Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание'

Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4577
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА В ОБРАЗОВАНИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МОДЕЛЬ (КОНЦЕПЦИЯ) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / EXAMINATION IN EDUCATION / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERTISE / MODEL (CONCEPT) OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умняшова И. Б.

В статье представлен обзор научных подходов к организации экспертной деятельности в российской системе образования, показывающий многообразие подходов к определению содержания экспертной деятельности в сфере образования. Проведенный анализ указывает на отсутствие единого научного подхода к организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERTISE IN SYSTEM OF EDUCATION: SUBJECT AND CONTENT

The article provides an overview of scientific approaches to the organization of expert activities in the Russian education system, showing the diversity of approaches to determining the content of expert activities in the field of education. The analysis shows that there is no single scientific approach to the organization of psychological and pedagogical expertise in the education system.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание»

Психологические науки

УДК 159.98

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ И.Б. Умняшова

Московский государственный психолого-педагогический

университет

Аннотация. В статье представлен обзор научных подходов к организации экспертной деятельности в российской системе образования, показывающий многообразие подходов к определению содержания экспертной деятельности в сфере образования. Проведенный анализ указывает на отсутствие единого научного подхода к организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования.

Ключевые слова: экспертиза в образовании, психолого-педагогическая экспертиза, модель (концепция) психолого-педагогической экспертизы.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERTISE IN SYSTEM OF EDUCATION: SUBJECT AND CONTENT I.B. Umnyashova Moscow State University of Psychology and Education

Abstract. The article provides an overview of scientific approaches to the organization of expert activities in the Russian education system, showing the diversity of approaches to determining the content of expert activities in the field of education. The analysis shows that there is no single scientific approach to the organization of psychological and pedagogical expertise in the education system.

Keywords: Examination in education, psychological-pedagogical expertise, model (concept) of psychological-pedagogical expertise.

В научной литературе под психолого-педагогической экспертизой, осуществляемой в системе образования, понимается вид комплексной гуманитарной экспертизы, направленный на изучение влияния процессов, происходящих в системе образования, на участников этого образовательного процесса и влияния участников на эти процессы [2]. Психолого-педагогическая экспертиза включает широкий спектр анализа объектов, значимых в социальной и педагогической практике (экспертная оценка учебников и учебных пособий, художественных произведений, игр и игрушек, образовательной среды, инновационной деятельности, безопасности образовательного пространства, методического обеспечения и т.д.) «по определению их педагогической ценности и соответствия психологическим требованиям, законам и закономерностям, включая выявление психологических закономерностей обучения и воспитания ребенка, возникновения педагогической запущенности, интеллектуального развития ребенка, возможностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др.» [1, с. 156]. Психолого-педагогическая экспертиза проводится с участием специалистов - экспертов, обладающих специальными познаниями в области экспертизы. Выбор форм и методов экспертизы определяется специалистами в зависимости от целей и задач экспертизы [2].

Проведенный в 2016 году анализ нормативно-правовых актов и других документов, регламентирующих деятельность специалистов системы образования РФ (И.Б.Умняшова, И.А.Егоров) показал, что в российском законодательстве употребляются различные виды экспертиз: психологическая экспертиза, социально-психологическая экспертиза, педагогическая экспертиза. При этом в нормативной документации отсутствует единое четкое определение «психолого-педагогическая экспертиза» [3].

Нами осуществлен анализ научной литературы, посвященной описанию экспертной деятельности в сфере образования, результаты которого позволили обозначить ключевые направления экспертной деятельности в области образования (Табл. 1).

Таблица 1. Направления и содержание психолого-

педагогической экспертизы в системе образования

№ Направление Основное содержание (предмет)

1 Экспертиза образовательной среды (В.А.Ясвин, В.В.Рубцов, В.И. Слободчиков, В.И.Панов) - пространственно-предметный компонент (архитектурные возможности образовательной среды); - психодидактический компонент (содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса, психологическая организация передачи знаний); - направленность образовательной организации, отраженная в ее миссии и структуре ее деятельности; - психологическая атмосфера в образовательной организации, в том числе характер взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса; - ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические, финансовые), способствующие развитию данной образовательной организации (анализ программы развития).

2 Экспертиза образовательных (педагогических) технологий (В.А.Гуружапов, И.М.Улановская, И.В. Ривина, Н.И Поливанова) - качество учебного процесса в практике развивающего обучения; - условия обучения и воспитания; - учебная коммуникация и развивающая среда урока.

3 Экспертиза - организационная стратегия школы;

№ Направление Основное содержание (предмет)

комфортности и безопасности образовательной среды (И.А.Баева, Е.Б.Лактионова, В.В.Ковров, Оганесян Н.Т.) - понимание возможностей и ресурсов среды; - стабильность образовательной среды; - эмоциональный комфорт.

4 Экспертиза профессиональной деятельности педагогов (Д.А.Иванов, Р.В.Овчарова, Е.С.Усова), общественно- профессиональная система оценки и сертификации квалификаций (В.В.Рубцов, Ю.М.Забродин, А.А.Марголис, Е.Н.Геворгян, Е.С.Романова, Б.М. Абушин и др.) - профессиональные достижения педагогических работников (как личные, так и педагогических коллективов); - авторские разработки (программы, методические пособия и т.д.), имеющие опыт успешной апробации в сфере образования; - творческие работы педагогических работников (эссе, художественные произведения и т.д.).

5 Экспертиза инновационных процессов (Д.А.Иванов, Г.А. Мкртычян, С.Н.Рыбинская) - анализ проекта инновации, хода реализации и результатов инновации; - экспертно-консультативное сопровождения школ, функционирующих в режиме инновационного развития; - метод групповых экспертных оценок в ходе аттестации педагогических работников.

6 Экспертиза качества образовательных услуг (Е.Б.Лактионова, Е.Г.Матвиевская, - доступность получения образовательных услуг (основного общего и дополнительного) различными категориями обучающихся (в том числе детьми с особыми

№ Направление Основное содержание (предмет)

Н.Ю. Конасова) образовательными потребностями); - качество образовательных услуг, подтвержденное оценкой участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и законных представителей, педагогических работников) и независимой оценкой (результаты мониторинговых исследований, проводимых внешними для образовательной организации структурами).

7 Экспертиза образовательных программ и учебных пособий (Е.С.Романова, Л. С.Макшанцева) - образовательные программы дошкольного, основного общего и дополнительного образования; - рабочие программы учебных дисциплин, элективных курсов; - учебники и учебные пособия.

8 Экспертиза методического обеспечения образовательной деятельности (Е.О.Смирнова, Л.Ф.Чупров, О.А.Бело брыкина) - дидактические материалы (игры, игрушки, наглядно-демонстрационные материалы); - учебные и методические пособия; - диагностический инструментарий; - информационные методические ресурсы.

Проведенный анализ показал, что в научной литературе достаточно широко освещаются темы экспертизы образовательной среды, инновационных процессов и образовательных технологий, а также профессиональной деятельности педагогов и качества образовательных услуг. Но, в тоже время, можно отметить, что описываемые авторами подходы к экспертизе не имеют единых методологических принципов, актуальных в целом для экспертной деятельности специалистов, анализирующих

процессы и их влияние на ребенка в системе образования. Также недостаточно внимания уделено описанию экспертных функций психолого-педагогического консилиума

образовательной организации [4], в то время как командная деятельность экспертов признана эффективной во многих отраслях практической деятельности (медицина, юриспруденция, педагогика и т.д.). С нашей точки зрения в настоящее время целесообразным и актуальным является описание модели (концепции) психолого-педагогической экспертизы в системе образования, где объектом экспертизы может выступать среда психического развития ребенка, а предметом - психологическая атмосфера образовательной организации и/или психические процессы ребенка, препятствующие его развитию, обучению и проявлению просоциального поведения.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А., Дресвянников В.Л., Шнейдер Л.Б., Валитова И.Е., Лидин К.Л., Вартанян Г.А. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития : монография / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.

2. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования : научный альманах / отв.ред. Р.Е. Барабанов; Московский финансово-юридический университет МФЮА. М.: МФЮА, 2016. С.123-132.

3. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации // Психология и право. 2016. Том 6. №3. С. 162-177. doi:10.17759/psylaw.2016060312

4. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-

педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. №3 (48). С.11-17.

References

1. Belobrykina O.A., Dresvyannikov V.L., Shneider L.B., Valitova I.E., Lidin K.L., Vartanyan G.A. Psikhologicheskaya ekspertiza: sovremennost' i tendentsii razvitiya : monografiya / Pod nauch. red. O.A. Belobrykinoi, V.L. Dresvyannikova. Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.

2. Umnyashova I.B. Nauchnye osnovaniya psikhologo-pedagogicheskoi ekspertizy v sisteme obrazovaniya // Psikhologiya obrazovaniya : nauchnyi al'manakh / otv.red. R.E. Barabanov; Moskovskii finansovo-yuridicheskii universitet MFYuA. M.: MFYuA, 2016. S.123-132.

3. Umnyashova I.B., Egorov I.A. Normativnye osnovaniya organizatsii psikhologo-pedagogicheskoi ekspertizy v sisteme obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii // Psikhologiya i pravo. 2016. Tom 6. №3. S. 162-177. doi:10.17759/psylaw.2016060312

4. Umnyashova I.B., Egorov I.A. Mezhdistsiplinarnyi konsilium obrazovatel'noi organizatsii kak vid psikhologo-pedagogicheskoi ekspertizy v sisteme obrazovaniya // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2016. №3 (48). S.11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.