ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫБОРА
PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT AS A CONDITION OF FORMATION OF STUDENTS' SITUATIONAL READINESS TO MAKE A CHOICE
И.О. Логинова, В.Б. Чупина, Е.И. Стоянова, Ю.В. Живаева
1.0. Loginova, V.B. Chupina, E.I. Stoyanova, Yu.V. Zhivaeva
Психолого-образовательное сопровождение, ситуативная готовность к осуществлению выбора, рефлексивный семинар.
В статье обсуждаются возможности реализации программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осуществлению выбора. Ситуативная готовность к осуществлению выбора может быть рассмотрена как каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Психолого-образовательное сопровождение реализовано в форме рефлексивного семинара, позволяющего фиксировать и делать предметом рефлексии личностные изменения, которые происходят со студентами.
Psychological-educational support, situational readiness to make a choice, reflexive seminar. The article discusses the possibility of implementing a programme of psychological-educational support of students with situational readiness to make a choice. Situational readiness to make a choice may be considered as an each time created functional spearhead of long-term readiness increasing its validity. Psychological-educational support is implemented in the form of reflective seminar which allows capturing personality changes that occur with students and making them the subject of reflection.
В науке достаточно полно разработаны теоретические основы психолого-образовательного сопровождения студентов в процессе обучения, однако проблема психолого-образовательного сопровождения подготовки студентов в ходе профессионального обучения, а также отдельных ее аспектов находится на стадии накопления эмпирического материала. В связи с этим актуальной задачей стала разработка программы психолого-образовательного сопровождения студентов, находящихся в период самоопределения в выбранной ими (студентами) профессиональной области. В ходе исследовательских процедур возникла необходимость разработки программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осу-
ществлению выбора. Переход на другой уровень готовности позволит студентам реализо-вывать совершенно иные образовательные потребности и предопределять более успешную перспективу развития в профессиональной деятельности.
В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности психолого-образовательного сопровождения профессионального обучения. Значительный вклад в разработку проблемы психолого-образовательного сопровождения учебно-воспитательного процесса внесли отечественные психологи и педагоги Б.З. Вульфов, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик и др. В последнее время опыт развития системы психолого-образовательного сопровождения поддержки
и сопровождения развития обучающихся представлен О.С. Газманом, Г.В. Мухаметзяновой, И.В. Дубровиной, О.М. Краснорядцевой, И.Ю. Малковой, Е.С. Глуховой.
О.М. Краснорядцева отмечает, что психолого-образовательное сопровождение -это создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения личного потенциала и возможностей социальной (в том числе образовательной) среды в ресурсы собственного образования как процесса самосозидания, создания себя путем полагания в мир культуры [Краснорядцева, Трифонова, 2011]. O.A. Швабауер указывает, что образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, содержащая определенные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [Швабауер, 2014, с.136].
Также психолого-образовательное сопровождение рассматривается нами как целостный системный, интегративный психолого-образовательный процесс, включающий в себя совокупность способов, средств и методов поэтапного формирования, развития личности студента с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде.
В исследовании сконцентрировали внимание на студентах III курса, так как студенты этого курса находятся на идентифицирующем этапе, основная задача которого - профессиональное самоутверждение и отождествление себя с профессией. Именно в этот период времени актуализируется потребность в идентификации с выбранной сферой профессиональной деятельности, что связано с психологической готовностью реализовывать выбор с принятием ответственности за свое будущее становление в профессии. Период обучения в вузе и данный идентифицирующий этап в частности определяют возможности перехода студентов на более высокий уровень самореализации человека (продуктивно-сверхадаптивный) [Галажинский, 2002, с. 24], что выражается в психологической готовности к творческой деятельности, утверж-
дении себя в качестве открытой системы и обретении ответственности за собственную открытость - все эти компоненты определяют готовность человека к осуществлению выбора.
Программа психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью к осуществлению выбора разработана на основании результатов психодиагностического исследования. Ситуативная готовность -это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Рассматривая структуру ситуативной готовности к деятельности, авторы конкретизируют эти позиции, выделяя: познавательные компоненты (понимание разного рода профессиональных задач, оценка значимости); эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотива-ционные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые компоненты (мобилизация сил, преодоление сомнений).
Программа сопровождения реализована в форме рефлексивного семинара для работы со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора.
Цель работы состоит в формировании готовности к осуществлению выбора, позволяющей более успешно идентифицироваться с профессиональной средой и определять индивидуальную профессиональную траекторию.
Программа включает в себя рефлексивный блок.
В ходе реализации рефлексивного блока возможна работа со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора. Форма работы на данном этапе - рефлексивный семинар, позволяющий фиксировать и делать предметом рефлексии (с последующим обсуждением) те личностные изменения, которые происходят со студентами и могут быть отнесены как к планируемым (в виде целей образовательного проекта), так и к побочным образовательным эффектам.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
[163]
S
X
Н U
м
Задачи рефлексивного семинара:
- выявление изменений, происходящих со студентами в процессе сопровождения;
- рефлексия готовности и способности к реализации выбора, отслеживание особенностей готовности к осуществлению выбора у участников сопровождения.
Возможность использования рефлексивного семинара со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора позволяет направить студентов на процесс осмысления ситуаций,
связанных с выбором человека путем решения задач «на смысл», «на ценность». Студенты с ситуативной готовностью к осуществлению выбора характеризуются доминированием смыслового содержательного аспекта, и включение в процесс сопровождения именно рефлексивного семинара позволит качественно осмыслить отношения в ситуации выбора. Возникает возможность перехода на уровень сформированной готовности к осуществлению выбора, что означает переход на новую ступень самореализации (табл.).
План программы психолого-образовательного сопровождения студентов III курса с ситуативной готовностью к осуществлению выбора (форма сопровождения - рефлексивный семинар)1
Сроки проведения Цель занятия Методы, форма работы
Октябрь Познакомить студентов с предметным, смысловым и ценностным компонентами психологической готовности выбора Рефлексивный семинар на тему «Многомерность современного мира»
Октябрь Усилить, сделать более близкой для студентов проблему свободного выбора, обнаружить смысловое поле значимых вопросов, связанных с проблематикой свободы выбора Рефлексивный семинар на тему «Бикфордов шнур»
Ноябрь Познакомить студентов с предметной составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар на тему «Предметные характеристики свободного выбора»
Ноябрь Познакомить студентов со смысловой составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар на тему «Смысловые характеристики свободного выбора»
Декабрь Познакомить студентов с ценностной составляющей психологической готовности к выбору Рефлексивный семинар «Ценностные характеристики свободного выбора»
Март Познакомить студентов с особенностями проявления свободы выбора с разной степенью ответственности Рефлексивный семинар на тему «Человек - хозяин своей жизни, осуществляющий свободный выбор?»
Март Познакомить студентов с категориями свободы и ответственности как неотъемлемых характеристик выбора человека Рефлексивный семинар на тему «Свободный и несвободный выбор»
Март Познакомить студентов с особенностями минимального и максимального проявления свободы выбора Рефлексивный семинар: на тему «Максимальное и минимальное проявление свободы выбора»
Апрель Познакомить студентов с особенностями реализации выбора согласно предметному, смысловому и ценностному компоненту многомерного мира Рефлексивный семинар на тему «Предметные, смысловые, ценностные составляющие выбора человека»
Апрель Итоговое занятие Рефлексивный семинар «Выбор - что это для меня»
1 Содержание занятий рефлексивного семинара представлено в основном тексте работы.
[164]
Таким образом, разработанная модель программы психолого-образовательного сопровождения студентов с ситуативной готовностью осуществления выбора может быть определена как «инструмент», который позволит улучшить качество профессиональной подготовки студентов, находящихся на этапе профессиональной адаптации к профессиональной деятельности в рамках образовательной среды вуза. Включение программы психолого-образовательного сопровождения позволит студентам определиться с выбором индивидуальной профессиональной траектории, что может послужить перспективой для успешной профессиональной самореализации в профессии.
Библиографический список
1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2002.43 с.
2. Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник ТГУ. 2007. № 305. Декабрь. С. 165-168.
3. Краснорядцева О.М., Трифонова Ю.А. Психо-лого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. № 11. С. 74-83.
4. Швабауер O.A. Образовательная среда педагогического университета: аксиологические аспекты // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 136-139.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м