Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первичная аккредитация специалистов / мотивация / подготовка / манипуляции / педагогические технологии / выпускники

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Бондаренко И.А., Геффель Е.В., Иванова В.И., Панжинская Н.Н.

В настоящее время документ об успешной первичной аккредитации специалиста, наравне с дипломом, является обязательным при приеме выпускников колледжа на работу. Именно это условие является основной мотивацией выпускников на прохождение первичной аккредитации специалиста. Подготовка выпускников к первому этапу первичной аккредитации в форме тестирования затруднений не вызывает. В статье описан опыт подготовки к успешной сдаче второго этапа первичной аккредитации специалистов с использованием инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Бондаренко И.А., Геффель Е.В., Иванова В.И., Панжинская Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Бондаренко И.А., Геффелъ Е.В., Иванова В.И., Панжинская Н.Н.

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар

Аннотация. В настоящее время документ об успешной первичной аккредитации специалиста, наравне с дипломом, является обязательным при приеме выпускников колледжа на работу. Именно это условие является основной мотивацией выпускников на прохождение первичной аккредитации специалиста. Подготовка выпускников к первому этапу первичной аккредитации в форме тестирования затруднений не вызывает. В статье описан опыт подготовки к успешной сдаче второго этапа первичной аккредитации специалистов с использованием инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: первичная аккредитация специалистов, мотивация, подготовка, манипуляции, педагогические технологии, выпускники.

В настоящее время в России продолжается процесс реформирования системы образования, одним из этапов которого стало введение первичной аккредитации специалистов со средним образованием.

В соответствии с приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», начиная с 2018г., студенты выпускных групп для допуска к практической деятельности по полученной в колледже специальности подлежат первичной аккредитации специалистов.

В настоящее время документ об успешной первичной аккредитации специалиста, наравне с дипломом, является обязательным при приеме выпускников колледжа на работу, т.е. он заменил сертификат специалиста, который ранее выдавался выпускнику одновременно с дипломом об окончании колледжа. Именно это условие приема на работу является главной мотивацией выпускников на прохождение первичной аккредитации специалиста.

В соответствии с Приказом, первичная аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения 2-х этапов.

1 этап - тестирование. На этом этапе для каждого аккредитуемого программным обеспечением из Единой базы оценочных средств автоматически формируется набор из 60 тестовых заданий. На их решение отводится 60 мин. Аккредитационная комиссия по специальности оценивает результат прохождения аккредитуемым этапа аккредитации специалиста как «сдано» (более 70% правильных ответов) или «не сдано».

Аккредитуемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста в случае положительной оценки результата прохождения предыдущего этапа и получении 70% и более правильных ответов, т.е. решении аккредитационной комиссии как «сдано».

2 этап первичной аккредитации специалиста - это оценка его практических навыков (умений) по полученной специальности в симулированных условиях, включая обязательное выполнение сердечно-легочной реанимации. Время выполнения аккредитуемым практического задания не должно превышать 30 мин. Оценка выполнения практического задания осуществляется членами аккредитационной комиссии (в количестве 3 человек одновременно) [1].

Как показала практика проведения первичной аккредитации специалиста, подготовка выпускников к первому этапу затруднений не вызывает, так как банки тестовых заданий по специальностям размещены на сайте Методического центра аккредитации в разделе «Среднее профессиональное образование», о чем, в обязательном порядке, информируются наши выпускники. Банки по всем специальностям подготовки доступны, в них можно войти даже с мобильного телефона и приступить к решению тестовых заданий в любом месте и в любое удобное для студента время. Такой подход к подготовке выпускников к первому этапу аккредитации дает положительный результат: на протяжении трех лет в колледже с первого раза сдают первый этап более 90% выпускников.

При подготовке студентов к успешной сдаче второго этапа первичной аккредитации наиболее эффективными показали себя такие педагогические технологии как симуляционное моделирование, деловые и ролевые игры, работа малыми группами, когда каждый студент может в обязательном порядке самостоятельно под контролем преподавателя освоить и путем многократного повторения закрепить выполнение манипуляций, предусмотренных рабочими программами профессиональных модулей по специальностям Сестринское дело, Лечебное дело, Акушерское дело [2, 3].

Отработка студентами манипуляций проводится в колледже в хорошо оборудованных учебных кабинетах, с использованием цифрового тренажерного комплекса «Макет автомобиля скорой медицинской помощи», интерактивного манекена-тренажера для отработки сердечно-легочной реанимации с выносным электрическим контроллером, настенным табло.

Цифровой тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи» представляет собой полноразмерный макет салона автомобиля скорой медицинской помощи (класс «С») с установленными в нем мебелью и инновационным медицинским оборудованием. Используется для отработки навыков оказания первой помощи на месте «происшествия» «пациентам» различной возрастной категории (взрослый, подросток, ребенок). Позволяет осуществлять следующие практические манипуляции:

• диагностику признаков жизнедеятельности;

• проведение сердечно-легочной реанимации в двух режимах;

• оказание первой помощи при переломах, включая наложение шин и фиксирующих повязок;

• транспортировку пострадавшего с использованием оригинального приемного устройства и транспортных носилок.

Интерактивный манекен-тренажер для отработки сердечно-легочной реанимации с выносным электрическим контролером, настенным табло используется для отработки обучающимися навыков оказания экстренной доврачебной помощи - сердечно-легочной и мозговой реанимации (непрямой массаж сердца) и искусственной вентиляции легких методом рот-нос, рот-рот, являющихся обязательным компонентом второго этапа первичной аккредитации специалиста.

Тренажер снабжен выносным электронным контролером, с помощью которого определяется правильность положения головы, состояние поясного ремня, достаточность вдуваемого воздуха, усилие компрессии, правильность положения рук при непрямом массаже сердца, правильность проведения реанимации одним или двумя «спасателями», состояние зрачков пострадавшего, появление пульса.

Тренажер снабжен настенным электронным табло, на котором изображён торс человека со световой индикацией, отображающей выполнение студентами практических манипуляций по реанимации «пострадавшего». На табло также обучающийся может увидеть, правильно ли он выполняет манипуляцию и совершенные при этом ошибки, например, перелом ребер и т.п. Кроме этого, практически в каждом учебном кабинете имеются манекены для выполнения п/к, в/м, в/в инъекций, других манипуляций сестринского ухода и наблюдения. Все это оборудование используется на занятиях, обеспечивает компетентностный подход в обучении и подготовку к аккредитации.

Эффективным методическим приемом при подготовке к первичной аккредитации показали себя игровые технологии. Деловые игры очень нравятся студентам и позволяют сформировать и закрепить умения выполнения манипуляций. Игры дают такую практику, которую ничто другое дать не может, они включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры.

Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального профессионального общения в разных ролях. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли, проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания, совершенствовать практические навыки. А именно это и нужно сформировать в ходе подготовки студентов выпускных групп к первичной аккредитации специалиста.

Следовательно, ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство. Например, ролевые и деловые игры проблемной направленности дают возможность через ролевой сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы через себя, т.е. через персонаж, роль которого студент

исполняет. Одно дело изучить, например, по учебнику особенности течения той или иной болезни, и совсем другое дело в процессе деловой игры «лечить» пациентов. Сценарии ролевых игр составляются с учетом заданий второго этапа аккредитации прошлых лет выпуска.

При разработке сценария в задание обязательно включается лексико-грамматический материал, который необходимо проговаривать при выполнении манипуляции, т.к. оказалось, что не все студенты могут прокомментировать свои действия. А наличие комментария, умение проговорить аккредитующимся студентом свои действия при выполнении манипуляции - это обязательное условие второго этапа аккредитации.

Таким образом, подготовка студентов выпускных групп к первичной аккредитации специалиста - это процесс непростой как для преподавателя, так и для студента, он должен начинаться заблаговременно, желательно в начале последнего курса, проводиться регулярно и, в обязательном порядке, контролироваться, чтобы можно было вовремя увидеть недостатки этого процесса и устранить их посредством корректировки.

Литература

1. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

2. Современные образовательные технологии : учеб.пособие/М. С. Фабриков; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 224с.-ISBN978-5-9984-1285-1.

3. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е.Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е.Н. Ашаниной, О.В. Васиной, С.П. Ежова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 165с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.