исследования, Н. М. Казанская6 показывает, что в субъективной картине жизненного пути людей, характеризующихся неуверенностью в себе, отражаются неразрешенные проблемы сепарации, они проявляются в актуализации описания своей жизни темы детско-родительских отношений, в задействовании неконструктивных способов преодоления и достижения автономности, в сохранении симбиотической связи, в выраженности показателя наказуемой или блокированной активности. Таким образом, неуверенность в себе сочетается с негативным самоотношением и деформацией личностной автономности: дефицитарность этих

компонентов личностного потенциала может вести к формированию мотивации избегания неудач и конформности.

Уверенность в себе, по данным Н. М. Казанской, проявляется в высоком уровне биографической рефлексии, в высокой мотивационной насыщенности субъективной картины жизненного пути; в выраженной представленности событий, относящихся к теме изменений во внутреннем мире; связана с высокой степенью удовлетворенности личности жизненными событиями.

Личностная автономия (автономность) как компонент личностного потенциала -Д. А. Леонтьевым и соавторами определяется как такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, социальными требованиями или интроецированными правилами. Автономная же личность неконформна, при этом суть ее ядра непротиворечива по отношению к социальным нормам и ценностям, поскольку именно они интериоризировались и переплавлялись в личностные ценности и смыслы; при этом ядро личности это и принципиально новое по отношению к социальным смыслам содержание.

Исследования личностного потенциала руководителей в сфере высшего образования актуальны для современной психологической науки, поскольку в данном случае профессионал существенным образом опирается на свои ресурсы в рамках осуществления профессиональной деятельности. Нами была предпринята попытка такого рода научного исследования в аспекте таких потенциалов, как автономность и самоэффективность. В результате могут быть сделаны следующие выводы:

• параметры самоорганизации руководителей в сфере высшего образования сбалансированны, вместе с тем, ее общий уровень достаточно высок, что при определенных обстоятельствах может вести к зацикленности на дисциплине,

4 Остроушко М.Г. Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций // Научный журнал КубГ АУ, № 77, 2012. С. 1212-1221

5 Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб, 2002.

6 Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности-неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Казанская Н.М. М., 2012. 27 с.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

205

упорядоченности, в целом, самоорганизация деятельности связана с ее

целенаправленностью, планированием и принятием на себя ответственности за результат;

• руководители в образовательном учреждении характеризуются высокой

степенью принятия на себя ответственности за функционирование организации, характеризуются высокой включенностью в процесс деятельности коллег и подчиненных, в меньшей степени делегируют ответственность (обусловлено повышенной

ответственностью), что, с одной стороны, может быть фактором высокой истощаемости их ресурсов, а, с другой стороны, обеспечивает продуктивность функционирования организации; данная особенность вкупе с направленностью на характер межличностных отношений в коллективе, на качество обратной связи от его членов может вести к ограниченности автономности и специфичности самоотношения и самоэффективности;

• лицам, управляющим персоналом в сфере высшего образования, в целом свойственно опираться на себя при принятии решений, однако такого рода самоподдержка испытывает ограничения в силу ориентированности руководителей в сфере образования на установленный порядок, ответственность и дисциплинированность: такого рода сочетание также обуславливает специфичность автономности как компонента личностного потенциала;

• все представители сферы высшего образования (преподаватели и руководители) в целом воспринимают представителя администрации позитивно, опираются на его положительные человеческие качества, позитивное принятие выступает важным психологическим условием эффективной управленческой деятельности;

• значимыми характеристиками профессиональной деятельности для руководителей в сфере высшего образования выступают ее связанность с субъектной активностью, креативностью, экзистенциальной наполненностью педагогической профессии, значимостью позитивного социального взаимодействия в коллективе, направленностью на саморазвитие; ресурсность профессиональной деятельности заключается в ее значимости (осуществление управленческой роли как способ улучшить работу учреждения, вывести его на новый уровень), разнообразии, способности приносить доход, подобные представления о профессиональной деятельности могут обеспечивать удовлетворенность профессией, положительное отношение к себе как профессионалу, убежденность в самоэффективности;

• для руководителей в сфере высшего образования более значим педагогический компонент профессиональной деятельности, чем управленческий, возможно, потребность учить и воспитывать они переносят и на управленческую составляющую своего труда, это может способствовать как созданию лучших условий для профессионально-личностного роста всех членов коллектива, так и определенной деформации руководителя, который чрезмерно опекает и контролирует подчиненных;

• в представлениях руководителей образовательного учреждения о профессиональной деятельности и ее субъекте специфическим образом сочетается значимость качества межличностных отношений и ответственности за «общее дело», что требует от них особенных волевых усилий в плане контроля и самоконтроля, дисциплины, может снижать общее ощущение свободы в деятельности (автономности), активности и креативности и при определенных условиях вести к переутомлению; представители данной профессиональной группы за счет мотивированности и волевых усилий способны эффективно осуществлять личностно менее значимое, чем обучение, но важное в масштабах организации управление; эффективное решение управленческих задач способствует поддержанию позитивного самоотношения и убежденности в самоэффективности;

• такие компоненты личностного потенциала руководителей в сфере высшего образования, как автономность и самоэффективность, взаимосвязаны, опосредованы

206

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

личностной ответственностью, эмпирическим показателем которой является локус контроля, и характеристиками самоорганизации деятельности (целеустремленностью, дисциплинированностью, самоконтролем).

Список литературы

1. Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности-неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Казанская Н.М.- М., 2012.- 27 с.

2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека.- СПб, 2002.

3. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д.А.- Смысл, 2011.- 680 с.

4. Остроушко М.Г. Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций // Научный журнал КубГ АУ, № 77, 2012.- С. 1212-1221.

PSYCHO PEDAGOGICAL FEATURES OF PERSONAL POTENTIAL OF SUBJECTS OF MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

O. V. Kondaurova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: pmpo@bgiik.ru

The article discusses the personal capacity of the head in relation to the spheres of education management in the context of the subjective self-management activities. As its leading component, providing subjectivity as a resource of professional activity are differentiated self-efficacy and personal autonomy, given their intrinsic characteristics and concepts, functions in management, behavioral manifestations.

Keywords: personal potential, subject of control, self-efficacy, autonomy, hierarchy of motives, behavioral activity, living situation, the higher education sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.