УДК 300.001
Л.А. Шестакова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОВРЕМЕННЫМИ МЕДИА-СИСТЕМАМИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
В центре внимания настоящего исследования - социально-техническое взаимодействие, складывающееся в процессе воспитательного воздействия и социально-педагогического обеспечения современного образовательного процесса, которое в наши дни оказывается чрезвычайно сложным. Возникает комплексно организованная система личностных взаимодействий, далеко выходящая за рамки взаимодействий собственно функциональных. При этом процесс воздействия социальнотехнических средств на человека остаётся малоисследованным. В качестве методологического основания анализа данной проблемы автором выбирается концепт реализации педагогического потенциала в рамках технологии функционирования СМИ-системы. Социально-коммуникативная педагогическая система СМИ, включающая в себя три подсистемы: Коммуникатор, СМИ-продукт и Вос-приниматель, развивается в структуре общества и взаимодействует со всеми его сферами. Для динамического развития СМИ характерны циклические изменения, установление диалектических отношений и диалогических взаимодействий.
Ключевые слова: педагогика, образовательная система, социально-техническая система, медиа-система, средства массовой информации, социальные коммуникации.
Психолого-педагогические основы развития современных социально-технических образовательных систем сегодня достаточно разнообразны. Это связано с системным социально-техническим взаимодействием, базирующимся на отношении «человек-техника», которое оказывается сегодня востребованным во всех областях жизни, в том числе, в сфере образования, культуры и науки. Активное взаимодействие человеческого и технологического факторов между собой проявляет себя на всех уровнях. Современные социальнотехнические образовательные системы включают в себя современные образовательные организации и предприятия, деятельность которых регулируется законодательными актами РФ, к которым относятся как государственные, так и частные образовательные комплексы. Сегодня с ним относятся дошкольные учреждения, школы, средние специальные учебные заведения, вузы, учреждения дополнительного и послевузовского образования, оснащенные техническими средствами обучения. Психолого-педагогические основы развития современных социально-технических образовательных систем требует адекватного технического оснащения образовательных учреждений, необходимого для обеспечения современного учебновоспитательного процесса и направленного на формирование и развитие учебновоспитательной развивающей деятельности.
Развитие современных социально-технических систем приобретает особое значение и обладает рядом особенностей в студенческом коллективе. Человеческий и технологический фактор активно взаимодействуют между собой, проникая друг в друга, и оказываются взаимосвязанными на всех уровнях [1, с. 39]. При этом, выполняя самые разнообразные функции, социально-технические системы обладают различными функциональными возможностями, среди которых представляется важным выделить воспитательно-педагогическое их функционирование. Его можно позиционировать как педагогический потенциал социальнотехнических систем в образовании при взаимодействии преподавателя, студента и персонала вуза. С психолого-педагогической точки зрения развития современных социальнотехнических образовательных систем происходит в позиций воспитательного воздействия и
социально-педагогического обеспечения. Среди главных оснований этого можно выделить технологическое, организационно-экономическое, правовое, социально-психологическое, управленческое и собственно воспитательно-педагогическое основания. Важнейшее из них -воспитательно-педагогическое - предполагает решение вопросов, связанных с обучением и развитием преподавателей и студентов, реализацией всего комплекса их потребностей и их личностным развитием, что ежедневно осуществляется на занятиях, лекциях и во вне учебное время. Взаимодействие названных оснований образовательных социально-технических систем в культуре современного студента наблюдается на всех их уровнях - с психологопедагогической точки зрения получается, что в специализированную производственно - техническую обучающую функциональность включаются социальные и личностные стратегии поведения с определенными наборами и свойств и средств [2]. При этом во взаимодействии становятся очевидными такие негативные моменты как психологическая неуверенность, чувство напряженности, подавленности, неустроенности и неуверенности в своих силах. С другой стороны, появляется излишняя категоричность, нетерпимость, грубость, а также ложь, а то и патологическое вранье, которое можно у молодежи можно встретить, например, в процессе пикапа, которым нередко активно занимаются и юноши, и девушки. В этом случае, технические средства служат дополнительным средством обмана окружающих. В данной ситуации именно психологический аспект, как часть социально-педагогического, оказывается наиболее важным. А техническое оснащение не просто не решает возникающие проблемы, но и усугубляет их. Выполнение человеком специализированных функций обучения базируется на реализации его собственных целей — человеческих личностных потребностей.
Таким образом, с одной стороны, мы имеем четко технически организованную систему с набором однотипных воспроизводимых технологических операций, а с другой стороны - процесс личностного достижения цели конкретным человеком, включенным в эти отношения. Процесс этого социально-технического взаимодействия в культуре современного студента оказывается настолько качественно сложным, что возникает сложно организованная система личностных взаимодействий, далеко выходящая за рамки взаимодействий собственно функциональных. Организация этого процесса помимо социально-групповых компонентов несет в себе также личностные особенности участников организационных процессов. Важнейшей задачей процесса управления социально-техническими системами в настоящее время является необходимость соединения производственной функции с процессами реализации личностных потребностей каждого человека - члена коллектива. В этом случае можно говорить об оптимальном психологическом управлении всей производственной социально-технической системы и об организации общей системы социально-технической деятельности, необходимой для личностного роста человека, и выполнения коллективных производственных задач.
Достаточно сложным и малоизученным явлением сегодня является сам процесс воздействия технических средств на человека. В процессе воздействия технических средств на человека, нередко, выявляются такие психологические личностные проблемы, как автоматизм в прослеживании ситуаций и выход на неверное решение проблемы, отсутствие умения мыслить за пределами данной узкой задачи, рутинность мыслительно-эмоциональных реакций, в определенных ситуациях - уход-отключение человека от реальных пространственно-временных параметров, эмоциональная негибкость, нечуткость, равнодушие и, особого рода неадекватность - реакция человека только на сильные раздражители. Выступая в качестве воспитателя, наставника, организатора социально-технического проекта, преподаватель имеет дело со сложно организованной системой студенческого исполнительства, в которой техника выполняет свои функции, а люди стремятся к достижению своих личностных целей. При этом ограниченная, функциональная, структурная, строго нормированная деятельность студента провоцирует постоянное усиление контроля за этой деятельностью, за функционированием, как техники, так и людей со стороны преподавателя. Такая организация системы
может требовать бесконечного контроля и улучшения, но желаемого результата может и не быть вовсе. Система взаимодействий не работает [3, с. 179]. Социальные же позиции и функции бесконечно разнообразят процессы взаимодействия в социально-технических системах. Они отличаются разнообразием форм и содержания, регулируют обширную систему социально-технических взаимодействий, - всей системы воспитания, обучения, воспроизводства и реализации общественно необходимых функций. Выявляется следующая закономерность. Чем более прямая и линейная взаимозависимость технологических параметров социально-технической системы выстаивается, тем она более надежно и оптимально функционирует и прогнозируется, то есть чем меньше роль человеческого фактора в процессах деятельности, тем они надежнее и более управляемы. В системе образования такой областью является ЕГЭ или тестирование. При появлении социального обеспечения этих процессов надежность и управляемость падает, но они получают новое и качественное развитие. Личностное взаимодействие превращает всю социально-техническую систему в сложно организованную систему личностных взаимодействий. При этом она далеко выходит за рамки взаимодействий собственно функциональных, а становится действительно личностным взаимодействием людей с помощью технических средств. Только соединив производственную функцию с процессами реализации личностных потребностей студента, можно говорить об оптимальном функционировании всей образовательной системы. Это тот путь, который позволяет организовать наиболее оптимальное функционирование социальнотехнических образовательных систем на новом, более высоком уровне, в том числе и технологическом. Для выделения методических оснований реализации педагогического потенциала СМИ необходимо рассмотреть технологию функционирования СМИ-системы. Социально-коммуникативная педагогическая система СМИ, включающая в себя три подсистемы: Коммуникатор, СМИ-продукт и Восприниматель, развивается в структуре общества и взаимодействует со всеми его сферами. Развитие СМИ в тесной связи с различными видами человеческой деятельности и мировоззренческими основаниями, не является линейным, однонаправленным процессом. Для динамического развития СМИ характерны циклические изменения, установление диалектических отношений и диалогических взаимодействий.
Циклическое (волнообразное) развитие СМИ связано с прохождением ими неких сходных циклов развития, повторяемых на определенных отрезках времени. В результате прохождения этих циклов в СМИ складываются устойчиво воспроизводимые жанры, виды, средства выразительности, технологические приемы. Они, в свою очередь, устойчиво фиксируются в СМИ-продукции, которая в дальнейшем осваивается воспринимателем. Характерно, что циклы развития СМИ - периоды наибольшей активности и «затишья», негативных и позитивных оценок действительности, обращение к конкретным темам и т.д. - нередко не совпадают с циклами экономической, политической, социальной активности общества. Педагогическая деятельность СМИ протекает в пространственно-временном континууме современности. «Сегодня» для СМИ имеет краеугольное значение. Прошлое и будущее рассматривается ими, как правило, через призму актуально существующего настоящего. Диалогическое взаимодействие СМИ-подсистем проявляет себя в появлении разнообразных СМИ-феноменов, каждый из которых требует внимательного и всестороннего рассмотрения. Подсистеме Коммуникатор можно дать следующее определение: коммуникатор - это субъект СМИ-системы, наделенный определенными личностными качествами и осуществляющий особый вид деятельности - коммуникативную деятельность в системе СМИ. Личностные качества коммуникатора - коммуникативная активность и универсальность - характеризуются постоянной динамикой. Коммуникатор осуществляет духовно-практическую деятельность, обладая природными данными, знаниями, умениями и ценностными установками, трансформируя материальные средства в СМИ-продукты и транслируя их публике. В англобельгийской концепции медиаобразования подсистема Коммуникатор идентична ключевому понятию «Агентство» - источник медиа информации и людей, которые владеют, создают и распространяют медиатексты. Понимание термина дошкольниками, - отмечает английский
исследователь К.Бэзэлгэт, - дошкольникам может показаться далеко отстоящим от понимания шестнадцатилетних, но важно видеть связь между ними. Каждый человек сознает, что любые тексты не возникают сами по себе, но создаются - даже если они не знают кем и для чего. Смысловое содержание понятия «коммуникатор» в педагогическом плане близко определениям «учитель», «источник», «автор», «репортер», «хроникер», «эксперт», «наблюдатель», «комментатор». Во всех определениях отмечается активно-личностное начало субъекта коммуникативной деятельности и осуществление им акта этой деятельности (выбор, оценка, посыл информации, создание СМИ-продукта). Каждое из понятий несет в себе смысловые оттенки. Источник фокусирует в себе начало процесса информирования и акт «самовырабатывания» информации из себя. Авторская деятельность связана с понятием авторства, возможностью идентифицировать, называть, обозначать СМИ-продукт. «Репортер» и «хроникер» указывают на коммуникативную деятельность, связывающую воедино происходящие события, сообщения о них и трансляцию их аудитории. «Наблюдатель» и «эксперт», напротив, указывают на взгляд «со стороны» и ярко выраженный аксиологический аспект. «Толкователь», «интерпретатор» сообщения комментирует его и вносит элемент трансформации в сообщение в зависимости от целей передачи. Вместе с тем, коммуникатор, подобно актеру в спектакле, сам включается в пространственно-временную ткань СМИ-продукта. Он является одним из его создателей, находящихся в центре внимания аудитории, в отличие от других создателей СМИ-продукта, не видимых зрителю. Поэтому, с одной стороны, коммуникатор как бы соединяет в себе деятельность социального заказчика, владельца СМИ-канала, оператора, режиссера, а с другой стороны - обладает определенной степенью свободы в выборе материала СМИ-продукта и его интерпретации.
Коммуникатор осуществляет свою деятельность в пространстве социума, взаимодействуя со всеми сферами общественной жизни. Физически его деятельность протекает в определенное время существования социума. Но его деятельность, выраженная в СМИ-продукте, имеет практически безграничное пространственно-временное бытие, создаваемое, консервируемое и транслируемое воспринимателю в виде репортажей или хроники. Деятельность коммуникатора-педагога - это специфическая деятельность, состоящая в специфическом способе отношения к миру, преобразовании материальных средств и создании значимого для аудитории СМИ-продукта. Деятельность коммуникатора органично включается в процесс общечеловеческой творческой деятельности. Личностные качества коммуникатора характеризуются тремя параметрами: 1) профессиональным, 2) универсальным и 3) интерпретационным. Профессиональная деятельность коммуникатора-воспитателя как мера направленного действия основана на исследовании им определенной предметной области, а именно -коммуникативной деятельности. Он связывает, соединяет представителей самых различных общественных слоев и сфер деятельности и представляет их суждения воспринимателю. При этом в пространство передачи включаются сообщения людей различного уровня компетентности.
Подсистема Коммуникатор обладает внутренней динамикой. Само существование творческого начала в человеке обусловлено непрерывным и постоянным творческим ростом. Динамика развития объективируется в СМИ-продукте при актуализации отношения «Коммуникатор - СМИ-продукт». Тогда можно говорить о развитии стиля, метода, содержательно-образной сферы, выразительных средств в деятельности того или иного коммуникатора. Вторым качеством коммуникатора является универсальность, разносторонность его личности. Личность как устойчивая система социально-значимых черт проявляет себя в деятельности. В личностных проявлениях коммуникатора диалектически сочетаются чуткое анализирующее отношение к окружающему и напряженная синтезирующая работа собственного сознания. Парадоксальность деятельности коммуникатора состоит в том, что в его продукции возможно использование характерных для массовой культуры стереотипов - словесных конструкций, аудио- и видеоряда, композиционных построений и т.п. Однако как творческая
личность коммуникатор пребывает в процессе постоянного роста, что, соответственно, приводит к изменению создаваемого им СМИ-продукта. Сами коммуникаторы-журналисты либо скромно именуют себя «подставками для микрофонов наших гостей», либо говорят о своей деятельности восторженно: «Телевидение - отчаянно интересное дело. Игра... Она интересна тем, что удовлетворяет очень много человеческих инстинктов. Во-первых, желание творчества, если в человеке оно есть. Во-вторых, желание известности, желание остаться хотя бы в сознании тех, для кого это делается. Это естественная человеческая потребность, она сродни инстинкту размножения» (Илья Бубис).
Коммуникатор не должен быть только узким специалистом. Он должен быть воспитателем, знатоком повседневных человеческих отношений, душевных переживаний, подобно психологу, и одновременно обладать широкой общекультурной эрудицией, подобно деятелям искусств и писателям. Деятель искусств работает в максимально широком пространстве контекстов, и результаты его отбора привносят в художественный текст огромное число смысловых связей, в отличии от смыслов СМИ-продукта, имеющего специфически-коммуникативное поле деятельности. Однако широта личностного кругозора является для коммуникатора дополнительным источником появления смысловых обертонов СМИ-продукта, что не может не влиять на качество педагогической деятельности СМИ. Интерпретационная деятельность коммуникатора связана с выявлением в тексте значимых элементов, выбором из них таких, смысловые линии которых образуют новые целостные смыслы. По словам П.Рикёра, сначала производится простое перечисление выделенных связей, и только затем из них формируется новая содержательная структура, неизбежно отражающая теоретические предпочтения интерпретатора. Для коммуникатора такое выделение новой целостности является своеобразным средством самовыражения себя в материале. Оно же может быть инструментом смысловых деформаций, необходимых коммуникатору, либо другому создателю СМИ-продукта. В сферу внимания коммуникатора с течением времени включается все более широкий круг явлений. Изучение же каждого отдельного явления становится все более полным и глубоким. Нередко ему необходимы выходы в другие типы мироосвое-ния (мифологию, религию), что обусловлено целостным взглядом на мир всесторонне развитой личности. Суммируя родовые качества коммуникатора, можно определить его, как субъекта СМИ-деятельности, наделенного творческой активностью, универсальной разносторонностью, динамичной внутренней структурой, который осуществляет акт создания СМИ-продукта. Духовно-практическая деятельность коммуникатора связана с троякой формой активности человека: рациональной, эмоциональной, практической. Деятельность коммуникатора имеет две стороны: духовную, идеальную и практическую, материальную. Как идеально активный деятель коммуникатор воспринимает реальность и трансформирует её в замыслы, идеи, проекты. В этом сущность его духовной деятельности. Второй стороной идеальной деятельности коммуникатора является его способность совершать активную внутреннюю работу по трансформации живых впечатлений в творческие идеи, замыслы, проекты. Субъективная реальность, порожденная понимающим сознанием коммуникатора, создаёт возможности будущего действия во внешнем мире. Следует отметить, что на создание СМИ-продукта оказывает влияние не только идеальная, - как сознательная, так и бессознательная деятельность коммуникатора, - но и разнообразные влияния других создателей СМИ-продукта (режиссера, владельца СМИ-канала, социального заказчика данного материала и т.д.). Для осуществления материально-преобразующей деятельности коммуникатору необходимо обладать соответствующими природными данными (задатками), профессиональными знаниями, навыками и ценностными установками.
Коммуникатор осуществляет свою деятельность с помощью технических средств, которые являются носителями информации, средствами ее кодирования, обработки и передачи, а также хранения и поиска. Сбор информации осуществляется в процессе ее выявления и получения. Далее коммуникатор систематизирует полученные данные, располагая их по определенным признакам. Преобразование первичной документальной информации заключается
в ее анализе и переработке, а также в получении на этой основе новых данных, которые создаются, исходя из специфики и задач на данном этапе деятельности. Хранение и поиск данных осуществляется в специальных архивах, где они сохраняются в виде документального и фактографического материала и могут быть использованы коммуникатором в его деятельности в любой момент. Объем и содержание информации, необходимой коммуникатору, зависит от целей, задач, которые он перед собой ставит. Деятельность коммуникатора, таким образом, основана на данных собственного опыта (профессионализма), интуиции, а также на консультациях специалистов, к которым прибегает коммуникатор в процессе своей деятельности. Подсистема СМИ-продукт включает в себя всю совокупность существующих продуктов СМИ-деятельности. Множественность их образует сферу педагогической деятельности СМИ. Выделенные нами типологические группы включают в себя печатные, аудиторные, визуальные и театрально-зрелищные формы СМИ-продукта, используемые в процессе реализации педагогического потенциала СМИ.
Обращаясь к анализу подсистемы, необходимо выделить четыре ее аспекта: воспитательные (гносеологический и аксиологический) и практические (методологический и прак-сеологический). Онтологически СМИ-продукт существует в педагогической СМИ-системе. В гносеологическом воспитательном аспекте СМИ-продукт есть специфический взгляд, ми-роосвоение человека - создатель и потребитель этого продукта. Он оперирует определенным образным кодом, прочитываемым воспринимателем в процессе потребления СМИ-продукта. СМИ-продукт является средством сохранения определенного уровня информационной, чувственно-рациональной и практической деятельности общества, служит средством расширения индивидуального опыта человека. Механизмы функционирования СМИ-продукта раскрываются при формировании педагогических системных связей СМИ. Аксиологический воспитательный аспект СМИ-продукта состоит в наличии личностной или иной оценки коммуникатором той модели реальности, которую он создает образными средствами. На основе определенных потребительских установок формируется «система ценностных ориентаций» (Д.Узнадзе). В методологическом смысле СМИ-продукт обладает универсальным языком, существующим в плоти СМИ-текста. Праксеологический аспект СМИ-продукта раскрывается в понимании его как явления полифункционального. Действие его в обществе многомерно, многообразно, связано с функционированием всей системы СМИ и, главным образом, отношением «СМИ-продукт-восприниматель».
Анализировать подсистему СМИ-продукт возможно, имея в виду два подхода, предложенных А. Сохором в исследовании «Вопросы социологии и эстетики музыки». Автор говорит о правомерности двух подходов в анализе произведения искусства: диахроническом (рассмотрение всех элементов искусства, накопленных на протяжении истории, независимо от того, функционируют они в обществе в настоящий момент или нет) и синхроническом (фиксация и анализ процессов реального функционирования художественной культуры в определенных социально-исторических условиях). Подобным образом в обществе функционируют и СМИ. Отдельные СМИ-продукты периодически «вплывают» в поле зрения воспри-нимателя или остаются за его пределами. Аналогичное явление мы наблюдаем во всех трех подсистемах СМИ, существующих потенциально (восприниматель - в системе социума, коммуникатор - в системе аудитории, СМИ-продукт - в массиве всей продукции СМИ) и актуально (в СМИ-системе). В настоящее время в русле развивающих ценностногуманистических процессов на планете увеличивается число осваиваемых и понимаемых СМИ-продуктов.
Как специфический акт мироосвоения СМИ-продукт предполагает наличие необходимых средств освоения - СМИ-образов. Эти образы, существующие в СМИ-продукте как способ и форма освоения действительности, характеризуются единством чувственных и смысловых компонентов. СМИ-образы живут в ощущениях, восприятиях, представлениях на чувственной ступени познания и в понятиях, суждениях, умозаключениях - на уровне мыш-
ления. В СМИ-продукте образ является знаковой моделью и формой воплощения идеального содержания. В методологическом аспекте СМИ-продукт складывается из информационнознаковых комплексов кодов, составляющих СМИ-текст и существующих в единстве: 1) знака и значения, 2) формы и содержания, 3) стиля и метода.
Диалектическое единство знака и значения состоит в постепенном накоплении смысловых обертонов в значении, которое на определенном этапе выкристаллизовывается в знак. Знак вбирает в себя самое сущностное и ценное в значении и далее транслирует это своими собственными знаковыми средствами. Таким образом, природа знака определяет формальную сторону СМИ-продукта. Все богатство внутренних и внешних взаимосвязей составляет содержание СМИ-продукта. СМИ-продукт существуют в единстве формы и содержания. На уровне замысла (подсистема Коммуникатор) и восприятия (подсистема Вос-приниматель) форма и содержание непосредственно связаны, слиты и существуют нерасторжимо, в единстве, а воспринимаются как единое целое. На уровне СМИ-продукта возможно выделить его форму и содержание. Форма - есть внутренняя организация (структура-лизация) содержания, упорядоченная система знаков. Форма представляет собой комплекс всех выразительных средств СМИ-продукта. Форма воплощается: а) в материале, б) в формальной схеме-конструкции, в) в логической связи всех компонентов содержания. Содержание - определяющая сторона СМИ-продукта, совокупность значений и смыслов, взаимодействие всех формальных и содержательных компонентов. Содержание СМИ-продукта мобильнее, динамичнее формы. Рождение новых форм-программ происходит под воздействием качественного изменения содержания. СМИ-продукт имеет материально-предметное, рационально-логическое и эмоционально-чувственное содержание. Его можно представить как непрерывно развивающуюся модель мира в её символически-знаковом выражении.
Единство стиля и метода является важной составляющей СМИ-продукта. Стиль -совокупность компонентов формы, выражающаяся в единстве средств выразительности и творческих приёмов. В СМИ-продукте можно различить:
1) стиль целостных каналов СМИ, характерный для различных стран и эпох;
2) стиль как творческая манера коммуникатора, ведущего какой-либо программы или канала;
3) стиль отдельной передачи, сохраняемый не зависимо от интерпретаций коммуникаторов.
Если форма - способ выражения и материализованное содержание, то стиль - способ выражения и «опредмечивание» метода. Метод - совокупность приёмов и операций для воплощения содержательной стороны СМИ-продукта. Он определяется логикой развития содержания. Метод это тоже специфический «путь исследования» (греч.), который проходит каждый автор. Метод индивидуален, мобилен и составляет комплекс духовно-практической деятельности коммуникатора. Если определенный этап развития содержания закрепляется формой, то в определенный момент развития метода формируется стиль. Генерация исторически сложившихся методов, их органичный сплав есть важная, но не главная составляющая авторского метода. Индивидуальный творческий метод вбирает в себя в снятом виде личностные качества коммуникатора, его миросозерцание, всю совокупность авторских приёмов духовно-практической деятельности. Праксиологический аспект СМИ-продукта раскрывается в процессе его общественного бытия и выражается в систематическом восприятии СМИ-продукта аудиторией посредством декодирования СМИ-кода, понимания языка СМИ-текста и потребления СМИ-продукта. Процесс понимания СМИ-текста, предполагающий сопереживание и осмысление его, является процессом более длительным и глубоким, чем поверхностное, ознакомительное потребление. Педагогическое функционирование СМИ-продукта в обществе связано с рассмотренными нами ранее функциональными комплексами: информативным, коммуникативным, когнитивно-гносеологическим, валюативно-аксиологическим, эдукативно-развивающим, адаптивно-комментирующим, регулятивно-управленческим, нормативным, компенсаторно-игровым и интегративно-взаимодействующим, а также с дихото-
мическим и латентным педагогическим функционированием СМИ, которое в полной мере проявляет себя в отношениях СМИ-подсистем. Подсистема Восприниматель - субъект восприятия СМИ-продукта - воспринимает, оценивает, переживает, истолковывает СМИ-продукт. Существование педагогической СМИ-системы в обществе порождает воспринима-теля, способного к потреблению продукции СМИ. Субъект восприятия должен обладать конкретно-чувственной и интеллектуальной культурой восприятия, знать язык СМИ, располагать критериями ценности в отношении СМИ-продукта, а также адекватно реагировать на социально-смысловую направленность СМИ-продукта. Восприниматель - зритель, читатель, слушатель, адресат, приемник, реципиент - является потребителем СМИ-продукта. Понятие «восприниматель» включает в себя функциональный аспект, связанный с вниманием и восприятием продукта потребления. Зритель, читатель, слушатель появляются в зависимости от рода каналов СМИ.
Адресат, приемник, реципиент - это понятия, выражающие в себе более узкий взгляд на воспринимателя и акцентирующие момент пассивного и некритичного потребления. В целом, восприятие СМИ-продукта, как правило, вызывает ответную адекватную, либо неадекватную реакцию у воспринимателя, иногда достаточно сильную. Отметим, что система Восприниматель (в британской медиапедагогике - «Аудитория») не всегда отмечалась исследователями. Л. Мастерман подчеркивает, что некоторые теории медиаобразования (например практическая) игнорируют такое ключевое понятие, как «Аудитория». Подлинный интерес к этой категории возник в британском медиаобразовании лишь в 80-е годы ХХ века. «Аудитория учится медиаязыкам, применяет те или иные категории, выносит суждения о манере преподнесения информации». Школьная аудитория даже одного возраста весьма дифференцирована по интересам и степени подготовленности к любой деятельности. Играют роль такие факторы, как наследственность, макро- и микросреда, предыдущий опыт воспитания и образования. Изучение этой категории помогает рассмотреть предположения о влиянии медиа. Изучая опыт восприятия своих и созданных другими текстов, они должны научиться с большей уверенностью создавать собственные ценности.
Из многообразия качеств, которые необходимы воспринимателю, выделим следующие основные:
1) определенные психофизические характеристики;
2) развитая конкретно-чувственная система;
3) интеллект;
4) общая художественная культура;
5) понимание языка данного СМИ-продукта.
Психофизические характеристики, сформированные в процессе эволюции человека, подвергаются развитию и коррекции в ходе его жизнедеятельности. Слепой не может видеть и следовательно воспринимать зрительный ряд искусства. Глухой не воспринимает аудиоряд. Однако человек со слаборазвитыми зрением и слухом способны развить их до уровня нормы с помощью специальных методик. Аналогично происходит развитие способностей по восприятию и пониманию СМИ-продукта. Человек, способный видеть и различать цветосветовые сочетания, слышать шумы и музыкальные звуки, потенциально готов при определенных условиях понять их комбинации. Для этого, прежде всего, необходим запас чувственного опыта, определенное количество которого способно перейти в новое качество - усовершенствование механизмов чувственного восприятия мира. Можно предположить, что накопление чувственных восприятии, ощущений, представлений, эмоций в какой-либо одной области чувственной деятельности влечет за собой более глубокое проникновение в другие её области, так как усовершенствуется сам механизм навыков чувственного потребления. Уже на уровне чувственного восприятия формируется оценка СМИ-продукта воспринимате-лем. Эта оценка - «первое впечатление» - недостаточно сформирована, часто необъяснима, но на чувственном уровне вполне четко выражена. Она может носить позитивный, либо не-
гативный характер. К позитивной оценке относится, в частности, желание воспринимателя вернуться в данному СМИ-продукту (передаче, статье), хотя здесь возможно и манипулятив-ное воздействие со стороны СМИ. Интеллектуальная деятельность воспринимателя заключается в рациональном понимании СМИ-продукта. Для осуществления мыслительных операций необходимо наличие общей интеллектуальной культуры, мыслительного «багажа», опыта, в русле которого и происходит осмысление художественной информации. В подсистеме Восприниматель формирование понятий, суждений о СМИ-продукте является результатом мыслительного процесса, включающего в себя выбор СМИ-продукта, ознакомление с ним, истолкование, осмысление его. В ходе мыслительного процесса, путем отбора, анализа, сопоставления, абстрагирования, суммирования собственного знания и опыта восприниматель приходит к рациональному пониманию СМИ-продукта.
Рациональное понимание произведения искусства в подсистеме Восприниматель разворачивается как в пространстве, так и во времени. СМИ-продукт, как правило, не вызывает единодушного одобрения или осуждения публики. В пространстве аудитории разворачивается целая гамма эмоциональных состояний и рациональных суждений, зачастую полярно противоположных. Как социальное образование - совокупность общественных отношений - восприниматель нуждается в постоянном развитии, то есть формировании способности совершать критическую деятельность в форме восприятия и оценивания. Если восприятие осуществляется на основе понимания содержательной и знаковой сторон СМИ-продукта, то оценивание его происходит на основе социальных установок. Социальные установки возникают в процессе развития субъекта восприятия. Важный аспект подсистемы Восприниматель - уровень культуры понимания. Коммуникатор вправе рассчитывать на понятийное соавторство публики, ее сопереживание, домысливание. Коммуникатор руководит актом восприятия СМИ-продукта, но оно невозможно без сформированной культуры понимания воспринимателя, выражающейся в активном стремлении понять и оценить СМИ-продукт. Особое внимание следует обратить на латентное педагогическое воздействие СМИ на воспринимателя, о котором пишет, в частности, В. Козовой. Исследователь акцентирует гипнотическое, успокаивающее воздействие телевидения на воспринимателя, который «искать должен - было бы что искать! - лишь в их безвременно-стоячей трясине. Но оглянитесь же теперь и вы: где оно здесь, избирательное внимание, и не распылился ли, не рассеян ли по ветру... сам его источник с человечьим лицом?.. Уж если телевизор «успокаивает одних дураков», надо признать, что он делает это мастерски и что, в сущности, нет больше границы между «дураками» и «умными». (Еще Толстой однажды сказал: «Не знаю, кто глуп, кто умен»). Наводняя наши жилища ужасами извне - с чужой улицы, из чужих краев и особенно из бредового «космоса», - он весьма успешно осуществляет функцию зрительного заклинания. Обкладывает кошмарами, как войлочной прокладкой... Спокойной ночи, дамы и господа! Приятных снов, дорогие товарищи».
Однако прежде чем обратиться к рассмотрению диалектических взаимоотношений и взаимодействий педагогической СМИ-системы, необходимо обратиться к внутренним взаимодействиям СМИ-подсистем. Подсистемы Коммуникатор, СМИ-продукт, Восприниматель не являются однородными образованиями. Каждая их них внутренне динамична и диалектически развивается. СМИ-подсистемы не являются устойчиво-неподвижными образованиями. Каждая из них обладает не только структурой и содержанием, но и определенной динамикой развития. Каждая из подсистем Коммуникатор и Восприниматель представляет собой совокупность индивидов, обладающих самобытностью и индивидуальностью. В едином потоке восприятия, оценивания, контакта-понимания раскрывается бесчисленное множество смысловых обертонов внутренних отношений СМИ-подсистем.
Библиографический список
1. Ильин, Е.П. Мотивы человека. Теория и методы изучения [Текст] / Е.П. Ильин - Киев, 1998. -205 с.
2. Рыжов, В.В. Психология творческой личности [Текст] / В.В. Рыжов, Г.В.Сорокоумова. - В 3-х тт.-Нижний Новгород: УРАО, 2007.
3. Митина, В.С. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / В.С. Митина -М.: Академия, 2004. - 480 с.