Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елупахина Алеся Валентиновна

Психолого-педагогическая компетентность родителей выступает значимым ресурсом развития ребенка дошкольного возраста. Проявляясь в воспитательной деятельности, психолого- педагогическая компетентность позволяет родителям успешно решать задачи семейного воспитания в вопросах социализации, образования ребенка, создания благоприятных условий для удовлетворения его потребностей в полноценном развитии и самореализации [1, 2, 4]. Воспитание без учета законов развития негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка дошкольного возраста [3, 5]. Восприятие, понимание родителями социальной ситуации, их отношение к основным задачам развития ребенка выступают условиями, способствующими или препятствующими детскому благополучию [6]. Направленность взрослых на обеспечение полноценного эмоционального, нравственного, социального, интеллектуального развития ребенка, удовлетворение его интересов, потребностей, создание благоприятного климата в семье, организацию соответствующих возрасту различных видов деятельности и практическое участие в них будут способствовать психологическому благополучию дошкольника. Напротив, чрезмерно высокие требования по отношению к ребенку, переоценка возможностей, отсутствие интереса к его деятельности, соучастия в ней, повлекут проявления, свидетельствующие о неблагополучии в детской жизни. В контексте вышесказанного приведем данные нашего эмпирического исследования ценностных ориентаций родителей и, прежде всего, их отношения к дошкольному образованию, в котором приняли участие 118 родителей детей, посещающих дошкольные учреждения Минской области. Ожидания родителей от дошкольного учреждения достаточно конкретны и связаны с обеспечением безопасности, удовлетворением у детей витальных потребностей и накоплением конкретного объема знаний, обеспечивающих, по мнению взрослых, их успешность в будущей жизни. Изучение позиции родителей в роли заказчиков образовательных услуг выявило их преимущественную ориентированность на интеллектуальное (64%) и творческое (32%) развитие ребенка, обучение иностранному языку (27%). В целом, большинство родителей детей младшего дошкольного возраста (59%) рассматривают пребывание ребенка в дошкольном учреждении в качестве возможности общения со сверстниками, тогда как родители воспитанников среднего (61%), старшего дошкольного возраста (88%) видят возможность подготовки детей к обучению в школе. Разработка и внедрение способов формирования компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста, учитывающих современную социокультурную ситуацию и отвечающих требованиям общества, семейной и образовательной политики, выступает актуальной задачей психолого-педагогической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елупахина Алеся Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Психолого-педагогическая компетентность родителей как условие детского

благополучия

Елупахина Алеся Валентиновна, ГУО 'Минский областной институт развития образования'',

г. Минск (Беларусь)

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, дошкольный возраст, детское благополучие

Психолого-педагогическая компетентность родителей выступает значимым ресурсом развития ребенка дошкольного возраста. Проявляясь в воспитательной деятельности, психолого-педагогическая компетентность позволяет родителям успешно решать задачи семейного воспитания в вопросах социализации, образования ребенка, создания благоприятных условий для удовлетворения его потребностей в полноценном развитии и самореализации [1, 2, 4]. Воспитание без учета законов развития негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка дошкольного возраста [3, 5]. Восприятие, понимание родителями социальной ситуации, их отношение к основным задачам развития ребенка выступают условиями, способствующими или препятствующими детскому благополучию [6]. Направленность взрослых на обеспечение полноценного эмоционального, нравственного, социального, интеллектуального развития ребенка, удовлетворение его интересов, потребностей, создание благоприятного климата в семье, организацию соответствующих возрасту различных видов деятельности и практическое участие в них будут способствовать психологическому благополучию дошкольника. Напротив, чрезмерно высокие требования по отношению к ребенку, переоценка возможностей, отсутствие интереса к его деятельности, соучастия в ней, повлекут проявления, свидетельствующие о неблагополучии в детской жизни. В контексте вышесказанного приведем данные нашего эмпирического исследования ценностных ориентаций родителей и, прежде всего, их отношения к дошкольному образованию, в котором приняли участие 118 родителей детей, посещающих дошкольные учреждения Минской области. Ожидания родителей от дошкольного учреждения достаточно конкретны и связаны с обеспечением безопасности, удовлетворением у детей витальных потребностей и накоплением конкретного объема знаний, обеспечивающих, по мнению взрослых, их успешность в будущей жизни. Изучение позиции родителей в роли заказчиков образовательных услуг выявило их преимущественную ориентированность на интеллектуальное (64%) и творческое (32%) развитие ребенка, обучение иностранному языку (27%). В целом, большинство родителей детей младшего дошкольного возраста (59%) рассматривают пребывание ребенка в дошкольном учреждении в качестве возможности общения со сверстниками, тогда как родители воспитанников среднего (61%), старшего дошкольного возраста (88%) видят возможность подготовки детей к обучению в школе. Разработка и внедрение способов формирования компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста, учитывающих современную социокультурную ситуацию и отвечающих требованиям общества, семейной и образовательной политики, выступает актуальной задачей психолого-педагогической науки и практики.

Список литературы:

1. Арнаутова, Е. П. О природной и социальной составляющих воспитательной культуры родителей / Е. П. Арнаутова, Л. В. Константинова // Современная семья и проблемы семейного воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 19-20 марта 2008 г. : в 2 ч. /Могил. гос. ун-т ; редкол. : В. В. Чечет [и др.]. - Могилев, 2008. - Ч. 1. - С. 295-299.

2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2016. - 219 с.

3. Карабанова, О. А. Позитивное родительство - путь к сотрудничеству / О. А. Карабанова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 157-161.

4. Коробкова, В. В. Сущность и содержание психологопедагогической компетентности родителей в современных исследованиях / В. В. Коробкова // Педагогическая наука и образование. - 2011. - № 6. - С. 101-105.

5. Панько, Е. А. Детство как самоценность / Е. А. Панько. - Минск : МОИРО, 2009. - 69 с.

6. Смирнова, Е. О. Современная детская субкультура/ Е. О. Смирнова // Консультативная психология и психотерапия [Электронный ресурс]. - 2015. - Т. 23. - № 4. - С. 25-35. - Режим доступа : http://psyjournals.ru/mpj/2015/n4/smirnova.shtml. - Дата доступа : 04.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.