Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты процесса развития личности в историческом контексте'

Психолого-педагогические аспекты процесса развития личности в историческом контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONAL DEVELOPMENT / DIDACTIC SYSTEM / PERSON / PEOPLE / INDIVIDUAL / INDIVIDUALITY / DEVELOPMENT / FORMATION / EDUCATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ИНДИВИД / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Наталья Олеговна

Автор статьи обращается к истории педагогики и психологии с целью нахождения ответов на основополагающие вопросы в понимании проблемы процесса развития личности: что представляет собой процесс развития личности, какие факторы влияют на него, что на современном этапе понимается под понятием «личность». Прослеживается, как подходили к развитию личности в различных дидактических системах, выявляются сходства и различия этих систем, особенности обучения в каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE HISTORICAL CONTEXT

Modern society needs responsible persons who have developed intelligence, spiritual and moral qualities, which are able to make their own decisions. For this reason the teacher should pay much attention to the development of pupils at each level of education. The author refers to the history of education and psychology in order to find answers to fundamental questions in understanding the problems of personality development: 1. What is the process of personality development? 2. What factors affect it? 3. What is meant by the word «person» at the present stage? The article traces how the teachers formulated the problem of personality development in the various educational systems, identifies the similarities and differences of these systems, the characteristic features of learning in each of them.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты процесса развития личности в историческом контексте»

УДК 37.015.3(075)

Н. О. Дмитренко

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Автор статьи обращается к истории педагогики и психологии с целью нахождения ответов на основополагающие вопросы в понимании проблемы процесса развития личности: что представляет собой процесс развития личности, какие факторы влияют на него, что на современном этапе понимается под понятием «личность».

Прослеживается, как подходили к развитию личности в различных дидактических системах, выявляются сходства и различия этих систем, особенности обучения в каждой из них.

Ключевые слова: развитие личности, дидактическая система, личность, человек, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, воспитание.

Нет сомнений в том, что современный педагог считает одной из основных своих задач развитие личности учащихся. Представляется важным обратиться к истории психологии и педагогики с целью нахождения ответов на основополагающие вопросы в понимании проблемы развития личности. К таким вопросам можно отнести следующие: что представляет собой процесс развития личности, какие факторы влияют на него, что на современном этапе понимается под понятием «личность», какие существуют развивающие подходы в обучении.

Для понимания сущности личности необходимо разграничить данное понятие с другими научными категориями: человек, индивид и индивидуальность. «Человек» - это наиболее общее понятие, чем остальные; это биосоциальное существо, объединяющее в себе биологические и социальные качества. «Личность» уже понятия «человек», включает в себя только социальные свойства и качества человека (речь, сознание, привычки и др.), оно «характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно» [1]. Сформироваться она способна лишь во взаимодействии с обществом. Таким представляется путь становления личности К. Марксу (1818-1883): человек первоначально является индивидом, далее через социального индивида и персонифицированную социальную группу приходит к сформированной личности. А. И. Герцен отмечает двустороннюю связь между обществом и личностью: личность создается социумом и событиями, которые в свою очередь создаются личностями. Человек создает и преобразовывает общественную среду со всеми ее социальными и духовными отношениями, культурой, которые во многом определяют его развитие: только овладев в определенной степени достижениями общества, человек становится личностью.

Индивидом называют отдельного представителя общества, невзирая на его характерные особенно-

сти и качества. Им (но не личностью) становятся сразу после появления на свет. В течение своей жизни индивид приобретает определенные характеристики, которые отличают его от других людей - он становится индивидуальностью. Приобретая социально важные качества и развивая их на достаточном уровне, человек считается личностью.

Подробнее разберемся с понятием «личность», выделим критерии личностного развития и факторы, влияющие на него. В понятие «личность», безусловно, входят качества, присущие человеку, о которых говорилось выше. Но существуют и специфические. Прежде чем перейти к ним, попробуем упростить сложную систему личности, представив ее в виде элементов. Американский психолог и философ У Джемс (1842-1910), известный как один из первых создателей в психологии теории личности, писал, что личность возможно представить в виде таких элементов, как физическая личность, социальная и духовная. Первое, по мнению автора, указывает на биологическое происхождение личности, второе - на ее социальную природу и третье - на то, что личности должны быть свойственны определенные духовные качества. Таким образом, личность - это человек, имеющий биологическое происхождение, обладающий определенным набором духовно-нравственных качеств, которые сформировались в результате взаимодействия с обществом.

К числу важнейших личностных качеств советский философ В. П. Тугаринов (1898-1978) причислял ответственность, разумность, личное достоинство, свободу и индивидуальность. При этом он отмечал, что для того, чтобы человека можно было назвать личностью, он должен быть психически зрелым, проявлять сознательность в действиях. С. Л. Рубинштейн (1889-1960), советский психолог и философ, характеризовал уровень психического развития личности умением сознательно управлять собственным поведением. То есть личность должна быть способна к самостоятельной деятельности, обладать рефлексией, быть в ответе

за свои поступки. Личность должна быть индивидуальной, что проявляется в наличии особых черт характера и темперамента. Таковы наиболее важные критерии личности, ее сущность.

Для понимания процесса развития личности необходимо проанализировать понятия «развитие» и «формирование». Известно, что развитие как философская категория - это преобразование количественных изменений в качественные. Таким образом, «под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физио-логическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений» [1].

Результатом развития личности выступает ее формирование, которое обозначает «ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств» [1]. Формировать означает придавать определенный вид, форму, некую завершенность содержанию.

Любое развитие происходит под воздействием противоречий: внутренних (которые возникают в ходе конфликта противоборствующих сторон внутри самого человека, например, противоречия между «хочу» и «могу», «можно» и «нельзя»), внешних (возникающих в результате взаимодействия человека с окружающей средой, обществом или конкретными людьми), общих или универсальных (которые движут развитием каждого человека и всего общества и возникают между потребностями и возможностями) и индивидуальных (имеющихся у конкретного человека).

В истории психологии и педагогики сложилось немалое количество теорий, описывающих процесс развития личности. Например, В. А. Аверин в «Психологии детей и подростков» (1998) рассматривает развитие личности ребенка и связывает его с развитием психики, предлагая к рассмотрению ряд теорий психического развития, объединенных в три группы - биогенетическая (Э. Геккель, С. Холл, Гетчинсон, З. Фрейд и др.), социогенети-ческая (Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.) и персо-нологическая. Обратившись к «Педагогической антропологии» Г. М. Коджаспировой, при рассмотрении социогенетического подхода можно встретить, наряду с теорией З. Фрейда, А. Фрейд, Д. Б. Элько-нина и др., концепцию самоактуализации личности А. Х. Маслоу и когнитивную теорию развития личности Ж. Пиаже.

Проанализировав вышеназванные теории, пришли к выводу, что общего мнения исследователей по поводу того, как развивается личность, нет.

Каждый из авторов, приверженец той или иной теории, выбирает более существенные для него движущие силы развития человека и с этих позиций рассматривает весь путь становления личности, начиная с новорожденности и заканчивая более поздними возрастными этапами.

Для выявления факторов личностного развития вновь обратимся к мнению известных ученых. Кандидат психологических наук, доктор наук акме-ологии О. И. Михайленко выделяет преформист-ские идеи о развитии личности с несколькими течениями (взгляды философов-богословов и экзистенциалистов, биологизаторские идеи: Ш. Летурно, Э. Геккель, З. Фрейд, С. Холл и др.); взгляды «прогрессивных представителей философской мысли» (Эпикур, Э. Роттердамский, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Вольтер, Я. А. Коменский, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.), критикующих пре-формистские идеи, а также взгляды представителей научной философии и педагогики.

Коротко представим некоторые течения фи-лософско-педагогической мысли, выделенные О. И. Михайленко. Преформистские взгляды «исходят из идеи о том, будто бы человек как личность формируется по какой-то изначально заложенной в нем „программе" и что заложенные в этой „программе" свойства и качества развертываются в нем спонтанно (самопроизвольно)» [1]. Роль воспитания и социальной среды значительно принижается, им отводится незначительное место. Представители биологизаторского течения сходятся во мнении, что онтогенез повторяет филогенез, то есть развитие конкретного человека повторяет все этапы биологического развития предшествующих поколений. Некоторые ученые пытались доказать, что и развитие личности повторяет те же стадии, что и люди в результате эволюции (С. Холл). В результате подобных исследований возникла наука педология, связывающая интеллектуальные способности с биологической наследственностью. Что чаще всего, на самом деле, способности зависят от социальных условий и воспитания, позволяющих раскрыть склонности, наследственный потенциал. Поэтому данные идеи, сводящие развитие личности только лишь к наследственности и принижающие роль воспитания и социальной среды, имели в научном обществе большой резонанс и не дают научного истолкования интересующей нас темы.

«Прогрессивные представители философской мысли» выступали против преформистских концепций, подвергали их обоснованной критике и пытались доказать, что уровень развития тех или иных способностей человека во многом зависит от воспитания, роль которого порой преувеличивали

(Гельвеций отрицал значение наследственности в развитии личности).

Такие ученые-педагоги, как Я. А. Коменский, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др., отмечали влияние целого ряда факторов развития личности, связанных с наследственностью, воспитанием и социальной средой, отдавая при этом воспитанию главенствующую роль.

Наука одним из важных факторов, приводящим личность к развитию, представляет наследственность. С точки зрения биологического происхождения, личность обладает природными задатками, определенными склонностями, которые определяются наследственностью. Российский педагог Б. М. Бим-Бад (1941 г. р.), вычленяя две группы-программы процесса развития личности - биологическую и культурно-историческую, говоря о первой, отмечает, что у каждого человека есть генетически заложенный потенциал, передающийся от поколения к поколению, который во многом определяет развитие человека. Помимо этого, имеются отклонения от нормального развития, связанные с влиянием окружающей среды. Воздействие среды на формирование личности, как положительного, так и отрицательного, невозможно исключить, поэтому как таковой наследственности в «чистой» форме не существует, это абстрактное понятие. Врожденные и приобретенные особенности неразделимы друг от друга. Приобретенные -это те же врожденные, преобразованные под влиянием окружения. «В широком смысле все индивидуальные свойства до некоторой степени унаследованы, поскольку они зависят от генотипа организма, и до некоторой степени приобретены, так как они развиваются и модифицируются окружающей средой» [2, с. 48]. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь и единство фактора наследственности с социальным фактором, что ни в коем случае не означает их равнозначности. Как уже отмечалось, для того, чтобы человек стал личностью, ему необходимо взаимодействовать с обществом, то есть социальный фактор все-таки преобладает над наследственностью в процессе развития личности. Он может как способствовать ускоренному развитию личности, так и тормозить данный процесс - это будет зависеть от возможностей и условий окружающей среды.

С точки зрения социальной природы, личности присущ богатый внутренний мир, развитая духовно-нравственная сфера. Она должна обладать высокой ответственностью, общественной активностью, развитой речью, активностью в труде, принципиальностью в отстаивании своих моральных убеждений, способностью социализироваться и самоактуализироваться. Также необходимы такие качества, как свобода выбора, творческие способ-

ности, гуманность, уважение к взрослым, чувство справедливости, этикета и морали, мудрость и восприимчивость к знанию.

Уместно рассмотреть вторую программу Бим-Бада, культурно-историческую, которая подразумевает влияние культуры и власти на развитие личности. В данную группу относятся обычаи, ритуалы, язык и традиции определенного народа; законы и правила поведения какого-либо государства, страны, верования, идеи, способности и привычки конкретного человека, а также учреждения, инструменты, методы, произведения искусства, то есть все то, что окружает нас в повседневной жизни, обучает и воспитывает как целенаправленно, так и стихийно. Как видится, Бим-Бад объединяет в своей второй программе два фактора личностного развития - социальный фактор и воспитание.

Рассмотрим подробнее воспитание как важнейшее средство личностного развития, раскрытия заложенного генами потенциала. Воспитание как целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и учащегося, родителей и детей, общества и конкретного человека необходимо для того, чтобы индивид овладел знаниями и умениями, достаточными для жизни в обществе, способами профессиональной и трудовой деятельности, сформировал мировоззрение и эстетические качества, поступал в соответствии с моральными и этическими принципами, был готов принимать обдуманные решения и нести за них ответственность. При формировании личности необходимо уделять большое внимание развитию творческих способностей. Для того чтобы они проявились, «нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности» [1].

Таким образом, на развитие личности оказывает влияние три существенных фактора: наследственность, социум, воспитание. Изначально человек наделен природными силами, потенциалом, которые с возрастом раскрываются под действием окружающей среды, общества и воспитания. Процесс развития становится также возможным благодаря заложенной природной способности человека к развитию и предрасположенности к конкретному (или конкретным) видам деятельности [3]. Но «определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества» [1]. Но при условии, что воспитание встречено учащимся позитивно.

Исходя из этого положения, можно выделить в качестве еще одного, четвертого, фактора - собственную активность личности, в которую включены внутренние установки, мотивы, потребности, возможности, интересы, цели и желания индивида. Невозможно опровергнуть тот факт, что обучение происходит тем эффективнее, чем мотивированнее к учебной деятельности ученик. Действия педагога должны находить положительный отклик в сознании учащихся, в его чувствах, он должен стимулировать их к нахождению ответов на поставленные вопросы, давать возможность осмысливать действия и понимать важность происходящего. Благодаря собственной активности личность обладает способностью к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации. Следовательно, развитие личности происходит под влиянием трех вышерассмотренных факторов только в том случае, когда они находятся в согласии с собственной активностью личности.

Выделив важнейшие факторы, влияющие на развитие личности, обратимся к проблеме ее эффективного развития в различных дидактических системах.

Дидактическая система - это система осуществления образования, имеющая собственные критерии, позиции и взгляды на данный процесс. Таковых различают три - традиционная, педоцентри-

ческая и современная. Каждая из них имеет свои особенности, положительные и отрицательные моменты. К традиционной дидактической системе принято относить систему Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), немецкого философа и педагога. Представим выявленные преимущества и недостатки системы в виде условной таблицы (табл. 1).

Осознавая несовершенство описываемой дидактической системы, педагоги разрабатывали новые, пытаясь устранить недостатки прежней. Систему американского педагога, психолога и философа Д. Дьюи (1859-1952) относят к педоцентри-ческой, демократичной и личностно ориентированной. Преимущества и недостатки системы, опять же с определенной долей обобщенности и условности, отображены в табл. 2.

Таким образом, обе рассматриваемые системы являются схожими между собой и схожесть выражена в их ограниченности: Гербарт решающую роль отводил теоретической и вербальной деятельности, Дьюи - практической и проблемной. Сегодня очевидно, что следует использовать различные виды деятельности, а теория с практикой должны сочетаться грамотно, выступать в единстве.

Отличий между приведенными системами находим множество. Например, ученики гербартов-ской системы получали знания в готовом виде, их

Таблица 1

Преимущества и недостатки дидактической системы И. Ф. Гербарта

Преимущества Недостатки

Цель - развитие сильной, волевой и высоконравственной личности Авторитарный характер системы, негуманные способы достижения цели

Достаточно эффективное управление образовательным и воспитательным процессом, экономия сил, времени как учащихся, так и педагогов Задачи обучения - только интеллектуальное и физическое развитие, приучение к дисциплине и порядку

Упрощение понимания сложных предметов, процессов, явлений средствами использования наглядных материалов Предоставление учебного материала учащимся в ограниченной форме. Темы часто не связаны с жизнью, друг с другом, с иными предметными областями. Игнорируются индивидуальные особенности учащихся

Закрепление полученных знаний и их отработка Передача знаний учащимся в готовом виде. Недооценка практических навыков и умений, творческой деятельности

Преимущества Недостатки

Цель - развитие личности. Демократичный характер обучения и воспитания учащихся Решающая роль отводится практической деятельности, значение теоретической принижается

Учащиеся - субъекты учебной деятельности, учитель - консультант, помощник, направляющий их деятельность в нужное русло Приобретение знаний в какой-то определенной области и незакрепление их

Источник мотивации учащихся - познавательный интерес и активная деятельность в ходе занятий Недостаточно реализуется принцип преемственности и системности

Проблемный характер практической деятельности

Таблица 2

Преимущества и недостатки дидактической системы Д. Дьюи

предоставлял учитель, эти знания закреплялись в основном методом упражнения, воспроизводились при необходимости. На занятиях у Дьюи учащиеся получали знания из конкретных областей и обычно не закреплялись. Следовательно, ни дидактическая система Гербарта, ни система Дьюи в должной мере не уделяли внимания эффективному развитию личности своих учащихся, их склонностей, способностей. Дополним данный вывод также тем, что невозможно создать какую-то универсальную дидактическую систему, способную решить все образовательные, воспитательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом и учащимися на каждом занятии. Для того чтобы попытаться решить целый комплекс задач, необходимо подобрать определенный набор методов, приемов, форм обучения и воспитательных средств (перечисленные элементы можно объединить понятием «педагогическая технология») и системно использовать их в образовательном процессе для решения конкретной проблемы, задачи.

С 60-х гг. XX в. начинает формироваться современная дидактическая система, которая берет истоки с критики традиционного обучения и возникновения положения о развивающем обучении (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

Она стремится учесть недочеты прошлых систем и объединить в себе их достоинства. Обучение строится на объективных закономерностях гносеологии, что позволяет проводить его системно и в комплексе. Теперь оно представляет собой «разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью...» учащихся, становится технологизирован-ным и компьютеризированным [4, с. 137]. Немаловажным остается тот факт, что в настоящее время претерпел изменения подход к содержанию обучения: учебные программы дифференцируются, все более адаптируются к особенностям учащихся. Образовательные системы стали открытыми, более доступными, демократичными. Среди положительной динамики отметим рост интереса педагогов к эффективному развитию личности учащихся, теоретическую разработку проблемы.

В заключение отметим, что на развитие личности оказывают влияние большое количество факторов, которые могут зависеть от нее, а могут и не зависеть. При этом наибольшее воздействие проявляет специально организованное воспитание под руководством педагога, от деятельности которого во многом будет зависеть жизнь каждой личности и общества в целом.

Список литературы

1. Михайленко О. И. Электронный учебник по педагогике // Kbsu.ru: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербе-

кова. URL: http://kpip.kbsu.rU/pd/index.html#op_4. (дата обращения: 14.06.2015).

2. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Введение в научную и общекультурную дискуссию. 2005. 330 с.

3. Степанов В. И. Образование как объект познания // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 161-166.

4. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

368 с.

Дмитренко Н. О., соискатель.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. Ады Лебедевой, 79, Красноярск, Россия, 660049.

E-mail: 1wellaflex1@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.04.2015.

N.O. Dmitrenko

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE HISTORICAL CONTEXT

Modern society needs responsible persons who have developed intelligence, spiritual and moral qualities, which are able to make their own decisions. For this reason the teacher should pay much attention to the development of pupils at each level of education.

The author refers to the history of education and psychology in order to find answers to fundamental questions in understanding the problems of personality development: 1. What is the process of personality development? 2. What factors affect it? 3. What is meant by the word «person» at the present stage?

The article traces how the teachers formulated the problem of personality development in the various educational systems, identifies the similarities and differences of these systems, the characteristic features of learning in each of them.

Key words: personal development, didactic system, person, people, individual, individuality, development, formation, education.

References

1. Mikhaylenko O. I. Elektronnyyuchebnikpopedagogike [Electronic textbook on pedagogy]. Kbsu.ru: Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.htmlWop_4. (accessed 14 June 2015) (in Russian).

2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya. Vvedeniye v nauchnuyu i obshchekul'turnuyu diskussiyu o cheloveke kak vospitatele i vos-pituemom, o putyakh ego samosovershenstvovaniya [Educational Anthropology. Introduction to the scientific and general cultural debate about the person as an educator and educatee, the ways of its cultivation]. Moscow, RAO Publ., 2005. 330 p. (in Russian).

3. Stepanov V. I. Obrazovaniye kak ob'ekt poznaniya [Education as object of cognition]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2015, vol. 1 (154), pp. 161-166 (in Russian).

4. Podlasyy I. P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: 100 questions - 100 answers: manual for students of higher educational institutions]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2004. 368 p. (in Russian).

Dmitrienko N. O.

Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafiev.

Pr. Mira, 83, Krasnoyarsk, Russia, 660049.

E-mail: 1wellaflex1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.