методиста, психолога, педагога, ученика, развивая способность различать и воспроизводить данные позиции в собственном сознании, анализировать педагогические проблемы с разных позиций, использовать специфический субъектный ресурс в конкретном случае. Выражение своей точки зрения с указанных позиций обеспечивает вхождение будущего педагога в коллективно-распределительный характер современного педагогического труда [2]. Такая работа позволяет находить пути решения проблем с разных позиций и реализовать самоопределение студентов - будущих педагогов в стратегии профессионального поведения педагога.
Таким образом, успешность использования интерактивных методов обучения в рамках профессионально-ориентированной учебной деятельности влияет на эффективность учебного процесса в целом, на характер и результативность совместной деятельности преподавателя со студентами, уровень активизации личностно-профессионального потенциала студента - будущего педагога.
Список использованной литературы:
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихо-логического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2. Ведерникова, Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов [Текст] / Л.В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 98-107
3. Веракса, Н. Е. Модель позиционного обучения студентов [Текст] / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1994. №3. - С. 122-129.
4. Конякина, Т.В. Позиционный метод. Развитие универсальных учебных действий [электронный ресурс] / Т.В. Конякина. - URL: http:// www.imc-new.com/index.php/teaching-potential/58-metodrecommend/462-2013-01-29-08-29-41.
5. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студентов псих. фак. вузов [Текст] / А. Б. Орлов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
6. Павлова, О. В. Позиционное обучение как условие формирования рефлексивной компетенции будущего учителя [Текст] / О.В. Павлова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - №2 (19). - С. 54-57.
7. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла : сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - Москва: Прогресс, 1990. - 366 с.
© Андриенко Ю.Е., 2022
Епимахова Елизавета Владиславовна
Челябинский государственный университет Научный руководитель: Овчинников Михаил Владимирович
Челябинский государственный университет
Челябинск, РФ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена психолого-педагогической программы, направленной на снижение
тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. В ней описываются понятия «тревожность», «психокоррекция», условия для успешного снижения тревожности, этапы, методы, приёмы и техники. Данная программа направлена на коррекцию повышенной тревожности (в том числе - школьной) у младших школьников с ЗПР и включает в себя гармонизацию эмоционального состояния детей, коррекцию нежелательного поведения, а также на формирование таких навыков, которые бы позволили младшим школьникам эффективно взаимодействовать как со сверстниками, так и с учителем.
Ключевые слова
Младшие школьники, задержка психического развития, тревожность, снижение тревожности
Œlizaveta Vladislavovna Epimakhova
Chelyabinsk State University Scientific supervisor: Ovchinnikov Mikhail Vladimirovich
Chelyabinsk State University Chelyabinsk, Russia
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM FOR THE CORRECTION OF ANXIETY IN YOUNGER
SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Annotation
This article is devoted to a psychological and pedagogical program aimed at reducing anxiety in younger schoolchildren with mental retardation. It describes the concepts of "anxiety", "psychocorrection", conditions for successful reduction of anxiety, stages, methods, techniques and techniques. This program is aimed at correcting increased anxiety (including school anxiety) in younger schoolchildren with ASD and includes harmonization of the emotional state of children, correction of undesirable behavior, as well as the formation of such skills that would allow younger schoolchildren to interact effectively with both peers and teachers.
Keywords
Primary school students, mental retardation, anxiety, anxiety reduction
Психолого-педагогическая программа по коррекции тревожности у младших школьников с задержкой психического развития позволяет нормализовать эмоциональное состояние, коррекцию нежелательного поведения, сформировать у учащихся навыки эффективного взаимодействия с учителем и сверстниками в условиях школы.
Стоит уточнить, что мы понимаем под понятием «тревожность». Тревожность, в первую очередь, индивидуальная особенность личности. Человек, испытывающий тревожность, ощущает различные беспокойства по различным поводам, а иногда - без поводов. И когда индивид испытывает это чувство, то соответственно у него снижается внимание, особенно - произвольное. Если говорить о младших школьниках, то, когда у них имеются проявления тревожности, они испытывают постоянное нервно-психическое напряжение, которое напрямую влияет на работоспособность - происходит повышенная утомляемость от любых видов деятельности и соответственно снижение работоспособности.
Не стоит забывать, что тревожность является прогрессирующим явлением. Именно поэтому снижение тревожности у учащихся, в том числе - у младших школьников с задержкой психического развития, до оптимального уровня - необходимая задача.
Далее следует уточнить, что понимается под психокоррекцией в целом. Б.Д. Карвасарский утверждал, что под психологической коррекцией понимается направленное психологическое воздействие, направленное на конкретные психические функции личности, которое своей целью имеет создание условий для полноценного развития личности.
При составлении целей и задач психолого-педагогической программы по снижению тревожности необходимо учитывать логические связи между процессами диагностики и коррекции, а также важным является зона ближайшего развития учащегося [2].
Р.В. Овчарова говорит о том, что для успешного преодоления тревожности у младших школьников необходимо создать следующие условия [4]:
1. Проведение семинаров для родителей с целью просвещения в данной проблеме, обучения элементарным, но эффективным способам преодоления повышенной тревожности у их детей;
2. Проведение просветительской работы с учителями тревожного ребёнка, которая своей целью имеет разбор индивидуальных методов, приемов и технологий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка с повышенной тревожностью, а также объяснение индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного ребёнка с повышенной тревожностью;
3. Непосредственная работа с тревожными младшими школьниками, которая направлена на формирование уверенности в себе, создание таких условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя успешным, формирование умений и навыков поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методологической основой программы стали:
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.);
- работы известных ученых, изучавших проблему школьной тревожности и тревожности в целом (Д.В. Березина, И.П. Бучкина, Н.А. Деревянкина, Е.В. Михайлова, Т.Б. Писарева, О.В. Фролова, А.М. Прихожан и др.)
Цель психолого-педагогической программы по снижению тревожности у младших школьников с задержкой психического развития: гармонизация эмоционального фона младших школьников за счет снижения уровня тревожности, развитие эмоциональной устойчивости.
При проведении коррекционно-развивающих занятий были поставлены следующие задачи:
1. Образовательная - расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах, знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека, вербализация школьной тревожности;
2. Развивающая - развивать у младших школьников умения и навыки психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения), навыки владения собой в критических ситуациях, формировать навыки и умения избегать эмоциональных конфликтов, формировать навыки разрядки тревожности;
3. Воспитательная - развивать и совершенствовать навыки ответственного поведения, обучение эмоциональному самоконтролю, развитие способности понимания своего состояния и состояния окружающих, развитие.
Предмет психолого-педагогической программы - повышенная тревожность.
Объект психолого-педагогической программы - младшие школьники с задержкой психического развития.
Настоящая программа предназначена как для индивидуальной, так и для групповой формы работы с детьми младшего школьного возраста, включает в себя 36 занятий по 3 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Оптимальное число участников группы - до 5 человек младшего
школьного возраста.
Набор в группу осуществляется с учетом наблюдения за учащимися во время уроков и прогулок, запроса родителей или педагогов. Основанием для включения того или иного учащегося младшего школьного возраста служит психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление тревожности учащихся, в том числе - школьной тревожности. Данную программу целесообразно использовать в рамках работы с детьми младшего школьного возраста, обучающихся в специальном (коррекционном) учреждении и имеющих задержку психического развития. Однако допускается использование программы с учащимися общеобразовательных школ с учётом их интеллектуального развития.
С целью выявления детей с повышенной тревожностью были использованы следующие методы: методика диагностики школьной тревожности Филлипса, методика диагностики тревожности по Прихожан, метод незаконченных предложений; методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса.
Осуществление данной программы предполагает следующие этапы:
1. Подготовительный этап: разработка тематического плана занятий, подготовка необходимого инструментария;
2. Диагностический этап: непосредственная диагностика учащихся и выявление их уровня и характера тревожности;
3. Коррекционный этап: практическая реализация программы в содействии с учителем, педагогами и родителями;
4. Аналитический этап: сравнительный анализ проделанной работы.
Коррекционный этап проводится в форме групповых или индивидуальных занятий с использованием следующих методов, приёмов и техник:
1) Беседа;
2) Релаксация;
3) Концетрация;
4) Арт-терапия и различные её разновидности.
Основное содержание групповых занятий составляют арт-терапевтические техники, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения младшего школьника. Вместе с тем, ещё одним необходимым элементом всех занятий должны быть упражнения, направленные на развитие личностных качеств ребёнка и нормализацию его психоэмоционального состояния.
Примерная структура каждого занятия может быть представлена следующим образом: ритуал приветствия; основная часть; рефлексия; ритуал прощания.
Результатом эффективности работы программы будет снижение тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. После проведения настоящей программы повторная диагностика младших школьников с задержкой психического развития должна показать низкий или средний уровни тревожности.
Программа включает в себя 36 занятий, которые несут в себе следующие цели: расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах, знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека, вербализация школьной тревожности; развивать у младших школьников умения и навыки психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения), навыки владения собой в критических ситуациях, формировать и совершенствовать коммуникативные компетенции младших школьников, умение и навыки конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов, разрядка школьной тревожности; развивать и
совершенствовать навыки ответственного поведения, эффективного межличностного общения, обучение эмоциональному самоконтролю, развитие способности понимания своего состояния и состояния окружающих, развитие эмпатии, развитие адекватного уровня притязаний, формирование чувства успешности, формирование уверенности в себе. Каждое занятие имеет продолжительность 30 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Количество участников на занятии не должно превышать 5 человек.
Список использованной литературы:
1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей/А. И. Захаров. - М. : Речь. - 2005. - 320 с.
2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Учебник /А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 334 с.
3. Никитина, Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. - 2011. - № 1. - С. 134-140.
4. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе 240 с.- М., 1996. -/ Р. В. Овчарова.
5. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой - 2000. -психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. С. 12-16.-№ 3.
6. Прыжкина А.А., Комракова В.И. Особенности сенсомоторной и интеллектуальной деятельности младших школьников с разным уровнем тревожности. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - 258 с.
© Епимахова Е.В., 2022
Епимахова Елизавета Владиславовна
Челябинский государственный университет Научный руководитель: Овчинников Михаил Владимирович
Челябинский государственный университет
г. Челябинск, РФ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Целью нашего исследования послужило выявление специфических особенностей проявления тревожности у младших школьников с задержкой психического развития. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Уровень школьной тревожности Филлипса», методика «Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан», метод незаконченных предложений, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, Р. Сирса. По результатам исследования стало ясно, что большая часть диагностируемых детей имеет повышенную школьную тревожность, которая проявляется в ситуациях проверки знаний, публичном выступлении перед всем классом возле доски, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, тревоге по поводу оценок и страхе быть плохо оцененным.