УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-62-68
ББК 88.6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON OF "PARENTAL COMPETENCE"
Прохоренко Екатерина Олеговна
Аспирант кафедры психология образования, Московский педагогический государственный университет, педагог по подготовке к школе в детском центре развития «МИО» Е-mail: catya1902@yandex.ru
Prokhorenko Ekaterina O.
PhD Post-graduate student, Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU), Teacher for preparing for school in the children's development center "MIO" E-mail: catya1902@yandex.ru
Аннотация. В статье представлен обзор основных теоретических подходов к рассмотрению феномена «родительская компетентность», а также основных эмпирических исследований родительства. Показано, что компетентный родитель -это родитель, открытый для обучения. Обсуждается проблема создания специальных образовательных программ развития родительских компетенций. А решение такой актуальной задачи, как повышение образовательного уровня родителей, понимается в изучении и уточнении возможных перспектив будущих теоретических и эмпирических исследований родительской компетентности.
Abstract. The article presents an overview of the main theoretical approaches to the consideration of the phenomenon of "parental competence", as well as the main empirical studies of parenthood. It is shown that a competent parent is a parent who is open to learning. The creation of special educational programs for the development of parental competencies is discussed. And the solution of such an urgent task as improving the educational level of parents' is understood in studying and clarifying possible prospects for future theoretical and empirical studies of parental competence.
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Прохоренко Е. О., 2021
Ключевые слова: родительство, родительская компетентность, родительское отношение, родительское общение, современный родитель.
Keywords: parenting, parental competence, parental attitude, parental communication, a modern parent.
Для цитирования: Прохоренко Е. О. Психолого-педагогическая характеристика феномена «родительская компетентность» // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 62-68. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-62-68.
Cite as: Prokhorenko E. O. Psychological and pedagogical characteristics of the phenomenon of "parental competence". Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 62-68. DOI: 10.31862/2218-87112021-5-62-68.
Психология в XX в. активно изучала устойчивость личности, в настоящее время исследователи более сконцентрированы на исследовании изменений и способности личности справляться с ними, жить в новой социокультурной ситуации. Современная общественная ситуация отличается от предшествующих этапов развития человека, иногда противоречит опыту, полученному человеком ранее (в период детства). Все это обуславливает изменение состояния современного родительства, переживающего некий «кризис нормативности», выражающийся в диверсификации моделей семьи, а также моделей родительства. Современное родительство предполагает личный выбор, самостоятельное принятие решений, фактически на каждом шагу, поскольку общепринятые ранее нормы и стереотипы в отношении детей могут не работать.
От современного родителя требуется постоянная включенность и умение совершать выборы, занимать определенную позицию, и это можно рассматривать как личностный вызов, с которым не все готовы мириться. Современная социальная ситуация требует от родителя «быть хорошим родителем», быть «заказчиком образовательных услуг», уметь выстроить и спроектировать учебную и жизненную траекторию ребенка.
Идеи сознательного родительства становятся сейчас все более актуальными, поскольку от родителя требуется активная позиция «вовлеченности» в образование, обучение и воспитание детей, начиная с дошкольного возраста.
Сложившийся в зарубежной литературе дискурс относительно вовлеченности родителей, показывает, что высокая вовлеченность выступает условием эффективности развития детей на всех возрастных этапах [1-5], что было доказано во второй половине XX в. учеными США. Непосредственное участие родителей в жизнедеятельности ребенка в процессе образования не только способствует достижению учащимися академических результатов, но и положительно сказывается на психологическом здоровье детей.
Сама тенденция роста и увеличения числа социально незащищенных детей отображена в ряде проведенных исследований таких научных деятелей в области педагогики, психологии, как Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, В. П. Дуброва, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, В. М. Иванова, В. К. Котырло, Т. А. Куликова, С. Л. Ладывир, Т. А. Маркова, Н. М. Мете-нова, Л. Ф. Островская, А. А. Петрикевич, Л. Г. Петряевская. Также отмечается общее ухудшение здоровья, как физического, так и психологического, и повышение у семьи
социально-психологической тревожности. Это еще раз подчеркивает важность и значимость изучения современного родительства, осознанного родительства.
Целью данной статьи является охарактеризовать специфику понимания такого феномена, как «родительская компетентность», и определить значимость изучения данной научной проблемы.
Термин «родительская компетентность» напрямую связан в нашем представлении с обучением родителей. По этой причине наш экскурс в историю мы начнем именно с программ обучения родителей. Исторически первая родительская школа появилась как «школа для матерей» во Франции и в Англии в конце XIX в. Эти школы представляли со -бой женские консультации, основной функцией которых была просветительская работа и распространение знаний о вопросах гигиены и физического и психического здоровья детей для беременных женщин и молодых матерей. Инициаторами такого образования родителей были правительство и государственные организации.
Лишь к началу XX в., а именно в 1904 г., в России по инициативе «Союза для борьбы с детской смертностью» стали появляться первые программы по оказанию поддержки родителям с новорожденными детьми, у которых появился первый ребенок [6]. Главной задачей выступило просвещение родителей по уходу за ребенком и распространение сведений о гигиене и формировании домашнего пространства. Программы по обучению родителей просуществовали вплоть до 1960-х гг., однако мы можем констатировать, что и в настоящее время просвещение молодых родителей о санитарных основах по уходу за ребенком важно.
1970-е гг. в психологии ознаменовались активным развитием гуманистического направления, рассматривавшего человека субъектом, который обретает свободу и отвечает за свои поступки, за собственную актуализацию. Именно это направление заложило основы современного, а тогда нового качества жизни, важной составляющей которого является личностный рост и самореализация взрослого человека, в том числе и через выполнение родительских функций, - родительской компетентности.
С конца 1970-х гг. появляются лекционные формы работы с личностными проблемами, а также и тренинги, группы по развитию не только сензитивности, но и личностного роста для родителей. Подобная новая форма родительского образования, реализация крупных и долгосрочных родительских программ стала ответом на вызов в сложившейся социокультурной ситуации. Одновременно увеличивалась численность научных публикаций о возрастных проблемах, кризисах и стадиях развития ребенка, появлялись тренинги развития навыков и родительских компетенций. Постепенно происходил процесс перехода от образовательных программ, которые основаны на модели распространения знаний и просвещении, к компетентностной модели обучения родителей.
В основе обучения родителей за рубежом в разные исторические периоды лежали теории социального научения Б. Ф. Скиннера, теоретические представления о потребности в ощущении и принадлежности собственной ценности и значимости как ведущего мотива человеческого поведения А. Адлера, гуманистическая психология К. Роджерса.
В родительских тренингах и обучающих программах и сейчас можно встретить идеи этих авторов. Они заложили теоретические основы обучения родителей, которые были далее развиты в множестве тренингов родительской эффективности. Так, например,
Parent Effectiveness Training, PET, или тренинг родительской эффективности Гордона, направленный на предотвращение проблем в воспитании, среди которых можно выделить агрессивное поведение, конфликтность, отсутствие коммуникативных навыков в общении с другими [7, c. 384]. Такие тренинги позволят родителю научиться быть открытым для своего ребенка, учиться уважать его переживания. Родителей обучают выстраивать с детьми честные отношения посредством общения и обсуждения проблем вместе с ребенком, а не управление им путем похвалы/наказания.
Примером образовательной модели по развитию родительской компетентности считается STEP, которая была организована в 1976 г. Д. Динкмеером и Г. Маккеем [8, c. 125]. Авторы этого подхода (Systematic Training for Effective Parenting) пытались донести до родителей фундаментальный смысл в понимании природы ребенка, а именно то, что ребенок не понимает, почему он ведет себя именно таким образом, и не осознает этого. Так, дети стараются получить от родителей заботу, внимание и признание, поэтому и используют различного рода стратегии воздействий на родителей. Следовательно, чтобы гармонизировать детско-родительские отношения, сделать их более позитивными и самим родителям скорректировать отношения с ребенком, необходимо понимание ими глубинных причин такого детского поведения.
Значение таких образовательных программ для родителей несомненно, однако нет методики оценки эффективности таких программ, поэтому трудно понять, насколько они могут быть полезны для развития родительской компетентности, тем более что большинство из них разработаны и апробированы не на российской выборке. Поэтому как для педагогов, психологов, социальных сотрудников, так и для родителей весьма сложно выстроить непротиворечивую картину процесса развития, воспитания и обучения своего ребенка, даже исходя из анализа и сравнения всевозможной просветительской информации. Современные родители оказывается в ситуации поиска решений в ситуации высокой неопределенности при отсутствии возможности прогнозировать последствия собственных решений в вопросах детско-родительских отношений и воспитании на достаточно длительную перспективу.
Непосредственное наблюдение за процессом изменений в системе образования в России обуславливает современный подход к взаимодействию общественного и семейного воспитания. Что, конечно же, требует активного участия родителя, его «включенности» и достаточно хорошей компетентности как родителя в области развития, воспитания и обучения ребенка.
Попробуем определить, что значит компетентный родитель в современном российском представлении. Это такой человек, который не боится определения «плохой родитель». Компетентный родитель старается быть открытым для видения реальной ситуации, в которой происходит развитие ребенка, и, конечно, готов предпринимать действия для обучения и воспитания своего ребенка. Такой родитель осознает важность изменения сначала самого себя, а потом уже своего ребенка, то есть такой родитель развит, образован, рефлексивен и стремится к самоактуализации, в том числе и через родительство. Именно таких родителей ждет современная школа, которая стремится взаимодействовать с семьей.
Изучая подходы к пониманию родительской компетентности, можно перейти к такому выводу, что в условиях современности, а именно в условиях изменений в структуре, содержании, процессе организации образования, следует систематизировать передовые теоретические и эмпирические исследования. А именно посредством применения дифференцированных форм и активных методов добиться повышения компетентности родителей в рамках общего начального образования. Это будет важным условием формирования родительской компетентности родителей и одновременно сделает развитие младших школьников более успешным. Развитие такой же компетенции формируется при наличии психолого-педагогической культуры у самих родителей. Эффективность и успешность такой культуры у родителей зависит от гуманистических принципов обучения и воспитания их детей.
Итак, представим фундаментальные принципы образования, а также повышения и развития психолого-педагогической культуры родителей:
• «гуманистическая направленность во взаимодействии с семьей;
• обеспечение субъектной позиции всех участников процесса обучения;
• интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
• управление взаимодействием детей и родителей;
• единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
• многообразие активных форм работы с родителями и стимулирование родителей к взаимодействию и сотрудничеству с позиции школы» [9, с. 136].
Для ребенка важно, чтобы среда, в которой он находится, давала ему стимулы к развитию, то есть была развивающей, что означает доминирование гуманных и доверительных отношений, доверие, наличие уверенности и безопасности и эмоциональной близости, синтонности (созвучие), эмпатии и возможности для раскрытия имманентных задатков и личностного роста [10, с. 8-10]. А фундаментальную роль в создании такой среды для ребенка играют именно их родители, их семья, близкое окружение малыша.
Одним из основных направлений психологической помощи семье - это повышение компетентности родителей, что выражается в получении ими навыков, умений и знаний, связанных с прогнозированием и разрешением конфликтных ситуаций. Этому содействуют занятия и тренинги по улучшению стиля общения и поведения в диаде ребенок-родитель и формированию у них определенных знаний, а также в рамках системного подхода, где семья понимается как система со своей организацией и иерархией и своим семейным гомеостазом. Задачей психолога является изменить поведение, открывая альтернативные модели взаимоотношений и семейного взаимодействия.
Таким образом, понятие «родительство» или родительская компетентность понимается как одна из важнейших социальных функций взрослого человека, исходя из его биосоциального предназначения. А такой тренд, как непрерывное родительское образование, приобретает весомое значение для родителей в период подготовки к рождению ребенка, в первые годы его развития, в период подготовки к школе и непременно в процессе учебной деятельности ребенка в начальной школе.
Бесспорно, наличие высокого уровня родительской компетентности оказывает влияние на эффективность воспитательных воздействий на ребенка, на достижение им
успехов в процессе обучения, а значит, усиление его познавательного интереса через поддержание познавательной инициативы.
Все рассмотренные аспекты о компетентном родительстве предполагают наличие у самих родителей активной позиции в получении необходимых психолого-педагогических знаний для повышения своей педагогической культуры. На основании анализа суждений отечественных и зарубежных исследователей, можно полагать, что родительская компетенция - это социально-педагогический и психологический феномен, который понимается как совокупность психолого-педагогических, физиолого-гигие-нических и правовых знаний, умений и навыков (компетенций), что находит свое выражение в применении их в самом процессе воспитания и обучения.
Так, родительская компетентность является фактором успешности, эффективности развития самого ребенка и стимулирования у него познавательной инициативы в образовании. Она также включает в себя интеграцию и синтез когнитивного, ценностно-мо-тивационного, аффективного и поведенческого (регулятивно-волевого) компонента в структуре личности родителей и служит определенной развивающей средой для ребенка с необходимой качественной реализацией воспитательного воздействия на него.
В заключение хочется отметить, что условия в области экономики, экологии, политики, социологии, культуры, идеологии являются быстроизменяющимися и детерминируют изменения в самой семье, их ценностно-культурной ситуации, в приоритетах самого родительства. Это означает, что проблема развития психолого-педагогической культуры родителей и родительской компетентности является весьма актуальной, что определяет важность ее дальнейшей разработки.
Список литературы
1. Epstein J. L., Sanders M. G. Family, School, Community Partnerships // Handbook of Parenting. Vol. 5: Practical Issues in Parenting / ed. by M. H. Bornstein. Mahwah, NJ; London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. P. 407-437.
2. Hill N. E., Tyson D. F. Parental involvement in middle school: a meta-analytic assessment of the strategies that promote achievement // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45, №. 3. P. 740-763.
3. Hornby G., Lafaele R. Barriers to parental involvement in education: an explanatory model // Educational Review. 2011. Vol. 63, №. 1. P. 37-52.
4. Jeynes W. H. Effects of parental involvement and family structure on the academic achievement of adolescents // Marriage and Family Review. 2005. Vol. 37, №. 3. P. 99-116.
5. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. 2014. Vol. 66, №. 3. P. 377-397.
6. Макаревский М. И. На борьбу с детскою смертностью: Учреждение «Союза для борьбы с детскою смертностью в России». 12 декабря 1904 г. СПб., 1905.
7. Gordon T. Parent Effectiveness Training: The Proven Program for Raising Responsible Children. New York: Three Rivers Press, 2008.
8. Dinkmeyer D., McKay G. D. The Parent's Handbook: Systematic Training for Effective Parenting. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1989.
9. Головина Г. Н. Семья - забота общая. М., 2010.
10. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сб. науч. тр. Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 8-10.
References
1. Epstein J. L., Sanders M. G. Family, School, Community Partnerships. In: Bornstein M. H. (ed.) Handbook of Parenting. Vol. 5: Practical Issues in Parenting. Mahwah, NJ; London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. Pp. 407-437.
2. Hill N. E., Tyson D. F. Parental involvement in middle school: a meta-analytic assessment of the strategies that promote achievement. Developmental Psychology. 2009, Vol. 45, No. 3, pp. 740-763.
3. Hornby G., Lafaele R. Barriers to parental involvement in education: an explanatory model. Educational Review. 2011, Vol. 63, No. 1, pp. 37-52.
4. Jeynes W. H. Effects of parental involvement and family structure on the academic achievement of adolescents. Marriage and Family Review. 2005, Vol. 37, No. 3, pp. 99-116.
5. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis. Educational Review. 2014, Vol. 66, No. 3, pp. 377-397.
6. Makarevskiy M. I. Na borbu s detskoyu smertnostyu: Uchrezhdenie "Soyuza dlya borby s detskoyu smertnostyu v Rossii". 12 dekabrya 1904 g. St. Petersburg, 1905.
7. Gordon T. Parent Effectiveness Training: The Proven Program for Raising Responsible Children. New York: Three Rivers Press, 2008.
8. Dinkmeyer D., McKay G. D. The Parent's Handbook: Systematic Training for Effective Parenting. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1989.
9. Golovina G. N. Semya - zabota obshchaya. Moscow, 2010.
10. Mizina N. N. Roditelskaya kompetentnost: psikhologicheskiy aspekt problemy. Sb. nauch. tr. Severo-Kavkazskogo gos. tekhn. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2009, No. 7, pp. 8-10.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5
Статья поступила в редакцию 12.04.2021 The article was received on 12.04.2021