Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты при подготовке студента к контролю знаний'

Психолого-педагогические аспекты при подготовке студента к контролю знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леванова Елена Юрьевна, Николаева Татьяна Анатольевна

An examination is an important form of the final check of student' academic performance. It facilitates the regulation of the studying process, encourages students to the thorough learning of the material. Preparation for an examination is a tense work, requiring from the student persistence, purposefulness, industry, self dependence, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS DURING THE TRAINING A STUDENT FOR THE KNOWLEDGE CHECK

An examination is an important form of the final check of student' academic performance. It facilitates the regulation of the studying process, encourages students to the thorough learning of the material. Preparation for an examination is a tense work, requiring from the student persistence, purposefulness, industry, self dependence, creativity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты при подготовке студента к контролю знаний»

УДК 378.146

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Е.Ю. Леванова, Т. А. Николаева

Известно, насколько значительна роль самостоятельной работы студента в учебном процессе. От того, насколько рационально студентом будет распределено время, отведенное ему на самостоятельную работу, зависит эффективность самой учебной деятельности.

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисциплины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии и большую часть самостоятельной работы на практике занимает подготовка к экзамену, который является одной из традиционных форм контроля знаний студента.

Экзамен - форма выборочного (т.е. неполного в смысле охвата объема программы) итогового контроля знаний по дисциплине.

Главная цель экзамена - оценка знаний студента за курс (семестр):

- насколько они глубоки, прочны;

- в какой степени студент научился творчески мыслить;

- применять полученные знания к решению практических задач и т.п.

Экзамен (лат. examen; слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) - наиболее распространённая оценка знаний человека. Отличительной чертой экзаменов является то, что они проводятся редко, между экзаменационными сессиями не бывает меньше двух месяцев.

К основным принципам экзамена можно отнести:

1. Валидность (значимость) - результаты подтверждают конкретные проверяемые навыки и знания, т.е. каждый вопрос должен наглядно отображать определенную часть (раздел, тему) учебной программы.

2. Объективность - результаты экзамена не отражают предвзятого мнения или снисходительности проверяющего и не должны быть подвержены воздействию определенных

обстоятельств. Ответы на экзаменационные вопросы должны быть вполне конкретными, чтобы не вызывать разногласий и не снижать уровня приемлемости.

3. Приемлемость - условие, что все стороны, имеющие отношение к экзамену, воспринимают его адекватно значимости.

4. Эффективность - достигается с помощью оптимального соотношения коротких вопросов (задач), требующих простого воспроизведения знаний и вопросов (задач), ответы на которые занимают больше времени в связи с применением специальных методов.

5. Надежность - результаты каким-либо образом могут быть повторно подтверждены в последующих экзаменах.

Значение экзамена в жизни студента трудно переоценить. Всем известна студенческая поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело». Действительно, сессия -трудный и ответственный период. Это связано, прежде всего, с психологическим напряжением, серьезным эмоциональным переживанием, возникающим в результате переработки большого объема информации за короткие сроки.

Студент, в течение семестра систематически изучающий весь материал по курсу, в период подготовки к экзамену лишь повторяет его и обобщает свои знания, но такой пример для подражания сегодня - большая редкость. Большинство студентов штурмует лекционный материал, пройденный за весь семестр и, если остается время, дополнительную литературу в течение нескольких дней до экзамена. Такие знания, к сожалению, являются поверхностными, что и выявляется в процессе проверки остаточных знаний на последующем тестировании.

Если студент недостаточно работал в семестре, пропускал лекции, либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

Результаты сдачи экзамена зависят не только от уровня способностей, но и от волевых качеств и мотивов студента. Помимо потенциала и готовности к работе ведущую роль в этом можно отвести инструментальным умениям, которые основаны на грамотном использовании закономерностей психических процессов, обеспечивающих восприятие новой информации, её обработку и запоминание. Основными критериями здесь являются скорость и качество восприятия, широкое использование ассоциативных связей, качественное запоминание с возможностью детального воспроизведения.

Существует ряд аспектов, использование которых позволяет в значительной степени повысить эффективность познавательных процессов, в данном случае - качество и скорость работы с информацией. К ним относятся:

■ алгоритмизация обработки информации;

■ структурирование информации;

■ образность восприятия;

■ приемы запоминания.

Для их описания рассмотрим процесс подготовки к экзамену путем нескольких этапов.

На первом этапе необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и календарные сроки каждого экзамена. Затем следует начать поверхностное ознакомление с новой информацией (как правило, это самостоятельное освоение материала). Прежде всего, следует обратить внимание на источники, которые были рекомендованы экзаменатором. Большое разнообразие учебной литературы по изучаемому курсу не всегда свидетельствует о её качестве.

Просмотр заголовков и подзаголовков для получения общего представления о теме позволит предвидеть дальнейшее ее развитие. При работе с информационными источниками на этом этапе следует учитывать, что любой текст наряду с наиболее существенными элементами включает второстепенные детали, служащие связующим звеном и поясняющие мысли автора. Восприятие текста абзацами помогает отличать необходимые фрагменты и таким образом существенно сократить время, отведенное на подготовку.

Большинство людей привыкли читать с такой скоростью, с которой они разговаривают. Эксперименты же ученых показывают, что увеличение скорости чтения нисколько не ухудшает понимание, а иногда и способствует ему. Мышление не может опережать

восприятие, а мозгу комфортнее работать на скорости около 400 слов в минуту. Дополнительным преимуществом быстрого чтения можно назвать исключение засыпания (особую актуальность это приобретает при подготовке в ночное время - что делает перед экзаменом большинство студентов). Однако использовать технику быстрого чтения рекомендуется лишь на этапе получения общего представления о предмете и поиска тех частей текста, которые следует впоследствии изучить глубже.

Следующий этап - составление конспекта (если таковой отсутствует) с одновременным выделением неясных мест и уточнением их в словарях, справочниках, другой учебной или методической литературе. Сюда же можно отнести написание шпаргалок. Призываем использовать их лишь на заключительном этапе повторения всего материала, а не пользоваться ими на экзамене, поскольку печальные последствия этого факта всем известны (студент лишается права дальнейшей сдачи экзамена и вынужден будет прийти на пересдачу, при этом шансы сдать на «отлично» резко снижаются), Положительный эффект от изготовления этого гениального изобретения очевиден для тех, у кого более развито зрительное восприятие информации. Коротко и ёмко изложенный на небольшом листке текст лучше запоминается. Однако если использовать при подготовке к экзамену только шпаргалку (в том числе и готовую из соответствующего пособия для студентов) ответ будет сжатым и рассчитывать на «отлично» не стоит.

Логическое структурирование информации помогает упорядочить ее, выявить определенные взаимосвязи между отдельными понятиями. Для зрительного восприятия информации очень наглядными являются блок-схемы, на которых с помощью стрелок можно отследить взаимосвязи между отдельными понятиями и факторами. Готовые схемы в ответах на вопросы, в настоящее время в большом количестве выпускаемые многими издательствами, с одной стороны, экономят время студента, но с другой - лишают его важного этапа глубокого осмысления и систематизации полученной информации, который происходит при самостоятельной подготовке таких схем. Их составление и внимательное изучение можно назвать третьим этапом подготовки к экзамену.

Запоминание и повторение информации - четвертый и самый важный этап, к кото-

рому следует подходить особенно тщательно. Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. В основу повторения должна быть положена только программа курса. Не следует повторять материал ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, приводит к пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов курса. Прежде чем приступить к повторению, рекомендуется установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отдельном листе. В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты сугубо индивидуальны и понятны только автору. Готовясь по чужим записям, легко впасть в очень грубые ошибки.

Закончив работу над темой (главой), необходимо ответить на вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее -воспроизвести весь материал. Облегчить запоминание и активизировать мышление помогают образность восприятия и ассоциативные связи. При этом образ должен быть достаточно ярким, а ассоциации необычными.

Психологи утверждают, что запоминается лучше всего то, что написано в начале и в конце текста, а середина обычно быстро забывается (действует так называемый «фактор края»). Поэтому при запоминании и повторении рекомендуется больше внимания уделять именно середине текста. Повторять изученный материал следует не механически, а вдумываясь в содержание, сосредотачиваясь на смысле и прибегая к ассоциациям. Если информацию не повторить она в первые 10 часов теряется на 20-30%.

В случае ограниченного периода времени можно подготовить ответы из 3-5 предложений по каждому экзаменационному вопросу. Этот вариант особенно актуален, когда экзаменуют по всему курсу.

Утомляемость значительно снижается, если общее время работы с информацией разбивать на интервалы по 1-1,5 часа, в перерывах между которыми необходим отдых или неутомительные физические упражнения.

Рекомендуется осуществлять подготовку за столом, в рабочей обстановке. Иначе в

момент сдачи экзамена будет очевиден резкий контраст и это может негативно сказаться на психологическом настрое. При работе над материалом очень важно избавиться от всех отвлекающих факторов.

Пройденный материал можно повторять вместе с сокурсниками. Максимальную пользу от совместной работы можно извлечь, соблюдая следующие правила:

- цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от такого сотрудничества. Самым эффективным пониманием сущности какого-либо вопроса является попытка её объяснить;

- для групповой проработки необходимо подбирать такие задания, которые удобнее выполнять именно совместно - например, проверка пройденного (своеобразная репетиция экзамена, в которой роль экзаменатора лучше выполнять по-очереди) или мозговой штурм;

- целесообразно равномерно разделить на всех членов рабочей группы (при условии равного чувства ответственности) поиски источников, необходимых для выполнения задания - это поможет существенно сократить время. При этом обязательно нужно установить крайний срок выполнения задания.

Практика показывает, что всегда удобно составлять рабочий план-график, в котором можно отразить основные разделы или темы курса и предусмотреть графу для дат (периода времени), которые отведены на изучение этого материала. Если самостоятельно определять более жесткие сроки по сравнению установленными на подготовку к экзамену, то чувство удовлетворения от работы с опережением сроков положительно скажется на качестве усвоения материала. Кроме того, останется больше времени на повторение всего курса.

Повторение лучше закончить за день до экзамена, чтобы материал закрепился в сознании и памяти. В этом случае останется время на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.

Консультация перед экзаменом - особый этап подготовки к нему. Ее необходимо использовать для углубления знаний, восполнения пробелов и разрешения всех возникших трудностей. Без тщательного самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить общий, поверхностный характер и не принесет нужного результата.

Нервное напряжение и сильное вол-

нение в экстремальной обстановке снижают продуктивность умственной работы. Именно поэтому так важно научиться формировать стрессоустойчивость организма, постепенно приучить мозг и тело расслабляться по команде.

Релаксацией можно заниматься там, где никто не потревожит хотя бы в течение нескольких минут. Психологи советуют закрыть глаза, прислушаться к своему дыханию, дышать животом. На первом вдохе сказать «один» и постараться мысленно увидеть цифру 1, на выдохе произнести «расслаб -ляюсь» и попытаться представить написанным это слово. Продолжать считать, пока не наступит ощущение спокойствия. Нужный эффект будет достигнут, когда само произнесение слова «расслабляюсь» начнет вызывать соответствующую реакцию организма. В состоянии расслабления сердце начинает биться медленнее, дыхание замедляется, активность мозга ослабевает. Однако при этом полностью сохраняется способность следить за окружением и адекватно реагировать на происходящее. Благодаря такому раскрепощению мозга повышается гибкость мышления, что так необходимо на экзамене.

Источниками энергии для поддержания тонуса, так необходимого в период подготовки и сдачи экзаменов служат отдых и правильное питание. Диетологи отмечают, что во время подготовки к экзаменам обязательный завтрак должен быть достаточно плотным, во время обеда необходима полно -ценная горячая пища, на ужин же лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда.

Нельзя забывать также и про то, что залогом полноценного отдыха является сон.

Очень важно придти на экзамен вовремя, в хорошем настроении. Записать свой ответ желательно дословно - это даст возможность говорить непрерывно и создаст впечатление о высокой степени знания предмета. Необходимо постараться говорить живо, не бояться жестикулировать и не прерываться во время ответа. Чёткая речь и хорошо построенный и продуманный ответ гарантирует большую часть успеха при сдаче экзамена.

Ничто так выгодно не представит ответ студента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. Особенно удачно выглядит рисование графика не заранее, а по ходу ответа. Тем самым студент показывает свободное владение материалом, и демонстрирует высокий уровень абстрактного мы-

шления. График - это реальное, вещественное отражение знаний, проигнорировать которое невозможно.

Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором ответа, значительное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего.

Для того чтобы было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в) если волнение часто сбивает на скороговорку - снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.

В помощь студенту предлагаются некоторые секреты успешного ответа на экзамене:

1. Следует установить личный контакт с экзаменатором. Успех во многом будет зависеть от того, какую позицию студент займет по отношению к нему. Основные ошибки сдающих экзамены состоят в том, что они либо уравнивают себя в правах с экзаменатором, либо относятся без должного уважения к собственным знаниям, что вызывает у экзаменатора аналогичную реакцию. Таким образом, искусство устанавливать контакт с преподавателем зависит от умения уважая его - уважать и себя.

2. Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне знаний. Излишне заданные вопросы к экзаменатору демонстрируют неуверенность и недостаточную подготовку студента. Наибольший вред при ответе на поставленные вопросы может причинить монотонность. Она делает ответ серым и вызывает у экзаменатора скуку. Лучше не излагать материал, а как бы беседовать с экзаменатором, говорить исключительно правильным литературным языком, речь должна быть не быстрой и не медленной. Употребление фраз «насколько я помню», «если я не ошибаюсь, там-то и там-то было сказано», «мне кажется главным в этой теме...» свидетельствует о критическом подходе к информации.

3. При ответе нежелательно смотреть в сторону, в окно, на пол - смотрите в глаза

преподавателю. Это должен быть взгляд уверенного (но не самоуверенного) в себе человека.

4. Очень часто экзаменуемый никак не реагирует на замечания преподавателя. Это глубоко ошибочная практика, поскольку своими замечаниями экзаменатор объясняет, почему в дальнейшем поставит невысокую оценку. Задача студента в попытке изменить его точку зрения, не вступая в открытое столкновение.

5. Ответ нужно обобщить. При этом нельзя ограничиваться простым повторением наиболее важных положений ответа -важно то, что произведет на экзаменатора наибольшее впечатление. Здесь недопустимы расплывчатые формулировки, лишние слова - должна быть ясна и понятна каждая деталь вывода. Бледный и нечеткий финал ответа может с легкостью развеять еще недавно хорошее от него впечатление.

6. Если задают дополнительные вопросы, не следует рваться отвечать с ходу, необходимо обдумать вопрос, сделать пометки. Если вопрос не понятен, не следует бояться переспросить или уточнить.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственнейшим периодом в работе студента. В конце концов, каждый студент, кроме дисциплин, указанных в учебном плане, проходит еще одну - умение сдавать экзамены. В некоторые минуты жизни удается заметить, что эта наука и была самой главной.

Литература

1. Гусев Д. Экзамен - всегда «праздник»? / Д. Гусев // Высшее образование в России. - 2003.

- № 2. С. 84-86.

2. Кузнецова С. Между сессией и депрессией / С. Кузнецова // Коммерсант-Деньги. - 2008.

- № 2. - С. 69-75.

3. Морозова И А Экзамен - это стресс / И. А. Морозова // Физическая культура в школе. - 2004.

- № 3. - С. 39-42.

4. Погорелова Г. Экзаменационный страх / Г. Погорелова // Высшее образование в России. -2003. - № 5. - С. 125-127.

5. Шевченко Ю. Еще раз об экзамене / Ю. Шевченко // Высшее образование в России. - 2004.

- № 3. - С. 172-173.

6. Щуплов А. Перед экзаменом целуйте товарища в нос! / А. Щуплов // Ректор вуза. - 2005.

- № 8. - С. 105-107.

E.Y. Levanova, T.A. Nikolaeva. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS DURING THE TRAINING A STUDENT FOR THE KNOWLEDGE CHECK.

An examination is an important form of the final check of student' academic performance. It facilitates the regulation of the studying process, encourages students to the thorough learning of the material. Preparation for an examination is a tense work, requiring from the student persistence, purposefulness, industry, self — dependence, creativity.

ЛЕВАНОВА Елена Юрьевна, родилась в 1983 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт Центросоюза РФ (2005), кандидат экономических наук, ассистент кафедры учёта и статистики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 22 работ.

НИКОЛАЕВА Татьяна Анатольевна, родилась в 1978 г., окончила Московский университет потребительской кооперации (2000), кандидат экономических наук, доцент кафедры учёта и статистики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 40 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.