2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. М., 2008.
3. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2010.
4. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа. М., 2010.
Formation of professional readiness of future social pedagogues for prevention of deviant behaviour among teenagers in a teacher training college
There is regarded the issue of formation of professional readiness of future social pedagogues for prevention of deviant behaviour among teenagers in a teacher training college. There is substantiated the necessity of such formation as one of the most important components of social and pedagogic work. There is shown the content and components of prevention work among teenagers with deviant behaviour.
Key words: social pedagogue, professional readiness, prevention of deviant behaviour.
н.ю. чиЖО
(Волгоград)
психологопедагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вузов
На основе эмпирических данных представлены проблемы профессионального самоопределения студентов с различным типом отношения к получаемой профессии, приводятся примерное содержание и формы психолого-педагогической поддержки профессионального становления на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: консультационные задачи, кураторство, психолого-педагогическая поддержка, производственная практика, профессиональное самоопределение, ценностносмысловая сфера личности.
Необходимость психолого-педагогиче-ской поддержки профессионального самоопределения студентов обусловлена проблемами,
свойственными юношам и девушкам в период вузовской подготовки. Целями такого содействия являются помощь в преодолении кризисов профессионального становления, формировании профессионального самосознания и профессиональной направленности, развитие позитивного отношения к получаемой профессии и профессиональной рефлексии, становление интегральной индивидуальности, поддержка студентов, находящихся в ситуации фрустрации и др.
Т.В. Черникова определяет психологическую поддержку профессионального образования в контексте антропологического подхода как систему мероприятий, нацеленных на «а) оказание психологической помощи в сохранении и укреплении позитивной направленности личности специалистов; б) усиление их общественно ориентированных целей, ценностей и субъектных отношений с другими; в) определение меры и форм активности в процессе профессиональной деятельности; г) создание условий для непрерывного личностного роста и непрерывного профессионального саморазвития» [4, с. 95 - 96]. Педагогическая поддержка в дополнение к психологической имеет своей целью помощь в решении различных образовательных проблем (И.Д. Фрумин).
Эмпирическое исследование ценностносмысловой сферы в процессе профессионального самоопределения студентов позволило выстроить типологию в зависимости от отношения к получаемой профессии в момент поступления и тренда этого отношения [5]. Были выделены типы студентов, у которых обнаруживались положительное отношение к профессии при поступлении и горизонтальный или восходящий тренд - 1-й тип (170 чел. -41,1%); положительное отношение к профессии при поступлении и нисходящий тренд -2-й тип (103 чел. - 24,9 %); отрицательное отношение к профессии при поступлении и восходящий тренд - 3-й тип (85 чел. - 20,5%); отрицательное отношение к профессии при поступлении и горизонтальный или нисходящий тренд - 4-й тип (56 чел. - 13,5 %). Анализ компонентов ценностно-смысловой сферы студентов указанных типов позволил обозначить ряд трудностей профессионального самоопределения юношей и девушек. На когнитивном уровне ценностно-смысловой сферы проявились неадекватные представления о получаемой профессии у студентов первого типа («эффект ореола», что на этапе профессиона-
© Чижо Н.Ю ., 2011
лизации может привести к более острому переживанию кризиса вхождения в профессию); второго и четвертого типов («обесценивание» профессии, что может вызвать снижение учебно-профессиональной мотивации, успеваемости и, как следствие, желание прекратить обучение в данном вузе).
Неудовлетворенность выбором, сделанным на этапе оптации, приводит к снижению учебно-профессиональной мотивации и успеваемости, заниженной самооценке юношей и девушек второго и четвертого типов -проблемам, затрагивающим эмоциональный уровень ценностно-смысловой сферы личности. На поведенческом уровне трудности заключаются в отсутствии или нечеткости жизненных и профессиональных планов, что затрудняет решение задач профессионального самоопределения на данной и последующих стадиях профессионального развития.
Выделенные проблемы позволили наметить содержание психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов вузов, затрагивающей все компоненты ценностно-смысловой сферы личности. Обозначим основные задачи для каждого из компонентов.
Важными направлениями психологической помощи на к о г н и т и в н о м уровне являются:
1) формирование адекватных представлений о получаемой профессии, устранение «эффекта ореола» у студентов первого типа;
2) развитие позитивных представлений об избранной специальности у студентов второго, третьего и четвертого типов;
3) помощь в самопознании юношам и девушкам всех типов.
Задачами психолого-педагогической поддержки на э м о ц и о н а л ь н о м уровне являются:
1) повышение значимости учебнопрофессиональной деятельности за счет придания смысла учебно-профессиональной ситуации и включения получаемой профессии в смысложизненный контекст (для юношей и девушек второго и четвертого типов);
2) формирование у студентов второго и четвертого типов адекватной самооценки;
3) помощь представителям третьего типа в согласовании личных и профессиональных ценностей.
Наконец, помощь в построении жизненных и профессиональных планов - основное содержание психолого-педагогической поддержки юношей и девушек второго, третье-
го и четвертого типов на п о в е д е н ч е с к о м уровне.
Предполагается, что приоритетным направлением психолого-педагогической поддержки является повышение значимости получаемой профессии и профессионального обучения. Такая позиция объясняется тем, что для студенческого возраста наиболее болезненна проблема обесценивания учебнопрофессиональной деятельности, которая детерминирована активным взаимодействием личных ценностей с профессиональными и связана с ситуацией психосоциального моратория, переживаемого юношами и девушками на этапе вузовского обучения. Наряду с изменениями в традиционных образовательных компонентах (преподавание предметов, организация практик, кураторство) работа по повышению значимости получаемой профессии и обучения включает в себя индивидуальное консультирование и группы личностнопрофессиональной поддержки будущих специалистов. Рассмотрим эти аспекты подробнее.
изменения в преподавании дисциплин профессиональной и специальной подготовки предполагают усиление акцента на значимости предметов, т.е. на развитии ценностносмысловой сферы личности. Так, при изучении дисциплины в целом и отдельных тем студенты получают информацию, где в обыденной и профессиональной жизни могут применяться данные знания. Например, в рамках изучения предметов психолого-педагогического цикла отмечается значимость приобретаемых знаний для эффективного взаимодействия с окружающими людьми, формирования психологической грамотности в вопросах детского воспитания и т.д. Особенно необходима такая работа студентам второго и четвертого типов - с отрицательным отношением к получаемой профессии в настоящее время. В качестве самостоятельной работы юношам и девушкам предлагаются творческие задания в микрогруппах, в состав которых включены представители всех описанных типов. При этом студенты с положительным отношением к профессии в настоящий момент (первого и третьего типов) могут выступать в роли консультантов для создания ситуации успеха студентам второго и четвертого типов. Полезным представляется обсуждение выполненных заданий в учебной группе.
организация производственных практик. Практика в определенной степени явля-
ется проверкой правильности сделанного на этапе оптации выбора и одним из условий построения и начальной реализации будущих профессиональных планов. Учет типологических особенностей студентов при организации практики может способствовать формированию профессиональной направленности юношей и девушек. Ниже представлены рекомендации руководителям практик и наставникам по организации и проведению практик.
1. Выбирать наставников для студентов-практикантов следует из опытных, высокомотивированных мастеров своего дела, способных в силу позитивного отношения к профессии заинтересовать ею окружающих.
2. Комплектуя подгруппы для прохождения практики, целесообразно включать в них студентов всех четырех типов. При этом важно учитывать личные положительные отношения практикантов друг к другу, которые предварительно изучаются с использованием метода социометрии. Формальным лидером в группе предпочтительнее назначать представителя первого типа - с устойчивым положительным отношением к профессии.
3. Содержание заданий для практики. Виды деятельности студентов на практике также важно определять с учетом выделенных типов. Так, для юношей и девушек с положительным отношением к получаемой профессии возможно выполнение большего объема различных видов деятельности. От студентов с отрицательным отношением к профессии требуется минимум, предусмотренный программой практики. При этом не должно быть ограничений в выборе дополнительных необязательных видов деятельности. Важно давать не только индивидуальные, но и групповые задания. Мера участия каждого студента в их выполнении может быть различной (в зависимости от типа) и определяется руководителем практики.
В ходе практики необходимо обеспечить постепенное включение в профессиональную деятельность студентов с отрицательным отношением к профессии. Наставники не должны принуждать их к выполнению тех видов работ, которые не предусмотрены программой практики, в то же время необходимо поощрять любую проявленную инициативу.
Роль кураторов заключается в сопровождении студентов не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности. Юношей и девушек с отрицательным отношением к получаемой профессии необходимо по воз-
можности включать в организацию различных воспитательных мероприятий вуза - студенческих форумов, ярмарок, КВН, театральных студий и пр., где они могут продемонстрировать свои таланты, не проявляющиеся в учебно-профессиональной деятельности. Важное место отводится организации мероприятий профориентационного характера -встреч с яркими представителями профессии, профессиональных студенческих форумов и др.
Особый контроль посещаемости занятий и готовности к ним требуется в отношении студентов четвертой группы, поскольку среди них распространены случаи отказа от продолжения обучения по непривлекательной для них специальности. это именно та группа риска, которой наиболее важна индивидуальноориентированная помощь, в том числе консультативная.
индивидуальное консультирование
студентов с учетом выявленных типологических особенностей состоит в «выработке и доведении до студента специальных рекомендаций по изменению тех или иных его характеристик, направленных на снижение действия психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в процессе обучения, в повседневных и нестандартных ситуациях, в предложении студенту различных стратегий его поведения в психотравмирующих условиях» [3, с. 65 - 66]. Важно заметить, что цель диагностического исследования, предваряющего консультацию, заключается не столько в том, чтобы получить конкретные психологические данные, сколько в том, чтобы вызвать у юношей и девушек (особенно с отрицательным отношением к профессии в настоящий момент) позитивное отношение к профессиональному самопознанию. Обсуждение результатов строится в рамках развивающей консультации, основным содержанием которой является развитие субъектно-сти студента.
Совместная со студентами различных типов оценка полученных данных не должна совпадать ни по содержанию, ни по форме. Так, для юношей и девушек с отрицательным отношением к получаемой профессии в настоящее время (второй и четвертый типы) консультация носит скорее рекомендательный характер: обсуждают-
ся возможные трудности профессионального самоопределения - настоящие и буду-
щие. При этом консультант демонстрирует готовность оказать студенту психологическую помощь. Особенности консультирования студентов первого и третьего типов заключаются в том, что на основе полученных данных им предлагается самостоятельно прогнозировать возможные траектории и трудности собственного профессионального развития, а также пути коррекции тех личностных особенностей, которые могут препятствовать успешному профессиональному самоопределению.
На основе анализа литературы [1; 2; 3;
4] и обозначенных проблем профессионального самоопределения студентов были сформулированы возможные профконсультаци-онные задачи для каждого из выделенных типов.
Первый тип - 1) помощь в самопознании и более глубоком изучении получаемой профессии; 2) информационно-справочная - предоставление информации о состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах.
Второй тип - 1) поддержка в нахождении смыслов учебно-профессиональной деятельности, получаемой профессии; 2) помощь в самопознании и познании мира профессионального труда с целью коррекции жизненных и профессиональных планов через изучение личностных особенностей и профессиональной направленности юношей и девушек; 3) формирование внутренней готовности к осознанной, самостоятельной корректировке, построению и реализации перспектив профессионального развития;
4) помощь в построении и коррекции профессиональных планов.
Третий тип - 1) помощь в самопознании и более глубоком познании получаемой профессии с целью поддержания и дальнейшего формирования профессиональной направленности; 2) помощь в согласовании личных и профессиональных ценностей; 3) эмоциональная поддержка в развитии уверенности в собственных силах; 4) помощь в построении и коррекции профессиональных планов.
Четвертый тип - 1) поддержка в нахождении смыслов учебно-профессиональной деятельности, получаемой профессии; 2) помощь в познании себя и мира профессий с целью формирования или коррекции жизненных и профессиональных планов; 3) эмоциональная поддержка по формированию уверенности в собственных силах; 4) формирование внутренней готовности к осознанному самостоя-
тельному построению и реализации перспектив профессионального развития.
г руппы личностно-профессиональной поддержки будущих специалистов еще предстоит изучить более детально, но уже сейчас ясно, что содержание этого аспекта психологической поддержки должно включать работу с проблемными зонами профессионального развития студентов на каждом из уровней ценностно-смысловой сферы личности - когнитивном, эмоциональном, поведенческом.
Предполагается, что комплексная психо-лого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов выделенных типов будет способствовать формированию ценностного отношения к получаемой профессии, переосмыслению жизненной и профессиональной ситуации, построению дальнейших профессиональных планов и обретению авторства собственной жизни на этой основе.
литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академ. проект, 2006.
2. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг : монография. СПб. : Речь, 2007.
3. Николаева М.В. Основы профессионального саморазвития педагога : учеб. пособие. М. - Волгоград : Перемена, 2005.
4. Черникова Т.В. Психологическая поддержка в образовании : монография: М., 2003.
5. Чижо Н.Ю. Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: типы ценностно-смысловой сферы личности // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2010. № 4(48). С. 64-67.
Psychology and pedagogic support of professional self-determination of higher schools students
On the basis of empirical evidence there are considered the issues of students’ professional selfdetermination with different types of attitudes to the profession that they learn, suggested the approximate content and form ofpsychology and pedagogic support of professional formation at the stage of higher school training.
Key words: consulting tasks, advisement, psychology and pedagogic support, practical training, professional self-determination, value and sense sphere of a personality.