УДК 159.923+616.8 DOI:10.23888/humJ20173381-390 © Бабарахимова С.Б., Шарипова Ф.К., 2017
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА
Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы к оказанию психолого-педагогической помощи подросткам с сахарным диабетом первого типа. На инициальном этапе были проведены тестирования подростков на наличие эмоциональных изменений с помощью психометрических шкал. В ходе исследования психоэмоционального фона у 96,6% обследованных подростков были обнаружены признаки депрессивного расстройства невротического регистра. Для проведения психолого-педагогической помощи использовались разные виды активной групповой работы: функциональный тренинг развития умений и уверенности в себе, тренинг общения, музыкотера-пия, телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия, когнитивный тренинг. У
© Babarakhimova S.B., Sharipova F.K., 2017
THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL HELP TO TEENAGERS WITH DIABETES OF THE I
TYPE
Abstract. In article new approaches to rendering the psychology and pedagogical help to teenagers with diabetes of the first type are considered. At an initial stage testings of teenagers for existence of emotional changes with psychometric scales have been held. During the research of a psy-choemotional background signs of depressive frustration of the neurotic register have been found in 96,6% of the examined teenagers. For carrying out the psychology and pedagogical help different types of active group work were used: a functional training of development of abilities and self-confidence, a communication training, the corporal focused and dancing and motive therapy, a cognitive training. In all teenagers who have received the combined integrative psychology and peda-
всех подростков, получивших gogical help in the examined group
комбинированную интегратив- improvement of the general state
ную психолого-педагогическую and emotional background has
помощь в обследованной группе, been noted. было отмечено улучшение общего
состояния и эмоционального фо- Key words: psychology, pedago-
на. gy, teenagers, diabetes.
Ключевые слова: психология, педагогика, подростки, сахарный диабет.
Актуальность: целесообразным направлением работы с детьми и подростками с сахарным диабетом I типа является комплексная фармакотерапевтическая и медико-психологическая помощь с проведением психосоциальных и реабилитационных мероприятий[1]. Современные тенденции клинической психологии показывают важность исследования процессов психической адаптации в ситуации болезни, то есть того, как дети с СД реагируют на хроническую фрустрирующую ситуацию блокирования их актуальных жизненных потребностей. Сахарный диабет (СД) является широко распространенным эндокринным заболеванием, которое достигает масштабов неинфекционной эпидемии. Согласно статистическим данным Международной федерации диабета (International Diabetes Federation) за 2013 г. В мире зафиксировано 381 млн. 800 тыс. пациентов с СД, в 2014 г. количество больных составило 387 млн, а к 2035-му оно может увеличиться до 592 млн. По данным ВОЗ около 17% населения в России и СНГ больны СД. Специалисты Международной федерации диабета подсчитали, что каждые 10 секунд у трех человек развивается СД и каждые 6 секунд один человек умирает от его осложнений (DiabetesAtlas,6th ed.IDF,2015). Контингент больных с впервые выявленным СД II типа пополняется преимущественно за счет старших возрастных групп (65-80 лет), что объясняется не только увеличением продолжительности жизни населения, но и, прежде всего, увеличением распространенности ожирения на фоне ги-
подинамии и воздействием различных стрессогенных факторов [2]. Данное заболевание необходимо диагностировать на начальной стадии, но, к сожалению, не всегда пациент вовремя обращается в медицинские учреждения. Довольно часто пациенты даже не подозревают о том, что они больны, и не обращаются к врачу, не получают соответствующего лечения и имеют высокий риск развития необратимых сосудистых осложнений. Большинство больных, которым ставят диагноз сахарный диабет, испытывают шок, им трудно осознавать, что теперь надо по нескольку раз в день проверять сахар крови и принимать сахароснижающие препараты, сложно принять, что физическое состояние будет зависеть от назначений врача-эндокринолога, от лекарственных препаратов, которые им жизненно необходимы и регулярных лабораторных обследований[3]. Особенно сложно это представить детям и подросткам, что придется постоянно соблюдать терапевтический режим и принять, что эта болезнь навсегда. Больные дети и подростки с впервые выявленным СД нуждаются в индивидуальной психолого-педагогической поддержке[4]. Этому контингенту пациентов показана психотерапевтическая помощь, способствующая созданию отношений партнерства между психологом и больным, для более эффективного и комплексного лечения необходима своевременная психодиагностика и психокоррекция нарушений тревожно-депрессивного и фобического спектра невротического уровня[5]. В связи с появившимся прогрессом в фармакотерапии, как нельзя более актуальными становятся вопросы комплексного подхода к лечению и организации психосоциальной реабилитации, социальной адаптации и коррекции тревожно-фобической и депрессивной симптоматики у детей и подростков [6].
Цель исследования: изучить эффективность оказания психолого-педагогической помощи и новые возможности психокоррекции эмоциональных нарушений у подростков с сахарным диабетом I типа.
Материалы и методы исследования: в условиях НИИ Эндокринологии города Ташкента была набрана группа из 30 подростков в возрасте 12-15 лет с ве-
рифицированным диагнозом СД I типа, находившихся на амбулаторном лечении, получавших комплексную терапию в виде фармакотерапии и психотерапии в течение 3-х месяцев наблюдения. Для выявления эмоциональных изменений использовались экспериментально-психологические методы исследования: шкала оценки депрессии Гамильтона, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, опросник тревожности Спилбергера-Ханина, восьмицветовой тест Люшера, шкала астении и оценка нервно-психического напряжения по Немчину. С группой проводились занятия медицинскими психологами, педагогами по ритмике и постановке танцев, психотерапевтами в течение 3-х месяцев, по разработанной специалистами методике с частотой 2 раза в неделю, продолжительностью около 2-х часов.
Результаты: на инициальном этапе были проведены тестирования подростков на наличие эмоциональных изменений с помощью психометрических шкал. В ходе исследования эмоционального фона у 96,6% обследованных подростков были обнаружены признаки депрессивного расстройства невротического регистра легкой или умеренной степени. У больных развивались достаточно длительные периоды пониженного настроения с внутренней напряженностью, отмечались суточные колебания настроения, снижение мотивационной деятельности, ухудшение внутрисемейных взаимоотношений. На фоне депрессивных расстройств у подростков значительно снижалась школьная успеваемость (58%), отсутствие желания продолжать учебу(25%), появились конфликты со сверстниками и поведенческие нарушения(60%), суицидальные мысли и тенденции(15%). В обследованной группе в ходе тестирования с помощью опросника Спилбергера-Ханина выявлено наличие тревожных расстройств различной степени выраженности у 86% подростков, при этом более чем у половины пациентов было отмечено наличие проявлений тревоги средней степени выраженности (67%), у 20% обследуемых -без клинически значимой тревоги и у 13% подростков - констатировалась выраженная тревога. Тревога усиливалась в основном во второй половине дня и была связана с переживаниями по поводу соматического заболевания. У подростков с
СД первого типа была обнаружена взаимосвязь уровня реактивной тревожности с уровнем личностной тревожности. Высокая реактивная и личностная тревожность сопровождались формированием депрессивных расстройств легкой и умеренной степени, что позволяет сформулировать понятие о коморбидности аффективных нарушений и сахарного диабета первого типа. Структура аффективных расстройств менялась в зависимости от этапа и тяжести течения сахарного диабета. На этапе высокого уровня гипергликемии у 26 подростков (86%) были выражены: тревожно-фобические нарушения, аффективные колебания, эмоциональная лабильность с раздражительностью. В 75% случаев симптомы депрессивного регистра были первыми клиническими проявлениями обострения заболевания. У подростков выявлены достаточно длительные периоды астенических состояний с внутренней напряженностью (23%), ощущением враждебности со стороны окружающих и высокий уровень личностной и реактивной тревожности(36%), эпизоды немотивированной агрессии (27%), навязчивые страхи (16%). Дистимия отмечалась в 100% случаев. В результате изменений эмоционального состояния у подростков значительно снижалась самооценка(77%), нарушалась стрессоустойчи-вость к внешним факторам(65%), формировались тенденция к аутизации и изоля-ции(70%), суицидальные намерения и высказывания(15%).
Основными целями проводимой психолого-педагогической работы являлись:
1. Проведение семейной и рациональной психотерапии.
2. Реабилитационная программа.
3. Улучшение социальной адаптации подростков (формирование мотивации к социальной активности).
4. Обучение новым формам самовыражения, навыкам творческой деятельности и прикладного искусства.
В ходе реализации реабилитационной программы успешно использовались разные виды активной групповой работы: функциональный тренинг развития умений и уверенности в себе, тренинг общения, музыкотерапия, телесно-
ориентированная и танцевально-двигательная терапия, когнитивный тренинг. Ин-тегративная танцевально-двигательная терапия проводилась в комбинации с арт-терапией и позволила в полном объёме раскрыть эмоциональную сферу личности подростков. Участники в процессе занятий обучались телесной рефлексии, тренировали способность отслеживать собственные переживания и волнения, осознавать и принимать себя, свои негативные и позитивные эмоции и их причины посредством отражения внутреннего мира через танец и элементы пантомимы. Экспрессивность в танце помогала выражать разнообразные чувства. Анализ танцевально-двигательной деятельности позволяет снять телесные блоки и зажимы, в большом количестве наблюдающиеся в подростковом возрасте. Использование танца как метафоры дает возможность структурировать и трансформировать внутренний мир личности в целом. Основными принципами танцевально-двигательной терапии в работе с подростками является использование невербальных форм взаимодействия и спонтанности, возможность интерпретировать переживаемые чувства и эмоции посредством танца.
Отсутствие слов заставляет сфокусировать внимание на теле человека, его главных экспрессивных выражениях, телесных реакциях в социальном контексте. Игровой и творческий компоненты метода вовлекают подростка в групповую работу, вызывают интерес, живой эмоциональный отклик, а также готовность исследовать себя и окружающую реальность. Подростки с удовольствием проявляли оригинальность и креативность, создавая собственный танец. Глубинный психотерапевтический эффект такой работы связан с тем, что танец служит также хорошей психоэмоциональной разрядкой, помогает выразить значимые чувства, а также освободиться от негативных эмоций, которые копятся в повседневной жизни подростка. На инициальном этапе реабилитационной программы наши специалисты старались проводить занятия в рамках такой психотерапевтической техники как арт-терапия. В процессе исследования участвовали педагогики с большим опытом работы в области творчески прикладных направлений. В ходе
данных занятий была предложена новая форма деятельности в рамках прикладного искусства: бисероплетение, декупаж, резьба по дереву, изготовление украшений, роспись по стеклу, дереву, плетение макраме, вышивание цветными нитями мулине. Посещаемость групповых психокоррекционных занятий составляла 98%. В процессе занятий у пациентов отмечалась положительная динамика - они быстрее и эффективнее начинали справляться с заданиями, направленными на раскрытие творческого потенциала, фантазии, воображения, возможности проявить самовыражение, свой внутренний мир посредством искусства. В то же время мы обратили внимание, что в ходе проведения тренингов происходит не только улучшение внутрисемейных взаимоотношений, но и оживление эмоционального комплекса, появление интереса к окружающим, желание продолжать занятия, улучшение социального функционирования, редукция тревожно-фобических проявлений. В связи с этим появилась необходимость после проведения тренинга продолжить групповую работу в виде тренингов когнитивно-социальных навыков. Подростки проявляли большой интерес к творческому самовыражению, предлагали собственные варианты арт-терапии. Домашние задания в виде психорисунков на темы: «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек» выполнялись с большим энтузиазмом. По субъективным сведениям родителей, подростки стали более активны в быту и с особой эмоциональностью рассказывали о занятиях и предъявляли результаты творческого труда. У всех подростков, получивших комбинированную интегративную психолого-педагогическую помощь в обследованной группе, было отмечено улучшение общего состояния и эмоционального фона. Выявлялось желание к активному участию в процессе выздоровления, восстановлению социальных контактов, нормализация внутрисемейных и межличностных взаимоотношений.
Вывод: таким образом, проведение правильно выбранной психолого-педагогической помощи, использование новых креативных подходов к психокоррекции и психотерапии в комплексном лечении тревожно-депрессивных рас-
стройств у подростков с сахарным диабетом I типа, позволяет повысить эффективность терапевтических мер в отношении данной категории подростков. Подростки с сахарным диабетом первого типа в ходе проведённой комбинированной психотерапии овладели рядом психотерапевтических техник, позволяющих самостоятельно справляться с негативными аффективными реакциями и жизненными стрессами. К концу групповых тренингов у 88% пациентов отмечалась редукция аффективной симптоматики и быстрое наступление ремиссии, что свидетельствует об эффективности применения комбинированных методов психолого-педагогической помощи.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бережная Е.А. Применение танцевально-двигательной терапии в психологической работе с подростками //Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2015 г./ под общ.ред. Ю.П. Платонова. -СПб.: СПбГИПСР, 2015. С. 24-26.
2. Вечканов В.А. Особенности нервно-психических расстройств у детей и подростков, больных сахарным диабетом. Дисс. ... канд. мед. наук. - М. - 1973.
3. Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. - М. - 2008. - С. 3-6.
4. Никольская И.М., Коломиец И.Л. Уровень невротизации и стили совла-дающего поведения матерей детей, больных сахарным диабетом // Российский семейный врач. - 02.2011. - Том 15. - С. 40-45.
5. Щукина Е.Г., Бибикова Е.А. Некоторые психологические особенности детей и подростков с сахарным диабетом// Экология человека. - 2000, № 3. - С. 41.
6. Ялтонский В.М., Самарина М.А. Особенности мотивационного уровня внутренней картины болезни подростков с сахарным диабетом (1 типа) // Мате-
риалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века» / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. - М.: OOO ONEBOOK.RU, 2013. - С.150-151.
REFERENCES:
1. Berezhnaja E.A. Primenenie tanceval'no-dvigatel'noj terapii v psihologicheskoj rabote s podrostkami [Application of dance-motor therapy in psychological work with adolescents ]//Psihologo-social'naja rabota v sovremennom obshhestve: problemy i re-shenija: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 24-25 aprelja 2015 g.[ Psychological and social work in modern society: problems and solutions: a collection of materials of an international scientific and practical conference, April 24-25, 2015 ]/ pod obshh.red. Ju.P. Platonova. - SPb.: SPbGIPSR, 2015. S. 24-26. (in Russian)
2. Vechkanov V.A. Osobennosti nervno-psihicheskih rasstrojstv u detej i po-drostkov, bol'nyh saharnym diabetom [Features of neuropsychic disorders in children and adolescents with diabetes mellitus]. Disc. ... kand. med. nauk. - M. - 1973. (in Russian)
3. Dedov I.I., Shestakova M.V., Suncov Ju.I. Saharnyj diabet v Rossii: problemy i reshenija [Diabetes mellitus in Russia: problems and solutions]. - M. - 2008. - S. 3-6. (in Russian)
4. Nikol'skaja I.M., Kolomiec I.L. Uroven' nevrotizacii i stili sovladajushhego povedenija materej detej, bol'nyh saharnym diabetom [The level of neuroticism and styles of coping behavior of mothers of children with diabetes mellitus ]// Rossijskij semejnyj vrach [Russian family doctor]. - 02.2011. - Tom 15. - S. 40-45. (in Russian)
5. Shhukina E.G., Bibikova E.A. Nekotorye psihologicheskie osobennosti detej i podrostkov s saharnym diabetom [Some psychological features of children and adolescents with diabetes mellitus ]// Jekologija cheloveka [Ecology of man]. - 2000, № 3. -S. 41. (in Russian)
6. Jaltonskij V.M., Samarina M.A. Osobennosti motivacionnogo urovnja vnu-trennej kartiny bolezni podrostkov s saharnym diabetom (ltipa) [Features of the motivational level of the internal picture of the disease of adolescents with diabetes mellitus (type 1)]// Materialy V Mezhdunarodnogo kongressa «Molodoe pokolenie XXI veka» [Proceedings of the V International Congress "Young generation of the XXI century"]/ pod red. A.A. Severnogo, Ju.S. Shevchenko. - M.: OOO ONEBOOK.RU, 2013. -S.150-151. (in Russian)