Научная статья на тему 'Психолого-педагогические идеи профессора А. Е. Cнесарева'

Психолого-педагогические идеи профессора А. Е. Cнесарева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА А.Е.СНЕСАРЕВА / СЛУЖБА В АФГАНИСТАНЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / BASIC IDEAS OF A. E. SNESAREV / ETHNIC PEDAGOGICAL IDEAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдуков Виктор Олегович, Дуплякин Михаил Анатольевич

Отечественные военноначальники оставили огромное военно-педагогическое наследие,которое необходимо исследовать и использовать в современных реалиях. Андрей Евгеньевич Снесарев родился в 1865 года в Воронежской губернии, окончил физико-математический факультет Московского университета, но большую часть жизни посвятил службе в армии и работе в армейском коллективе. А.Е. Снесарев, как отмечает Д.Л. Смирнов, он вел большую педагогическую работу на протяжении всей своей жизни: от отдельных уроков на дому в студенческий период жизни до руководства крупными высшими учебными заведениями как гражданскими, так и военными, от преподавателя математики в кадетском корпусе и командира полуроты до профессора ряда высших учебных заведений и командующего округом. Основные психологические и педагогические труды А.Е. Снесарева посвящены вопросам военной психологии и военной педагогике, а служба в Туркестанском военном округе и Афганистане послужили мощной практической базой для формирования этнопедагогических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдуков Виктор Олегович, Дуплякин Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical ideas of Professor A. E. Snesarev

Russian commanders have left a huge military-pedagogical heritage,want to explore and use in the modern world. Andrey Evgenievich Snesarev was born in 1865 in Voronezh province, graduated from the physics-mathematical faculty of Moscow University, but a large part of his life devoted to service in the army and work in the army b and. A.E. Snesarev, as noted by D. L. Smirnov, he did a lot of teaching work throughout his life: from individual lessons at home in the student's period of life to guide major universities both civil and military, from a teacher of mathematics in the cadet corps and commander of polarity to Professor of several universities and the officer commanding the district. The main psychological and pedagogical writings of A. E. Snesarev dedicated to the issues of military psychology and military pedagogy, and service in the Turkestan military district and Afghanistan was a strong practical b ase for the formation of ethnic pedagogical ideas.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические идеи профессора А. Е. Cнесарева»



m

В. О. Гайдуков, M. А. Дуплякин

Психолого-педагогические идеи профессора А. Е. Снесарева

Отечественные военноначальники оставили огромное военно-педагогическое наследие, которое необходимо исследовать и использовать в современных реалиях.

Андрей Евгеньевич Снесарев родился в 1865 года в Воронежской губернии, окончил физико-математический факультет М-осковского университета, но большую часть жизни посвятил службе в армии и работе в армейском коллективе.

А-Е. Снесарев, как отмечает Д.Л. Смирнов, он вел большую педагогическую работу на протяжении всей своей жизни: от отдельных уроков на дому в студенческий период жизни до руководства крупными высшими учебными заведениями как гражданскими, так и военными , от преподавателя математики в кадетском корпусе и командира полуроты до профессора ряда высших учебных заведений и командующего округом.

Основные психологические и педагогические труды А.Е. Снесарева посвящены вопросам военной психологии и военной педагогике, а служба в Туркестанском военном округе и Афганистане послужили мощной практической базой для формирования этнопедагогических идей.

Ключевые слова: основные психологические и педагогические идеи военного педагога А.Е. Снесарева, служба в Афганистане, этнопедагогические идеи

V. O. Gaidukov, M. A. Dupliakin Psycho-pedagogical ideas of Professor A. E. Snesarev

Russian commanders have left a huge military-pedagogical heritage,want to explore and use in the modern world.

Andrey Evgenievich Snesarev was born in 1865 in Voronezh province graduated from the physics-mathematical faculty of M-oscow University,but a large part of his life devoted to service in the army and work in the army band.

AE. Snesarev, as noted by D. L. Smirnov, he did a lot of teaching work throughout his life: from individual lessons at home in the students period of life to guide major universities both civil and mi1itary,from a teacher of mathematics in the cadet corps and commander of polarity to Professor of several universities and the officer commanding the district.

The main psychological and pedagogical writings of A. E. Snesarev dedicated to the issues of military psychology and military pedagogy, and service in the Turkestan military district and Afghanistan was a strong practical base for the formation of ethnic pedagogical ideas.

Keywords: basic psychological and pedagogical ideas of the military teacher A. E. Snesarev service in Afghanistan,ethnic pedagogical ideas

-ндрей Евгеньевич Снесарев родился 13 декабря 1865 года в Воронежской губернии, окончил физико-математический факультет Московского университета, но большую часть жизни посвятил службе в армии и работе в армейском коллективе. Поэтому основные его психологические и педагогические труды посвящены вопросам военной психологии и военной педагогике, но и высшая математика, востоковедение, военная география и статистика, история военного искусства, стратегия и тактика - отрасли науки, которых касался

многообразный талант А. Е. Снесарева. Он вне'с свой вклад и в разработку некоторых проблем военной педагогики и психологии, как в теории, так и на практике.

К основным психолого-педагогическим идеям А.Е. Снесарева, анализируя публикации Д.Л. Смирнова [3] можно отнести следующие:

1. В дореволюционный период А.Е. Снесарев придавал большое значение моральному духу армии. Позже Снесарев приходит к выводу, что моральный дух армии нельзя рассматривать независимо от морально-политического состояния

Перспективы Науки и Образования, 2014, №6(12)

ШСё'ГотасеЛШШ страны. ОнпишетгчтО влияние ¡Современного человека на войну, как индивидуальное, так и особенно массовое, теперь стало гораздо более сильным, чем было прежде. Поэтому, готовясь к современной войне, «человеком надо заниматься серьезно, проникновенно и йсесторонне, думая о тех мотивах, которые могут еще императивно повести человека на войну и окрылят его на подвиги и самопожертвование, думая об его духовной организации, его нервной системе и пределах ее упругости, думая о том человеке, который остался в тылу, который, идя за плугом в поле или работая за станком на фабрике, несет на плечах ту же боевую ношу, как и его соратник в далеких сырых окопах».

2. А.Е.Снесарев рассматривал личность с конкретно-исторических позиций. Для него это не неподвижная, извечно данная категория. Личность в его представлении «зависит и изменяется вместе с изменением географической среды, социально-экономических и политических условий». В солдате он видел личность, которой присущи определенные чувства, переживания, свойства и качества в их единстве и многообразии. К свойствам и качествам, характеризующим личность, Снесарев относил в первую очередь темперамент, характер, способности. Для боевой же деятельности необходимо развивать в личности такие качества, как патриотизм, хладнокровие, мужество, физическую с^лу, выносливость и терпеливость.

3. В ряде работ он прямо указывал на необходимость конкретного подхода в воспитании и обучении как различных категорий солдат и офицеров, так и каждого из них в отдельности. Он призывает к учету чувств, интересов и других психических особенностей этих категорий и их отдельных представителей.

4. Понимая, что успех воспитания и обучения солдат зависит во многом от офицеров, Снеса-рев уделяет большое внимание вопросам воспитания воспитателей. Он рекомендует сблизить военную школу с жизнью. Считая главным методом воспитания офицеров убеждение, а наказание — явлением чрезвычайным, Снесарев придавал большое значение офицерским судам, которые он называл «бесстрастной совестью полка».

5. Снесарев считал, что вопросы военной психологии и педагогики должны учитываться и при создании различных уставов и наставлений, определяющих жизнь, быт и боевую деятельность войск. Устав должен учитывать такие факторы, как экономика, общественный и государственный строй страны, международное положение. Кроме того и в первую очередь он «должен соответствовать особенностям и численности народа».

6. Снесарев считал, что обучение и воспитание — это единый, неразделимый процесс. Поэтому «преподавание не может ограничить-

ся привитием одних лишь тактико-технических навыков; оно должно обязательно воспитывать у слушателя волю к борьбе, создавать пафос и уверенность в конечном успехе».

7. Снесарев был сторонником сокращения объема лекционного способа преподавания в пользу семинарского, лабораторного и др.

8. Важной ступенькой на пути усвоения командиром военных знаний лежит военная игра. Хотя она по существу является тем же решением задач на плане, но с той существенной разницей, что вводится воля и вытекающие из нее действия противника.

9. Верный принципу «учить войска тому, что необходимо на войне», Снесарев громадное значение придавал полевой выучке войск.

Таким образом, психолого-педагогические идеи А.Е.Снесарева, предложенные им почти 100 лет назад, актуальны и в современных условиях.

В данной статье стоит отметить актуальность проблем этнопедагогики, раскрытых А.Е.Снесаревым в контексте анализа геополитических, геоэкономических и военно-исторических аспектов жизни народов Востока.

Здесь, как военный географ, А.Е.Снесарев обращает внимание на влияние климатических условий, определивших этнокультурное своеобразие и характер восточных воинов. Так, рассуждая о характере афганца, ученый многократно подчеркивает, что, будучи воином, он храбр по той причине, что его «очень длительной родиной были Сулеймановы горы, которые усилили и доработали воинственный характер народа, прибавив ему выносливость, свободолюбие и пылкость. Если вы к тому же прибавите, что афганец является на три четверти кочевником, значит лошадником, то и это обстоятельство должно было усугубить в нем природные качества воина» [2].

Идея главенствующего природного начала над социально-культурными детерминантами, определяющими этнонациональные особенности восточных народов, проявляется в работе исследователя при характеристике вопросов, связанных с оценкой системы обучения в афганской армии. Занятия в армии сводятся, как утверждает А.Е.Снесарев, «к самым рудиментарным строевым упражнениям: обучают стрельбе, маршировке, поворотам, бегу, удару штыком, сборке и разборке винтовки. Кроме того, несколько обучают рассыпному строю и маневрам с холостыми патронами».

Применительно к образовательной традиции народов восточных стран А.Е.Снесарев использует характерную лексику, имеющую сопряженность с биологической терминологией: животная манера хождения, расти стадно, рудиментарные строевые упражнения, грабительские инстинкты и др. В то же время педагогическая традиция народов Европы пред-

188 |55М 2307-2447

ставлена таким терминологическим рядом, как гуманность, несокрушимый порядок, европейский надзор, европейская размеренность и ус-¡ровность, нравственный импульс, что позволяет сделать вывод об известной степени пристрастности и признании превосходства европейской культуры над самобытной восточной традицией.

Таким образом, как отмечает Е.В.Пивунов, педагогические проблемы рассматриваются А.Е. Снесаревым в логике признания права любой этнической культуры на неповторимость, самобытность, непохожесть. Однако включенность европейцев в мир иной азиатской культуры не приводит, по мнению А.Е. Снесарева, к их при-

общению иноэтническим ценностям как позитивному вектору их развития. Межкультурное! взаимодействие оценивается как явление, полезное для представителей более примитивных культур. Инокультурные контакты приводят, по мнению А.Е. Снесарева, к утрате социокультурной идентичности более развитых в техническом, экономическом и политическом отношении европейских народов [2].

В заключение следует отметить, что идеи А.Е. Снесарева, предложенные им почти 100 лет назад, не лишены определенных противоречий, но актуальны и в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будаков В.В. Честь имею: геополитик Снесарев: на полях войны и мира. Воронеж: ВГУ, 2011. 494 с.

2. Пивунов Е.В. Историко-теоретическая реконструкция педагогического наследия А.Е. Снесарева: дисс. ... канд пед. наук. Ростов, 2008.

3. Смирнов Д.Л. Психологические и педагогические взгляды А.Е. Снесарева [Электронный ресурс]. URL: http://www.a-e-snesarev.ru/statyi.html (дата обращения: 20.12.2014).

REFERENCES

1. Budakov V.V. Chest' imeiu: geopolitik Snesarev: na poliakh voiny i mira [Honour: geo Snesarev: on the fields of war and peace]. Voronezh, VGU Publ., 2011. 494 p.

2. Pivunov E.V. Istoriko-teoreticheskaia rekonstruktsiiapedagogicheskogo naslediia A.E. Snesareva: diss.... kandped. nauk [Theoretical and historical reconstruction of the pedagogical heritage A. E. Snesarev: Diss. ... PhD in Ped. Sciences]. Rostov, 2008.

3. Smirnov D.L. Psikhologicheskie i pedagogicheskie vzgliady A.E. Snesareva [Psychological and pedagogical views A. E. Snesarev]. Available at: www.a-e-snesarev.ru/statyi.html (accessed 20 December 2014)

Информация об авторах

Гайдуков Виктор Олегович

(Россия, Воронеж) Курсант

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: tvi0910@mail.ru

Дуплякин Михаил Анатольевич

(Россия, Воронеж) Курсант

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Information about the authors

Gaidukov Viktor Olegovich

(Russia, Voronezh) Cadet

Military Training and Research Center "Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy" (Voronezh) E-mail: tvi0910@mail.ru

Dupliakin Mikhail Anatol'evich

(Russia, Voronezh) Cadet

Military Training and Research Center "Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.