Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1108
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ / FORMALITY OF PSYCHODIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронов Данил Данилович

В статье рассматриваются различные подходы к анализу причин девиантного поведения; определяются направления психолого-педагогической диагностики отклоняющегося поведения; приводятся примеры методик диагностики девиантного поведения; подчеркивается значимость соблюдения этических норм психодиагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVIANT BEHAVIOR

The article discusses various approaches to the analysis of the causes of deviant behavior; identifies areas of psycho-pedagogical diagnosis of deviant behavior; examples of deviant behavior diagnostic techniques; It stresses the importance of ethical psychodiagnosis

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Д.Д. Миронов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, девиантное поведение, этические нормы психодиагностики.

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к анализу причин девиантного поведения; определяются направления психолого-педагогической диагностики отклоняющегося поведения; приводятся примеры методик диагностики девиантного поведения; подчеркивается значимость соблюдения этических норм психодиагностики.

Девиантное поведение - «бич» современного общества: происходят изменения в количественном и качественном составе людей с девиантным поведением; отмечается не только рост числа людей с различными девиациями, но и нижняя возрастная граница лиц девиантного поведения значительно снизилась. В последние годы внимание к проблеме девиантного поведения возросло в связи с кризисными явлениями в нашем обществе, поэтому необходимо тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения; разработать более эффективные меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные. Для того чтобы эти меры были эффективными, они должны опираться на тщательную всестороннюю психолого-педагогическую диагностику.

Как известно, девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [2]. Причины девиантного поведения являются объектом научных споров: от чего, прежде всего, зависит девиантное поведения - от условий социальной среды или от психологических (биологических) особенностей человека?

Существуют различные теории, объясняющие причины девиантного поведение человека. По мнению Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа, девиантное поведение присуще человеку от рождения. Моральные принципы, сформированные в дальнейшем обществом, могут до поры до времени сдерживать девиантное поведение, но при определенных условиях оно начнет проявляться, так как является естественным для человека, проистекает из самой порочной его природы [7].

На значимость индивидуальных особенностей человека в проявлении девиантного поведения указывает Виктор Франкл, представитель экзестенциальной психологии. Он объясняет девиантное поведение личностными особенностями человека: когда человек не рассматривает себя как активного участника собственной жизни, позволяет различным -природным, социальным и психологическим - детерминантам определять свой жизненный путь, у него возникают ощущения бессмысленности, опустошенности. Это, в свою очередь, порождает такие общественные бедствия, как депрессия, агрессия и наркомания. Что касается последнего, то люди, имеющие низкие жизненные цели (или не имеющие целей), с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни и смысл [6].

Такие известные представители когнитивной психологии, как Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, при объяснении причин девиантного поведения исходят из того факта, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства большую роль играет личностная интерпретация ситуации: в зависимости от того, как именно человек осмысливает те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, напротив, - «девиантно». Когнитивные психологи акцентируют внимание на содержании человеческого сознания: например, если человек трактует агрессивное поведение как недопустимое, то его реакция на различные провоцирующие стимулы будет более мягкой, чем у человека, одобряющего насилие. Таким образом, обнаруживается значимость проблемы индивидуальных ценностей в плане понимания природы девиантности.

А. Адлер, основоположник психодинамически ориентированной индивидуальной психологии, делает акцент на социальную природу отклоняющегося поведения, считая, что

специальные вопросы осрпзоппнип

в 4-5 лет у ребенка проявляется чувство неполноценности, от которого он в дальнейшем хочет избавиться Для этого у человека есть два пути: один путь - «компенсация на полезной стороне жизни» - успех, власть, объединение в группы, что ведет к формированию чувства собственной ценности и предполагает доминирование чувства общности над индивидуализмом; другой путь - попытки подавлять других, например, используя насилие. В качестве важнейшего фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение отклонений [1].

На значимость социальной среды в формировании девиантного поведения указывает и представитель бихевиористского направления Беррес Фредерик Скиннер. По его мнению, девиантность - результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. Если родители окружили ребенка заботой и лаской; если они дали ему хорошее образование и воспитывали в нем уважение к людям, то он, вероятно, вырастет добропорядочным членом общества. Если же ребенок рос в неблагополучной семье, его родители не имели работы, но имели склонность к алкоголизму, а основным инструментом воспитания были ругань и побои, то весьма вероятно, что он пополнит ряды малолетних преступников. Сторонники этой теории полагают, если убрать провоцирующие девиантность и агрессию стимулы из окружения индивида, то проблема будет решена. Таким образом, изменение внешних условий определенным образом соответственно способно либо устранить, либо наоборот - активизировать проявления девиантности [4].

Гуманистическое направление - представитель - Карл Роджерс - причину девиантного поведения усматривает в окружении человека. Человек по своей природе добр, активен, креативен; ему свойственна самоактуализация - стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных (навязанных) ценностей, которые приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. Нереалистичные искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно провоцирует проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации личности, создавая специальные условия [5].

Таким образом, представители различных психологических теорий расходятся во взглядах на природу девиантного поведения человека: одни говорят о врожденной девиации, другие акцентируют влияние общества на формирование данного феномена. Отдельные научные направления и теории, объясняющие девиантное поведение и рассматривающие его в каком-либо одном аспекте, в целом не противоречат друг другу, взаимно дополняя общую картину представлений о девиантности.

Исходя из различной природы девиантного поведения, психолого-педагогическую диагностику отклоняющегося поведения необходимо проводить в двух направлениях: выявление особенностей социального окружения человека и индивидуально-психологических характеристик предрасположенности к девиантному поведении.

Диагностика «первичного социума» отношений «родители - дети» показывает уровень усвоения им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Здесь можно использовать следующие методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников «Моя семья», изучение идентификации с родителями (Захаров), измерение родительских установок и реакций (РЛИУ).

Диагностику «вторичного социума», например, школьного окружения ребенка, можно применять для выявления индивидуальных особенностей учителей: стиль руководства

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 ммррг

классом, статус учащегося в классе. Для выявления возможных нарушений рекомендуется исследовать познавательные потребности, направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам. Для этого можно использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методику «Направленность на отметку», «Оценка силы волевых качеств», методику выявления уровня смелости Г.А. Калашниковой, методику оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.

Исследователи проблемы девиантного поведения выявили так называемый «психологический портрет» лиц, склонных к девиантному поведению. Таким людям свойственны следующие психологические особенности: повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая (или низкая) Я-концепция; низкий уровень интернальности, то есть принятия на себя ответственности за себя и события в своей жизни; неспособность к эмпатии, повышенный эгоцентризм; стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций; направленность на поиск ощущений и др. Соответственно, для психолого-педагогической диагностики личностной предрасположенности к девиантному поведению можно использовать следующие методики: тест «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным), методику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера, тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, тест самооценки личности С.А. Будасси, «Шкалу локуса контроля» Дж. Роттера, «Шкалу эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, методику диагностики эгоцентризма у подростков Т.И. Пашукова и др. Кроме того, в процессе психолого-педагогической диагностики можно использовать номотетический и идеографический подходы.

Проективные тесты, например «Рисунок семьи», имеют ряд преимуществ при работе с детьми, в частности потому, что те воспринимают их как игру и не осознают целей исследования; это дает возможность получить неискаженный результат, приоткрыть двери в сферу проблем школьника, что не всегда доступно для изучения вербальными методиками. Однако такие тесты более сложны при анализе результатов психолого-педагогической диагностики, так как требуют специальных знаний в области идеографического направления исследования личности. Номотетическая психодиагностика, инструментом которой является тест, более проста в обработке и анализе результатов исследования. Проведение психолого-педагогической диагностики - ответственная работа, требующая профессионализма, соответствия этическому кодексу диагноста. При этом важно определить запреты и границы, которые не должны нарушаться в ходе диагностирования. Прежде всего, необходимо тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методик: пользователь не имеет права вносить в нее свою модификацию. Методики, не обеспеченные стандартной однозначной инструкцией и необходимыми показателями надежности и валидности (требуют параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов), не могут использоваться в профессиональной деятельности психодиагноста. От того, насколько грамотно будет проведена психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения, зависит успех последующей коррекции и реабилитации.

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. М., 1993.

2. Громов, И.А., Мацкевич, И.А., Семенов, В.А. Западная социология [Текст]. СПб. : ООО «Издательство ДНК», 2003. - С. 532.

3. Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы [Текст] : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2010.

4. Скиннер, Б. Оперантное поведение [Текст] // История зарубежной психологии : тексты. - М., 1986.

5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М., 1994.

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М., 1990.

7. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.