ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Берёзкина Ирина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет
имени Святителя Луки» (г. Луганск, ЛНР)
УДК 378.314.6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS FOR USING OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION
В статье рассмотрены особенности педагогического взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов в системе «преподаватель-компьютер-студент» при подготовке будущих специалистов. Разработаны педагогические условия внедрения ИТ в образовательный процесс высшей школы. Разработаны требования к выбору психолого-педагогических теорий обучения с использованием ИТ в учебном процессе.
Ключевые слова: информационные технологии, педагогическое взаимодействие, педагогические условия, психолого-педагогические теории.
In this article psychological and pedagogical aspects for using of the informational technologies in higher education were considered. The article deals with the peculiarities of pedagogical interaction between a teacher of higher education and students in the system of "teacher-computer-student" in the training of future specialists. Pedagogical conditions of it implementation in educational process of higher school are developed. Requirements to the choice of psychological and pedagogical theories of training with use of IT in educational process are developed.
Key words: information technologies, pedagogical interaction, pedagogical conditions, psychological and pedagogical theories.
Постановка проблемы. Современный период развития общества характеризуется интенсивным влиянием на него информационных технологий, которые присутствуют во всех сферах человеческой деятельности, обеспечивая распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Они быстро превратились в жизненно важный стимул развития мировой экономики.
Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Лидерами отрасли по внедрению компьютерных технологий
является архитектура (архитектурное проектирование), машиностроение, образование, банковская сфера.
Современные информационные технологии все больше используются в области здравоохранения. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив, как на этапе подготовки медицинских работников, так и в медицинской практике.
Поэтому приоритетным направлением развития высшего образования на современном этапе признано внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование учебно -воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.
В дидактике обучение трактуется как совместная деятельность того, кто обучает и тех, кто учится. Это, в первую очередь, означает, что отношения между ними представляют собой особый вид взаимодействия - управление. Выполнение функции управления учебной деятельностью - существенный признак применения информационных технологий (ИТ) как средства обучения. Речь идет об управлении деятельностью субъекта, т.е. индивида, который имеет свои цели, мотивы и интересы. В работе [5] автор выделяет 4 вида управления:
1) непосредственное управление: компьютер ставит перед учениками учебную задачу, ученики могут задавать только те вопросы, которые касаются данного учебного задания;
2) опосредованное управление: компьютер не ставит учебную задачу, а ставит перед учащимися проблему, которую они должны оформить в виде учебной задачи;
3) динамическое управление: поставленная компьютером учебная задача решается учащимися вместе с компьютером;
4) управление, при котором компьютер выступает как средство учебной деятельности учащихся: учебную задачу ставит самостоятельно тот, кто учится, он же определяет характер и вид помощи.
Одной из составляющих процесса управления учебной деятельностью является управление подготовкой будущих специалистов средствами информационных технологий. Автор [5] показывает, что это настолько меняет деятельность тех, кто учится, что большинство уже выявленных
психологических закономерностей усвоения знаний и умений теряют свою значимость. Это требует критического пересмотра фундаментальных утверждений педагогической и психологической теорий обучения.
Учитывая это, большое количество психолого-педагогических исследований посвящены изучению многоаспектной проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс. В частности, Н. Габер, Г. Гершунский, Т. Кошманова, И. Кульчинский, С. Подолянчук, Г. Собко исследовали возможности, направления, последствия, перспективы использования компьютерной техники в области образования, Е. Машбиц, Ж. Меньшикова, А. Молибог, А. Тарнопольский - психолого-педагогические аспекты компьютеризации, Е.Маргулис - роль и возможности использования компьютерных обучающих игр в учебном процессе. В трудах А. Довгалло, М. Жалдака, В. Монахова уделено внимание вопросам прикладной направленности информатики. Изучению теории компьютерного тестирования успеваемости студентов и разработке методики ее внедрения в высших учебных заведениях посвящены исследования И. Булах, И. Синельник, Т. Сладкой и др. В. Брябрин, М. Деркач, Ю. Дещинский, В. Дудка, С. Лукьянов описали работу с различными видами редакторов. Возможности управления общеобразовательным учебным заведением с использованием компьютерных технологий исследовали В. Клочко, В. Кудинов и др.
Цель данной работы - выявить психолого-педагогические особенности создания и использования ИТ в высшей школе, а также рассмотреть особенности педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в системе «преподаватель-компьютер-студент».
Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогических особенностей использования ИТ в подготовке будущих специалистов;
2) разработать требования к выбору психолого-педагогических теорий обучения с использованием ИТ в высшей школе;
3) рассмотреть особенности педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в системе «преподаватель-компьютер-студент;
4) рассмотреть педагогические условия, необходимые для эффективного педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе использования ИТ в учебном процессе высшей школы.
В работе [5] обучение представлено автором как система деятельности -обучающей и учебной. Это означает, что, во-первых, все компоненты обучения рассматриваются в контексте деятельности того, кто учит, и того, кто учится; во-вторых, отношения между ними представляют собой особый вид
взаимодействия - управление; в-третьих, механизмом обучения является управление учебной деятельностью, которое включает управление усвоением знаний, процессами познания, формированием способностей, развитием обучаемых и т.п. Процесс обучения как управление учебной деятельностью описывается не на информационном уровне, а как особая деятельность, субъектом которой является тот, кто учит, а объектом - тот, кто учится. Использование ИТ преобразуют как обучающую, так и на учебную деятельность, изменяя ее содержание, выдвигая новые требования к психологии теории обучения.
В работе [5] также указаны существенные требования к психологической теории обучения с использованием ИТ:
1) теории обучения должны быть не только описательными, но и такими, которые предписывают (прескриптивними). Требование прескриптивности теории обучения с использованием ИТ совсем не означает, что данная теория является лишь системой предписаний. Ее структура намного шире и включает теоретические принципы, которые определяют направление прескриптивних указаний. Речь идет в первую очередь о принципах, которые описывают психологические механизмы обучения. Как определяющий признак прескриптивной теории обучения выделяют наличие в ней утверждений типа: чтобы достичь цель, необходимо осуществить что-то. То есть, в структуре теории обучения выделяют три компонента: методы, условия и результаты;
2) обязательным для теории обучения с использованием ИТ является возможность технологизации распоряжений, то есть описание их в виде системы элементарных операций, выполнение которых обеспечивает достижение цели при определённых условиях;
3) теории обучения и учебной деятельности должны соотноситься между собой, то есть каждая из них должна касаться как деятельности того, кто учит, и тех, кто учится, так и их взаимодействия. Следовательно, по нашему мнению, важным является организация такого педагогического взаимодействия субъектов учебного процесса, при которой использование информационных технологий в подготовке будущих специалистов будет эффективным.
Педагогическое взаимодействие мы рассматриваем как систему взаимодействия субъектов учебного процесса, развертывающегося на уровне различных деятельностных подсистем и направленное на обучение, образование, воспитание, развитие, формирование личности. Мы считаем, что в процессе использования ИТ педагогическое взаимодействие является структурой различных деятельностных подсистем (например: «преподаватель -студент», «преподаватель - компьютер», «студент - компьютер»,
«преподаватель - компьютер - студент» и др.). Для каждой из подсистем присущи определенные механизмы развертывания педагогического взаимодействия, например:
- взаимоотношения (преподаватель и студент как субъекты взаимодействия способны к самоорганизации и самореализации, а потому, воздействуя друг на друга, изменяются качественно);
- связи (они определяют характер изменений, степень активности каждого из субъектов в педагогическом взаимодействии);
- педагогическое влияние (предполагает активные действия преподавателя, который, стремясь достичь намеченных целей в учебном процессе, использует поощрение, убеждение, создание ситуации успеха и другие методы);
- взаимопонимание (способствует формированию единого смыслового поля субъектов взаимодействия, что дает им возможность в процессе использования ИТ действовать в соответствии с алгоритмами, программами, планами и тому подобное);
- координация (этот механизм взаимодействия связан с поиском средств, обеспечивающих соответствие, совместимость в действиях, согласованность в операциях);
- кооперация (субъекты взаимодействия участвуют в выполнении совместных проектов или разных, но связанных между собой задач) [4].
Для эффективного педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе использования ИТ в учебном процессе высшей школы необходимо, на наш взгляд, выполнение следующих педагогических условий, а именно:
- наличие в высших учебных заведениях электронных средств обучения, программного обеспечения учебного процесса;
- подготовленность преподавателей вузов к работе с компьютерной техникой;
- готовность студентов использовать компьютер как средство обучения;
- разработка дидактической и методической поддержки учебного процесса в высшей школе (создание информационных технологий обучения, электронных учебников, электронных версий пособий, компьютерных учебно-контролирующих программ для самоконтроля, диагностики и коррекции знаний студентов);
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Учебная деятельность в высшей школе, как правило, осуществляется в процессе решения специфических для каждой специальности учебных задач.
Поэтому целесообразно проектировать систему учебных задач, решение которых должно обеспечить приобретение профессиональных знаний и умений, которые требуются, способствовать умственному развитию студентов. Учебные задачи должны охватывать и отражать различные формы и типы профессиональной деятельности будущих специалистов. Более того, они должны основываться на типовых задачах, которые характерны для их будущей профессиональной деятельности. Проблема структуры учебной задачи специалисты решают по-разному. Так, в работе [10] автор выделяет в учебной задаче: а) характеристику данных; б) характеристику задачи. В работе [9] автор различает: а) предметную область; б) отношения, которые связывают объекты предметной области; в) требования задачи; г) опера-торы, то есть совокупность действий, которые следует провести, чтобы выполнить требования задачи.
Стоит отметить, что учебные задачи только направляют, но не определяют однозначно деятельность тех, кто обучается. Факты несоответствия между задачей, которую ставит тот, кто учит, и тем, что решает тот, кто учится, зафиксированы многими исследователями [1, 6, 8]. Конечно, это несоответствие объяснялось особенностями интеллектуальной и мотивационной сферы обучающихся. Современные информационные технологии, разработанные обучающие системы предоставляют возможность студентам самостоятельно ставить учебную задачу и решать её с помощью компьютера. Благодаря этому значительно повышается развивающий потенциал информационных технологий обучения, поскольку это способствует наиболее полной реализации такого психологического механизма обучения как доопределение учебных задач. Суть его в том, что тот, кто учится, всегда определенным образом трансформирует поставленную перед ним учебную задачу. Это происходит благодаря тому, что действия студента определяются не только условием и данными задачи, а и его целью и мотивами. Актуальная на данный момент для студента цель вносит в содержание задачи что-то такое, чего в нем нет, влияя на процесс и результат решения задачи. В связи с этим обучающийся самостоятельно доопределяет поставленную задачу, то есть расширяет набор поставленных перед ним задач. Доопределённая задача - это, образно говоря, проекция на предложенную задачу актуализированных на данный момент целей, мотивов и «интеллектуальных достижений» студента. Благодаря современным учебным системам появляется реальная возможность более полно расширить набор самостоятельно поставленных задач, которые решаются в процессе работы, а такое доопределение учебных заданий мы рассматриваем как важный источник психического развития студентов.
На основе вышесказанного можно сделать следующие основные выводы:
1. Рассмотрены основные психолого-педагогические теории обучения, такие как когнитивная, деятельностная, бихевиористская, ассоциативно-рефлекторная. Доказано, что ни одна из существующих психолого-педагогических теорий обучения не может быть использована для подготовки будущих специалистов в высшей школе, потому что создание и использование ИТ существенно изменяют деятельность того, кто обучает, и того, кто учится, а уже выявленные психолого-педагогические закономерности усвоения знаний теряют свою значимость.
2. Разработаны основные требования к психолого-педагогическим теориям обучения с использованием ИТ:
- прескриптивность психологической теории обучения с использованием информационных технологий обучения;
- технологизация установок, то есть описание их в виде системы элементарных операций, выполнение которых обеспечивает достижение учебной цели;
- сочетание теории обучения и учебной деятельности, то есть каждая из них должна принадлежать как к деятельности того, кто учит, и тех, кто учится, так и к их взаимодействию.
3. Рассмотрены особенности педагогического взаимодействия преподавателя высшей школы и студентов в системе «преподаватель -компьютер - студент». Разработаны педагогические условия, необходимые для эффективного педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе использования ИТ в высшей школе.
4. Рассмотрены особенности использования учебных задач и их решения с помощью ИТ, имеющие следующие составляющие: мотивацию, цели, объекты, функции объектов задачи, математическую модель, указания о решении задачи, само решение задачи и анализ его результатов.
Перспективным направлением в подготовке будущих специалистов является индивидуализация обучения на основе информационных технологий, что требует проведения дальнейших исследований в данном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохина В.Т. Причины трансформации учебного задания учащимися в процессе обучения / В.Т. Дорохина // Вопросы психологии. - 1980 - №2. - С. 13-15.
2. Дьяченко М., Кандыбович Л. Психологический словарь-справочник / М. Дьяченко, Л. Кандыбович. - М.: АСТ, Астрель, 2001. - 576 с.
3. Клочко В. И. Новые информационные технологии обучения в преподавании высшей математики в техническом вузе: дис. докт. пед. наук: 13.00.04 / В.И. Клочко. - Винница, 1998. - 435 с.
4. Ковальчук Л. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при использовании новых информационных технологий обучения в процессе изучения
134
педагогических дисциплин / Л. Ковальчук. - Вестник Львовского университета. Выпуск 19, 2005. - С. 22-23.
5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. Машбиц. - М.: Педагогика. 1988. - С. 45-57.
6. Менчинская Н.А. Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач / Н.А. Менчинская. - Известия АПН РСФСР, №3, 1964. - 324 с.
7. Образовательные технологии: учеб.-метод. пособие. Под ред. А.М. Пехоты / - К.: АПН, 2002. - 256 с.
8. Репкин В.В. О понятии учебной деятельности / В.В. Репкин // Вестник Харьковского университета. Психология. - 1976. - №132 - С. 228 - 236.
9. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
10. Шеварев П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления / П.А. Шевырев. - М: Наука, 1966. - 152 с.
Ледовская Татьяна Витальевна
кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль, Российская Федерация)
УДК 378.12
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ACTUAL PROBLEMS OF PRACTICE ORGANIZATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF "PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION"
Статья посвящена анализу инновационных тенденций в организации, содержании и задачах учебной и производственной практик в современном высшем образовании на основе опыта подготовки студентов. Статья раскрывает сущность и содержание основных тенденций в организации практики студентов-бакалавров: компетентностный подход, вариативность заданий, индивидуализация, системность в организации практик, новые формы контроля и оценки. Предложены пути совершенствования процесса организации практики студентов в вузе.
Ключевые слова: бакалавр, практика, студенты, психолог.
Article is devoted to the analysis of innovative tendencies in the organization, contents and tasks of in-service education program in modern higher education on the basis of experience of training of students of the direction of "Psychology and Pedagogical Education". Article discloses essence and the maintenance of the main tendencies in the organization of practice of students bachelors: competence-based approach, variability of tasks, individualization, systemacity in the organization the in-service education program, new forms of control and assessment.
Key words: the bachelor, in-service education program, the flow chart, students, the psychologist.