Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты агрессии и ее коррекция при помощи биологической обратной связи'

Психолого-педагогические аспекты агрессии и ее коррекция при помощи биологической обратной связи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
111
33
Поделиться

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты агрессии и ее коррекция при помощи биологической обратной связи»

РАЗДЕЛ VII

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ.

УДК 159. 923 + 159.96

Р. М. Нисневич

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ ПРИ ПОМОЩИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На протяжении веков лучшие умы человечества занимали вопросы: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в социуме, в истории, в жизни всего человеческого рода. В древнейшей философии мы находим полярные точки зрения на эту проблему. Китайский философ Мен-цзы полагал, что человек изначально добр. Заставлять человека творить зло - значит принуждать человека совершать нечто противоестественное. Он говорил: « Человечность- это сердце человека, ибо он добр от природы своей». Но в то же время другой китайский мыслитель Сюнь-цзы высказывает противоположную точку зрения: «Человек имеет злую природу». К настоящему времени философы попытались дать ответ на данные вопросы, но глубинные корни агрессивного поведения среди людей раскрываются сложным комплексом гуманитарных дисциплин прежде всего таких как психология , этология и социобиология.

В 1963 году вышла первая философская книга выдающегося ученого-это-лога Кондрада Лоренца «Агрессия (так называемое зло)». Он утверждает, что агрессия является проявлением одного из основных инстинктов - инстинкта борьбы за существование внутри видовой популяции как у животных, так и у человека.

В соответствии с этикой Иммануила Канта, только внутренний закон человеческого разума, сам по себе порождает категорический императив в качестве ответа на «ответственный вопрос к себе». Кантовы понятия «разум, рассудок» и «ум, интеллект» отнюдь не идентичны. Для него само собой разумеющееся, что разумное создание просто не может причинить вред другому, подобному себе. Ясность в проблему, в противоположность Лоренцу внес Тинберген: « Человек с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведет борьбу с представителями своего собственного вида. Но с другой стороны, среди многих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведет разрушительную борь-

бу... Человек уникален тем, что он составляет вид массовых убийц; это единственное существо, которое не годиться для собственного общества».

Диаметрально противоположную инстинктивизму позицию занимают представители теории Среды, так как утверждают, что человеческое поведение формируется исключительно под воздействием социального окружения, т. е. определяется не «врожденными», а социально - культурными факторами. Это касается агрессивности , которая является одним из главных препятствий на пути человеческого прогресса. Уже философы - просветители рьяно отстаивали эту идею в самой радикальной ее форме . От Зенона и Клеанфа, Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия говорили о рождении человека разумным, а следовательно свободным духом с исчезновением из души стремлений к попиранию себе подобных, из которого проистекает всякое зло, ибо человек рождается с стремлением нести добро в этот мир. Они утверждали , что человек рождается добрым и разумным. И если в нем и развиваются дурные наклонности , то причиной тому - дурные обстоятельства, дурное воспитание и дурные примеры. Джон Локк считал, что « благожелательность, заложенная в человеке природой изначально, обеспечивает нравственные мотивы поведения и ведет к благоразумному отношению к ближним и созданию добра вокруг себя», а религиозно-нравствен-ные заповеди только несут ему деятельную поддержку.

Таким образом, агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Основными путями понижения уровня агрессивности можно считать психологические тренинги, ролевые игры, игры на взаимодействие, а также метод биологической обратной связи.

Проблема сохранения нервно-психического и физического здоровья детей и подростков становится все более очевидной, требует применения в системе образования новых подходов в организации профилактической деятельности.

В Государственном Учреждении Научно-исследовательского Института Молекулярной Биологии и Биофизики Сибирского Отделения Российской академии Медицинских наук разработка технологии биоуправления и практические программы ее внедрения в педагогическую практику, что является эффективным, современным и доступным вариантом решения педагогических задач в образовательных учреждениях.

Биоуправление - это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующуюся на принципах биологической обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегу-

ляции. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.

Основной идеей биоуправления (биологической обратной связи (БОС)) является предоставление школьнику информации об изменении его физиологических параметров, в обычных условиях неосознаваемых. Известно, что нельзя управлять процессом, не имея информации о состоянии переменных. Информация о состоянии этих переменных называется обратной связью. Наличие обратной связи делает возможным обучение. Возможность качественно и количественно учесть изменения биологических функций и, следовательно, качественно оценить собственную деятельность, направленную на изменение этих функций, делает биоуправление (БОС) уникальным методом саморегуляции. На сеансах биоуправления (БОС) - тренинга различные функции человеческого организма (число сердечных сокращений, артериальное давление, температура, частота дыхательных движений, биоэлектрическая активность мышц) регистрируются и отображаются в режиме «реального времени» на экране монитора. Ребенок может не только пассивно наблюдать, но и активно регулировать полученные изменения.

Материалы и методы.

В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста с разной степенью агрессивности. Отбор детей проводили при помощи психологического тестирования и экспертной оценки учителей. Данное исследование проводилось в негосударственном образовательном учреждении г. Новосибирска «Наша школа» в течение 2003/2004, 2004/2005, 2005/2006 учебных годов.

Использовались следующие методы исследования: методика «Несуществующее животное», тест «Дом-дерево-человек», тест детской апперцепции JI. Беллака, «Hand-test» Э.Вагнера, детский вариант методики С. Розенц-вейга, опросник 12-личностных факторов Р. Кеттела (детский вариант).

Детям, участвующим в эксперименте, было проведено неврологическое обследование с применением аппаратно-программного комплекса «БОСЛАБ», версия БИ 011 с двумя электроэнцефалографическим, двумя элек-тромиографическими и одним температурным каналом. Дополнительно дети проходили офтальмологическое(глазное дно, поля зрения) и рентгенологическое обследование (рентгенография шейного отдела позвоночника с функциональными пробами). Дополнительно оценивались данные физического развития (скорость бега на короткие и длинные дистанции).

Школьники младшего возраста (52 чел.) прошли коррекционный курс. У этих детей выявлены признаки синдрома внутричерепной гипертензии и нестабильность шейного отдела позвоночника.

Все обследованные дети имели следующие трудности в обучении:

• Агрессивность

• Невозможность сосредоточить внимание на деталях.

• Неспособность слушать собеседника.

• Невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу.

• Неохотное выполнение задач, которые требуют продолжительных умственных усилий.

• Рассеянность

• Отвлекаемость под влиянием внешних стимулов.

• Забывчивость в повседневных делах.

• Беспокойные движения рук или ног, неусидчивость.

• Стремление покидать свое место в классе.

• Суетливые действия, не соответствующие ситуации.

• Невозможность играть и проводить свой досуг спокойно.

• Частое пребывание в движении или в «заведенном состоянии».

• Стремление часто и много говорить.

• Частое проявление готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца.

• Частое возникающее нетерпение при ожидании своей очереди.

• Частое стремление перебивать или вторгаться в ситуации (вмешиваться в разговор или игры).

По объективным показателям (электромиографии) определялось время, в течение которого ребенок мог удерживать концентрацию внимания.

Как правило, оно не превышало 1-3 минут, что естественно затрудняло применение стандартных учебных планов, рассчитанных на удержание внимания 5 минут в начальных классах, в средних - 10 минут. Для каждого ученика были разработаны индивидуальные учебные планы, в том числе и для занятий физической культурой.

Учебные планы были изменены с тем, чтобы давать информацию детям дробно, в соответствии с их физиологическими возможностями. Через 3 месяца с помощью тех же методик (экспертная оценка учителей, психологическое тестирование и неврологическое обследование) были получены следующие результаты.

Результаты исследования.

Дети младшего и среднего звена, которые обучались с учетом психо-физио-логических особенностей, проявили тенденцию к улучшению успеваемости и снижению агрессивности, улучшению физических характеристик. Все участвовавшие в данном исследовании дети улучшили свою адаптацию в классе, а некоторые стали впервые проявлять лидерские способности. Улучшилась речь у детей, математические примеры и задачи стали решаться быстрее, а письменные работы теперь выполняются с меньшим количеством ошибок. Дети стали более внимательными, усидчивыми, последовательными. Теперь они не боятся выходить к доске и сверстники хотят с ними общаться.

Таким образом, практическими результатами применения метода являются:

• помощь в адаптации учащихся на разных этапах школьного обучения;

• повышение академической успеваемости;

• профилактика развития переутомления, перевозбуждения, хронического стресса при увеличении учебных нагрузок, переходе на новую ступень -обучения;

• понижение агрессивности младших школьников в школе и в домашней обстановке.

Проведенные исследования продемонстрировали эффективность игрового компьютерного биоуправления при решении педагогических задач в образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Адлер, А. О нервическом характере / Адлер А. - С.-Петербург, 1997 г. -С. 281-288.

2. Басс, А. Г. Психология агрессии / Басс А.Г. // Вопросы психологии. — 1967 г.-№3.-С 60-67.

3. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Бердяев Н. А. - М.: Мысль, 1990. -С. 55-63.

4. Великохатный, Р. И. Игровое биоуправление (история и современное состояние) // Бюллетень СО РАМН. - 1999. - №1. - С. 23-29.

5. Вундт, В. Введение в философию / Вундг В. М: Добросвет, 1998. - С. 174-187.

6. Джафарова, О. А. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний / Джафарова О. А., Донская О. Г., Зубков А. А., Штарк М. Б // Биоуправление-4: теория и практика. - Новосибирск, 2002. - С. 86-97.

7. Лазарева, О. Ю. Профилактика хронического стресса среди подростков с использованием игрового компьютерного биоуправления / Лазарева О. Ю. // Биоуправление-4: теория и практика. - Новосибирск, 2002

8. Ганди, М. К. Моя вера в ненасилие / Ганди М. К. // Вопросы философи-фии.- 1993.-№3.-С.65-71.

9. Гжегорчик, А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия /

Гжегорчик А. // Вопросы философии. - 1992. - № 3. С. 54 - 61.

10. Гитин, В. Г. Это жестокое животное - мужчина / Гитин В. Г. - Харьков: Торгсинг. - 1997. - С. 35-87.

П.Гребнева, О. Л., Технология биоуправления в образовании/ Гребнева О. Л., Джафарова, О. А Штарк М. Б // XIX Съезд физиологического общества имени И. П. Павлова. - 2004. - С. 64-69.

12. История философии и вопросы культуры. -М: Мысл,1975 год.

13. Любар, Д. Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность / Любар Д. Ф. // Биоуправление - 3: теория и практика.- Новосибирск; 1998. -С. 142-162.

14. Фрейд, 3. Групповая психология и анализ “Я” / Фрейд 3. - М: Мысль, 1990. -С. 264.

15. Фромм,Э. Бегство от свободы / Фромм Э. - М: Прогресс. - 1992. - С.211

16. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Фромм Э. - М.: Республика. - 1994

17. Хьел, Л. Теории личности / Хьел Л. - С-Петербург : Питер-Пресс. - 1997

18. Швейцер, А. Культура и этика / Швейцер А. - Минск: Издатель В. П. Ильин.- 1997

19. Кант, И. Критика практического разума :в 4 т.-том 4, ч. 1/ Кант. И. - М.: Наука. - 1965.-С. 499.

20. Ле Бон, Г. Психология толп / Ле Бон Г. - М.: Изд-во “КСП+” Институт психологии РАН - 1998. - С. 188.

21. Ломброзо, Ч. Преступный Человек / Ломброзо Ч. - М., 1906.

22. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / Лоренц К. // Вопросы философии. - № 3. - 1992. - С. 5-54.

УДК 159.923+159

С. Б. Нарзулаев, И. Н. Сафронова, Г. Н. Попов, Р. А. Пивоваров

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Последнее десятилетие XX и начало XXI вв. характеризуются ростом общего количества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В общественном мнении всех их объединяет одно фундаментальное определение - неполноценные. Их воспринимают как людей, чего-то лишившихся, или никогда не имевших, чего-то важного, без чего невозможна нормальная жизнь. Особенно это характерно для стран, находящихся под воздействием неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, в частности России. Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, настолько серьезны, что для многих становятся непреодолимыми на пути их социальной адаптации.

В настоящее время проблемы обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов, создания для них нормальных условий участия в доступной им трудовой деятельности, расширения их личностного потенциала -одни из наиболее важных. К сожалению, между требованиями жизни и действительностью существуют большие противоречия. Как правило, общественная интеграция детей-инвалидов в социальную среду практически не осуществляется, а объем и содержание действующих образовательных программ в коррекционных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным требованиям и нуждаются в реформировании. Эффективность име-