Научная статья на тему 'Психолого -образовательное сопровождение как условие формирования у студентов ситуативной готовности к осуществлению выбора'

Психолого -образовательное сопровождение как условие формирования у студентов ситуативной готовности к осуществлению выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СИТУАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫБОРА / РЕФЛЕКСИВНЫЙ СЕМИНАР / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT / SITUATIONAL READINESS TO MAKE A CHOICE / REFLEXIVE SEMINAR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Виктория Борисовна, Стоянова Екатерина Иннокентьевна, Живаева Юлия Валерьяновна

В статье обсуждаются возможности реализации программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осуществлению выбора. Ситуативная готовность к осуществлению выбора может быть рассмотрена как каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Психолого-образовательное сопровождение реализовано в форме рефлексивного семинара, позволяющего фиксировать и делать предметом рефлексии личностные изменения, которые происходят со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Виктория Борисовна, Стоянова Екатерина Иннокентьевна, Живаева Юлия Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT AS A CONDITION OF FORMATION OF STUDENTS'' SITUATIONAL READINESS TO MAKE A CHOICE

The article discusses the possibility of implementing a programme of psychological-educational support of students with situational readiness to make a choice. Situational readiness to make a choice may be considered as an each time created functional spearhead of long-term readiness increasing its validity. Psychologicaleducational support is implemented in the form of reflective seminar which allows capturing personality changes that occur with students and making them the subject of reflection.

Текст научной работы на тему «Психолого -образовательное сопровождение как условие формирования у студентов ситуативной готовности к осуществлению выбора»

ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫБОРА

PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT AS A CONDITION OF FORMATION OF STUDENTS' SITUATIONAL READINESS TO MAKE A CHOICE

И.О. Логинова, В.Б. Чупина, Е.И. Стоянова, Ю.В. Живаева

1.0. Loginova, V.B. Chupina, E.I. Stoyanova, Yu.V. Zhivaeva

Психолого-образовательное сопровождение, ситуативная готовность к осуществлению выбора, рефлексивный семинар.

В статье обсуждаются возможности реализации программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осуществлению выбора. Ситуативная готовность к осуществлению выбора может быть рассмотрена как каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Психолого-образовательное сопровождение реализовано в форме рефлексивного семинара, позволяющего фиксировать и делать предметом рефлексии личностные изменения, которые происходят со студентами.

Psychological-educational support, situational readiness to make a choice, reflexive seminar. The article discusses the possibility of implementing a programme of psychological-educational support of students with situational readiness to make a choice. Situational readiness to make a choice may be considered as an each time created functional spearhead of long-term readiness increasing its validity. Psychological-educational support is implemented in the form of reflective seminar which allows capturing personality changes that occur with students and making them the subject of reflection.

В науке достаточно полно разработаны теоретические основы психолого-образовательного сопровождения студентов в процессе обучения, однако проблема психолого-образовательного сопровождения подготовки студентов в ходе профессионального обучения, а также отдельных ее аспектов находится на стадии накопления эмпирического материала. В связи с этим актуальной задачей стала разработка программы психолого-образовательного сопровождения студентов, находящихся в период самоопределения в выбранной ими (студентами) профессиональной области. В ходе исследовательских процедур возникла необходимость разработки программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осу-

ществлению выбора. Переход на другой уровень готовности позволит студентам реализо-вывать совершенно иные образовательные потребности и предопределять более успешную перспективу развития в профессиональной деятельности.

В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности психолого-образовательного сопровождения профессионального обучения. Значительный вклад в разработку проблемы психолого-образовательного сопровождения учебно-воспитательного процесса внесли отечественные психологи и педагоги Б.З. Вульфов, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик и др. В последнее время опыт развития системы психолого-образовательного сопровождения поддержки

и сопровождения развития обучающихся представлен О.С. Газманом, Г.В. Мухаметзяновой, И.В. Дубровиной, О.М. Краснорядцевой, И.Ю. Малковой, Е.С. Глуховой.

О.М. Краснорядцева отмечает, что психолого-образовательное сопровождение -это создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения личного потенциала и возможностей социальной (в том числе образовательной) среды в ресурсы собственного образования как процесса самосозидания, создания себя путем полагания в мир культуры [Краснорядцева, Трифонова, 2011]. O.A. Швабауер указывает, что образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, содержащая определенные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [Швабауер, 2014, с.136].

Также психолого-образовательное сопровождение рассматривается нами как целостный системный, интегративный психолого-образовательный процесс, включающий в себя совокупность способов, средств и методов поэтапного формирования, развития личности студента с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде.

В исследовании сконцентрировали внимание на студентах III курса, так как студенты этого курса находятся на идентифицирующем этапе, основная задача которого - профессиональное самоутверждение и отождествление себя с профессией. Именно в этот период времени актуализируется потребность в идентификации с выбранной сферой профессиональной деятельности, что связано с психологической готовностью реализовывать выбор с принятием ответственности за свое будущее становление в профессии. Период обучения в вузе и данный идентифицирующий этап в частности определяют возможности перехода студентов на более высокий уровень самореализации человека (продуктивно-сверхадаптивный) [Галажинский, 2002, с. 24], что выражается в психологической готовности к творческой деятельности, утверж-

дении себя в качестве открытой системы и обретении ответственности за собственную открытость - все эти компоненты определяют готовность человека к осуществлению выбора.

Программа психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осуществлению выбора разработана на основании результатов психодиагностического исследования. Ситуативная готовность -это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Рассматривая структуру ситуативной готовности к деятельности, авторы конкретизируют эти позиции, выделяя: познавательные компоненты (понимание разного рода профессиональных задач, оценка значимости); эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотива-ционные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые компоненты (мобилизация сил, преодоление сомнений).

Программа сопровождения реализована в форме рефлексивного семинара для работы со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора.

Цель работы состоит в формировании готовности к осуществлению выбора, позволяющей более успешно идентифицироваться с профессиональной средой и определять индивидуальную профессиональную траекторию.

Программа включает в себя рефлексивный блок.

В ходе реализации рефлексивного блока возможна работа со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора. Форма работы на данном этапе - рефлексивный семинар, позволяющий фиксировать и делать предметом рефлексии (с последующим обсуждением) те личностные изменения, которые происходят со студентами и могут быть отнесены как к планируемым (в виде целей образовательного проекта), так и к побочным образовательным эффектам.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[163]

S

X

Н U

м

Задачи рефлексивного семинара:

- выявление изменений, происходящих со студентами в процессе сопровождения;

- рефлексия готовности и способности к реализации выбора, отслеживание особенностей готовности к осуществлению выбора у участников сопровождения.

Возможность использования рефлексивного семинара со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора позволяет направить студентов на процесс осмысления ситуаций,

связанных с выбором человека путем решения задач «на смысл», «на ценность». Студенты с ситуативной готовностью к осуществлению выбора характеризуются доминированием смыслового содержательного аспекта, и включение в процесс сопровождения именно рефлексивного семинара позволит качественно осмыслить отношения в ситуации выбора. Возникает возможность перехода на уровень сформированной готовности к осуществлению выбора, что означает переход на новую ступень самореализации (табл.).

План программы психолого-образовательного сопровождения студентов III курса с ситуативной готовностью к осуществлению выбора (форма сопровождения - рефлексивный семинар)1

Сроки проведения Цель занятия Методы, форма работы

Октябрь Познакомить студентов с предметным, смысловым и ценностным компонентами психологической готовности выбора Рефлексивный семинар на тему «Многомерность современного мира»

Октябрь Усилить, сделать более близкой для студентов проблему свободного выбора, обнаружить смысловое поле значимых вопросов, связанных с проблематикой свободы выбора Рефлексивный семинар на тему «Бикфордов шнур»

Ноябрь Познакомить студентов с предметной составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар на тему «Предметные характеристики свободного выбора»

Ноябрь Познакомить студентов со смысловой составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар на тему «Смысловые характеристики свободного выбора»

Декабрь Познакомить студентов с ценностной составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар «Ценностные характеристики свободного выбора»

Март Познакомить студентов с особенностями проявления свободы выбора с разной степенью ответственности Рефлексивный семинар на тему «Человек - хозяин своей жизни, осуществляющий свободный выбор?»

Март Познакомить студентов с категориями свободы и ответственности как неотъемлемых характеристик выбора человека Рефлексивный семинар на тему «Свободный и несвободный выбор»

Март Познакомить студентов с особенностями минимального и максимального проявления свободы выбора Рефлексивный семинар: на тему «Максимальное и минимальное проявление свободы выбора»

Апрель Познакомить студентов с особенностями реализации выбора согласно предметному, смысловому и ценностному компоненту многомерного мира Рефлексивный семинар на тему «Предметные, смысловые, ценностные составляющие выбора человека»

Апрель Итоговое занятие Рефлексивный семинар «Выбор - что это для меня»

1 Содержание занятий рефлексивного семинара представлено в основном тексте работы.

[164]

Таким образом, разработанная модель программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью осуществления выбора может быть определена как «инструмент», который позволит улучшить качество профессиональной подготовки студентов, находящихся на этапе профессиональной адаптации к профессиональной деятельности в рамках образовательной среды вуза. Включение программы психолого-образовательного сопровождения позволит студентам определиться с выбором индивидуальной профессиональной траектории, что может послужить перспективой для успешной профессиональной самореализации в профессии.

Библиографический список

1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2002.43 с.

2. Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник ТГУ. 2007. № 305. Декабрь. С. 165-168.

3. Краснорядцева О.М., Трифонова Ю.А. Психо-лого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. № 11. С. 74-83.

4. Швабауер O.A. Образовательная среда педагогического университета: аксиологические аспекты // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 136-139.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.