Научная статья на тему 'Психолого-образовательная программа подготовки кадрового резерва вуза'

Психолого-образовательная программа подготовки кадрового резерва вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долматов Олег Юрьевич, Волков Юрий Викторович, Козлова Наталья Викторовна, Годымчук Анна Юрьевна

Инструментом кадровой политики инновационного университета является психолого-образовательная программа, предусматривающая проведение специальных мероприятий для формирования соответствующих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долматов Олег Юрьевич, Волков Юрий Викторович, Козлова Наталья Викторовна, Годымчук Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-образовательная программа подготовки кадрового резерва вуза»

Обсуждаем проблему

157

Психологообразовательная программа подготовки кадрового резерва

университет вуза

Инструментом кадровой политики инновационного университета является пси-холого-образовательная программа, предусматривающая проведение специальных мероприятий для формирования соответствующих компетенций.

Ключевые слова: кадровый резерв, психолого-образовательная программа, инновационный университет.

О.Ю. ДОЛМАТОВ, начальник управления

Ю.В. ВОЛКОВ, начальник отдела Н.В. КОЗЛОВА, доцент А.Ю. ГОДЫМЧУК, ведущий специалист по кадрам Томский политехнический

Выполнение базовых функций и ведение конкурентной борьбы университетом инновационного типа невозможно без формирования и эффективного использования кадрового потенциала. Наиболее очевидный способ достичь этой цели - выстраивание особой кадровой политики, которая позволяет решать задачи планирования и обеспечения научных, образовательных и административных сфер [1].

В данной статье представлены результаты разработки психолого-образователь-ной программы «Развитие кадрового ресурса» (далее - ПОП «РКР») для молодых сотрудников, составляющих кадровый резерв университета. Работа проведена междисциплинарной командой профессионалов, включающей специалистов отдела развития персонала, управления кадровой политики ТПУ, социологов и психологов, в рамках проекта «Кадровый резерв Томского политехнического университета» [2].

В качестве базовых компетенций, на формирование которых нацелена ПОП «РКР », рассматривались следующие:

■ понимание своих возможностей;

■ умение соотносить собственные возможности и возможности окружающей среды, использовать их для своего развития;

■ умение видеть и использовать возможности среды в контексте задач развития региона;

■ умение работать со своим потенциалом и потенциалом среды для создания инновационного продукта.

Для эффективного планирования и реализации психолого-образовательной программы в вузе, на наш взгляд, необходимо использовать следующие стратегии:

1) включение в программу представителей социально-профессиональных сетей (административныхуправленцев, работодателей и т.д.);

2) широкое использование принципа «генерации альтернатив» для стимулирования активности участников программы;

3) четкое определение целей программы и обсуждение их со всеми участниками;

4) оценка эффективности работы участников по критериям инновативности;

5) обсуждение результатов программы, определение ошибок, проблем и путей их преодоления, расширение вариантов внедрения.

Структура ПОП «РКР» университета инновационного типа представлена тремя уровнями.

Информационный блок. Цель: предоставление участникам кадрового резерва системы знаний о значимых условиях и факторах профессионализма в условиях инновационных процессов и оперативной информации для организации научного и учебно-воспитательного процесса в вузе. Формы работы: а) индивидуальные - по текущим проблемам (консультирование); б)

158

Высшее образование в России • № 9, 2009

формирование информационного портфеля (научно-методическое обеспечение деятельности); в) предоставление банка литературных источников по проблемам.

Личностный блок. Цель: диагностика и коррекция личностных особенностей участников кадрового резерва, способствующих (или препятствующих) самореализации в условиях инновационной профессиональной деятельности. Формы работы: а) выявление основных личностных параметров (ведущие мотивы и ценности, отношение к творчеству, особенности поведения в конфликте, тип и отношение к карьере, реакция в стрессе, работоспособность и «износоустойчивость», личностно-профессиональный потенциал); б) индивидуальные формы решения личностных проблем; в) групповые формы (тренинги).

Учебно-методический блок. Цель: обучение через разработку и внедрение конкретных программ, направленных на прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление участников кадрового резерва. Формы работы: а) соло-практики (организационные и творческие пробы); б) информационно-практические семинары (тренинги, диспуты и т.д.) в) мастер-классы (круглые столы, деловые игры и т.д.) г) проблемные семинары для установления обратной связи.

Образовательная программа предполагает следующие модули:

1) кадровая политика, направленная на прямую поддержку инновационной стратегии вуза и региона;

2) схема формирования кадрового резерва и мотивирующие факторы формирования «кадрового резерва»;

3) структура профессиональной компетентности;

4) модели мышления и их роль в развитии современного профессионала;

5) коммуникативный потенциал участника кадрового резерва;

6) командный радикал личности участника кадрового резерва;

7) стратегии принятия решений в деятельности;

8) концепция акмеологического развития профессионала.

Стратегии, уровни и содержание модулей программы позволяют решать следующие задачи:

• разработка траектории личностнопрофессионального развития участников кадрового резерва университета инновационного типа;

• развитие эффективных коммуникативных стратегий в профессиональной деятельности;

• повышение ответственности и самоорганизации в профессиональной деятельности;

• расширение области полномочий в принятии решений;

• развитие управленческого потенциала;

• развитие стратегий формирования управленческой команды.

Апробирование разработанной программы при выполнении проекта «Кадровый резерв ТПУ » в течение 2007-2008 гг. включало проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию информационного, личностного и учебно-методического блоков. Для этого была создана команда, в состав которой входили профессиональные психологи, педагоги, тренеры и управленцы из ТПУ и других организаций (отдел развития персонала ТПУ; центр планирования карьеры г. Томска; кафедра генетической и клинической психологии Томского государственного университета, ООО «Команда», г. Москва; психологическая служба ТПУ; Центр делового развития Профи-Карьера, г. Москва; Институт международного менеджмента ТПУ; кафедра инженерной педагогики ТПУ).

Анализ ряда мероприятий позволил выявить определенное поле проблем при создании условий овладения компетенциями, необходимыми для работы в инновационном университете.

Обсуждаем проблему

159

Во-первых, большинство молодых сотрудников вуза ставят перед собой только краткосрочные цели (2-3 года), следовательно, используют ресурсы неэффективно, не ориентируясь на дальнюю перспективу [3].

Во-вторых, у значительного числа сотрудников вуза очень низок уровень рефлексии, т.е. осознания и обозначения своего потенциала (как профессионального, так и личностного).

В-третьих, для некоторых «резервистов» характерно неадекватное понимание возможностей окружающей среды, в данном случае - университета, для своей самореализации в профессиональном плане.

В целом психолого-образовательная программа «РКР» позволяет выполнять следующие задачи:

1) выявление внутри организации «кадрового ресурса» - наиболее талантливых, инициативных и перспективных сотрудников, способных сыграть ведущую роль в образовательном, научном, административном и предпринимательском секторах деятельности инновационного университета;

2) изучение мотивационных факто-

ров «кадрового ресурса», его лояльности по отношению к своей организации;

3) установление личностного и профессионального потенциала «кадрового ресурса » для работы в условиях инновации;

4) определение готовности «кадрового ресурса » работать над своим профессиональным и личностным потенциалом в контексте использования ресурсов окружающей среды для создания инновационного продукта.

Литература

1. См.: Годымчук А.Ю., Козлова Н.В., Волков

Ю.В., Долматов О.Ю. Формирование кадрового резерва в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6. С. 52.

2. Сайт Томского политехнического универ-

ситета. URL: http://www.tpu.ru/html/ reserve.htm

3. См.: Козлова Н.В., Годымчук А.Ю. Моти-

вационные факторы формирования кадрового резерва в инновационном образовательном процессе // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.