Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья'

Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / LEARNED HELPLESSNESS / METHODS OF TEACHING OF PSYCHOLOGY / CULTURAL-HISTORICAL THEORY / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / MODEL OF LEARNING / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INTERACTION. ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Марианна Александровна

В статье обсуждаются трудности инклюзивного образования в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Психология» на современном этапе. Описана психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья с позиции культурно-исторической теории. Социально-психологическое взаимодействие субъектов образовательной среды, осуществляемое в зоне ближайшего развития, является основой обучения психологии, гармонизации развития личности и профессиональной компетентности будущих психологов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева Марианна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья»

Key words: tolerance, emotional development, psychological and pedagogical conditions, folk culture, educator, values.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.

2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. -СПб., 2002. - 171 с.

3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Психическое развитие ребенка. - М., 1986. - Т. 1. - 320 с.

4. Захарова Л. М. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - № 4. - С. 3538.

5. Захарова Л. М., Силакова М. М., Русина Е. И. Психолого-педагогические аспекты социокультурного воспитания дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 1. - С. 79-80.

6. Иванова Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Елец, 2012. - 23 с.

7. Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 2009. - 24 с.

8. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. - Шадринск, 2008. -228 с.

9. Михалева О. И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: на материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2003. - 24 с.

10. Пайгунова Ю. В. Развитие толерантности в онтогенезе личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 1. - Т. 2. - С. 20-26.

11. Татуйко И. Н., Сартакова Е. Е. Этапы развития этнического сознания и этнической идентичности у детей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 18888 (дата обращения: 06.03.2019).

12. Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] // Науч.-метод. Электрон. журн. «Концепт». - 2014. - № 10. - С. 141145. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14289.htm.

13. Эмоциональное развитие дошкольников / под. ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

14. Юденко Ю. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - 2000. - 24 с.

(г^Щ)

М. А. Латышева

УДК: 159. 9 : 378-056.26 ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

настоящее время инклюзия - одна из ведущих стратегий в российской образовательной политике [1]. Действительно, в течение

последних лет в образовательном пространстве высшей школы интенсивно формируется психолого-педагогическая практика обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Безусловно, в процессе реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях Российской Федерации уже есть определенные достижения, особенно в крупных образовательных центрах. Однако трудностей пока значительно больше, и на данный момент инклюзия в высшей школе все еще находится на переходном этапе, прежде всего, в регионах. Как отмечают коллеги из Казани, «можно констатировать, что инклюзия в образовательном учреждении зачастую происходит стихийно» [6, с. 38]. Открытыми остаются вопросы о том, каких студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) возможно обучать в вузах; профессиональная подготовка преподавателей [4, с. 226]; создание структуры управления инклюзивным образованием, включая организацию ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе ведущих профессиональных образовательных организаций [3]; создание инклюзивной «безбарьерной среды» [6; 15]; разработка и апробирование моделей тьюторского сопровождения в условиях профессиональной подготовки [5; 10]; вопросы профориентации и проблемы преемственности в системе «школа - средняя профессиональная школа», «средняя профессиональная школа - высшая профессиональная школа» [13] и др. Несмотря на довольно большой объем материалов, освещающих те или иные аспекты инклюзивного образования в вузе, фактически отсутствуют научные работы, обсуждающие или предлагающие модель образовательной технологии обучения студентов с ограничениями здоровья по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Безусловно, вышеизложенные факты ведут к необходимости разработки комплексной стратегии организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе высшего профессионального образования, адапти-

рованию методических основ преподавания психологии, которые могут быть реализованы в образовательных условиях классического университета, педагогического вуза на переходном этапе.

Целью данной работы является теоретический анализ отечественных психолого-педагогических исследований, посвященных изучению индивидуально-психологических особенностей молодежи с ООП, проблем их обучения, современных моделей образовательной инклюзии в высшей школе и разработка модели обучения студентов с ограничениями здоровья по направлению подготовки «Психология» с позиции культурно-исторической теории.

Как показывает анализ научных работ, ключевой составляющей инклюзивного профессионального образования молодого человека с ОВЗ является продолжение успешной социализации благодаря приобретению образовательного и социального опыта со сверстниками. Однако следует отметить ряд трудностей, которые возникают на начальном этапе профессионализации студентов с особыми образовательными потребностями, выбирающих психологию как базовую специальность. Как известно, для большинства студентов с ограничениями здоровья характерны недостаточно сформированная коммуникативная компетентность и склонность к манипуляциям в отношениях, сочетание компенсаторно завышенной самооценки с негативным самоотношением, низким уровнем самоуважения и самоинтереса, «выученная беспомощность» [2; 8].

В частности, «к специфическим признакам выученной беспомощности относятся пассивность, отказ от действия, нежелание изменить негативные обстоятельства или негативную среду при наличии возможности это сделать <...> нарушение познавательной активности и ее продуктивности, детерминация к появлению и укреплению психосоматических расстройств» [2, с. 51].

Иными словами, выученная беспомощность представляет собой симптомокомплекс и указывает на устойчивую трансформацию в структуре личности, которая и определяет

Вектор развития рефлексии

\ Вектор развития субъектности

Вектор развития самосознания

Плоскости

личностных,

когнитивных

и других

изменений

Зона актуального развития

Зона ближайшего развития

Проблемный эпицентр

Зона актуально недоступного

Поле работы с трудностями общения в учебной группе

Поле работы с трудностями по учебным дисциплинам

Рис.1. Психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья.

организацию жизнедеятельности молодого человека с ограничениями здоровья в целом, являясь ингибитором процесса его социализации на этапе молодости.

Наряду с этим в современных социально-экономических условиях интенсивно меняются требования к будущему специалисту в области психологии. Как отмечают Е. Ю. Пономарева и О. А. Рудакова, «.особо актуальной становится проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, способных теоретически и практически решать типичные и нестандартные профессиональные задачи, проектировать, создавать и корректировать при необходимости систему профессиональной деятельности» [12, с. 374].

Учитывая высокие требования самой профессии в отношении будущего специалиста, сложность обучения психологии как области гуманитарного знания [11], когда «разворачиваются одновременно педагогическая и учебная деятельности, т. е. совместная деятельность по передаче и усвоению психологических знаний» [7], такие личностные особенности обучающихся с ограниченными воз-

можностями здоровья представляют весомое препятствие на пути формирования профессионально важных качеств будущего специалиста-психолога, его профессиональной компетентности.

Очевидно, что для студентов-психологов с ограничениями здоровья необходимо стратегически выстраивать организацию учебного процесса на протяжении вузовского периода овладения профессией. В связи с этим мы предлагаем психолого-педагогическую модель обучения студентов-психологов с ОВЗ как основу организации эффективных совместных форм учебной деятельности в вузе и повышения компетентности будущих специалистов.

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, социальные взаимодействия в рамках образовательной системы (при соответствующем руководстве) активизируют те когнитивные функции, которые не получили достаточного уровня развития к настоящему времени [14]. Однако при построении обучения психологии студентов с ОВЗ лишь в плоскости развития когнитивных функций

остается интактной личностная сфера, а именно - симптом выученной беспомощности и другие искажения в развитии компонентов самосознания. Этот факт, по нашему мнению, является базовым препятствием в процессе овладения учебным материалом и преодоления учебных трудностей для студентов с особыми образовательными потребностями.

Мы считаем, что для преодоления данного препятствия необходимо выйти за пределы предметной области образовательной деятельности и сфокусировать внимание на личности студентов-психологов с ограничениями здоровья. Через развитие у студента-психолога с ОВЗ рефлексии, ценностного самоотношения (уверенности в себе, самопринятия) он приобретает опору для осознания себя как субъекта образовательной деятельности, построения конструктивной стратегии сов-ладания с учебными трудностями, гармонизации развития личности в целом. Главным механизмом этого процесса выступает опосредствование собственно познавательных актов разноуровневыми способами взаимодействия участников обучения, точнее их совместной деятельности. Как видно на рисунке 1, предлагаемая психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ОВЗ ориентирована на взаимодействие нескольких коллективных субъектов образовательной среды высшего учебного заведения: студенты-психологи с ОВЗ, их однокурсники и студенты-психологи старших курсов, профессорско-преподавательский состав.

Представленная модель позволяет обосновать программу психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, обучающихся по направлению подготовки «Психология».

Структура программы включает следующие компоненты:

1. Углубленная психодиагностика студентов-психологов с ОВЗ (с момента поступления в вуз).

2. Комплексный социально-психологический тренинг для студентов-психологов.

3. Семинар «Принципы и методы проектирования и организации обучения психоло-

гии в вузе для студентов с ограниченными возможностями здоровья» (для профессорско-преподавательского состава).

4. Семинар «Со-действие» (для студентов-психологов старших курсов).

5. Формирование системы взаимодействия между психологической службой университета и психологическими службами общеобразовательных школ и средних профессиональных школ.

Очевидно, что на процесс адаптации студента с особыми возможностями здоровья к образовательной среде будут влиять такие факторы, как тип заболевания и время его возникновения, методы лечения, тип семейных взаимоотношений и индивидуально-психологические особенности личности самого студента, а также обучение и воспитание на предыдущих этапах.

В связи с этим технология углубленной диагностической деятельности позволит оценить сформированность базовых составляющих психического развития студента-первокурсника с ОВЗ (произвольная регуляция психической активности; особенности когнитивной, эмоционально-волевой сферы), его индивидуально-психологический профиль, специфику внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, степень понимания дефицитарных и ограничивающих особенностей собственного здоровья, а также ресурсных состояний. Такая комплексная характеристика дает возможность составить прогноз развития и обучения этого студента на начальном этапе профессионализации (баклав-риат); выделить его «места наименьшего сопротивления»; разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Обязательным компонентом психолого-педагогического сопровождения следует назвать участие в комплексном социально-психологическом тренинге, который ориентирован на студентов с ОВЗ и их однокурсников. Данный тренинг предполагает оптимизировать адаптационный период обучения в вузе, установить взаимопонимание и поддержку, отношения партнерства и сотрудничества в студенческой учебной группе. В рамках тре-

нинга решается ряд задач: овладение социально-психологическими знаниями и развитие коммуникативной компетентности; рефлексии; субъектности; позитивного самоотношения; саморегуляции.

Программа тренинга предполагает занятия с группой студентов-психологов первого года обучения, включая студентов с ОВЗ, в течение двух месяцев с периодичностью 2 раза в неделю. Каждое занятие рассчитано на 1,5-2,5 часа. Мы предлагаем первые 5-7 занятий проводить отдельно со студентами с ООП и практически здоровыми, чтобы решить ряд важных задач начального этапа, а именно: повысить компетентность студентов с ОВЗ по осознанию компонентов внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья; стабилизировать самооценку, уверенность в себе; сформировать первоначальные навыки гибкого реагирования на ситуацию, ориентировки в различных условиях. Для практически здоровых сформировать компетентность в восприятии сверстников с инклюзией, первоначальные навыки проявления эм-патии и построения взаимодействия со сверстниками, имеющими ограничения здоровья. В дальнейшем обе подгруппы объединяются.

Затем на протяжении I семестра групповая работа проводится с периодичностью 1 занятие в две недели, во II семестре - 1 занятие в месяц.

Семинар для преподавателей психологии предполагает расширение представления об индивидуально-психологических особенностях студентов с ОВЗ, о методе проектирования и организации ситуаций совместной и творческой деятельности преподавателя и студентов, практически здоровых студентов и студентов с ограничениями здоровья в процессе освоения содержания психологических дисциплин основной и вариативной части учебной программы по направлению 37.03.01 Психология, квалификация «бакалавр».

Семинар «Со-действие» студентов-психологов старших курсов в рамках программы включает формирование представления об индивидуально-психологических особенностях студентов с ОВЗ, об институте наставни-

чества и возможностях его реализации в процессе профессиональной подготовки обучающихся с ООП. По нашему мнению, это позволит создать активную группу волонтеров из числа старшекурсников с целью включения их в систему продуктивных взаимодействий в образовательном процессе (наставник, ко-тренер, ассистент преподавателя).

Важным компонентом программы является установление преемственности взаимоотношений «школа - средняя профессиональная школа», «школа - высшая профессиональная школа» через ресурс психологических служб образовательных учреждений. Формирование такой системы позволит осуществить профессиональную ориентацию школьников с ОВЗ с учетом их физиологических и психологических особенностей, способностей и интересов еще на этапе обучения в школе, а также запланировать получение целевого среднего или высшего профессионального образования [1, с. 211].

Для уточнения перспективы применения описанная психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ОВЗ требует своей апробации в ближайшее время.

Реализация инклюзивного образования в Российской Федерации в системе высшего профессионального образования в настоящий момент осуществляется с определенными трудностями. Одной из них, существенно тормозящих процесс овладения профессией, является организация образовательной среды с фокусированием на когнитивной сфере студентов с ограничениями здоровья при недостаточном учете искажений на личностном уровне в форме симптомокомплекса выученной беспомощности. Принимая в расчет сложность обучения психологии и высокие требования профессии в отношении будущего специалиста, организация учебного процесса для студентов с ограничениями здоровья на протяжении вузовского периода овладения профессией требует инновационной модели обучения. Внедрение психолого-педагогической модели обучения студентов-психологов с ОВЗ, базирующейся на положениях культурно-исторической теории, обосновывает воз-

можность применения социальных взаимодействий основных субъектов образовательной среды как ресурса при обучении психологии, в развитии личности и профессиональной компетентности будущих специалистов.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются трудности инклюзивного образования в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Психология» на современном этапе. Описана психолого-педагогическая модель обучения студентов-психологов с ограниченными возможностями здоровья с позиции культурно-исторической теории. Социально-психологическое взаимодействие субъектов образовательной среды, осуществляемое в зоне ближайшего развития, является основой обучения психологии, гармонизации развития личности и профессиональной компетентности будущих психологов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, выученная беспомощность, методика преподавания психологии, культурно-историческая теория, субъект образовательной среды, модель обучения, социально-психологическое взаимодействие, зона ближайшего развития

SUMMARY

The article discussed of the difficulties of inclusive education in high school in the direction of the learning of "Psychology" at the present stage. The psychological-pedagogical model of learning the students-psychologist with disabilities is described from the position of cultural-historical theory. The socio-psychologi-cal interaction of the subjects of educational environment at the zone of proximal development is the basis for learning of psychology, harmonious personal development and the professional competence of the future psychologist with disabilities.

Key words: inclusive education, students with disabilities, learned helplessness, methods of teaching of psychology, cultural-historical theory, zone of proximal development, model of learning, social and psychological interaction. zone of proximal development

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: https:// pravo.gov.ru (дата обращения: 04.04.2019).

2. Волкова О. В. Перспективы применения комплексной модели исследования в разработке программы, направленной на диагностику, коррекцию и профилактику выученной беспомощности в онтогенезе // Сибирский психологический журнал. - 2016. -№ 61. - С. 47-63.

3. Герасимов А. В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2016. - № 2 (4). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-upravleniya-inklyuzivnym-obrazovaniem-v-vuz ah (дата обращения: 08.04.2019).

4. Ерина И. А. Инклюзивное образование в высшей школе // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Томск. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 2. -С. 226-228.

5. Ерофеева Н. Е., Мелекесов Г. А., Чико-ва И. В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ. -2015. - № 7 (182). - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/opyt-realizatsii-tyutorskogo-sopro vozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 02.04.2019).

6. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-метод. пособие / А. И. Ахметзя-нова [и др.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.

7. Корниенко А. Ф. Проблемы в преподавании психологии в вузе [Электронный ресурс] // КПЖ. - 2009. - № 2. - URL: https: //cy berleninka.ru/article/n/problemy-v-prepoda vanii-psihologii-v-vuze (дата обращения: 03.04.2019).

8. Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инк-

люзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 20-22 июня 2011 // Московский городской психолого-педагогический университет; ред. кол.: С. В. Алехина [и др.]. - М.: МГППУ, 2011. - С. 210-211.

9. Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm.

10. Микова И. С. Концептуальные подходы к тьюторству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 2-2. - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-tyutors tvu-v-vysshey-shkole-v-otechestvennoy-i-zarube zhnoy-literature (дата обращения: 01.04.2019).

11. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

12. Пономарёва Е. Ю., Рудакова О. А. Проблема методических основ преподавания практической и прикладной психологии в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 532. - С. 369-375.

13. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18 ноября 2016 г. / сост. В. Д. Байрамов, Н. А. Ореховская. -М.: МГГЭУ, 2016. - 847 с. - URL: https://ke-msu. ru/upload/education/inclusive-education/p roph_orientaz_inva.pdf (дата обращения: 01.042019).

14. Рубцов В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 9-14.

15. Шарова Л. В. Особенности организации образовательной деятельности в вузе для обучающихся с ограниченными возмож-

ностями здоровья и инвалидностью [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2-1. - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-obrazo vatelnoy-deyatelnosti-v-vuze-dlya-obuchayuschi hsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdoro vya-i (дата обращения: 30.03.2019).

А. А. Зюзя, И. А. Мезенцева, Ю. В. Ерещенко

УДК 159.98

ВЗАИМОСВЯЗЬ

КОММУНИКАТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

С УСПЕШНОСТЬЮ

УЧЕБНО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

лодотворность межличностных и деловых взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, обеспечивает высокий уровень сформи-рованности коммуникативных способностей, позволяющий устанавливать реальный психологический контакт с собеседником, эффективно передавать другим и усваивать самому поступающую информацию, преодолевать разнообразные психологические барьеры и возможные конфликты, которые возникают в процессе общения.

Основной спектр учебно-профессиональной деятельности студента осуществляется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.