УДК 378.147.34
Г. Р. Хусаинова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: творческие способности, психолого-педагогическая подготовка преподавателей.
Целевая психолого-педагогическая подготовка преподавателей, позволяющая развивать творческие способности у студентов, должна проводиться на таком уровне, чтобы реализовать следующие функции: ценностно-ориентационную, коррекционную, реабилитационную и стимулирования обучающихся. В статье кратко раскрывается каждая из функций.
Key words: creative abilities, psychological and pedagogical training of teachers.
Relevant psychological and pedagogical training of the teachers enables to develop creativity of the students and must be carried out at the level that realizes the following functions: value-oriented, correctional, rehabilitational and motivational. Every function is briefly covered in the article.
Успешность развития творческих способностей обучающихся в значительной степени зависит от преподавателя, о чем свидетельствует анализ особенностей данного процесса. Одной из важнейших причин неразвитости креативности указывается недостаточное внимание к этой проблеме педагогов высшей и средней школы.
Известно, что педагогическая деятельность преподавателя результативна, когда он хорошо знает структуру учебного процесса, методику преподавания, психологические и личностные особенности обучающихся. Самое главное для преподавателя -это не сколько знание своего предмета, сколько умение передать свои знания другим. Психолого-педагогические знания преподавателей определяют успешность овладения обучающимися профессионально--значимыми творческими способностями. Например, при развитии требуемых способностей в процессе решения творческих задач наиболее подготовленные студенты, которые владеют способами их решения, получают полную самостоятельность [1]. Другим, менее подготовленным, преподавателю следует оказывать помощь и предоставлять возможность постоянных консультаций. В ходе реализации учебных задач преподаватель также постоянно организует взаимные консультации студентов в малых группах, взаимопомощь и взаимопроверку, используя должностные обязанности студентов в малых группах. Должностные обязанности студентов представляют из себя поочередное выполнение в процессе обучения функций руководителя, контролера (усвоения знаний, уровня понимания), искателя консенсуса, протоколиста, с опорой на сформулированные обязанности.
Для успешного развития творческих способностей преподавателю помимо психолого-педагогических знаний необходимо также владеть знаниями в области творчества. Только синтез наук позволяет повысит уровень знаний о профессионально-значимых творческих способностях, способах их развития, осознать показатели, уровни, условия, а также критерии способов их развития. В частности, преподаватель должен хорошо владеть, уметь пользоваться интеллект-картами и приемами решения творческих задач и знать их теоретические основы. Например, преподаватель, проверяя интеллект-карты
студентов, в случае их неправильного составления (например, использование целого предложения на одной ветви интеллект-карты вместо одного ключевого слова), указывает на ошибку и поясняет ее или же рекомендует повторить правила составления интеллект-карт. Очевидно, что преподаватель сам должен быть творческой личностью. Более того, исследователи, определяя направления развития подготовки преподавателей вуза, говорят о таких ключевых качествах личности преподавателя как креативность, умение нестандартно мыслить, восприимчивость к новому, способность генерировать идеи и т.д. [2].
Целевая психолого-педагогическая и методическая подготовка преподавателей, позволяющая развивать творческие способности у студентов, должна проводиться на таком уровне, чтобы реализовать следующие функции: ценностно-ориентационную, коррекционную, реабилитационную и стимулирования обучающихся. Рассмотрим кратко содержание каждой из них.
Ценностно-ориентационная функция заключается в создании условий для закрепления у обучающихся интереса к изучению иностранного языка и овладению профессиональными знаниями, и развитию профессионально важных качеств. Обучающиеся должны осознавать, что знание английского языка позволяет добиться серьёзных личных и профессиональных успехов [3]. Это также актуально, так как иноязычный материал становится средством развития творческих способностей обучающихся.
Развитие творческих способностей рассматривается как результат динамического процесса учебной подготовки, а не как единичный акт. В данном процессе особое место занимает развитие у обучающихся умений распознавать свои установки, способности, склонности и др. Знание себя помогает обучающимся объективно оценить и осознать уровень своих способностей к генерированию новых идей, к исследованию и решению проблем, задуматься над затруднениями в своей деятельности, развивать склонность к самоанализу, осознавать преимущество используемых организационных форм, методов и средств для дальнейшего развития творческих способностей для успешной будущей профессиональной деятельности.
Результатом реализации данной функции является научение обучающихся использовать данные о требованиях рынка труда к профессиональным способностям и качествам специалиста для саморазвития путем определения необходимого его направления на основе выявления своих слабых сторон.
Коррекционная функция заключается в устранении ошибок и преодолении отставания обучающихся - невыполнения требований на каком-либо из трех этапов развития творческих способностей и неуспеваемости - невыполнении заданий, которое фиксируется на протяжении длительного времени.
Вышеуказанные затруднения в образовательном процессе могут быть вызваны разыми причинами: пробелами в иноязычных знаниях, низким исходным уровнем креативности, низкой обучаемостью и мотивацией, что предполагает использование конкретных программ их устранения. Результатом осуществления коррекционной функции является устранение обнаруженных затруднений обучающихся в процессе развития их творческих способностей.
Реабилитационная функция означает «восстановление» уверенности обучающихся в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения содержанием учебного материала и процесса развития творческих способностей. Для этого следует позаботиться о том, чтобы деятельность по развитию требуемых способностей содержала в себе ситуации успеха.
Ситуация успеха - это условия, обеспечивающие получение результатов деятельности, осознаваемых и переживаемых обучающимися как успешных. Переживание успеха происходит тогда, когда обучающийся сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить в свои силы. На основе этого состояния происходят существенные изменения личности: меняется уровень самооценки, появляется самоуважение. Определяющим в позиции преподавателя должно стать положение о том, что каждый обучающийся способен научиться мыслить творчески, генерировать новые идеи и оформлять их на иностранном языке, успешно учиться и достигать хороших результатов даже в решении «трудных» речемыслительных задач при условии организации процесса обучения на соответствующем профессиональном уровне. Подобная установка определяет оптимистический взгляд преподавателя на возможности каждого обучающегося, создавая доброжелательную атмосферу на занятиях.
Важными предпосылками эффективной деятельности преподавателя можно назвать педагогические наблюдения, беседы с обучающимися, анкетирование, написание студентами эссе о важности творческих способностей в профессиональной деятельности специалиста, ведение студентами индивидуальных карт развития творческих способностей для учета способностей и потребностей каждого и определения индивидуальной траектории развития, которые являются ценным способом получения сведений
© Г. Р. Хусаинова - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных [email protected].
об обучающихся. Результат реабилитационной функции выражается в снятии «психологических барьеров и зажимов» у обучающихся и возникновении у них положительных установок в процессе развития творческих способностей.
Функция стимулирования означает побуждение обучающихся к овладению профессионально значимыми творческими способностями, на которые их ориентирует преподаватель. Стимулирование означает использование различных стимулов для мотивации обучающихся. Стимулы - рычаги воздействия, вызывающие действие определенных мотивов.
Значимость выполнения преподавателем функции стимулирования определена достаточно большим диапазоном образовательных установок обучающихся, отсутствием положительной внутренней мотивации на творческое и профессиональное саморазвитие у многих из них. Стимулирование может осуществляться посредством положительного подкрепления, дополнительных инструкций, элементов состязательности, предоставления обучающимся выбора уровня трудности учебного материала, индивидуализации (выбор студентом между инновационными и традиционными методами и средствами представления учебного материала). Например, студенту при работе над текстом предоставляется возможность пересказать его, не опираясь на созданную интеллект-карту, в то время как другие студенты создают интеллект-карту по тексту и отвечают с опорой на нее и т.д. Эффективным для развития мотивации, например, у студентов-будущих менеджеров, является следующий вид работ. Преподаватель в течение каждого этапа обучения дает студентам тексты на иностранном языке, в которых приводятся биографии успешных менеджеров, использовавших творческий подход в своей деятельности, их доводы о значении саморазвития для карьерного роста человека.
Результатом реализации функции стимулирования является возникновение у обучающихся положительной внутренней мотивации обучения.
Таким образом, психолого-педагогическая подготовка преподавателей должна обеспечивать эффективное развитие профессионально значимых творческих способностей студентов как ключевого компонента их профессиональной компетентности, определяющего овладение глубокими и прочными знаниями, развитие их творческого мышления, формирование способности саморазвития, приобретении новых знаний, в частности, профессионально значимых.
Литература
1. И.Р. Зернова, Вестник Казанского технологического университета, 9, 689-695 (2010)
2. Л.И. Гурье, Дополнительное образование в стране и мире, 5(5), 46-50 (2013)
3. Л.А. Шимановская, Вестник Казанского технологического университета, 17, 9, 388-393 (2014)
языков в профессиональной коммуникации, КНИТУ, eng-
© G. R. Khusainova - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of Department of Foreign Languages for Professional Communication, KNRTU, [email protected].