Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты освоения взрослыми сетевых технологий'

Психолого-педагогические аспекты освоения взрослыми сетевых технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / CONTINUING EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / NETWORKING / ADULT LEARNING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна

В статье автор раскрывает специфику обучения в зрелом возрасте, определяет мотивы, побуждающие взрослого человека обратиться к Интернету. Показывает, что сетевые технологии порождают новое рабочее пространство с постановкой задач и осознания возникающих проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reveals the specifics of education in adulthood, identifies motivations, fostering adults to appeal to the Internet as a source of information. It shows that network technologies are becoming the tool with which a person creates new working environment with objective statements and awareness of emerging issues

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты освоения взрослыми сетевых технологий»

О. В. Павлова

(Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ВЗРОСЛЫМИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF NETWORK TECHNOLOGIES ACQUISITION BY ADULTS

В статье автор раскрывает специфику обучения в зрелом возрасте, определяет мотивы, побуждающие взрослого человека обратиться к Интернету. Показывает, что сетевые технологии порождают новое рабочее пространство с постановкой задач и осознания возникающих проблем

Ключевые слова: непрерывное образование, информальное образование, сетевые технологии, технологии обучения взрослых

The author reveals the specifics of education in adulthood, identifies motivations, fostering adults to appeal to the Internet as a source of information. It shows that network technologies are becoming the tool with which a person creates new working environment with objective statements and awareness of emerging issues

Keywords: Continuing education, informal education, networking, adult learning techniques

Известно, что профессиональная сфера является важнейшим фактором самореализации личности в социуме. Именно в профессиональном деле человек в полной мере проявляет свою социальную и психологическую зрелость, достигает пиков своего развития, своего «акме». Социальные изменения, происходящие в стране, бесспорно, существенно влияют на этот процесс, однако они не могут затрагивать сам психологический механизм самореализации личности. Основное их воздействие приходится на сферу мотивации, на сферу ценностно-смыслового согласования позиций личности с социальной сферой. Процесс переквалификации человека обостряет ситуацию, связанную с осмыслением своих ценностных ориентаций и жизненных установок. У человека, оставшегося без работы, наблюдаются значимые изменения в оценке своей личностной и профессиональной компетентности, обострение проблемы самоидентификации.

Мировой экономический кризис усилил социальную изоляцию взрослых. Данное обстоятельство усугубило социальные, экономические и личностно-психологические проблемы людей преклонного возраста. Ряд ученых, (С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, Ю. Н.

Кулюткин, А. М. Митина, А. Е. Марон, Г. С. Су-хобская и др.] в своих трудах рассматривали способность взрослого человека к образованию. Однако в реальной жизни, сопровождающейся экономическими, общественными и образовательными кризисами, необходимо не только воспринимать взрослого как «априорно универсального субъекта, то есть существа с бесконечными способностями ко всему, но и учитывать возрастные кризисы психического и социокультурного развития человека, осознающего и испытывающего значительные спады, затрудняющие его прогрессивное образование и развитие» [1].

И если для ребенка процесс накопления опыта совпадает с естественным процессом его психофизиологического развития, с его готовностью одновременно воспринимать и усваивать новые знания как данность, то у взрослого индивида, усвоившего определенные способы мировосприятия, возникает некая система защиты, критической оценки нового. Взрослый человек относится критически к новым знаниям, оценивая их с точки зрения профессионального опыта, то есть воспринимает новую информацию сквозь призму уже усвоенных знаний. Все это создает определенные трудности для дальнейшего

образования. Обращение взрослых людей к новым видам знаний определяет широкий спектр целей и ценностей, но более существенную роль в них начинают играть прагматические цели с четко определяемым практическим результатом. Практическая направленность целей отражает естественное стремление взрослого человека не только узнать что-то новое, но прежде всего целесообразно использовать эти знания в различных жизненных ситуациях для решения конкретных и значимых для него целей - в соответствии с природой социального и практического интеллекта взрослого человека.

Специфика обучения в зрелом возрасте состоит прежде всего в индивидуальных особенностях человека, в реализации его личностного отношения к другому, к окружающей среде, к различным видам обучения, в появлении качественно новой способности: самостоятельном поиске необходимой информации и конструировании зоны ближайшего развития - пространства между тем, что умеют делать самостоятельно, и тем, что могут сделать только с помощью другого. Взрослые обучаются гораздо быстрее и лучше, нежели молодые люди, так как знают, чего хотят, где пригодятся полученные знания, и самостоятельно задают себе зону ближайшего развития. И хотя механизм зоны ближайшего развития одинаков у взрослых и молодого поколения, тем не менее только взрослые могут самостоятельно задавать зону собственного ближайшего развития. Так же, как и дети, они готовы принять помощь извне, но эта помощь не меняет самого субъекта выполняемой деятельности, что нельзя сказать о подрастающем поколении.

Позиция взрослых в сфере образования -достаточно психологически сложный феномен, отражающий их оценочную реакцию на многообразие жизненных проблем, с которыми они сталкиваются, а также структуру их индивидуальных особенностей, возрастные и гендерные факторы.

Современные изменения в социуме, как показали результаты исследований ученых «Института образования взрослых» РАО (С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, А. И. Жилина, А. Е. Марон, В. И. Подобед, Г. С. Сухоб-ская, Е. П. Тонконогая], по-разному влияют на сознание и поведение людей в зависимости от уровня их образования. Для образованных людей изменения в социуме значимы прежде

всего для профессиональной жизни: как правило, они достаточно долго остаются верными своей профессии, даже если она не обеспечивает их прожиточный минимум. Другой вопрос - адаптация личности к социуму, своего рода сознательный или не до конца осознанный конформизм по отношению к нему.

На самом деле человеку приходится не один раз за свою жизнь включаться в систему изменившихся стандартов образа жизни, что вынуждает его постоянно пополнять свой багаж знаний, непрерывно образовываться не только профессионально, но и общекультур-но, чтобы быть востребованным в современном социуме. Поэтому становление человека новой формации выступает как технологическая, экологическая и экономическая необходимость. Иными словами, возникла потребность в успешной адаптации субъектов на протяжении всего жизненного пути, что возможно достичь только через непрерывное образование. В качестве такого непрерывного образования в современном информационном обществе выступает информальное образование - свободное, развивающее обучение, где происходит не передача знаний от одного субъекта к другому, а обмен информацией. Информальное образование предполагает создание условий для поиска взрослым человеком самоидентичности, а именно проявления личностного начала - осознание индивидом своей сущности, определение своего места в мире и соотнесение себя с фундаментальными нравственными ценностями [2]. Взрослый человек редко ориентируется на «знания впрок»: скорее он ищет знания, объясняющие те ситуации, с которыми он уже сталкивался и которые хочет понять. И если десять лет назад среди источников информации одно из первых мест занимали средства массовой информации (радио, телевидение], то в настоящее время человек постиндустриальной цивилизации, оказавшись в информационном, компьютеризированном мире технологий, свой досуг в основном проводит за компьютером, который заменил ему кино, театр, чтение книг, общение и т.д.

Компьютер становится не только помощником в обыденных делах, но и сам начинает задавать для человека условия существования. Человек постоянно перестраивается, вынужден адаптироваться к новым технологиям существования (оплата услуг в терминалах, талоны на прием к врачу, покупки и т.п.].

Интернет становится основным средством информации, где человек пытается самостоятельно в ней ориентироваться с попыткой реализации принципов самообучения и воспитания. Поэтому в нашем исследовании акцент мы делаем на обучение в сети Интернет, как частном случае информального образования.

Компьютерные, сетевые технологии оказываются наиболее эффективными для развития самостоятельного критического мышления, формирования сознания личности. Взрослые не просто осваивают сетевые технологии, образовательные программы, не просто осваивают виртуальное пространство, но и получают знания. Интернет для взрослого человека заменил наиболее удачно найденную еще в прошлом веке форму образования для взрослых людей, живо и адаптивно реагирующую на их вопросы, - Народную школу, сочетающую просветительскую функцию с образовательной и досуговой.

Надо отметить, что степень включения пожилых людей в Интернет в значительной мере объясняется такими показателями, как высокий уровень жизни, большая распространенность персональных компьютеров, преобладание в системе разделения труда профессий, связанных с работой на компьютере.

Мотивы включения пожилых людей в Интернет-сообщество достаточно разнообразны. Социолог Г. Сорокин обратил внимание на три «компьютерных» поколения, каждое из которых по-разному пришло к использованию компьютера [3].

Поколение первопроходцев (70-е гг.]. К этому поколению относятся многие пожилые люди, которые на производстве в связи со своей профессиональной деятельностью сами были пионерами вычислительной техники, разрабатывали программы, начинали работать с компьютерами второго и третьего поколения. Поэтому к информационным технологиям это поколение пришло самостоятельно, путем эксперимента и самообразования. Поскольку эти люди ориентированы на освоение технической составляющей информационных технологий, они смогли приобрести определенную гибкость по отношению к техническому прогрессу.

Поколение персональных компьютеров (ПК, 80-е гг.]. Это поколение обладало частью знаний, полученных во время учебы, а вот не-

обходимые умения в работе с компьютером были усвоены самостоятельно. Наличие опыта самостоятельного освоения информационных технологий во многом определяет стремление взрослого человека использовать коммуникационные средства интернета. Для представителей этого поколения характерно наличие навыков пользователя ПК: потребность в получении объективной информации в сочетании с полным отсутствием Интернет-грамотности.

Интернет-поколение (90-е гг.). Эта группа пожилых людей познакомилась с компьютером уже после того, как они прекратили работать и вышли на пенсию. Поскольку современные компьютеры просты в использовании и техника понимается как средство коммуникации, то это поколение отдает предпочтение в основном социальным контактам.

Для определения мотивов, побуждающих взрослого человека обратиться к Интернету как к источнику информации, нами была разработана анкета. Анкетирование граждан пожилого возраста проводилось в социально-досуговом отделении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Колпинского района». Анкета включала прежде всего вопросы, связанные с профессиональными интересами и, конечно же, многообразие жизненно значимых мотивов: потребность наполнить свою жизнь интересным занятием, приносящим радость; отключиться от бытовых забот и найти источник, стимулирующий интеллектуальную активность (чтение книг, просмотр фильмов on-line, обзор выставок, интеллектуальные игры).

Выяснилось желание реализовать интересы, на удовлетворение которых раньше не хватало времени, необходимость приобрести конкретные навыки, помогающие справляться с реальными личными проблемами сегодняшнего дня (помощь в работе на садовом участке, в приготовлении пищи и т.п.); потребность быть ближе к тем людям, кого давно не видели, желание с ними общаться. Особо отметим - важным для взрослых является стремление получить информацию, необходимую для разрешения конкретных жизненных проблем, с которыми приходится часто сталкиваться - желание овладеть современными знаниями и навыками в области современных технологий, избавиться от одиноче-

ства посредством включенности в какое-либо совместное с другими людьми и значимое для личности действие (гражданский акт]; обрести духовные точки опоры для своего дальнейшего существования.

Статистика, которая представлена в данной статье, основана на ответах людей пожилого возраста, проходящих в настоящее время курсы компьютерной грамотности в соци-ально-досуговом отделении «Комплексный центр социального обслуживания населения Колпинского района». За это время было опрошено 1053 пенсионера, было получено достаточно большое количество полезной информации, что, безусловно, является важным фактором для дальнейшей социальной работы с пожилыми гражданами, помогающей им эффективно включаться в социальную жизнь и осваивать современные инновационные технологии.

Анализ анкеты показал, что большинство опрошенных респондентов (80%) - женщины. Это связано, во-первых, с демографическим положением в обществе, в той возрастной группе, в которую входит наша целевая аудитория; женщин больше, чем мужчин. Во-вторых, женщины более мобильны и социально активны, нежели противоположный пол. Средний возраст обучающихся - 67 лет. Среди опрошенных более 65% - пенсионеры в возрасте 60-70 лет. Связано прежде всего это с тем, что именно в этом возрасте люди выходят на пенсию и у них появляется свободное время для обучения.

Среди респондентов 30% имеют высшее образование, 5% - незаконченное высшее образование, 37% - среднее специальное и 28 %

- начальное профессиональное образование. Как правило, люди с высшим образованием успешнее осваивают новый материал, а также навыки работы с компьютером. Более 85%

- это пенсионеры. Около 15% являются ветеранами Великой отечественной войны, тружениками тыла; 18% - инвалиды. Более 75% обученных пенсионеров проживают с семьей, поэтому они постоянно включены в социальное взаимодействие, что позволяет чувствовать себя полноценным членом общества. Остальные 25% опрошенных - одинокие, и для них «общение» с Интернетом заменяет социальные связи, что является немаловажным фактором в социализации личности. Проживающие с родственниками, как правило, каждый день или несколько раз в день пользуют-

ся Интернетом (70%], у 8% опрошенных нет возможности приобрести компьютер, поэтому они с большим удовольствием посещают курсы и интересуются следующей ступенью обучения.

Пенсионеры в основном пользуются Интернетом 1-2 часа в сутки. Дело в том, что тут многое зависит от потребностей, интересов и умений самого пользователя. Чем больше взрослый овладевает определенными навыками в работе с компьютером, чем быстрее он находит искомую информацию, тем больше ему хочется узнавать что-то новое. В основном 85% опрошенных используют Интернет в целях познавательной деятельности: огородничество, кулинария, домоводство и т.п.; 10% общается по 8куре с близкими родственниками, а также в социальных сетях «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир» и др.; 5% - раскладывают пасьянсы, играют с внуками в компьютерные игры.

Интересно, что никто из респондентов не использует Интернет-услуги (покупки в Интернет-магазине, оплата коммунальных услуг, номерок к врачу, заявка на дефицитное лекарство, перевод денежных средств и т.п.]. Объяснить это можно прежде всего боязнью не получить желаемого, а во-вторых, недостатком определенных навыков. Привычка жить по правилам характерна для пожилых граждан нашей страны и соответствует реальной ситуации. Проживающие с родственниками, как правило, часто обращаются к последним за помощью при использовании компьютера, делая упор на то, что в основном только школьники с удовольствием готовы оказать такую помощь. Тем не менее респонденты отмечают (около 100%], что старый приятель предпочтительней компьютера.

На вопрос: «По Вашему мнению, следует ли изменить организацию работы социальных учреждений?» - преобладающее большинство ответов было направлено на улучшение положения самих пожилых людей, с пассивной позицией: «мне должны». Отсутствие навыков самоорганизации и привычка жить по правилам «добровольно-принудительных обязательств» присуща пожилым гражданам нашей страны и соответствует реальной ситуации. Пожилые просят и требуют больше внимания, заботы, увеличения размеров пенсий, повышения льгот, доплат и т.п.

Интересный факт, но около 80 % опрошенных хотели бы давать свои предложения

в проект Программы социально-экономического развития района через Интернет-услугу. На вопрос, какие неудобства испытывает организм при работе за компьютером, из предоставленных вариантов пожилыми людьми ни один выбран не был.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса в социально-досуговом отделении Колпинского района можно отметить: добровольность посещаемости занятий, учет интересов людей пожилого возраста, индивидуальный подход к каждому, учет психологиче-

ских особенностей данной возрастной группы, вариативность образовательной программы.

При всем многообразии мотивов, побуждающих обращаться к Интернету, все они реализуют, практически значимые для взрослого человека цели. В большинстве случаев даже познание, первоначально пассивное, без специально поставленной цели, как правило, практически осмысливается, организуется и интерпретируется взрослым человеком в соответствии с его ценностно-смысловым полем.

Литература

1. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. - 2013. - № 1. Том 3. - Педагогика. - С. 78-87.

2. Павлова О. В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Научно-теоретический журнал. - 2015. - январь-март, № 1 (65). - С. 156-161.

3. Сорокин Г. Интеграция в интернет-сообщество в третьем возрасте // Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Труды Всероссийской междисциплинарной научной конференции (Москва, Россия, 30 января 2008г.). - М.: Современная гуманитарная академия, 2008. - С. 150-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.