Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психолого-педагогические классы / предпрофессиональная подготовка / проектная деятельность / проекты / проектные компетенции / личностное развитие обучающихся. / Psychological and pedagogical classes / pre-professional training / project activities / projects / project competencies / personal development of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова О. В., Мокроусова Л. В.

В статье представлены результаты опроса обучающихся в рамках работы профильных психолого-педагогических классов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проектная деятельность», направленного на мониторинг готовности школьников к проектной деятельности, их отношения к ней и определение степени сформированности у них проектных компетенций. Обоснована важность проектных компетенций в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов в области психологопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AS AN IMPORTANT RESOURCE FOR THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article presents the results of a survey of students in the framework of specialized psychological and pedagogical classes on the additional general educational general development program "Project activity", aimed at monitoring the readiness of schoolchildren for project activities, their attitude to it and determining the degree of formation of their project competencies. The importance of project competencies in the structure of professional competence of future specialists in the field of psychological and pedagogical activity is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 373.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2024 О. В. Богомолова1, Л. В. Мокроусова2

1 кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: bogomoloffa@yandex.ru 2кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: mokrousovaludmila2@ gmail. com

Курский государственный университет

В статье представлены результаты опроса обучающихся в рамках работы профильных психолого-педагогических классов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проектная деятельность», направленного на мониторинг готовности школьников к проектной деятельности, их отношения к ней и определение степени сформированности у них проектных компетенций. Обоснована важность проектных компетенций в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов в области психолого-педагогической деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические классы, предпрофессиональная подготовка, проектная деятельность, проекты, проектные компетенции, личностное развитие обучающихся.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AS AN IMPORTANT RESOURCE FOR THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

© 2024 O. V. Bogomolova1, L.V. Mokrousova2

1 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of Professional training and methods of teaching technology e-mail: bogomoloffa @ yandex. ru

2 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of Professional training and methods of teaching technology e-mail: mokrousovaludmila2 @ gmail. com

Kursk State University

The article presents the results of a survey of students in the framework of specialized psychological and pedagogical classes on the additional general educational general development program "Project activity", aimed at monitoring the readiness of schoolchildren for project activities, their attitude to it and determining the degree of formation of their project competencies. The importance of project competencies in the structure of professional competence of future specialists in the field of psychological and pedagogical activity is substantiated.

Keywords: psychological and pedagogical classes, pre-professional training, project activities, projects, project competencies, personal development of students.

В рамках работы Курского государственного университета по развитию психолого-педагогических классов в регионе на индустриально-педагогическом факультете были организованы занятия с обучающимися МБОУ «СОШ № 20 им. А. А. Хмелевского» г. Курска [4]. Целевой группой реализуемой программы в соответствии с концепцией профильных психолого-педагогических классов являются обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители (законные представители) [2].

Современный психолого-педагогический класс способен стать важным ресурсом личностного развития обучающихся и формирования их направленности на человекоцентрированные профессиональные сферы.

В эпоху VUCA-мира, основными характеристиками которого являются нестабильность, изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, и все увеличивающегося массива информации, с которым современному человеку приходится ежедневно взаимодействовать во всех сферах жизнедеятельности, перед системой образования стоит задача ускорения процесса подготовки будущих специалистов, в том числе в сфере педагогического образования, и изменения требований к содержанию их профессиональной компетентности [5].

На место репродуктивной модели образования приходит продуктивная школа, отвечающая запросам современного общества. Основными элементами такой школы являются исследование, проектирование, кейс-технологии, командная работа, свободное владение навыками работы в информационных средах.

Обучение в профильных психолого-педагогических классах ориентировано на формирование личностных (soft skills), профессиональных (hard skills), цифровых (digital skills) навыков и навыков саморазвития (self skills), а также следующих компетенций, обусловленных спецификой педагогической деятельности:

• использование стратегий и методов эффективного общения;

• эмпатия и социальная наблюдательность;

• самоконтроль, рефлексия;

• навыки поддержки, убеждения и осуществления влияния;

• навыки самопрезентации и презентации собственного продукта;

• навыки социального проектирования;

• навыки работы в группе и с группой и др. [3].

В связи с этим следует уделять особое внимание формированию проектной компетентности будущего учителя. Проектная компетентность будущего учителя - это мотивированное желание будущего педагога, его готовность и способность самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах [1].

Умение педагога выполнять различные проекты, его способность к управлению проектной деятельностью обучающихся являются составляющими его профессиональной компетентности. Поэтому наша работа со школьниками в рамках психолого-педагогических классов ориентирована на развитие проектных умений, навыков и формирование готовности к проектной деятельности.

Включение проектной компетентности в структуру модели профессиональной компетентности будущего педагога как неотъемлемой ее части отвечает основным целям и задачам современного педагогического образования.

Процесс формирования готовности будущего педагога к проектной деятельности в процессе профильного обучения должен найти отражение в каждом компоненте

модели его профессиональной компетентности: когнитивном, мотивационном, деятельностном, рефлексивно-оценочном.

Когнитивный компонент, помимо базовых для данной профессии психолого-педагогических знаний, должен включать в себя знания о проектировании и дидактических возможностях подобранных средств руководства этой деятельностью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим в содержание образовательной программы психолого-педагогических классов была включена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Проектная деятельность», целью которой является развитие познавательно-деятельностного интереса учащихся к проектной деятельности и формирование проектных умений и навыков.

Мотивационный компонент должен быть нацелен на формирование положительного отношения будущего учителя к проектированию через осознание его потенциала и возможностей в сфере педагогической деятельности.

В деятельностный компонент необходимо включать формирование опыта проектной деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент должен формировать навыки, которые помогут обучающимся оценивать свой уровень сформированности проектной компетентности.

В соответствии с представленной моделью формирования профессиональной компетентности педагога была разработана ДООП «Проектная деятельность», направленная на формирование у обучающихся знаний в области теоретических основ проектной деятельности и алгоритмов ее реализации, проектных умений, навыков и опыта проектной деятельности, осознание места и роли проектной деятельности в работе учителя [6].

Практическая часть занятий по программе предполагает выполнение обучающимися групповых социально ориентированных проектов, что позволит им расширить опыт выполнения проектной деятельности и усовершенствовать свои проектные умения: выявлять и формулировать проблему, цели и задачи проекта; обосновывать актуальность выбранной темы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности; работать с источниками информации; планировать деятельность по реализации проектной идеи; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать в команде; оформлять документацию по проекту; выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

Полученные в ходе освоения программы образовательные результаты будут продемонстрированы обучающимися в форме защиты выполненных проектов.

При разработке содержания ДООП «Проектная деятельность» для нас было важно провести мониторинг готовности школьников к проектной деятельности, их отношения к ней и определить степень сформированности проектных компетенций.

Для достижения указанной цели была разработана анкета и проведен опрос обучающихся. Анкета включала в себя 17 вопросов, направленных на определение знаний и представлений обучающихся о сущности, содержании и структуре проектной деятельности, выявление их отношения и опыта участия в проектной деятельности, самооценку обучающимися своих проектных компетенций. В ходе проведенного исследования было опрошено 25 обучающихся 10-го класса. Ниже представлен анализ ответов обучающихся на вопросы анкеты.

Результаты опроса показали, что большинству обучающихся (89%) знакомо понятие «проектная деятельность», остальные (11%) затруднились ответить на данный вопрос анкеты (рис. 1).

Рис. 1. Ответы обучающихся на вопрос «Знакомо ли Вам понятие "проектная деятельность"?»

Несмотря на большую долю утвердительных ответов, в ходе опроса была выявлена несформированность целостного представления обучающихся о сущности и содержании понятия «проект». Большинство школьников (74%) сводят определение проекта к работе с информацией: «Вся необходимая информация в любом виде»; «Общая или индивидуальная работа, основанная на выяснении, узнавании, а также предоставлении уже оформленной и отобранной информации»; «Очень подробная информация, подобранная на выбранную тему, которая будет оформлена по всем правилам»; «Это предоставление определенной информации в обширном виде в любой форме»; «Это работа над какой-либо темой, где нужно уметь искать информацию и правильно ее обработать»; «Деятельность, в процессе которой мы познаем новую информацию о выбранной теме и закладываем ее в материальную форму для ознакомления другим людям» и т.п.

Достаточно большая группа обучающихся (15%) определяет проект как деятельность или работу, связанную с исследованием определенной темы: «Деятельность, направленная на исследование определенного вопроса»; «Это работа, выполненная по определенной теме, общая или индивидуальная, а также с углубленным пояснением»; «Работа ученика по определенной теме»; «Самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на изучение поставленного вопроса» и т.п.

Часть обучающихся (6%) в своих определениях проекта отмечают индивидуальный и коллективный характер проектной деятельности: «Работа, над которой работает один или более человек»; «Общая или индивидуальная работа, основанная на выяснении, узнавании, а также предоставлении уже оформленной и отобранной информации»; «Самостоятельная исследовательская деятельность» и т.п.

Некоторые обучающиеся (3%) связывают данное понятие с процессом создания уникальных продуктов и услуг: «Мероприятие, направленное на создание уникальных продуктов и услуг»; «Это работа, направленная на создание каких-либо услуг» и т.п.

Реже (2%) отмечается нацеленность проектной деятельности на достижение определенного результата: «Комплекс действий, направленных на достижение установленного результата», а также ее исследовательский (экспериментальный) характер: «Это подробное объяснение какого-либо объекта, явления с последующей проверкой»; «Самостоятельная исследовательская деятельность, направленная на изучение поставленного вопроса».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство школьников понимают проект как теоретическое исследование по определенной теме, то есть проектная

деятельность для них сводится к реферативной работе и подготовке доклада или сообщения на заданную тему. Такое понимание не раскрывает в полной мере сущности и содержания понятия «проект». Остальные ответы обучающихся также отражают лишь отдельные стороны данного понятия, что позволяет говорить о несформированности целостного представления о проекте.

Анализ ответов обучающихся на задание анкеты перечислить основные этапы проектной деятельности выявил, что большинство обучающихся (63 %) в целом знакомы с алгоритмом проектной деятельности и в качестве основных этапов называют следующие: выбор темы проекта, поиск информации, систематизация материалов, оформление проекта и подготовка презентации, защита проекта. Лишь небольшая доля респондентов включают в основные этапы проектной деятельности постановку целей и задач (11 %) и ознакомление со сроками, составление графика работы (5 %), между тем данные этапы являются обязательными и их значимость должна осознаваться участниками проектной деятельности.

Следовательно, в ходе теоретических занятий с обучающимися целесообразно расширять их представления о проекте и проектной деятельности, акцентируя внимание на содержании и значимости каждого отдельного этапа.

На вопрос «Использовался ли метод проектов при изучении Вами учебных предметов в школе?» ответы обучающихся распределились следующим образом: «да» -90%, «нет» - 0%, «не знаю» - 10% (рис. 2), что говорит об активном использовании метода проектов в системе общего образования.

о%

10%

90%

Рис. 2. Применение метода проектов при изучении учебных предметов в школе

Анализ частоты выполнения проектов по отдельным учебным предметам в школе представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Количество обучающихся, выполнявших проекты по отдельным учебным предметам в школе, %

В данном рейтинге лидируют такие учебные предметы как: история (19 %), литература и география (по 16 %), информатика (13 %), обществознание (10 %). Средние позиции занимают: математика, физика и английский язык - по 7 %. Наименьшее количество проектов выполнено обучающимися по ИЗО и биологии -по 3 %. Остальные учебные предметы не были указаны респондентами.

Можно отметить, что в целом проекты в школе выполняются как по гуманитарным предметам, так и по предметам естественно-научного и математического циклов.

Анализ видов проектной деятельности, которые выполнялись обучающимися, показал следующие результаты: наибольшая доля респондентов выполняли социальные проекты (театральные постановки, профилактические акции и т.п.) - 27 % и смешанные проекты (озеленение территории, организация и проведение массовых мероприятий) - 20 %. Технологические проекты (изготовление изделий) выполняли 13 % обучающихся, экономические - 10 %, организационные (оказание шефской помощи, вожатское дело, организация походов, соревнований) - 3 %. Достаточно большая доля обучающихся (27 %) ответили, что им не приходилось выполнять такие виды проектов (рис. 4)

Рис. 4. Виды проектов, выполнявшихся обучающимися

Среди предметов, по которым обучающиеся хотели бы выполнять проекты, лидируют информатика (42 %), программирование (37 %), физика, география и история (по 32 %). Чуть меньшему количеству обучающихся для выполнения проектной деятельности интересны такие предметы, как математика, экономика и биология, набравшие по 26 %. Литературу и обществознание выбрали 16 % обучающихся, технологию - 11 %, химию, экологию, ИЗО, музыку, ОБЖ - по 5%. Русский и иностранный языки не интересуют обучающихся в качестве предметной области проектной деятельности (рис. 5). Такой выбор предметов обусловлен наличием в нашей выборке большой доли обучающихся технического профиля.

Рис. 5. Учебные предметы, интересные обучающимся для выполнения проектов

Часть вопросов анкеты были нацелены на определение характера отношения обучающихся к проектной деятельности в целом.

На вопрос «Необходимо ли овладение навыками проектной деятельности для Вашей будущей профессии?» ответы респондентов распределились следующим образом. Большинство обучающихся (44 %) считают, что такие навыки необходимы для их будущей профессии. Отрицают необходимость проектных навыков в будущей

профессиональной деятельности 17 %. Достаточно большое количество обучающихся (39 %) затруднились ответить на этот вопрос (рис. 6).

Следовательно, есть необходимость в процессе обучения уделять внимание обоснованию значимости владения проектными навыками для любой профессии, в том числе и педагогической.

Рис. 6. Важность овладения проектными навыками для будущей профессиональной деятельности

При этом среди областей применения навыков проектной деятельности большинство обучающихся (56 %) отмечают процесс обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Чуть меньшее количество (40 %) выбирают область профессиональной деятельности, а 4 % обучающихся считают, что нигде не смогут применять проектные навыки в будущей жизнедеятельности. Также никто из обучающихся не видит возможности применения полученных в проектной деятельности навыков в быту или в обычной жизни (рис. 7).

Рис. 7. Области применения проектных навыков по мнению обучающихся

Значение проектной работы для себя школьники оценили следующим образом: 29 % оценивают ее как возможность получения дополнительной оценки по предмету, 25 % - как возможность творческого самовыражения и 22 % - как подготовку к будущей профессии. Меньшая доля обучающихся (по 7 %) связывают выполнение проектной деятельности с получением эмоциональной удовлетворенности и реализацией желания стать лидером и желания стать более активным и успешным. Оставшиеся 3 % отмечают, что проектная деятельность удовлетворяет их потребности в общении (рис. 8). Можно сделать вывод, что в первую очередь обучающиеся связывают проектную деятельность с процессом обучения и возможностью самовыражения.

■ В о змо^н о стъ творческого самовыражения

■ Эмоцион алън ая удоБлетБ оренность

■ П о лучени е дои олннтельн ой опенки, по предмету

■ Подготовках будущей профессии

■ Удов летв ор енн о с тъ п отр еон о сти в общении

■ Желание стать более активным, успешным

Желание стать лидером

Рис. 8. Значение проектной работы для обучающихся

Следовательно, большая часть обучающихся относится к проектной деятельности как к одному из видов учебной деятельности, связывая ее в первую очередь с образовательным процессом. При этом достаточно большая доля респондентов осознают значимость проектной деятельности в профессиональной сфере.

Больше половины обучающихся (58 %) выражают желание заниматься проектной деятельностью в текущем учебном году. При этом пятая часть опрошенных (20 %) не обладают мотивацией к проектной деятельности, примерно столько же обучающихся (22 %) затруднились ответить на вопрос.

Таким образом, очень важно повышать уровень положительной мотивации к проектной деятельности через осознание важной ее роли для профессий психолого-педагогической направленности и раскрытия важности овладения проектными компетенциями не только для профессионального становления, но и для личностного развития.

В рамках поставленной проблемы интересно было выявить факторы, препятствующие выполнению проектной деятельности обучающимися. Самым значимым фактором является отсутствие свободного времени (39 %), на втором месте -отсутствие желания (33 %), на третьем - отсутствие интереса (17 %) (рис. 9).

■ нетинтереса Инетжелания

нет свободного времени ®другое

39%

Рис. 9. Факторы, мешающие обучающимся заниматься проектной деятельностью

Вопрос с загруженностью обучающихся является комплексной проблемой современной системы общего образования и требует решения на соответствующих уровнях управления. Для нивелирования оставшихся факторов необходимо повышение положительной мотивации и стимулирование интереса обучающихся к проектной деятельности.

Отдельный блок вопросов анкеты был направлен на самооценку обучающимися индивидуальных предпочтений и своих проектных компетенций.

Обучающимся было предложено оценить отдельные этапы проектной деятельности по их сложности и важности. Анализ ответов показал следующие

29%

результаты. Самыми легкими этапами, по мнению обучающихся, являются поиск информации (так считают 53% респондентов) и выбор источников информации (42 %). На наш взгляд, это связано с тем, что основным источником информации для современных школьников является сеть Интернет, которая позволяет достаточно легко и быстро получить доступ к большому объему информации по теме проекта из разных источников.

Это подтверждают ответы участников на вопрос об используемых источниках информации. Как видно из диаграммы (рис. 10), среди источников информации для проектной деятельности абсолютным лидером является сеть Интернет, его отмечают все обучающиеся. Следующими по важности идут такие источники, как учебники, материал, который учитель дает на уроках, и СМИ - их выбирают 37 % опрошенных. Наименее популярным источником является мультимедиа (5 %).

Рис. 10. Источники информации для выполнения проекта

При этом процесс поиска необходимой для проекта информации большинство обучающихся (79 %) осуществляют самостоятельно, остальные (21 %) обращаются за помощью к другим.

К самым сложным этапам отнесены обобщение и систематизация материалов -так считают 47 % опрошенных, защита проекта, выступление» (42 %), этот же этап большинство опрошенных выделяют как самый важный (58%). Результаты работы на данных этапах тесно связаны с индивидуальными способностями самих обучающихся и влияют на качество проектной деятельности и итоговую оценку проекта в целом, поэтому обучающиеся осознают большую ответственность за свою деятельность на данных этапах выполнения проекта.

Также отмечается важность этапов выбора темы проекта (42 %), формулировки гипотез и целей и выбора источников информации (по 37 %). Мы видим, что в целом обучающиеся правильно выделяют значимые этапы в проектной деятельности.

Среди самых интересных этапов проектной деятельности выделяются -оформление работы (47 %), выбор темы проекта (26 %) и подготовка презентации (21 %). На наш взгляд, это обусловлено творческим характером деятельности на данных этапах и возможностью для обучающихся проявить свои индивидуальные предпочтения и интересы (рис. 11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Характеристика отдельных этапов проектной деятельности

Большинство обучающихся (53 %) предпочитают выполнять индивидуальные проекты, работать в команде комфортно 26 %, чуть меньшая часть обучающихся (21 %) останавливают свой выбор на работе в паре. Между тем именно командные проекты приобретают все большую актуальность, выполнение таких проектов требуется во многих конкурсах и соревнованиях, проводимых у нас в стране и за рубежом. Следовательно, одной из задач, требующих решения, является повышение мотивации участия в командных проектах и совершенствование проектных компетенций обучающихся в этой области (рис. 12).

Рис. 12. Комфортные для обучающихся формы работы над проектом

Большинство обучающихся (53 %) высоко оценивают свои умения по составлению инструкции, алгоритма выполнения и плана работы к какому-либо виду деятельности. Примерно треть обучающихся (31 %) нуждаются в посторонней помощи, 16 % отмечают, что никогда не занимались таким видом деятельности (рис. 13).

Рис. 13. Оценка умений составления планов и алгоритмов деятельности

Анализ ответов обучающихся по оценке своих умений проектной деятельности, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы. Большинство обучающихся отмечают сформированность следующих умений: работать с другими в команде - 95 %, собирать, обрабатывать и обобщать информацию - 89 %, планировать свою работу и формулировать выводы по окончании исследовательской работы - по 84 %. Наименьшее количество положительных оценок набирают умения публичного выступления - 42 %, проведения эксперимента, наблюдения - 53 %. По этим умениям наблюдается и наибольшее количество отрицательных оценок -32 и 26 % соответственно. Затруднения у большинства обучающихся (по 26 %) вызвала оценка умений: выбирать исследовательскую тему, ставить цели и добиваться их, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, публично выступать. При этом умения планировать свою работу и работать с другими в команде набрали наименьшее количество ответов «трудно сказать» (по 5 %).

Самооценка обучающимися умений проектной деятельности

№ Умения Да, % Нет, % Трудно сказать, %

1 Умею выбирать исследовательскую тему 68 5 26

2 Умею ставить цели и добиваться их 68 5 26

3 Умею выдвигать гипотезы 63 11 26

4 Умею выбирать методы исследования 63 11 26

5 Умею искать способы достижения цели 74 5 21

6 Умею планировать свою работу 84 11 5

7 Умею собирать, обрабатывать и обобщать информацию 89 0 11

8 Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию 68 16 11

9 Умею работать с другими в команде 95 0 5

10 Умею разрешать конфликты с другими учащимися 79 0 21

11 Умею проводить эксперимент, наблюдение 53 26 21

12 Умею формулировать выводы по окончании исследовательской работы 84 0 16

13 Умею подводить итоги исследовательской деятельности 79 0 21

14 Умею публично выступать 42 32 26

15 Умею убеждать и отстаивать свою точку зрения 74 5 21

Обобщая информацию, можно сделать следующий вывод. По мнению обучающихся к однозначно сформированным у большинства респондентов можно отнести только умение работать с другими в команде. Умение собирать, обрабатывать и обобщать информацию и умение формулировать выводы по окончании исследовательской работы большинством обучающихся также определяются как сформированные, но при этом велика доля «сомневающихся» респондентов: 11 и 16 % соответственно. Умение планировать свою работу можно отнести к сформированным умениям у большинства обучающихся. Но с учетом того, что 11 % респондентов отмечают его несформированность, формированию и развитию этого умения надо уделять достаточное внимание в процессе обучения.

В группу умений, требующих дополнительного развития в процессе обучения, следует включить умения выбирать исследовательскую тему, ставить цели и добиваться их, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, искать способы достижения цели, разрешать конфликты с другими учащимися, проводить эксперимент, наблюдение, публично выступать, подводить итоги исследовательской деятельности, убеждать и отстаивать свою точку зрения.

Развитию и формированию перечисленных умений, на наш взгляд, будет способствовать участие обучающихся в проектной деятельности. При этом в рамках

предпрофессиональной подготовки в формате психолого-педагогического класса выполняемые проекты должны носить социально ориентированный характер с элементами педагогической деятельности. Это могут быть проекты, связанные с разработкой обучающих школьных событий и воспитывающих мероприятий. Участие в таких проектах будет способствовать получению опыта профессионально-педагогических проб.

В связи с этим образовательный процесс в рамках ДООП «Проектная деятельность» выстраивается на основе работы над индивидуальным или коллективным проектом и его защиты в ходе итоговой аттестации.

Основными методами и формами обучения выбраны:

1) деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, социальное моделирование);

2) образовательные события (подготовка воспитательных и образовательных мероприятий для обучающихся начальной и основной школы);

3) проектная и исследовательская деятельность (выполнение социально-ориентированных проектов с элементами педагогической деятельности);

4) коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы и т.д.).

Освоение разработанной нами ДООП «Проектная деятельность» будет

способствовать личностному росту участников, улучшению проектных и коммуникативных навыков, развитию уверенности в презентации идей, а также приобретению лидерских и организационных качеств. Проектная деятельность предоставляет участникам не только практический опыт, но и ценные навыки, необходимые для эффективной навигации в современном обществе.

Библиографический список

1. Зайцева, С. А. Проектная компетентность современного учителя / С. А. Зайцева, П. В. Смирнов // Университет - новой школе: материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. - 2016. - С. 40-45.

2. Концепция профильных психолого-педагогических классов. - Москва: Академия Министерства просвещения РФ, 2021. - 64 с.

3. Костарева, Н. Л. Организация учебной деятельности психолого-педагогических классов: методическое пособие / Н. Л. Костарева, Ю. П. Кривцова, М. М. Муртазаева, Е. Н. Тараканова, С. Г. Филиппова, А. П. Фомин, Л. В. Цымлякова. -Санкт-Петербург: Издательство ЛЕМА, 2023. - 102 с.

4. Методические рекомендации по проектированию содержания работы предпрофессиональных классов «Педагогический предуниверсарий» / автора-разработчики: Е. Л. Башманова, С. Н. Белова, Л. В. Бочарова, И. В. Ильина, Н. А. Котелевцев, Г. Н. Подчалимова, Е. А. Репринцева, М. В. Худина. - Курск: Издательство Курского госуниверситета, 2023. - 50 с.

5. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

6. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» [Сайт]. - иЯЬ: https://kpfu.ru/portal/docs/F1399605297/Pismo МЫв1егв1:уа рговуевИИетуа О паргау1епп metodicheskikh гекошеМасп ot 30.03.2021.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.