Научная статья на тему 'Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций'

Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4012
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ

А. В. Гаряев, Т. П. Гаряева

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИХ УЧЕТ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Как справедливо утверждал Л.И. Ястребов: "Самое худшее, что Вы можете сделать, готовя презентацию, это "положиться на разумность и доброжелательность Вашей аудитории". Очень часто начинающий применять в своей педагогической деятельности ИКТ учитель в глубине души считает, что ему достаточно написать на слайдах презентации нужные тексты, и тогда ученики, затаив дыхание, начнут вчитываться в эти тексты.... Ну, а самому учителю останется только стоять и ждать, пока все прочтут текст на слайде и, нетерпеливо выдохнув, потребуют показать следующий.

Нет, нет и ещё раз нет! Учитель, представ перед классом, с компьютерной указкой и мышкой в руках, начинает играть совершенно новую роль. Волей-неволей он держит экзамен на компетентность в компьютерных и информационных технологиях, даже если все присутствующие - его любимые ученики и сам он любимый учитель. Преподаватель берет на себя ответственность за то, что в ходе занятия он достигнет цели своего появления перед своими слушателями и научит их делать то, что они раньше не умели делать. Но при этом он должен искусно владеть не только учебным предметом, но и уметь представить информацию ярко, четко, понятно и правильно. А что значит "правильно"? Правильно - это значит с учетом психолого-физиологи-ческих закономерностей восприятия.

Каждый жанр урока имеет свои правила структурирования и предъявления информации, четкий регламент деятельности учителя и ученика. Рассмотрим некоторые наиболее очевидные особенности восприятия информации человеком и, соответственно,

введем необходимые правила, которые должен выполнять учитель, чтобы не допустить элементарных ошибок.

Как известно, прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, сначала включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление. Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является получение органами чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия.

При беглом взгляде на рис. № I многие люди воспринимают его как всего лишь причудливый узор, состоящий из различных пятен и точек, некое декоративнохудожественное оформление, выполненное в абстрактном жанре. Это не совсем так. Давайте рассмотрим рисунок внимательнее

Рис. I

© Гаряев A.B., Гаряева Т.П., 2OO8

Рис. 2

и попытаемся в каком-то смысле проникнуть в сам процесс того, что мы называем восприятием и узнаванием.

Действительно, что же представляет собой это изображение - всего лишь хаотическое нагромождение отдельных пятен? Но через несколько секунд рассматривания Вы "вдруг" увидите, что это не бессмысленный набор черно-белых областей, а вполне определенная фигура, которая известна в психологии под названием "пятнистый пес". Теперь, когда пес опознан, уже трудно, кстати сказать, не увидеть его при повторных взглядах, как бы они ни были мимолетны и под каким ракурсом мы ни смотрели бы на картину.

В итоге мы приходим к выводу о существовании явления, которое можно назвать фундаментальным парадоксом зрительного восприятия: внешний мир представлен на сетчатке наших глаз всего лишь как распределение яркостей отдельных точек, но при этом мы воспринимаем это

распределение как вполне осмысленный, целостный объект. Другими словами, видимый мир представляет для нас "хаос, полный смысла". Кстати, если "пятнистый пес" кажется Вам несколько вычурным и нетипичным примером, присмотритесь внимательно к обычной газетной фотографии (рис. 2), и Вы увидите только хаотически расположенные точки, отличающиеся друг от друга исключительно значением яркости.

Если вдуматься, то самое поразительно, что человек может из увиденного на основании такой скудной информации делать такие удивительные выводы: узнавать предметы, цветы, животных, улыбки людей, познавать красоту мира.

До сих пор мы рассматривали изображения, узнавание которых в основном было связано с тем или иным истолкованием части фрагментов некоторой фигуры. Теперь же проанализируем процесс узнавания изображений другого вида; их восприятие

связано с разделением одной и той же картины без остатка на разные части: на фигуру и фон, на котором эта фигура расположена. Классическим примером изображений такого типа является рис. 3.

При одной его трактовке мы видим вазу, при другой контур вазы распадается, и из его элементов образуются два новых фрагмента, два профиля. Таким образом, получается, что узнавание связано не только с процессом истолкования фрагментов, выделенных из исходного паттерна распределения света и тени некоторым стандартным путем. Оказывается, само разбиение паттерна на части не является однозначным, система восприятия может перебирать способы разбиения так же, как и способы интерпретации полученных фрагментов.

Автором этой картины является датский психолог начала нашего века Эдгар Рубин. В своих исследованиях Рубин в основном изучал феномен выделения фигуры из фона. В изображении "ваза - профили" фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть. Интересно отметить, что в данном случае решение о классе фигуры зависит от способа разбиения всей сцены на части, но, главное, от того, какую часть мы примем для себя за фигуру и какую - за фон.

Собственно, "что есть фигура" - вопрос, который кажется простым, однако полный ответ на этот вопрос пока не найден. Ясно одно, что выбор фигуры не однозначен. В разбираемом случае оба варианта выбора одинаково приемлемы, что и делает изображение "ваза-профили" парадоксальным. Человек интерпретирует полученную

информацию на основании только ему присущих качеств восприятия и сознания, в основе которого лежит опыт. Увидеть -значит понять, то есть интерпретировать.

Но есть ещё более сложные фигуры, трактовка которых невозможна в принципе (рис. 5). Каждая часть этой фигуры вполне воспринимаема - невозможна интеграция частей этой фигуры.

Какое же это имеет отношение к ИКТ? Самое прямое. Потому что меняется способ подачи информации. Ранее информация выдавалась порциями, каждая из которых тонкой струйкой нашей речи просачивалась в сознание ученика. Теперь мы обрушиваем на ученика целые водопады неструктурированной, или недостаточно, или плохо структурированной информации.

Когда мы смотрим на предмет, находящийся от нас на таком расстоянии, что не нужно поворачивать голову (например, на рис. 6), мы считаем, что воспринимаем его сразу, т. е. наши глаза при рассматривании такого предмета остаются неподвижными. Так ли это?

Эксперименты показали, что наши глаза не находятся в покое. Неподвижными они остаются лишь в течении краткого времени. Глаз человека может оставаться неподвижным в течение 0,2-0,8 с, тогда на сетчатке образуется отчетливое изображение детали картины. За это время мы успеваем обозреть деталь и запомнить её особенности (рис. 7). Потом переходим к следующей детали. Некоторые объекты требуют большего внимания, другие менее.

Причина этого кроется в устройстве наших

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

глаз. На сетчатке, состоящей из нервных клеток двух типов - палочек и колбочек, вблизи её середины, есть особенно чувствительное к свету место - желтое пятно диаметром 3 мм, в котором имеется центральная ямка диметром 0,4 мм (рис. 8).

Рис. 7

В ней находятся одни лишь колбочки. Если мы смотрим на хорошо освещенный предмет и отчетливо видим его, значит, на желтом пятне получается отчетливое изображение этого предмета. Когда же мы рассматриваем мелкие детали и предметы и отлично их видим, значит, получается их резкое изображение в центральной ямке (см. рис. 9).

рассматривать все элементы картины (слайда) по очереди, и не факт, что он начнет рассматривать схему в той последовательности, в которой автор предполагает её изложение. Даже если структурно-логические связи между понятиями выстроены достаточно хорошо, все равно ученику неоднократно придется возвращаться к началу (базовому понятию) схемы, чтобы пройти снова всю схему целиком для более полного её изучения и осознания.

Также мы не можем отчетливо видеть близкие и удаленные предметы одновременно (см. рис. 10-13). Если мы отчетливо видим человека играющего в гольф, то одновременно более близкий и более удаленный предметы видим неясно, и наоборот, если мы будем видеть ясно удаленный предмет, то все остальные будут видны неотчетливо.

Рис. 8

Остальные предметы видны нечетко. Человек при восприятии информации с экрана не может схватить весь текст или всю схему целиком, поэтому человеку приходится

Наличие на слайде объемных изображений (диаграмм и т. д.) увеличивает время их восприятия и соответственно, тормозит ход урока.

Наши глаза обладают ещё одним важным и практически ценным свойством - остротой зрения, т. е. способностью различать две мелкие детали, находящиеся друг от друга очень близко. У ювелиров, например, настолько большая острота зрения, что нанесенные ими на металл детали рисунка можно различать лишь при помощи лупы с увеличением в 5-6 раз. Такую остроту зрения нередко имеют жители степей и пустынь.

Острота зрения в большой степени определяется структурными морфологическими особенностями зрительного анализатора. Однако исследования показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Учебный материал на слайде должен быть представлен в виде схемы, то есть учитель должен провести логико-графическое структурирование содержания изучаемого. Любая схема всегда лучше текста. В тексте соотношение понятий обрисовывается словами, но нет зрительно схватываемой структуры. Даже в неудачной схеме такая структура все равно прослеживается. Схема помогает учителю обеспечить глубину и одновременно легкость преподнесения учащимся сложного учебного материала. Она (схема) позволяет устанавливать новые связи между ранее усвоенными понятиями, а также проясняет их, делает более точными, менее противоречивыми. Именно в этом была причина успеха методики создания опорных конспектов, разработанной В.Ф. Шаталовым. Опорный конспект (рис. 14) представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей

по уровню значимости (цветом, шрифтом и т. п.). Интуитивно понятная схема, так и осталась таковой. Множество различных опорных конспектов, написанных различными авторами по физике (в том числе и В. Ф. Шаталовым), не исчерпали возможности своего совершенствования. Это лишь первый шаг в построении особого учебнопедагогического способа перекодирования информации, работе с символами и знаками другого, отличного от привычного словесного типа.

Колоссальный прогресс науки за последние 100 лет оказался возможным не за счет улучшения организации нашего мозга, а благодаря совершенствованию символизации, то есть развитию нашего языка, в том числе таких важнейших его ответвлений, как язык символической логики. Подавляющее большинство людей думает словами (некоторые люди используют не звуковые, а зрительные образы, чаще в виде напечатанных типографским шрифтом слов), хотя для определенных видов творческой деятельности это необязательно. Например, подавляющее число математиков мыслит зрительными, реже двигательными образами (В. Ф. Шаталов - математик). Только на заключительном этапе проверки и завершения исследования ими начинают использоваться алгебраические знаки. И лишь когда наступает период подготовки матема-

Рис. 14

тического открытия к опубликованию, начинается перекодирование зрительных образов в слова.

Аналогичным механизмом мышления обладал А. Эйнштейн. Он писал, что психическими элементами его мышления являются "... более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и скомбинированы. Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного (мускульного) типа".

Безусловно, используемые в процессе творчества зрительные образы имеют скорее символическую, чем изобразительную связь с рассматриваемыми математическими идеями. Зрительными образами пользуются и композиторы: некоторые из них свои произведения первоначально видят в зрительной форме.

Известный лингвист Р. Якобсон считает, что, в отличие от собственно речи (речи словесной), внутренняя речь, особенно когда она творческая, охотно использует другие системы знаков, более гибкие и менее стандартизованные, оставляющие мыслям больше свободы и подвижности. Среди этих знаков могут быть и общепринятые и индивидуальные, постоянные для данного субъекта либо выдумываемые применительно к определенной, конкретной задаче, участвующие лишь в одном созидательном акте.

Многие психологи придают очень большое значение вспомогательным знакам,

используемым при мышлении. Они считают весьма целесообразным с раннего возраста тренироваться по перекодировке речи в более емкие и гибкие символы. Не исключено, что обучение символам, используемым выдающимися учеными, упростит процесс усвоения знаний. Поэтому так важно заглянуть в творческую мастерскую педагогов-мыслителей физико-математического склада, таких как А. И. Пастухов (его опорный конспект приведен на рис. 14), В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман и других. Их опыт структурирования информации очень

полезен при создании слайдов, ведь благодаря их работе, появляется возможность строить новые специальные языки и новые алгоритмы обработки информации.

Создание логико-структурной схемы предъявления учебного знания процесс творческий, но особенностями человеческого восприятия информации нельзя пренебрегать. Вот некоторые наиболее простые и очевидные требования к слайду, на котором представлена информация:

1. Материал должен быть представлен таким образом, чтобы не было двойственного восприятия информации, как в картине

Э.Рубина (рис. 3). Передаваемая информация должна восприниматься как целостная фигура. Все остальное: другие фигуры, связывающие линии, выноски, дополнительные элементы, пустоты - только фон.

2. Каждое понятие, сколькими бы словами оно ни выражалось и как бы образующие его слова не были растворены в потоке других слов, должно быть заключено в замкнутую фигуру. Каждому понятию должна соответствовать одна рамка. Обычно понятий много - должно быть много рамок. Эти рамки должны легко выделяться из фона. Надо оптимизировать выделение "понятий-ной фигуры" из фона. В том числе и из других фигур, которые для неё тоже играют роль фона. Это зависит от формы рамок. Как правило, должны использоваться овальные рамки, а прямоугольники - лишь в некоторых случаях, когда это нужно для разнообразия или уместно по другим причинам. Психологический механизм этого явления такой. Если рядом расположены два равных прямоугольника, то они объединяются в линию как два элемента. Овал - более приемлемая форма для схематизации. И чем ближе овалы к окружностям, тем меньше сила их объединения-слияния. И тем лучше они выделяются из фона.

В овалы при работе на компьютере не всегда укладывается текст, а в прямоугольники укладывается легче. Только тогда все же стоит соблюсти такие требования: а) скруглить углы; б) рассредоточить прямоугольники по полю

слайда; в) сместить по отношению к другим прямоугольникам так, что бы разбить параллельность и мысленное продолжение одних линий в другие по горизонтали и вертикалям; г) избегать использования слишком длинных прямоугольников (пусть они будут ближе к квадратам).

3. Величина букв на слайде играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра, для комфортного зрения величина букв на слайде должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6-7 м буквы должны быть уже 5 см. Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине - на 4, а мужчине на 3, то есть буква высотой в I см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

3. Должен быть понятным и легко воспринимаемым шрифт. В сложных схемах, где и так всё требует напряженного внимания, не стоит брать шрифты с украшениями.

4. Текст в фигурах-понятиях должен быть достаточно кратким. Понятия должны быть только названы, не более 2-3 слов. Целесообразно применять понятные или поясненные в выносках сокращения. Но нельзя, чтобы пространство фигуры загромождалось текстом. Это тоже затрудняет восприятие понятийных отношений.

5. Фигуры-понятия целесообразно так организовать в рабочем поле слайда, чтобы были высветлены логические соотношения понятий. То есть структура, состоящая из фигур-понятий, должна отражать логические связи.

Например, если одно понятие входит в объем другого понятия, то его рамка должна быть включена в рамку более общего понятия. Или, если понятие входит в несколько других, более общих понятий, то его рамкой является, пересечение рамок тех понятий, в которые он входит.

6. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем

углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%).

28% 33%

1 6% 23%

7. Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудобочитаем желтый на белом фоне.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный - зеленый, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвета успокаивают сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика, т. е. цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Красный и алый цвета действую возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст,

тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

8. Комбинированное воздействие визуальной и аудиовизуальной информации дает наилучшие результаты. Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Отсюда вытекает роль ИКТ в обучении. Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг "отключается" на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации

разными способами и лексическими средствами.

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции" (В. Сухомлинский). Поэтому в эпоху информатизации умение эффективно и разумно использовать ИКТ является насущной необходимостью. Ведь "что такое презентация? Это не более, чем какие-то страницы, которые содержат надписи и картинки, на которых могут появляться какие-то анимированные элементы, которые могут сопровождаться звуковыми эффектами... Всё остальное - это Ваша мысль, Ваша логика, в конце концов - Ваш отбор материала." (Л.И.Ястребов). Поэтому успех гарантируют не слепое следование правилам и рекомендациям, а их творческая интерпретация, которая определя-ется сущностью изучаемого материала, составом аудитории и предыдущим опытом педагога. Целью данной работы является не создание новых стереотипов применения ИКТ, а всего лишь прививкой от "детской кори" которой переболеет большинство педагогов в процессе самостоятельного освоения ИКТ.

Библиографический2список

Волклвыский Р. Ю. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике: кн. для учителя: из опыта работы / Р.Ю. Волклвыский, Д.А. Темкина. М.: Просвещение, 1993. 175 с.

Горбушин Ш. А. Азбука физики. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы: Экспериментальные материалы / Ш.А. Горбушин. Ижевск: Удмуртия, 1992. 256 с. - ("Для тех, кто учит - для тех, кто учится").

Егидес А. П. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются / А.П. Егидес, Е.М. Егидес. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 320 с. (Практическая психология).

Ильченко В. Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников: кн. для учителя / В.Р. Ильченко. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов/В. М. Кроль. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2003. 325 с.

Перышкин А. В. Факультативный курс физики: 7 кл. Пособие для учащихся / А.В. Перышкин, В.П. Чемакин.

2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. 142 с.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Сергеев Б. Тайны памяти / Б. Сергеев. Ростов н/Д: Феникс, СПб.: ООО Изд-во "Северо-Запад", 2006. 299, [1] с.

Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с. (Серия "Учебники и учебные пособия").

Урок физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн. для учителя/сост. Э. М. Браверман; под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993.

Шаталов В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: кн. для учителя: из опыта работы/В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Хаит. М.: Просвещение, 1989. 143 с.

Ястребов Л. И. Создание презентации и техника эффективного выступления / Л.И. Ястребов. Федерация Интернет образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.