П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 373.291:373.3
Т.А. Мифтахова, А.Р. Елганов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛЕВОРУКИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрывается необходимость разработки программно-методического обеспечения и технологического инструментария по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в работе с леворукими первоклассниками. Освещается и поднимается вопрос преемственности детского сада и общеобразовательной школы в процессе адаптации леворуких первоклассников. Проблема адаптации категории детей с ведущей левой рукой рассматривается как актуальная и не решенная на современном этапе образовании.
Ключевые слова: Психолого-педагогическая адаптация, леворукие дети, дошкольное образовательное учреждение, первоклассник, общеобразовательная школа.
Современная система образования ориентирована на новые образовательные стандарты, ставит перед школой задачу по разработке адаптивных психо лого-педагогических подходов к обучению, обеспечивающих наиболее полную адаптацию первоклассников-левшей к новой учебной среде, формированию у них интереса к получению знаний.
Психолого-педагогическая адаптация леворуких первоклассников протекает сложно, противоречиво, сопровождается кризисными ситуациями такими, как конфликтность, отсутствие контакта с другими детьми и людьми в целом, неврозами, школьными страхами, неумением и нежелание общаться, невозможностью реализовать свои потребности и способности в учебной и внеучебной деятельности.
© Мифтахова Т.А., Елганов А.Р., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 11-1(62)
Основные проблемы современной системы образования, возникающие на этапе адаптации левору-кого первоклассника в образовательном пространстве школы, можно классифицировать в соответствии с исследованием Е.В. Ледяевой, которая выделяет три ключевых аспекта:
1. Психологические аспекты (нервно-психические отклонения, школьные страхи, чувство дискомфорта, сниженность настроения, конфликты).
2. Педагогические аспекты (проблемы при формировании навыков письма: зеркальное написание букв, цифр, графических элементов, нарушение почерка, очень медленный темп письма; проблемы при формировании навыков чтения и т.д.).
3. Социальные аспекты (отсутствие необходимых личностных инструментариев диагностики педагогического коллектива и общества в целом к леворуким детям, последствия декстрастресса в дошкольном возрасте).
Проблема психолого-педагогической адаптации левшей в современном образовании связано с отсутствием четких регламентирующих методических инструкций и эффективных рекомендаций по работе с данной категорией детей.
Эмпирическое наблюдение и диагностические методики «Мандала Юнга», «Опросник Аннет» (детский вариант), направленные на выявление леворуких детей в первых классах на базе МБОУ «СОШ № 20» г.Ижевска, показали, что в 2014-2015 учебном году среди 99 обследованных первоклассников - у 9 человек (9% от общего числа) левая рука является ведущей рукой; в 2015-2016 учебном году из 108 первоклассников - 9 леворуких обучающихся (8%). Данные показатели свидетельствуют о том, что данный контингент детей ежегодно пополняет ряды первоклассников, а разработка программно -методического обеспечения по сопровождению образовательного процесса в работе с левшами актуальна и необходима для современной школы.
Модель системы образования, существующая в настоящее время, ориентирована в большей степени на праворуких детей, соответственно данная категория первоклассников будет более быстро и эффективно адаптироваться к новому этапу жизни, нежели их леворукие сверстники.
Задача, стоящая перед педагогическим составом и нацеленная на процесс адаптации левшей первого года обучения в школе, должна быть направленная на максимальное безболезненное прохождение детьми этого этапа, которое позволит снизить дезадаптацию и избежать декстрастресса леворуким первоклассникам.
Создание психологических и педагогических условий для комфортного освоения леворукими обучающимися школьного пространства в первом классе - это залог успешности ребенка в дальнейшей учебной и социальной деятельности.
Первоклассник - это вчерашний дошкольник, и дошкольное образовательное учреждение, как выпускающая и социализирующая первая ступень общего образования, тоже должно вносить существенный вклад в работу с леворукими детьми.
В настоящее время отсутствует преемственность на уровне детский сад - школа по адаптации леворуких детей. Опыт Е.И. Горбуновой по подготовке детей-левшей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания, как правило, не применяется в детских садах. Реализация преемственности детский сад-школа по переходу из одного пространства в другое может стать более комфортным и безболезненным для современного леворукого первоклассника.
Просвещение родителей леворуких детей в первом классе необходимо рассматривать как механизм преемственности между детским садом и начальной школой. Содержанием организации бесед с родителями о детях с ведущей левой рукой должна стать следующая информация: кто такой леворукий ребенок («левша»); особенности организации пространства вокруг левши, в том числе, с акцентом на учебном пространстве в школе и дома; особенности и возникающие трудности в учебном процессе данной категории детей, а также пути их гармоничного преодоления, выхода из различных сложных психологических, педагогических и социальных ситуаций. Реализация данной просветительской работы со взрослой категорией, входящей в ближайшее образовательное пространство леворуких детей, поможет в прохождении сложного адаптационного пути первоклассников-левшей.
Психологическое сопровождение данной категории детей школьным педагогом-психологом, должно быть направлено на проведение диагностики с целью раннего выявления причин сложности адаптационного периода школьной жизни и организацию адекватных коррекционных мероприятий в рамках адаптационного периода.
Перечень диагностик, необходимых для работы школьному педагогу-психологу для обследования леворуких первоклассников:
- диагностика по выявлению ведущего полушария «Мандала Юнга»;
- диагностика по определению ведущей руки «Опросник Аннет» (детский вариант);
- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик»;
- методика «Рисунок школы»;
- рисуночный тест «Нарисуй человека» или «Несуществующее животное»;
- методика Е.Р. Гореловой «Выявление школьной тревожности у детей»;
- методика «Три квадрата»;
- «Лесенка» (Т. В.Дембо - С.Я. Рубинштейн)
Педагогическое сопровождение левшей в образовательном процессе должно опираться на существующие теории об изучении, воспитании и обучении леворуких детях, представленные в работах А.В. Семенович, М.М. Беруких, А.А. Сиротюк, Н.Г. Савкиной и других. Педагогическое сопровождение направлено на разработку стратегических подходов, требующих апробации в ежедневной практике работы с леворукими первоклассниками конкретного образовательного учреждения.
Триединство психологических, педагогических, социальных аспектов, преемственность детского сада и начальной школы в вопросах адаптации левшей, выработка единого подхода к механизмам развития, обучения и социализации ребенка с учетом индивидуальных особенностей организации и функционирования ведущего полушария и ведущей руки у леворукого ребенка - основа его эффективного и благоприятного прохождения адаптационного процесса в первый год обучения в школе.
Библиографический список
1. Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2016.
2. Ледяева Е.В. Социально - педагогическая адаптация леворуких детей в общеобразовательной школе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2011. - 24 с.
МИФТАХОВА ТАТЬЯНА АНИСОВНА - магистрант института педагогики, психологии и социальных технологий, направление «Психолого-педагогическое образование», Удмуртский государственный университет, Россия.
ЕЛГАНОВ АЛЕКСЕЙ РАФАИЛОВИЧ - ассистент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Удмуртский государственный университет, России.