Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты защиты прав ребенка на информационную безопасность'

Психолого-педагогические аспекты защиты прав ребенка на информационную безопасность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты защиты прав ребенка на информационную безопасность»

150

ной, русской школы. В учебном пособии М.И. Демкова "Старые и новые педагоги" представлены педагогические идеи К.Д. Ушин-ского, В.Я. Стоюнина, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Н.Ф. Бунакова, С.И. Миропольского, С.А. Рачинского по данному вопросу.

"Народная школа, по мысли Н.Ф. Бунакова не должна ограничивать свою деятельность лишь узкою целью научить детей грамоте и сообщить им известные знания. Она, главным образом, должна воспитательно влиять на учащихся, приготовляя ихкжизни честной, разумной, не отрывая их от родной среды и привычного труда" [2, 170].

В своих педагогических трудах С.И. Миро-польский проводил мысль, что "воспитание должно приучать детей к умеренности, к воздержанности, к победе высших потребностей над низшими, к власти духа над чувственностью и себялюбием" [2,174].

По словам С.А. Рачинского: "Велика и страшна задача русской школы. Школы, отрешенной от церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом □ широком смысле этого слова, может она при-¿3—ступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных и светских" [2, 182].

П.Ф. Каптерев в "Истории русской педагогии" представляет общий ход развития русской педагогики. В частности, он отмечает:"... когда возникают вопросы об образовании и воспитании, когда начинается более или менее серьезная педагогика, тогда уже существуют два могучих учреждения: государство и церковь. Эти учреждения завладевают воспитанием, подчиняют его себе, навязывают свои задачи" [3,2]. Осмысливая высказывания автора об основном предназначении истории педагогики как науки, мы определяем, что педагогика начинается "периодами несамостоятельного бытия", "периодами осуществления извне поставленных ей целей", "она стремиться вырваться из подневольного существования при участии общества и его деятелей в разработке педагогических идей" [3, 2].

0

X

Г

О

ГГ-

О

Развивая идею М.И. Демкова о вкладе русских просветителей в образование, П.Ф. Каптерев классифицирует их труды по четырём направлениям. В гуманитарном рассматриваются взгляды на образование П.К. Редкина, Н.И. Пирогова, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Юзефовича, Скворцова, Окольского, В.Я. Стоюнина. В национальном направлении представлены труды К.Д. Ушинского о значении национальности и науки в воспитании и В.Я. Стоюнина о воспитании человека и гражданина, а также характеристика С.А. Рачинским русскихдетей и русской школы. В направлении, посвященном свободному воспитанию и образованию, излагаются педагогическая система Л.Н. Толстого и педагогические взгляды Д.И. Писарева. Завершая классификацию трудов русских просветителей, П.Ф. Каптерев выделяет направление общественно-педагогического движения.

Анализируя учебные пособия по истории русской педагогики конца XIX - начала XX в., можно сделать вывод о том, что русские просветители этого периода раскрывали идеи гуманизации сучетом культурных, национальных, религиозных особенностей России. Авторы связывали гуманистические процессы в образовании с христианскими основами. В учебниках использовались статьи современников о нравственном воспитании, альтруизме, гражданственности, народности. Ученые-педагоги того времени не только выявляли эти проблемы, но и предлагали практические способы их решения. Их идеи на многие десятилетия определили развитие отечественной педагогики.

Примечание:

1. Демков М.И. История русской педагогии. Ч.1

Древнерусская педагогия (Х—Х11 вв.). - СПб., 1 899.

-310 с.

2. Демков М.И. Старые и новые педагоги. - М.,

1912.-182 с.

3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. -

2-е изд. - СПб. : издание О. Богдановой, 1915.

-540 с.

4. Острогорский А.Н. Педагогическая хрестоматия. - СПб., 1907. - 233 с.

УДК37.014.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ

ПРАВ РЕБЕНКА НА ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

© В.А. Маяцкая Мы живем в информационном обществе, которое развивается по

своим законам и знать их должен каждый человек, или, по крайней мере, хотя бы понимать, какие возможности ему это общество предоставляет и с какими рисками он может столкнуться.

Современная школа стоит перед необходимостью создания государственной программы по обеспечению информационной безопасности школьников.

О необыкновенных возможностях, которые дает современная информационная среда растущему человеку, знают все. И многие дети эти возможности эффективно используют для учебы и личностного роста.

Но есть и большие риски. Растет число детей, у которых под влиянием неконтролируемых потоков информации нарушается эмоциональное и психическое здоровье: гиперактивность, искаженное представление о любви, аутизм, телевизионная и компьютерная зависимость, повышенный уровень агрессии, инфантилизм, формирующееся потребительское отношение к жизни. Все больше детей-индиго, у которых тоже немало проблем. По мнению В.В. Долгали-ной: "Информатизация - это скрытая, часто неосознаваемая угроза не столько физическому, сколько психическому и нравственному здоровью человека. Ведь на психику ребенка влияют не только Интернет и информационные сети, но и радио, телевидение, компьютерные игры, газеты, журналы, реклама" [1].

Нейтрализовать это влияние для сохранения нравственного и психического здоровья будущего поколения - одна из главных воспита-тельныхзадач современной школы.

В процессе педагогической деятельности каждый учитель должен, во-первых, осознать воздействие информационных угроз. Известные психологи И. Медведева и Т. Шишова одними из первых назвали эти угрозы "информационной войной" и призвали учителей и родителей занять оборонительные позиции [2].

Во вторых, определить аспекты психолого-педагогического сопровождения программы информационной безопасности, в частности это развитие эмоционального интеллекта (ЭИ), духовно-нравственное просвещение, развитие критического мышления, а также формирование активной созидательной жизненной и гражданской позиции.

Каждое из определенных направлений работы требует пересмотра сложившихся стереотипов профессионального мышления педагога.

Именно эмоциональный интеллект угасает и подавляется у современных школьников под воздействием компьютеризации. Многочасовое сидение за компьютером снижает способность ребенка к развитию творческого воображения и фантазии и приводит к развитию "зомби-интеллекта", т.е. интеллекта, способного действовать только на основе приказов и инструкций. А это первый шаг к нарушению эмоционально-нравственного здоровья школьника.

Педагогам и родителям важно вести совместную работу по развитию эмоционального интеллекта - это просмотр и обсуждение детских фильмов (классика кино, экранизация лучших сказок), аудио и видеоклипов, прослушивание классической музыки с обязательным обменом мнениями, совместные выходы на природу, посещение музеев и выставок.

В связи с этим, педагог должен сам обладать эмоциональным интеллектом, культурой речи и создать такие психологические условия, чтобы дети смогли пережить катарсис, состояние, которое дает толчок развитию ЭИ.

Духовно-нравственное просвещение - пожалуй, самая трудная для современного учителя задача. Не воспитание, а просвещение. Почему именно так? Потому что просвещение предполагает свет души, идущий от сердца к сердцу. Только так в нашем безнравственном обществе можно говорить о нравственности. Не дойдут до учеников наши морализаторские наставления, если в реальной жизни он видят полную противоположность тому, чему их хочет научить учитель.

И учителю остается только одно: спокойно, без патетики и экзальтации, давая оценку каждодневным событиям, отыскивая вместе с учениками выход из различных жизненных ситуации, показывать детям свою нравственную позицию. Это и будет нравственное просвещение.

151

МАЯЦКАЯ

Валентина

Александровна,

кандидат

педагогических наук, доцент кафедры "Теория и история педагогики",

ГОУ ВПО

"Ставропольский

государственный

педагогический

институт",

Ставрополь

Считаем, что только на основе критического мышления можно сформировать информационный иммунитет.

Данное мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учащихся, решая конкретную проблему, отыскивая собственный выход из сложных ситуаций, ученик действительно думает.

Больше всего информационному воздействию подвергаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Под влиянием мультфильмов, детских комиксов, рекламы, некоторых детских журналов у них складывается определенная картина мира и ощущение себя в нем. Следовательно, нужно показывать ребенку настоящую красоту, то, что несет добро и свет детской душе.

В подростковом возрасте уже можно формировать критическое отношение к продукции СМИ. Можно обсуждать телевизионные передачи для подростков, материалы детской периодики, рекламные клипы, учить воспринимать информацию на уровне чувств. Ведь информация всегда сначала рождает чувства, а потом начинаются размышления.

И подростков, и старшеклассников нужно знакомить с культурно-образовательным пространством города, которое должно стать альтернативой уходу в виртуальный мир или многочасовому просиживанию у телевизора. И именно в это время школьник должен быть включен в активную социально-значимую деятельность, которая поможет ему развивать свои способности и утвердиться в среде сверстников.

Так постепенно у школьника будут формироваться основы медиаграмостности. Как отмечает С.Б. Цымбаленко: "Медиаграмостность -это сознательная позиция по отношению к изливающемуся на нас потоку информации и сознательная оценка этой информации" [3]. Такая позиция может быть реализована на основе интеграции основного и дополнительного образования, через проектную и клубную деятельность .

Примечание:

1. Долганина В.В. Психологические аспекты общения подростков в социальных сетях. - М., 2008.

2. Медведева И. Шишова Т. Кто соблазнит малых сих. - Клин, 2005.

3. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире. - М., 201 0.

<0

X

Г

КУП

О

Сг-

а.

■чО

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.