Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основания преподавания библиотечно-информационных дисциплин'

Психолого-педагогические основания преподавания библиотечно-информационных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (LIBRARY INFORMATION DISCIPLINES) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ( INFORMATION SOCIETY) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ (INFORMATION DISEASES) / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (INFORMATION COMPETENCE) / БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (LIBRARY BIBLIOGRAPHIC TECHNOLOGIES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масяйкина Евгения Анатольевна

Современное общество вступило в информационную фазу своего развитя, включающуюне только положительные, но и негативные эффекты (информационные болезни, стрессы). Современный специалист нуждается в формировании высокой информационной компетентности. Библиотеки активно осуществляют информационно-образовательную деятельность, поэтому нуждаются в притоке кадров новой формации, владеющих как библиотечно-библиографическими, так и педагогическими технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern society has entered the information phase of its development, which includes positive as well as negative effects (information diseases, stresses). A modern specialist should have a high information competence. Libraries actively carry out information and education activity and, therefore, they need specialists of a new type possessing both the library bibliographic and education technologies.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основания преподавания библиотечно-информационных дисциплин»

УДК 370.153.2 + 02(071)

Е.А. Масяйкина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Томский государственный университет

Отличительными чертами современного общества являются резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники.

Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, с развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей. Социальными характеристиками развития информационного общества являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации, уровень образования, интеллектуальные возможности общества, прежде всего, в информационном производстве.

Переход к информационному обществу выдвигает на первый план социальные проблемы, связанные с тем, как происходит адаптация государственных структур, гражданского общества и личности к новым условиям. Такая постановка вопроса представляется оправданной, поскольку доминирование технократической позиции, сводящей становление информационного общества к повсеместному распространению информационных и телекоммуникационных технологий, не позволяет увидеть главную цель любого общественного развития - расширение возможностей человеческой личности [1, с. 57].

Следует отметить, что во многих странах уже приняты федеральные социально-информационные инициативы: в Великобритании «Супермагистрали в образовании - путь вперед», в США «Вызов технологической грамотности», в Германии «Школы в сети».

Правительство США сделало развитие национальной информационной инфраструктуры приоритетом своей политики, ее ценность определяется такими компонентами, как собственно информация; программное обеспечение для получения и переработки больших массивов информации; люди, создающие информацию; программные продукты; оборудование и т.д.

В Канаде концепцию информационного общества рассматривают как средство сохранения куль-

турной идентичности перед угрозой информационной экспансии других стран, а также и как способ вхождения в экономику будущего.

Лавинообразный рост количества информации, подлежащей переработке и усвоению, порождает ряд проблем: обеспечение информационно-психологической безопасности читателя от последствий информационного стресса, «информационные болезни», негативные социально-психологические проявления.

Впервые описал и обосновал негативные эффекты информатизации и симптомы информационного стресса Э. Тоффлер. Основной стратегией выживания в условиях информационных перегрузок Э. Тоффлер считает развитие информационной грамотности: «Учить не просто фактам, но тому, как классифицировать информацию, как оценить ее правдоподобность, как учить себя...» [2, с. 165].

В исследованиях информационно-психологической безопасности личности основными направлениями являются количественный и качественный подходы. Сторонники количественного подхода (Л. Розен, Д. Льюис, Э. Тоффлер) утверждают, что информационные перегрузки вызываются чрезмерно большим количеством информации, обрушивающейся на современного человека. Сторонники качественного подхода (Б. Мильтон, Р. Оуэн, М. Хилл), который приобретает все большее количество последователей, считают, что информационный стресс связан не столько с количеством информации, а с низким качеством ее обработки, с неспособностью переработать этот ресурс в интеллектуальный продукт [3, с. 36].

Негативные аспекты существования в условиях информационного общества рассматривает с позиций социальной психологии И.В. Ильина. Автор утверждает, что умения и навыки субъекта в области информационной деятельности приучают его к общению с другими на основе алгоритмов, однообразных правил и линейных монотонных операций, порождают феномен деперсонифицированно-го общения, когда человек оценивается не как личность, а лишь через перечень того, что он умеет, что знает. Сама личность уже воспринимается не в своей сокровенной внутренней сущности, а прочитывается как некий информационный ряд. Невос-

Е.А. Масяйкина. Психолого-педагогические основания преподавания..

требованная информация становится избыточной, поскольку не преобразуется в знание, она выступает шумовым фоном, мешающим сконцентрировать внимание на необходимом. К психологическим последствиям переизбытка информации также можно отнести социальную изоляцию, частичный или полный отказ от общения с людьми, ослабление эмоциональных реакций.

Разрабатывая вопросы негативного воздействия информации на личность, Н.П. Ситник на основе социологического исследования «Влияние информации на человека» вводит понятие «информационных болезней», проявляющихся в том, что в процессе чтения люди подвержены развитию депрессивного состояния, угнетающих мыслей. Автор предлагает в качестве меры защиты от информационных болезней выработку правильного информационного поведения, соблюдение информационного режима, повышение информационной культуры [4, с. 83].

Вопросы психологического влияния литературы на человека начал разрабатывать в XIX в.

Н.А. Рубакин, а в настоящее время его исследования продолжили Ю.Н. Дрешер, Н.А. Воробьёва, Г.В. Грачёв, Е.С. Кожевникова.

Необходимо также отметить, что вышерассмотренные понятия соотносятся с понятием психоло-го-педагогической культуры специалиста, определяемой как психолого-педагогическое знание и практики, присутствующие в рамках общественнополитической, экономической и образовательной и информационной деятельности.

В настоящее время информационному обществу XXI в., перенасыщенному информацией, необходим новый тип специалиста - личности, не только обладающей творческим потенциалом и способной к профессиональному саморазвитию, но, главным образом, умеющей ранжировать и критически воспринимать стремительно увеличивающийся поток информации.

В системе образования в настоящий момент является достаточно актуальной проблема использования информационных технологий, обусловленная широко идущими процессами информатизации образования, то есть комплексом мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

Процессы реформирования и информатизации системы образования предполагают развитие у будущих специалистов умений самостоятельно добывать необходимую информацию с помощью современных информационных технологий, квалифицированно анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Данные подходы нашли отражение в федеральных законах

«Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Это определило приоритетную роль создания и развития системы непрерывного образования в России (Программа развития системы непрерывного образования в России на 2001-2010 годы, в которой акцентированы вопросы повышения информационной грамотности, использования современных информационных технологий).

Программа определяет стратегию развития современного образования как приоритетной и системообразующей отрасли сферы российского образования. Деятельность системы непрерывного образования направлена на решение задач профессионально-личностного становления специалиста, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. В настоящее время система непрерывного образования представляет собой сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского звена.

В последние годы в учреждениях системы непрерывного образования предпринимаются определенные шаги по созданию и развитию информационной среды, повышению информационной грамотности специалистов для выполнения задач, стоящих перед ним в условиях информационной цивилизации. Это обусловлено тем, что при переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного образования, одной из важнейших задач можно признать программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки специалистов.

Идеи концепции непрерывного образования, реализация которой невозможна без умений и навыков в области работы с информацией, развивал еще П.Г. Щедровицкий, обращая внимание на основные составляющие данной концепции: достижение автономии системы образования от сиюминутных производственных задач, обеспечение всестороннего развития каждого человека и создание «открытого университета» личности; опережающая подготовка специалистов и профессионалов к активной деятельности во внеобразовательных системах.

Профессиональная деятельность в условиях информатизации должна опираться на новые подходы, позволяющие выработать стратегии деятельности в информационной среде. В деятельности современного специалиста информационный компонент в решении научно-практических задач представляет собой совокупность установок, цен-

ностей, знаний, умений, руководствуясь которыми, он определяет цели своей работы, осуществляет диагностику уровня и состояния изучаемого объекта, отбирает содержание и технологии, адекватные планируемому результату.

Совершенствование профессиональной компетентности в обязательном порядке предполагает коммуникативную и информационную составляющие, которые присутствуют в реализации следующих направлений деятельности:

1. Формирование умений действовать в рамках своего предмета, навыков отбора, обработки, хранения, интерпретации и организации информации.

2. Организация информационных погружений в предметную область.

3. Формирование умений конструировать новое содержание предмета на вариативной основе.

4. Самостоятельная работа (сбор, обработка, интерпретация диагностической информации).

5. Теоретические знания, организация различных акций, способствующих взаимодействию опыта из различных отраслей деятельности .

Современными исследователями выделяются три последовательных уровня развития качественных особенностей индивидуальной информационной деятельности специалиста: ориентировочно-инструментальный (владение навыками использования и применения новой информации); профессиональноприкладной (умение применить и адаптировать к своей специальности достижения современной науки и техники); творческо-рефлексивный (способность к самостоятельному созданию новой информации и оценке собственных возможностей).

Таким образом, на сегодняшний день сформировались социальные, педагогические и психологические основания как для активизации подготовки специалистов к жизнедеятельности в условиях информационного общества, так и для формирования нового типа педагога, способного обучать работе с большими массивами информации во всех сферах деятельности.

Осуществление такого рода деятельности возможно посредством подготовки высококвалифици-

рованных кадров в области библиотечной педагогики - дисциплины, интегрирующей достижения педагогической и библиотековедческой науки, рассматривающей педагогические основы библиотечного дела.

Современные библиотеки являются социальным институтом, традиционно аккумулирующим информационные научные и учебные ресурсы общества. Одним из важнейших направлений работы библиотек является образовательная деятельность по формированию у читателей информационной грамотности. В то же время принимаются меры по реализации данной актуальной потребности в формировании библиотечных специалистов нового типа, обладающих в равной (достаточно высокой) мере как библиотечно-библиографической, так и педагогической квалификацией.

В настоящее время в Томском государственном университете кафедра библиотечно-информационной деятельности проводит подготовку по специальности «библиотекарь-библиограф, преподаватель».

В период обучения студенты овладевают теоретическими и практическими знаниями в области библиотековедения и библиографии, управления и организации библиотечных фондов, организации информационного обслуживания пользователей, а также получают серьезную подготовку по дисциплинам психолого-педагогического блока: общая педагогика и психология, методика преподавания информационной культуры, основы педагогического мастерства.

Таким образом, кафедра библиотечно-информационной деятельности ТГУ, используя опыт специалистов различных отраслей науки и практики, формирует не только информационно грамотных специалистов, но и повышает их психоло-го-педагогическую квалификацию, развивая способность в дальнейшем проводить педагогическую деятельность по обучению информационной грамотности в библиотеках и образовательных учреждениях.

Поступила в редакцию 29.08.2008

Литература

1. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М.; Магнитогорск, 1977. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований.

2. Тоффлер Э. Футуршок: монография. М., 1997.

3. Юшина О.Л. Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы) // Научные и технические библиотеки. 2003. № 11.

4. Ситник Н.П. Влияние информации на человека: социологическое исследование // Научные и технические библиотеки. 2003. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.