Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕСТИВАЛЯ «БЕРНИНГ МЭН»'

ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕСТИВАЛЯ «БЕРНИНГ МЭН» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / событийный туризм / музыкальный фестиваль / Burning Man / творчество / самовыражение / tourism / event tourism / music festival / Burning Man / creativity / self-expression

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А И. Ковалева

В статье раскрыты психолого-философские аспекты фестиваля «Бернинг Мэн». Рассмотрена история возникновения фестиваля, уделено внимание социальному портрету и мотивации аудитории, обозначены основные особенности организации и проведения крупнейшего события мира. Целью исследования стало выявление и обоснование аттрактивности фестивальной концепции при выделенном автором статьи отсутствии привычных удобств для гостей фестиваля, которое в ином случае принесло бы негативный эффект организаторам события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE BURNING MAN FESTIVAL

The article reveals the psychological and philosophical aspects of the Burning Man Festival. The history of the festival is considered, attention is paid to the social portrait and motivation of the audience, the main features of the organization and holding of the largest event in the world are outlined. The purpose of the study was to identify and substantiate the attractiveness of the festival concept with the absence of the usual amenities for festival guests highlighted by the author of the article, which otherwise would have brought a negative effect to the organizers of the event.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕСТИВАЛЯ «БЕРНИНГ МЭН»»

- Психологические науки -

ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕСТИВАЛЯ «БЕРНИНГ МЭН»

А.И. Ковалева, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-65-67

Аннотация. В статье раскрыты психолого-философские аспекты фестиваля «Бернинг Мэн». Рассмотрена история возникновения фестиваля, уделено внимание социальному портрету и мотивации аудитории, обозначены основные особенности организации и проведения крупнейшего события мира. Целью исследования стало выявление и обоснование аттрактивности фестивальной концепции при выделенном автором статьи отсутствии привычных удобств для гостей фестиваля, которое в ином случае принесло бы негативный эффект организаторам события.

Ключевые слова: туризм, событийный туризм, музыкальный фестиваль, Burning Man, творчество, самовыражение.

«Бернинг Мэн» - восьмидневный арт-фестиваль радикального самовыражения, проходящий в пустыне на территории США, штат Невада. «Бернинг Мэн» определенно нельзя назвать только музыкальным фестивалем. Музыка является неотъемлемой частью фестивальной программы - знаменитые ди-джеи разъезжают по территории Блэк-Рок-Сити на арт-траках и воспроизводят известные хиты. «Бернинг Мэн» - философия, определенный взгляд на жизнь. Прежде всего, это фестиваль искусства, свободы и самовыражения [1].

История фестиваля началась в 1986 году, когда дружная компания в честь дня летнего солнцестояния сожгла искусственную фигуру человека, высотой в два метра (от анг. burning man - горящий человек). Из года в год фигура становилась все больше, как и количество участников фестиваля. Организаторы не сравнивают «Бернинг Мэн» с каким-либо классическим фестивалем, так как фестиваль - это эксперимент по созданию нового общества под эгидой свободы [1]. Участники освобождаются от навязываемых обществом паттернов поведения и социальных ролей, прибывая на территорию Блэк-Рок-Сити, города, который появляется из года в год в пустыне, буквально из ничего ровно на неделю. Каждый может выбрать для себя любую модель поведения, и другие участники будут поддерживать выбор. Экстравагантное поведение и такие же наряды - приветствуются. Нарядам и костюмам фестиваля ежегодно посвящается

множество видеороликов, фотографий и статей, в том числе и в модных журналах [2]. Наряды, опубликованные иностранными СМИ в качестве примеров креативности участников фестиваля, отличаются яркостью (превалируют кислотные оттенки), хиппи-мотивами и фантазийностью. Неотъемлемые элементы гардероба каждого участника фестиваля - тканевые маски, используемые в качестве защиты от пыли и очки от солнца пустыни.

Одни из постоянных гостей фестиваля -так называемые «бернеры», приезжают в основном с детьми. Они создают детский лагерь и приобщают детей к культуре свободы с ранних лет. Для таких бернеров, фестиваль -это место встречи со старыми друзьями. Атмосфера наталкивает на философские рассуждения о жизни, музыка и локации усиливают упомянутую атмосферу свободы и самовыражения. Со времен основания фестиваль посещали и продолжаю посещать хиппи. Многие явления хиппи-искусства сохраняются в дизайне и оформлении площадок [1].

Организаторы фестиваля сформулировали принципы, чтимые бернерами и включенные в основу философии фестиваля:

- радикальная включенность;

- самодостаточность;

- самовыражение;

- общественное сотрудничество;

- гражданская ответственность;

- искусство дарения;

- Психологические науки -

- декоммодификация (свобода от рыночного потребления);

- пребывание в настоящем;

- не оставлять «следы», то есть заботиться об окружающей среде [3].

Взаимопомощь и взаимоуважение, умение расстаться с какими-либо благами цивилизации, не мусорить, а сам мусор, в том числе и основной вид передвижения по территории -велосипеды, необходимо забрать с собой [1]. Приведенные принципы в полной мере отражают философию ежегодного события.

Как подмечено выше, фестиваль - психологическая разгрузка для общества, скованного определенными правилами поведения во всех сферах жизни. Такая атмосфера привлекает определенные типы гостей:

1) детского возраста: еще не способны принимать самостоятельные решения, приезжают с родителями, по опыту организации фестиваля, будут следовать традиции и посещать его уже во взрослом возрасте [1];

2) молодежь: фестиваль предоставляет долгожданную для многих бернеров возможность «вырваться» из рутины и рабочих будней, отвлечься и выбрать «новую» модель поведения на усмотрение участника, познать себя и духовно развиться, «испробовать» границы дозволенного;

3) среднего возраста: в основном это бер-неры с детьми, приезжающие на фестиваль, в том числе и с целью встретиться с друзьями-бернерами, проживающими в разных штатах, а также странах;

4) серебряного возраста: в основном бывшие хиппи, фестиваль для них - как элемент ностальгии.

В 2022 году Блэк-Рок-Сити посетило 87 тысяч человек [1]. Город выполнен в форме полукруга (или амфитеатра) и состоит из жилой части - где ночуют участники, и плайи -пустыни с арт-объектами. Арт-объекты, которыми так знаменит фестиваль, создаются участниками и впоследствии сжигаются. Главные арт-объекты фестиваля - деревянная фигура человека и храм. Храм состоит из фотографий счастливых моментов и дорогих участнику вещей, с которыми предстоит попрощаться. Сжигание арт-объектов - своеобразный, придавший фестивалю узнаваемость ритуал, символизирующий возвращение из

фантазии в реальность, завершение фестиваля [4].

В основном, местом проживания для бер-неров являются фургоны, размещаемые на территории лагеря. Каждый лагерь - тематический и представляет интересы того или иного сообщества. Например, в рамках фестиваля представлен интернациональный лагерь и даже русский. Зарегистрировать лагерь предлагается на официальном сайте. На неделю лагерь становится «семьей», в которой решаются общие проблемы: вопросы по проживанию, питанию и другие. На территории «Бернинг Мэн» также расположены площадки, организуемые участниками, на которых бесплатно - все (кроме воды, она - платная, а на въезде на территорию можно приобрести костюмы и все необходимое). Всеобщей организацией питания на точках занимаются организаторы. На территориях лагерей расположено множество развлечений - бары, ди-джей-палатки, кинотеатры, театры и цирки. Каждый лагерь самостоятельно занимается вопросами по обсечению водой, едой и электричеством. В некоторых лагерях присутствует интернет. Чтобы получить доступ в лагерь, необходимо оплатить членский взнос. Часть взноса (от 1000 руб.) выплачивается до начала фестиваля, остальная - непосредственно на фестивале. Таким образом, потенциальному участнику фестиваля необходимо оплатить билет и внести членский взнос.

Изучить весь лагерь за неделю практически невозможно. Для каждого фестиваль будет разным. Приветствуется посещение других лагерей для знакомства и получения новых эмоций в результате изучения культурных особенностей проживающих. Ограничивающее и отталкивающее некоторых туристов нюанс - отсутствие у большинства лагерей привычных благ цивилизации (душевые кабины, интернет). Можно выбрать лагерь с удобствами, но быть готовым к тому, что стоимость проживания в таком лагере окажется высокой.

Покупка билетов представляет своеобразную лотерею, так как их количество ограничено, а желающих посетить фестиваль - безграничное множество. Стоимость билета составляет приблизительно от 20 до 200 тысяч рублей. Первые билеты покупаются в феврале теми, кто планирует размещать свои арт-

Психологические науки

объекты. Другая «волна» приходится на апрель. Так, в 2022 году было продано всего 10 000 билетов, по сравнению с 23 000 билетов в 2019 году. Пропуск на автомобиль покупается вместе с билетом, а его стоимость составляет более 10 000 рублей [1].

На фестивале строго соблюдаются вопросы безопасности. Так, на территории каждого лагеря присутствуют организаторы-дежурные, которые занимаются вопросами охраны, а на территорию проведения патрулирует полиция. Опасность представляет само культовое шоу по сжиганию объектов. Так, в 2017 году произошел несчастный случай. После происшествия, во время ритуала сжигания арт-объектов, полиция оцепляет территорию, образуя двойное защитное кольцо. Участникам

в свою очередь запрещено близко подходить к месту возгорания.

Таким образом, фестиваль «Бернинг Мэн» - это возможность для самовыражения различных групп населения, определенная философия, а место проведения гармонирует с концепцией «свободы». Пустыня как место проведения, в данном случае, является усиливающем аттрактивность фестиваля фактором, предоставляющим как пространственные возможности (вместимость, наполняемость и масштаб территории), так и психологический, в некотором смысле - психотерапевтический эффект. «Бернинг Мэн - это человеческое сообщество, искусство, абсурдизм, отказ от консьюмеризма» - цитата участника фестиваля [1].

Библиографический список

1. Как съездить на «Бернинг мэн» и выжить // Т-Ж: журнал про ваши деньги: [сетевой журн.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://joumal.tinkoff.ru/buming-man/?ysclid=lujkqago9v995810131 (дата обращения: 26.09.2024).

2. Burning Man's Fashion Is Wild, but There Are Rules // The New York Times: [e-journal]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2015/09/01/style/at-burning-man-a-counterculture-festival-the-fashion-police-walk-the-beat.html (date of treatment: 27.09.2024).

3. Все, что нужно знать о фестивале Burning Man // Клуб путешествий Михаила Кожухова: [сетевой журн.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mktravelclub.ru/blogs/vse-chto-nuzhno-znat-o-festivale-burning-man (дата обращения: 06.10.2024).

4. Burning Man: арт-фестиваль в пустыне // Lago verde: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lago-verde.ru/lifestyle/burning-man-art-festival-v-pustyne/ (дата обращения: 06.10.2024).

PSYCHOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE BURNING MAN FESTIVAL

A.I. Kovaleva, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article reveals the psychological and philosophical aspects of the Burning Man Festival. The history of the festival is considered, attention is paid to the social portrait and motivation of the audience, the main features of the organization and holding of the largest event in the world are outlined. The purpose of the study was to identify and substantiate the attractiveness of the festival concept with the absence of the usual amenities for festival guests highlighted by the author of the article, which otherwise would have brought a negative effect to the organizers of the event.

Keywords: tourism, event tourism, music festival, Burning Man, creativity, self-expression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.