УДК 712 ББК 85.118
Коляда Екатерина Михайловна
кандидат искусствоведения, доцент
кафедра художественного образования и музейной педагогики
РГПУ им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербург Kolyada Ekaterina Mikhailovna Candidate of Art History,
Assistant Professor Chair of Art Education and Museum Pedagogy Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
St. Petersburg
Психолого-педагогические аспекты изучения исторических садов и парков Psychological-and-Pedagogical Aspects of Historical Gardens and Parks
Studying
Интерес к психолого-педагогическим аспектам паркостроения обоснован тем, что исторические сады и парки, относящиеся к разным типам, позволяют решать различные психолого-педагогические задачи.
Interest to psychological-and-pedagogical aspects of garden architecture is proved by the fact that historical gardens and parks of different types allow to solve various psychological and pedagogical problems.
Ключевые слова: сады, педагогика
Key words: gardens, pedagogy.
Исторические сады и парки играют большую роль в воспитании и обучении школьников. Обладая большой силой воздействия, они позволяют приобщать учащихся к национально-региональному и мировому художественному наследию, а педагогам искусства предоставляют широкие возможности для поисков и экспериментов. Учеными давно доказано, что нахождение, а тем более организация занятий искусством в парковом пространстве способствует формированию деятельности зрительной системы и развитию художественного восприятия, а также стимулирует творческую активность учащихся [1, 2, 3, 4].
Согласно с рекомендациями учебника «Искусство вокруг нас» [6. С. 52], парки, скверы и бульвары являются предметом внимательного изучения учащимися уже в начальной школе. В средней школе парковые образы воплощаются в целом ряде учебных заданий [5. С. 70, 90]. Важное место при этом отводится знакомству учащихся с шедеврами мировой живописи, в
которых в той или иной степени отражена тема садов и парков. Но реализацию в работах школьников парковая тематика находит на уроках, которые организуются в основном в школьных стенах. Исключение составляют пленэрная практика, которая входит в учебные планы художественных школ. К сожалению, отсутствие занятий непосредственно в парковой среде является большим недостатком. Поэтому в данной статье раскрываются возможности совмещения аудиторных и внеаудиторных занятий, связанных парковой тематикой и некоторые аспекты работы с учащимися разных возрастов в парках, относящихся к различным типам.
Одним из наиболее эффективных видов работы в пространстве парка является экскурсионная деятельность, которую, хотя и условно, можно разделить на экскурсии, которые для школьников организуют и проводят специалисты музеев и проекты, создаваемые школьным педагогом изобразительного искусства. В первом случае, экскурсионные проекты в основном осуществляются без «привязки» к учебным планам и программам общеобразовательных школ, и школьный педагог вряд ли будет иметь возможность корректировать эти проекты. Более подробно мы остановимся на том, как учитель изобразительного искусства может организовать уроки с использованием экскурсионного метода. Но прежде следует напомнить, что планирование занятий и разработка методов работы на территории садов и парков должна строиться в соответствии с типологическими особенностями памятников садово-паркового искусства. Среди садов и парков, представляющих особый интерес для реализации школьных экскурсионных проектов можно выделить усадебные объекты, дворцово-парковые ансамбли, мемориальные парки, ботанические сады. Территории этих парков не только обширны, но и обладают рядом качеств, необходимых для работы с учащимися, например, регулярными и пейзажными участками, цветниками и различными древесными посадками, объектами архитектуры и скульптуры и др. Кроме того, исторические парки имеют свое прошлое, связанное с известными личностями, героическими событиями, литературными образами. Изучение истории создания и функционирования таких парков позволяет расширить круг вопросов, исследуемых учащимися на занятиях в аудитории и парковой среде, а
также использовать межпредметные связи, «подключая» к учебному процессу по истории искусства и изобразительной практике такие предметы как литература, история, краеведение и др.
В зависимости от возраста учащихся и наличия в том или ином городе памятников садово-паркового искусства характер занятий на природе может меняться. Педагог, планирующий уроки в садово-парковом пространстве должен помнить, что большое значение имеет эмоциональный настрой учащихся. Ведь парк как любое произведение искусства требует сопереживания и сотворчества, но в отличие от памятников, относящихся к другим видам искусства, парковые картины требуют активизации всей системы чувств. Характер освещения, состояние в природе, различные шумы и запахи активизируют восприятие увиденного и услышанного. Поэтому посещение садов и парков должно быть хорошо продуманно с целью достижения конкретных учебных задач. В круг этих задач может входить наблюдение за изменениями, происходящими в природе в разное время года с последующим выполнением натурных зарисовок, исследование садово-парковых стилей, стилей и жанров в изобразительном искусстве и архитектуре и т.д. Обязательным при этом будет усвоение специальной искусствоведческой терминологии и работа с библиографическими источниками. Наблюдение и сравнение, анализ и синтез, проводимые под руководством учителя позволят учащимся приблизиться к постижению авторского замысла. Необходимо обратить внимание, что работа непосредственно в парковой среде значительно более эффективна, чем разговор о парках в аудитории, даже при наличии хороших фотографий. Ведь процесс изучения садов и парков связан со спецификой их восприятия. Поэтому в тех регионах, где проведение занятий в парковой среде является возможным, подобные занятия должны стать обязательными.
В работе на природе есть и другие преимущества. Например, объекты, находящиеся вне музейных коллекций позволяют получить более ясное представление о физических свойствах материалов, например, видов и сортов камня, древесных пород и др. Кроме того, в парке можно проследить изменения восприятия образов в зависимости от освещения, рассказать о правилах
размещения тех или иных объектов в пространстве. Необходимо иметь в виду, что пространство парка - это обширная территория, наполненная произведениями, относящимися к разным видам изобразительного искусства и архитектуры. Для неподготовленного зрителя процесс концентрации внимания будет представлять определенную проблему. Поэтому педагог, планирующий свою работу в парке, особенно на территории крупного объекта, например, дворцово-паркового ансамбля, должен очень хорошо продумать, а возможно заранее прорепетировать маршрут обследования памятника. В противном случае деконцентрация внимания школьников не позволит выполнить поставленные учебно-воспитательные задачи. Ведь экскурсии в парк - это не приятные прогулки на свежем воздухе, а занятия. И это должны понимать все участники образовательного процесса.
Поскольку парковые картины подвержены изменениям в разное время года, педагог должен продумать время для посещения, следовательно, для активного восприятия объекта. Для садов и парков так называемого английского (пейзажного) стиля наиболее оптимальное время для изучения -весна и осень. Хотя в зависимости от постановки учебных задач, это может быть другой сезон. Оранжереи ботанических садов можно посещать во время цветения или плодоношения той или иной ботанической группы. Парки с преобладанием хвойных пород можно посещать в любое время года. Говоря о характере планируемых экскурсионных проектов, следует указать, что посещение исторических парков может быть как единовременным, т.е. в виде одной непродолжительной экскурсии, а может являться частью целого цикла занятий, из которых одни будут проводиться в аудитории, другие же в природном окружении.
Остановимся подробнее на каждом из указанных вариантов. Единовременное посещение исторического паркового объекта можно организовывать для школьников независимо от их возрастных особенностей. Это может быть занятие, на котором учащиеся будут наблюдать явления природы с последующим воплощением увиденного по памяти или разрешение какого-либо искусствоведческого вопроса.
Если педагог планирует проведение цикла занятий, часть из которых может быть проведена вне школьных стен, то в таком случае уроки могут быть разделены на три учебных этапа. Например, первый этап может представлять собой аудиторное занятие, предвосхищающее экскурсию по парку. На этом занятии педагог представляет историю создания и развития памятника, а также затрагивает вопросы методики осмотра произведения садово-паркового искусства и сбора информации. Второй этап, соответственно, будет представлять собой экскурсию по парку, в ходе которой будут выявлены композиционно-структурные, колористические и другие особенности произведения садово-паркового искусства или отдельной части его объемнопространственной композиции. На этом этапе происходит сбор визуальных материалов необходимых для будущей изобразительной деятельности. В зависимости от цели и задач подобных занятий, можно организовать несколько экскурсий. Среди них, например, могут быть и занятия в парковом пространстве и работа с коллекциями, размещенными в музейных зданиях, что позволяет проследить взаимосвязь содержания, художественной формы и материальной основы, определяющих технику исполнения, масштаб и возможности размещения произведений в пространстве. При работе на территории одного и того же произведения садово-паркового искусства впечатление от художественного объекта должны постоянно развиваться, а информация корректироваться. На третьем этапе школьники могут выполнять творческие работы на основе результатов исследований, предпринятых в музее и парке. В зависимости от времени года, второй и третий этап могут проходить на природе. Например, вслед за экскурсией может быть предпринята работа с натуры в парке. Итогом всех трех этапов может стать выставка работ учащихся.
Нужно помнить, что изучение исторических садов и парков должно происходить постепенно, от простого к сложному, от известного к неизвестному, систематически и последовательно. Например, от анализа объемно-пространственной композиции сада к роли садов и парков в решении градостроительных задач или к вопросу эволюции жанра пейзажа в русской живописи. Кроме того, педагогом могут быть созданы различные психологические ситуации, необходимые для создания эмоционального
состояния, способствующего своеобразному «вхождению» в произведение. Это может быть вступительное слово учителя или «загадка», а может быть и организация театрального действия. Вопросы, поставленные педагогом, потребуют последующего анализа и проведения научно-исследовательской работы, «загадка» внесет в эту работу элемент игры. Необходимость организации театрального действа заставит школьников изучать разные аспекты культуры. А наблюдение за поведением и реакцией учащихся позволит учителю скорректировать дальнейшую работу.
Если занятия в парковой среде происходят систематически и учащиеся занимаются вне школы с большой охотой, каждый раз решая все более сложные задачи, можно выйти на новый уровень освоения материала. Например, ученики старших классов часть работы по подготовке экскурсионных проектов по садам и паркам могут выполнять сами. Это может быть составление плана-схемы маршрута, сбор и обработка библиографического материала, определение содержания экскурсии, написание небольшого доклада и др. Одним из видов практических занятий в старших классах может стать подготовка пособий, которые будут полезны при работе с младшими школьниками. Наиболее активные старшеклассники могут выполнить и под руководством учителя провести экскурсию для учащихся младших классов. Нужно указать, что изучение садов и парков позволяет привлечь учащихся к активной научно-исследовательской работе в области краеведения. При определенных возможностях и желании, старшеклассники могут стать активными помощниками в реализации некоторых музейных проектов. Например, участвовать в проектах по экологическому просвещению, принимать участие в проведении выставок и фестивалей детского творчества, музейных праздников, организуемых на территории исторических парковых комплексов. Здесь необходимо добавить, что занятия искусством в парковой среде могут положительно сказаться на усвоении школьниками других учебных дисциплин, например, биологии, истории, литературы. Подобные экскурсии в природу позволяют успешно осуществлять столь популярные в наше время интегрированные занятия, а педагогов будут побуждать к поиску новых методов и форм работы с учащимися.
Говоря о планировании занятий на территории исторических садов нужно сказать о том, что их организация потребует от учителя дополнительных усилий и хорошо продуманной организации учебно-воспитательного процесса. Выполнение собственных натурных зарисовок, фотографирование, разработка экскурсионного маршрута, работа с библиографическими источниками и т.д. -это лишь часть того, что должен предпринять педагог. От преподавателя, организующего подобные занятия, требуется не только владение изобразительными навыками, но и обширные знания в области истории искусства и истории культуры родного края. Усилия, потраченные на организацию подобных учебных циклов, будут иметь положительный результат и послужат хорошим примером для школьников. Помощь, которую учащиеся старших классов могут оказать в организации занятий с младшими школьниками, будет иметь значение для выбора будущей профессии.
Не менее важным является изучение вопросов паркостроения в высшей школе. Конечно, вопросы садово-паркового искусства в той или иной степени поднимаются в целом ряде дисциплин, но изучение этих вопросов в основном осуществляется в аудитории на иллюстративном материале. Такое «пассивное» восприятие памятника не позволяет прочувствовать объемно-пространственную композицию, рассмотреть на должном уровне вопросы размещения в парке произведений скульптуры, малых архитектурных форм и др.
Нельзя забывать и о том, что парк - это постоянно изменяющаяся система. Изменения могут происходить как в течение года, так и на протяжении одного дня. Даже присутствие в парке посетителей будет сказываться на восприятии тех или иных парковых элементов. Кроме того, для понимания художественного образа того или иного типа парка большое значение будет иметь фактор перемещения по парку, поскольку одни элементы создаются в расчете на движение зрителя, а другие на остановки. Статическое и динамическое восприятие - это важные составляющие «прогулки» по садовопарковому объекту и имитировать их в условиях аудитории не представляется возможным. Именно практические занятия в самой ландшафтной среде позволяют оценить кропотливую многолетнюю работу архитекторов, декораторов, садоводов и других специалистов, занимающихся созданием
произведений садово-паркового искусства. Так называемое «активное» восприятие парковых картин с учетом работы всей системы чувств является залогом понимания художественного образа произведения. Теперь остановимся подробнее на некоторых аспектах изучения вопросов садово-паркового искусства в ходе практических занятий студентов. Поскольку исследование особенностей развития садов и парков невозможно без изучения истории мировой ландшафтной архитектуры, знакомство с вопросами формирования парковых пространств должно начинаться на лекционных занятиях. Собственно аудиторные занятия должны стать первым шагом в изучении садово-паркового искусства. Полученные таким образом знания и предполагается закрепить натурными исследованиями во время прохождения практики. Изучение исторических садов и парков позволяет коснуться самых разных вопросов искусствознания. Если на территории парка находятся произведения архитектуры и скульптуры, следует обратить внимание на особенности их расположения в объемно-пространственной композиции, изучить их художественно-эстетические характеристики, материалы и конструкции, а также производимый ими художественный эффект. Говоря о памятниках, находящихся в парковой среде нельзя забывать о композиционных связях существующих между архитектурными и природными формами. Важным вопросом, который требует внимательного рассмотрения, является определение принадлежности произведения к тому или иному садово-парковому стилю. Памятники архитектуры и скульптуры нуждаются в стилистическом обосновании. Парковая тема может быть представлена и в другом ракурсе, например, через изучение художественного металла в садовопарковых композициях. Если сад или парк являются частью городской системы, то непременным условием исследования становится выявление роли парка в градостроительной системе. Нельзя не упомянуть, что размещение на территории парка археологических объектов позволяет расширить круг исследуемых вопросов. Из указанного становится понятно, что сады и парки для учащихся могут явиться лабораторией, предоставляющей бесценный материал для теоретических исследований и практических разработок.
Подводя итоги необходимо еще раз указать, что в работе на природе есть целый ряд преимуществ. Организация практической деятельности с привлечением
произведений садово-паркового искусства наряду с работой в музее и выполнением заданий по рисунку и живописи активизирует художественные и творческие способности учащихся, развивает образное мышление и пространственные представления. Занятия в парковой среде развивают избирательность зрительного восприятия, способствуют развитию художественного восприятия, умения любоваться прекрасным в природе и в действительности, учат различать и понимать качества художественных произведений. Работа на территории исторических садов позволяет исследовать садово-парковые стили, стили и жанры изобразительного искусства и архитектуры и т.д. Кроме того, именно парковая среда позволяет воочию увидеть закономерности или правила размещения тех или иных объектов в пространстве площади, гроте, в фонтане, вдоль аллеи и др. Изучение архитектурно-парковых комплексов позволяет раскрыть вопросы связи парка и организация интерьера. Объекты, находящиеся вне музейных стен позволяют получить более ясное представление о физических свойствах материалов, например, видов и сортов камня, древесных пород и др. Кроме того, в парке можно проследить изменения восприятия образов в зависимости от освещения и времени года. Эффективность работы в парковом пространстве объясняется более активным, чем на занятии в аудитории восприятием и заставляет учащихся размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам, обеспечивает четкий порядок наблюдения объектов, расположенных в парковой среде. Все это может стать реальной основой для дальнейшего обучения и приобретения новых знаний и опыта по избранной специальности. В рамках данной дисциплины может быть так же осуществлен поиск, отбор и изучение, систематизация различного по характеру материала, с целью его дальнейшего использования в учебной работе по целому ряду дисциплин.
Библиографический список
1. Белавин И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для младших школьников [Текст]/ И.Белавин,
Н.Найденская - М.: Лайда , 1995. - 95 с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление школьников с природой [Текст]/ С.А.Веретенникова.- М.: Просвещение, 1993. - 52 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С.Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
4. Иванова Т.С. Экологическое образование в начальной школе. [Текст]/ Иванова Т.С. - М.: ЦГЛ, 2003. - 56с.
5. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений [Текст]/ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2001. - 120 с.
6. Искусство вокруг нас. [Текст]/ М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В. Островская. Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1998. - 142 с.
Bibliography
1. Art Around Us [Text] / M.T.Lomonosova, L.A.Nemenskaya, O.V.Ostrovsky. Under the Editorship of B.M.Nemensky. - М.: Еducation, 1998. - 142 p.
2. Belavin, I., Naidenskaya, N. Planet Is Our House. The World Around Us. Methods of Lesson Conducting on Bases of Ecology for Junior Pupils [Text] / I. Belavin, N. Naidenskay. - М.: Laida, 1995. - 95 p.
3. Fine Arts and Art Work. The Program for Secondary General Educational Institutions / Under the Editorship of B.M.Nemensky [Text]. - М.: Еducation, 2001. - 120 p.
4. Ivanova, ^S. Ecological Education at Primary School [Text] / ^S. Ivanova. - М.: Art, 2003. - 56 p.
5. Veretennikova, S. Children’s Acquaintance to Nature [Text] / S. Veretennikova. - М.: Еducation, 1993. - 52 p.
6. Vygotsky, L.S. Psychology of Art [Text] / L.S.Vygotsky. - М., 1968. - 576 p.