Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков'

Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1821
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков»

И.А. Орлова, Ю.Б. Орлов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Долгое время в нашем сознании господствовало мнение, что для борьбы с нар-I команией достаточно запрещающих мер. история последних двадцати лет показала, что такие меры не решают сложных медико-социальных проблем наркомании. Наказания, применяемые за употребление наркотиков, привели к росту экспериментирования с психоактивными средствами неизвестной силы и чистоты, росту черного рынка и поиску незапрещенных альтернативных одурманивающих средств. Ряд специалистов даже предлагает отменить запрет на распространение наркотиков, считая, что он только усугубляет проблему, затрудняя контроль за потребителями наркотиков, значительно повышает смертность среди потребителей от использования неочищенных препаратов. Большинство исследователей не разделяют этого мнения. Они связывают основные надежды в решении данной проблемы с воспитательными аспектами. Когда человек понимает разрушительные последствия наркомании, он совершает выбор в пользу жизни без наркотиков. Поэтому полезно вооружить учащихся знаниями о физиологических механизмах деструктивного влияния наркотических веществ на организм человека и на его психику.

Благоприятные тенденции к снижению употребления наркотиков должны быть подкреплены существенным улучшением социальных условий, и тогда сформированное^ личностного внутреннего компонента, вернее, всех запретов и ограничений, защитит ребенка от наркотического соблазна. Вот почему из трех основных стандартных моделей, применяемых во всем мире, не запрещающая или потребительская, а именно социокультурная модель наиболее приемлема в нашем обществе. Она включает в себя обучение подростков альтернативному поведению, при котором дети получают следующие навыки:

- самостоятельного разрешения своих проблем и принятия решения без обращения к наркотикам;

- распознавания наркотических форм агитации и умения сопротивляться им;

- умения отказываться от предложений попробовать наркотик, от кого бы они ни исходили;

- умения справляться с беспокойством и стрессом без наркотиков.

Наше общество в борьбе с подростковой наркоманией на современном этапе наталкивается на целый ряд массовых заблуждений, твердых предубеждений, основанных на вере, а не на знаниях.

Первое заблуждение: если ребенку заранее подробно и убедительно рассказать о вреде психоактивных веществ, «напугать его раз и навсегда», то он вряд ли начнет их употреблять. Но такое запугивание малоэффективно, потому что у детей еще не сформирована ориентация на будущее. У подростков доминирует чувство своей особенности, уникальности, неуязвимости и в какой-то степени даже бессмертия. Все они считают, что:

-«именносо мной этого никогда не произойдет»;

— «это где-то очень далеко, а значит, для меня не опасно»;

-«ятолько попробую, а когда станет опасно -остановлюсь, нужно лишь все лучше разузнать».

В том и коварство наркомании, и ее роковая опасность, что грань между суждениями «чепуха, брошу в любой момент, стоит захотеть» и «теперь уже все равно, бесполезно и незачем» неуловима для человека, недоступна.

Второе массовое заблуждение: «знать» о вреде наркотических средств означает «уметь их избегать». И опять мы можем противопоставить этому пример из реальной жизни. Все мы знаем о вреде алкоголя, и, тем не менее, далеко не всегда нам хочется и удается воздержаться от выпивки. Учащиеся должны знать, что никогда нельзя себя сравнивать с другими, мол, «вон все пьют и ничего». Процессы деградации у всех протекают с разной интенсивностью.

Третье предубеждение масс: знание подогревает интерес, подталкивает к пробам, экспериментам. Просвещая, таким образом, мы рискуем стимулировать эмоциональное любопытство, которое находится за гранью познавательной сферы учащегося, провоцируем искушение. Следовательно, при работе с подростками нужно быть очень осторожным, затрагивая тему наркомании. В общении с детьми не следует подробно рассказывать о том, где и как изготавливаются психоактивные вещества, где продаются, как они выглядят.

Употребление наркотических веществ подростками - это всего лишь симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим программа профилактики наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Педагогам и родителям необходимо действовать незамедлительно. Ведь именно в подростковом возрасте особенно заметны дефекты интеллектуального, речевого, физического развития, нарушения поведения и школьной адаптации.

Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся представляет собой систему, изменяющую ценностные установки детей с наркотических на просоциальные. Говоря о профилактике наркомании среди школьников, подразумевают подростковый возраст, так как именно в этот период у детей обостряется интерес к различным экспериментам (даже если они знают

о последствиях употребления наркотиков), проявляется желание выйти из-под контроля взрослых, доказать свою самостоятельность.

Одним из важных моментов превентивной деятельности является выявление групп риска по обусловливающему фактору: биологическому, психологическому и социальному. Эти группы выделяются с целью дифференцированной профилактики.

Основным методом выявления биологических факторов высокого риска приобщения к психоактивным веществам является тщательный анамнез жизни ребенка.

Биологическими предпосылками служат:

- патология головного мозга;

- наследственная отягощенность психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией;

- фактор нарушенного психического и физического развития.

Методы психологической диагностики позволяют выделить среди подростков контингент повышенного риска развития наркомании при групповых обследованиях. Примером может по* служить шкала психологической склонности к аддитивному поведению патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков.

Психологические исследования позволили установить личностные факторы риска:

- ощущение собственной незначимости, не-. нужности;

- недостаточный самоконтроль и самодисциплина;

- низкая самооценка и неуверенность в себе;

- неспособность осознавать и адекватно выражать свои чувства;

- тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение;

- неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей;

- отсутствие «смысла жизни».

Социальные факторы повышенного риска

употребления наркотических веществ устанавливаются на основе сведений о подростке, полученных из различных источников: индивидуального общения с детьми, включенного наблюдения, бесед с родителями, интервью с учителями, посещений семей педагогом совместно с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних управления внутренних дел (ПДН УВД) с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

К социальным факторам относятся следующие:

- нарушение семейной системы (деформированные и неблагополучные семьи);

- патогенный тип воспитания (вседозволенность, слабый контроль со стороны родителей или вообще его отсутствие, эмоциональное отвержение - гипоопека, диктат, чрезмерно жесткий контроль-гиперопека, депривация);

- слабые социальные связи семьи, низкий образовательный уровень родителей;

- отсутствие ясных норм и правил в семье, проявление антисоциального поведения, злоупотребление родителями ПАВ, насилие в семье.

С целью выработки профилактических мероприятий по исправлению наркотического поведения несовершеннолетних определены три группы риска приобщения к психоактивным веществам.

Первая группа риска аддитивного поведения основана на следующих факторах.

1. Это дети с наследственной отягощенностью в отношении алкоголизма и психических заболеваний.

2. Перенесшие перинатальные и ранние пост-натальные инфекции, повлекшие за собой наличие ММД (минимальной мозговой дисфункции). Церебральная недостаточность вызывает целый ряд психопатологических расстройств: гиперди-намический синдром, повышенную возбудимость, нарушение адаптации в среде сверстников, агрессивные формы поведения.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенояогия Социокинегика ♦ № 5

137

3. Сироты и дети из неблагополу чных семей, в том числе неполных, распадающихся, деформированных, то есть с отчимом или мачехой, где нарушен воспитательный процесс, наблюдается жестокое обращение с детьми, безнадзорность, отсутствие четких норм поведения, эмоциональная отверженность.

Вторая группа риска возникновения аддитивного поведения у школьников выявляется учителями, психологами, социальными педагогами и характеризуется комбинацией факторов первой группы:

- наследственная отягощенность;

- перенесенные ранние инфекции и интоксикации,

- воспитание в неблагополучных семьях.

А также к ним впоследствии присоединяются такие факторы:

- педагогическая запущенность;

- неправильные методы воспитания (гиперопека, вседозволенность);

- отклонения в нервно-психическом развитии;

- перенесенные черепно-мозговые травмы;

- выраженные отклонения в характере, поведении, реагировании, а также нарушения адаптации.

В третью группу риска аддитивного поведения входят подростки с наличием комбинации факторов 1 и 2 группы, а также со следующими личностными особенностями:

- выраженной акцентуацией характера;

- наличием признаков патологического пубертатного криза (резкие изменения в чертах характера, несвойственные данному ребенку ранее);

- несформированность высших эмоций, ограниченность интересов;

- отсутствие установок на груд и другую об-щественно-полезную деятельность;

- низкий внутренний контроль поведения;

- стремление к искусственному изменению своего состояния;

- эмоционально-волевой дисбаланс с растор-моженностью влечений и нарушением психологических и адаптационных механизмов.

Подросткам этой группы свойственны следующие особенности:

- низкая устойчивость к психическим перегрузкам, сниженная приспособленность к новым, сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;

- высокая напряженность, тревожность, заниженная или завышенная самооценка, трудность в сфере общения;

- психическая и социальная незрелость, инфантильность, постоянная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к девиантному и криминальному поведению.

Данные параметры определяются сложностями подросткового периода, объективной основой которых является накопление к данному возрасту дефектов воспитания. Ранее они отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста подростки обладают способностью к анализу и сравнению характера взаимоотношения между людьми, а также проявляют интерес к событиям коллективной жизни. А в отличие от взрослых у подростков наблюдается быстрый темп происходящих в данном возрасте изменений в физическом и психическом состоянии. Сложности данного возрастного периода и определяют особенности профилактики наркомании среди подростков.

В зависимости от степени психической незрелости формируется заместительное антисоциальное поведение. Сложности в межличностных отношениях подростков и непризнанность у противоположного пола компенсируются развязностью, цинизмом, показной сексуальной растормо-женностью; робость и нерешительность - ухарством, бравадой, повышенной агрессивностью, хулиганскими поступками; отсутствие авторитета у взрослых из-за отставания в учебе и труде, плохой дисциплины - наглостью, хамством, нигилизмом; неспособность понимать искусство - напускной искушенностью и фальшивой компетентностью в современной поп-музыке и танцах, вызывающей и доходящей до нелепости экстравагантностью одежды и прически, особой вычурностью манер и стиля общения; бедность речи - жаргоном и нарочито частым, как правило, неуместным употреблением бранных слов и оборотов.

Человек становится эмоционально зрелым тогда, когда он учится не пасовать перед жизненными трудностями, радоваться победам и мириться с неудачами. Подростки же, которые пытаются забыть о своих проблемах, принимая различные вещества, сами тормозят свое эмоциональное развитие. У них не вырабатывается умение преодолевать трудности. Для приобретения такого опыта необходима «тренировка», Подростки,

которые принимают наркотики, чтобы уйти от проблем, упускают возможность приобрести знания и опыт, столь необходимые в жизни.

Взросление - процесс не из легких. И уход от проблем с помощью наркотиков лишает подростков возможности стать зрелой личностью с развитым чувством самостоятельности и ответственности.

Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, этот процесс требует образования, позволяющего правильно оценивать открывающийся мир возможностей.

Когда ребе нок не умеет выбирать, он в ситуации свободы будет поступать практически только двумя способами:

1) выбирать отсутствие перемен, голосовать за что-то привычное;

2) выбирать не самую лучшую и не самую новую, а самую простую, максимально примитивную и понятную парадигму.

В нашем обществе, не привыкшем к возможности независимого, собственного выбора, свобода начинает вызывать тревогу и депрессию. Подросток, вместо радостного ощущения свободы, начинает чувствовать тревожную неопределенность своего бытия.

В нормальном случае тревога, вызванная неопределенностью будущего и неуверенностью в себе, проходит тогда, когда ребе нок принимает самостоятельное решение, то есть делает свой выбор.

Неуверенность и неопределенность ведут к подражанию. Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников и от этого страдает его чувство самоуважения. Ребенку необходима точка опоры, и если ее не создали ни родители, ни педагоги, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Таким образом, формируется подростковая мода. Сегодня в моде наркотики.

Подражание и мода начинают эксплуатировать одно из замечательных свойств человеческой личности—любопытство. Оно позволяет подростку ориентироваться в окружающем мире. По мере взросления любопытство постепенно превращается в жажду новых впечатлений. Потребность в различных новых переживаниях и стремление к физическому и социальному риску ради этих впечатлений может оказаться порой сильнее осторожности, сильнее страха смерти.

Наркотики позволяют подростку смоделировать в своей психике ощущения нарастающего

напряжения и разрядки, которые возникают в различные моменты жизнедеятельности.

Чем больше ребе нок развит психически, тем больше мозг нацелен на восприятие и переработку новой информации, т.е. тем выше его познавательная потребность. Разум человека - это надстройка над менее сложными, но зато более фундаментальными закономерностями и свойствами живого. Это высший и наиболее совершенный в природе механизм поддержания жизнедеятельности и сохранения вида. Люди привыкли объяснять свои действия, исходя из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей, которые могут быть не только разумными, но и неразумными, и даже вредными.

Эксплуатация подростками такого личностного свойства, как любопытство, создает потребности к различным действиям, в результате чего они должны получать удовлетворение от своих деяний.

Нормальное, полное удовлетворение ~ это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусства управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления своим телом может научить только физическая активность.

Следовательно, если ребенка всему этому не научили в семье, если с детства не привиты навыки общения и критичного мышления, самостоятельность и ответственность, то именно педагогам необходимо попытаться восполнить данный пробел на уроках и во внеурочное время. Этому процессу могут помочь специалисты (психологи, социальные педагоги), проводя с учащимися тренинговые занятия по изучению их внутреннего мира, развитию личностной концепции «Я» и формированию у них социальных навыков. Все это создает для каждого подростка прочный антинаркотически Й барьер.

Профилактическая работа в школах среди учащихся основана на знании поведенческих реакций, свойственных данному возрасту (реакции имитации, эмансипации, группирования со сверстниками), и дефектов воспитания, накопленных к подростковому периоду (нарушение эмоциональной сферы, безответственность, недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность, социальная незрелость).

Вследствие чего характерной особенностью профилактики наркомании в подростковом возрасте является развитие эмоциональной и социальной зрелости личности ребенка.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

139

Она должна вюночать в себя:

- развитие способности к самосознанию и тренинг уважения к себе как форму сопротивления наркотическому давлению;

- тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

- развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать личностные решения;

- тренинг творческих способностей;

- развитие способности получать удовольствие от собственного тела (телесно-ориентированный психоанализ);

- тренинг, направленный на борьбу с тревожностью и умение радоваться текущему моменту жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие способности пребывания в особых состояниях сознания без использования наркотических веществ;

- тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без помощи наркотиков;

- развитие умения распознавать форму агитации наркотической среды и сопротивляться ей;

- тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;

— развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;

- программы физического развития организма - двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из вышеперечисленных направлений речь идет о развитии подростков, о расширении их способностей, которые формируют у человека адекватное отношение к действительности.

Библиографический список

1. Барановская И. Педагогическая релаксация как способ защиты подростков от наркомании // Педагогика. -2001. — № 3. —С. 29.

2. Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам о наркомании. - Ростов-на-Дону, 2003. - 347 с.

Ъ . Данилин А. Как спасти детей от наркотиков / А. Данилин, И. Данилина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. - 348 с.

4. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня.-М., 2002.-112 с.

5. Первичная профилактика наркологических заболеваний в образовательных учреждениях: учебное пособие для психологов и социальных работников / под ред. С.С. Петрова. - Рязань, 2002.-223 с.

В.И. Колесов

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Модернизация российского общества, осуществляемая на современном этапе его развития, непосредственно затрагивает и условия жизни россиян. У многих из них нарушаются привычные взаимосвязи с обществом, возникают кризис самоидентификации и социальная дезадаптация. Снять остроту ситуации призваны учреждения социальной защиты. Именно на них возложены задачи оказания своевременной помощи, поддержки и защиты всех слоев населения, учета и охраны их жизненных интересов во всех сферах жизнедеятельности. Свою работу социозащитные учреждения осуществляют, основываясь на комплексе законодательно закрепленных экономических, социальных и юридических прав, социальных гарантий и льгот.

В различных видах социальной помощи и поддержке сейчас нуждаются многие группы россиян. В категорию особо нуждающихся попадают инвалиды и граждане пенсионного возраста, освобожденные из мест лишения свободы. Это люди, в основном утратившие принадлежность к конкретной социальной и возрастной группе, самостоятельно выразить и реализовать свои социальные интересы и жизненные потребности они не могут. Социальная защита их интересов возложена на учреж-

дения постпенитенциарной системы - это центры адаптации и реабилитации, система сгтецин-тернатов. Специалисты и социальные работники педагогической реабилитации совместно с самими воспитанниками поэтапно решают задачи выявления, учета и удовлетворения их социальных интересов и жизненных потребностей, интеграции в местное сообщество ив социум путем привлечения индивидуально или в группах к посильной деятельности через малый производительный труд. Обретению социально-приемлемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.