Научная статья на тему 'Психолого-акмеологический подход к организаторской деятельности офицера-руководителя'

Психолого-акмеологический подход к организаторской деятельности офицера-руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL-VOLITIONAL COMPONENT / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА РУКОВОДСТВА / THE PRINCIPLE OF UNITY OF COMMAND / ЕДИНОНАЧАЛИЯ / UNITY OF COMMAND / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / DECISION MAKING / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / LEADERSHIP STYLE / СИЛА ВЛАСТИ. ГОТОВНОСТЬ К ПОДЧИНЕНИЮ / THE POWER OF POWER. WILLINGNESS TO SUBORDINATE / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков С.А.

Изучение управленческой деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях имеет продолжительную историю. Первоначально интерес к управлению был вызван необходимостью повышения производительности труда. Управленческая деятельность командира представляет собой системное воздействие на подразделение в целях достижения данным подразделением заданных результатов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаков С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологический подход к организаторской деятельности офицера-руководителя»

УДК 378.147

С. А. Казаков

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОФИЦЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ

Ключевые слова: эмоционально-волевой компонент, принцип единства руководства, единоначалия, контроль, принятие решения, планирование, стиль руководства; сила власти. готовность к подчинению, авторитет.

Изучение управленческой деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях имеет продолжительную историю. Первоначально интерес к управлению был вызван необходимостью повышения производительности труда. Управленческая деятельность командира представляет собой системное воздействие на подразделение в целях достижения данным подразделением заданных результатов деятельности.

Keywords: The emotional-volitional component, the principle of unity of command, unity of command, control, decision making, planning, leadership style; the power of power. willingness to subordinate, authority.

The study of managerial activity in domestic and foreign research has a long history. Initially the interest to the management was caused by the necessity of increase of labour productivity. Managerial activity of the commander is a systemic impact on the unit in order to achieve the division given the results of the activities of the

Введение

Управление — это деятельность, направленная на достижение эффективной работы существующей системы.

Управление строится на основе определенных принципов, на которые ориентируется руководитель в процессе управления.

Принципы управления, отражая отдельные стороны управления, составляют в совокупности идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы.

На основе данных исследований психологов и педагогов, отмеченных в статье В.Г. Иванова,

Г.Р. Хусаинова, были определены компоненты

проффессионально-значимых творческих способностей в управленческой деятельности любого руководителя, командира . менеджера:

1.Креативный компонент включающий три группы интеллектуальных способностей:

• Аналитические и прогностические способности.

• Способности работы с информацией.

• Способности генерации идей.

2. Мотивационный компонент, который является системообразующим, определяющим успешность развития профессионально-значимых творческих способностей таких как использование творческого подхода в нестандартных условиях; способность мотивировать других; преодоление недостатков, собственной управленческой деятельности; мотивация подчинённых на саморазвитие, профессиональное развитие.

3. Эмоционально-волевой компонент способностей включает факторы оказывающие

значительное влияние на практическую деятельность творческого характера такие как: упорство, смелость, и независимость в суждениях; способность управлять гетерогенной по составу командой сотрудников, лидерство, инициативность; самостоятельность; позитивное самовоспитание; готовность

к нововведениям; склонность к разумному риску при принятии управленческих решений.[1]

I. Психолого-акмеологический подход к организаторской деятельности офицера-руководителя

При исследовании психологической проблематики управленческой деятельности были выделены следующие принципы эффективной реализации данной управленческой функции.

1. Принцип руководства по целям. Главную цель руководства и лидерства можно сформулировать следующим образом: чем эффективнее процесс руководства, тем значительнее будет вклад подчиненных в достижение целей подразделения!

2. Принцип гармонии целей. Цели воинской деятельности должны гармонировать с целями военнослужащего. Подобный подход облегчает работу руководителю, однако, как показывает практика, далеко не всегда цели командира по ряду причин совпадают с целями подчиненных.

3. Принцип единства руководства, единоначалия. Данный принцип в равной мере

можно отнести как к руководству, так и к функции организации.

В общем плане он состоит в следующем: чем полнее осуществляется подотчетность подчиненного его единому руководителю, тем меньше проблема противоречивых указаний и тем больше чувство личной ответственности за результаты деятельности.

Руководство как функция управления базируется на ролевых основаниях. В этом плане, достаточно закономерным является рассмотрение вопроса, связанного с пониманием роли - «руководитель».

С общих позиций руководителем является лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Руководитель несет ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей его инстанцией и располагает строго оп-

ределенными возможностями санкционирования -наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их служебную активность. Как видно из определения, системообразующей данной функции выступает власть (наказание и поощрение являются атрибутивными признаками именно этой категории). По своей сущности власть всегда связана с определенной человеческой общностью. Относительно Вооруженных Сил власть закреплена в принципе единоначалия - отражения общественного интереса и государственно-политической воли, направленных на обеспечение военной безопасности.

Завершенный характер системности управленческой деятельности руководителя, командира придает такая функция, как контроль.

Контроль - это процесс обеспечения достижения руководителем своих целей.

Командир осуществляет следующие виды

контроля:

Предварительный контроль — это реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль является прерогативой непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию 'работы позволяют исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль используется обратная связь в ходе проведения самих мероприятий, для того чтобы достичь требуемых целей и разрешить возникающие затруднения.

В ходе исследования выделены этапы реализации функции контроля.

Первый этап - постановка целей, которые вырастают из процесса планирования. Цели, используемые для контроля, отличают две очень важные особенности: они характеризуются наличием временных рамок деятельности и конкретного критерия, на основании которого можно оценить степень выполнения работы.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами.

Офицер определяет, насколько достигнутые результаты его деятельности или деятельности подчиненных соответствуют ожиданиям. При этом учитывается, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой, второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на данной стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Она

заключается в определении командиром масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

Передача и распространение информации играют ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до личного состава сведения о целях и достигнутых результатах. Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами. Например, сбор и обработка информации. Часть информации обрабатывается ЭВМ, а часть человеком. В этом случае высока вероятность потери и искажения информации.

Оценка информации о результатах является заключительной стадией контроля. Как показывает практика деятельности командира, в данной информации в основном учитывается степень достижения личным составом цели или масштаб допустимых отклонений, установленный ранее.

Результаты исследования дают основания выделить следующие условия эффективности контроля.

1. Направленность контроля. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен иметь выраженную направленность на цели и задачи воинской деятельности.

2. Ориентация на конечный результат. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию и выявить затруднения, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед подразделением. Доведение результатов контроля важно только как средство достижения этой цели.

3. Соответствие деятельности. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он призван объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

4. Своевременность контроля. Она заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.

5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Как правило, незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.

6. Простота контроля. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку являющемуся синонимом потери контроля над управленческой ситуацией.

7.Экономичность. Данное условие представляется нам достаточно актуальным, что в первую очередь связано с временными, материальными и другими видами ресурсов. Громоздкая управлен-

ческая система контроля приводит к заорганизован-ности, снижению результативности, бюрократизму.

Вместе с тем в процессе исследования были выявлены и негативные последствия контроля для качества решения управленческих задач. Это в случае если, деятельность офицера концентрировалась только на функции контроля. Установлены следующие негативные моменты данного явления. Ориентация на контроль как на самоцель. В случае жестких рамок контроля за счет актуализации внешней мотивации личный состав в большей степени будет выполнять ту деятельность, которая в строже подвергается контролю. Тогда правомерно говорить о поведении, ориентированном на контроль. Получение недостоверной информации. Из-за угрозы наказания подчиненный вынужден докладывать руководителю искаженную информацию. Как показали наши исследования, в 87% рассмотренных управленческих ситуаций именно эта причина послужила источником нарушений в управленческом цикле.

Таким образом, исследование структуры и содержания управленческой деятельности командира позволяет сделать следующие выводы.

1. Управленческая деятельность командира представляет собой системное воздействие на подразделение в целях достижения данным подразделением заданных результатов деятельности.

2. Управленческая деятельность командира осуществляется в виде алгоритма, который предполагает последовательное выполнение следующих функций: принятие решения, планирование, организация, руководство, контроль.

3. Реализация управленческого алгоритма зависит от внешних условий деятельности. В случае стандартной ситуации командир воспроизводит готовые программы деятельности, при нестандартной ситуации за счет структурного преобразования личности и условий деятельности происходит запуск алгоритма деятельности.

4. Центральным звеном управленческой деятельности является принятие решения. Данное положение функции принятия решения обусловлено ее интегративным и регулятивным характером, широкой представленностью в других звеньях управленческого алгоритма. По сути принятие решения инициирует управленческую деятельность командира.

5. Планирование для офицера представляет собой управленческую функцию, логически вытекающую из предыдущей, связанную с выбором из нескольких альтернатив, предусматривающую тот или иной образ действий, а также расчет привлекаемых сил, средств деятельности для реализации принятого решения.

6. Функции организации, руководства, контроля составляют исполнительный блок управленческой деятельности и основываются на структурных элементах системы управления, функционально-ролевом строении подразделения. Это предполагает возникновение сложных аспектов управления, которые базируются на межличностных отношениях внутри военной организации.

II. Сущность управленческой деятельности командира

Сущностные характеристики управленческой деятельности командира раскрываются через исследование ведущих психологических механизмов, обеспечивающих реализацию функционала управленческого алгоритма.

Структуру управления составляет строгая логическая последовательность выполнения задач:

• сбор и анализ информации (оценка обстановки);

• выработка решения и планирование работ (боя, операции);

• постановка задач подчиненным и организация их работы (организация взаимодействия);

• всестороннее обеспечение работ (боя, операции);

• контроль за выполнением задач;

• подведение итогов и обобщение полученного опыта для решения следующих задач.

На эффективную управленческую деятельность командира оказывают влияние такие факторы как коллегиальность в управлении, а также стиль работы командира.

• Коллегиальность в управлении предполагает опору командира(офицера - руководителя, педагога) в своей работе на заместителей, штаб и других должностных лиц подразделения.

• Стиль работы командира - это совокупность приемов и правил, характеризующих его личный подход к выполнению своих обязанностей, а также манеру поведения в ходе руководства людьми.

• В стиле работы проявляются индивидуальные качества командира к приемам и правилам работы, к использованию своих знаний и опыта при руководстве подчиненными.

• Стиль руководства характеризуют профессионально-организаторские и этические (нравственно-психологические) черты деятельности командира.

Профессионально-организаторские черты включают:

• деловитость и творческий подход к решению задач;

• чувство нового, компетентность, стремление повышать свои знания;

• способность рационально организовать свой труд и труд подчиненных;

• оперативность и целеустремленность в

работе;

• способность подбирать и расставлять

кадры;

• умение осуществлять действенный контроль и проверку исполнения.

Нравственно-психологические черты включают:

• чувство высокой ответственности за порученное дело;

• трудолюбие, правдивость, самостоятельность;

• решительность и твердость;

• высокую требовательность к себе и подчиненным;

• скромность, тактичность в поведении, доступность и чуткость к людям.

Важнейшее требование к стилю работы это способность поиска новых решений при изменении обстановки.

Следовательно, стиль работы командира относится к субъективной волевой характеристике командира.

Сравнительный анализ психологических механизмов, участвующих в реализации функций принятия решения и контроля, показывает, что как в первом, так и во втором случае основу данных функций составляет система когнитивных действий, опирающихся на мотивационные, эмоционально-волевые компоненты психологической структуры познавательной деятельности, которая обеспечивает построение тактико-стратегической модели выполнения управленческих и исполнительских задач в различных по уровню сложности и экстремальности ситуациях служебно-боевой деятельности.

Выделяются четыре признака первичного волевого акта:

- ощущение напряжения, которое возникает у субъекта, осуществляющего волевой акт;

- ясное сознание, что надлежит делать, и переживание зависимости будущих действий от особенностей личности;

- специфическое переживание человека, выраженное формулой как я хочу»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- переживание стремления выполнить некоторое действие.

Названные четыре признака были интерпретированы как признаки феноменологии волевого акта, или акта принятия решения. В рамках данного подхода и рассматривается роль таких психологических феноменов, как психологические механизмы мышления и роль мотивационных факторов в процессе принятия решения.

В общем виде под решением понимается один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения.

Волевое действие предполагает предварительное осознание цели и средств действия, мыслительное совершение действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения, и т. п. Этот процесс заканчивается принятием решения».

Таким образом, процесс принятия решения командиром можно рассматривать как «комплекс психических процессов, сводящийся к построению идеальной (умственной) модели предстоящего боя, к выбору плана будущих действий путем коррекции их на основе этой модели боя»2.

В психологическом смысле «план» - это образ будущей деятельности, включающий конечную и промежуточную цели, средства их достижения, возможные проблемы и пути их решения, альтернативные варианты предполагаемых решений, условия выполнения деятельности.

Планирование как функция управленческой деятельности командира имеет такое же значение,

как и принятие решения. Важность данной функции подчеркивается и тем, что уже в структуре батальон существует штаб, основная задача которого - планирование выполнения принятых командиром решений.

Проведенное исследование показывает, что в управленческой деятельности командира существует несколько видов планов.

1. План в форме цели. Любой вид организованной групповой деятельности имеет цель или задачу. Всякая социальная система выполняет основную функцию или задачу, которая возлагается обществом. Четкое определение цели необходимо для того, чтобы поставить ясные и осмысленные задачи.

2. План в форме стратегии. Термин «стратегия» используют для того, чтобы выразить широкие общие концепции, цели и задачи деятельности крупных войсковых соединений, генеральную программу действий и распределения приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей.

3. План как курс действий. Курс действий -это общие положения или понятия, которыми руководствуется командир при принятии решения.

4. План как процедуры. Процедуры - это планы, которые устанавливают и подробно указывают, как именно надо выполнять определенный вид деятельности. Главное в них - хронологическая последовательность требуемых действий. Такими процедурами выступают планы приведения подразделений в повышенную степень боевой готовности.

5. План как совокупность правил. Правила есть обязательные действия, приводящие к достижению цели.

6. План в форме программы. Программы представляют собой совокупность целей, установок, процедур, правил, рабочих заданий, шагов, которые необходимо предпринимать, или ресурсов, которые следует использовать.

Таким образом, планирование в рамках управленческой деятельности командира выполняет функцию реализации принятого решения1 через фиксацию образа действий, выбор целей деятельности и способов ее осуществления.

Выявленные характерные особенности воинской деятельности позволяют нам утверждать, что сущностные характеристики функций организации, управления, контроля необходимо рассматривать в контексте категории власти.

С этих позиций представляется актуальным изучение психологических механизмов феномена власти

Достаточно устоявшимся является следующее определение власти: «Власть в общем смысле -способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств - авторитета, права, насилия».

Важной характеристикой отношений, складывающихся в организационных системах, является сила власти. Данная характеристика связана с методами реализации власти убеждение, принуждение, личный пример и т.д. Вместе с тем переход от директивно-распорядительных форм управления требует новых методов реализации силы власти, кото-

рые могли бы строиться на основе социально-психологических знаний.

В структуре власти выделяются, как было отмечено, ведущие субъектно-объектные отношения, реализуемые через приказ, распоряжение или команду. От них зависит поведение или деятельность объекта власти. Выступая как организационное и регулятивно-контрольное средство, власть наделена и единым принципом деятельности - командованием. Данный принцип реализуется через методы убеждения, принуждения и конкретные формы распоряжения, приказания.

Как субъектно-объектные отношения власть может проявляться двояко: с одной стороны, в качестве субъекта власти влиять на поведение других людей в соответствии с необходимой необходимостью, обусловленной целями воинской деятельности; с другой стороны, она представляется такой же способностью влияния, но уже с личными желаниями.

Мы рассмотрели некоторые аспекты власти, касающиеся субъектных властных отношений. Надо также отметить и роль, которую играет объект власти. Это обусловливается тем, что власть всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного.

Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: собственных качеств объекта власти, характера предъявляемых к подчиненному требований, ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия или отсутствия у него авторитета.

В основе подчинения объекта власти лежит его мотивация. Сам процесс формирования мотивации подчинения достаточно сложен. Он может основываться на страхе перед санкциями, на привычке к повиновению, на заинтересованности в выполнении приказов и распоряжений, на авторитете носителя власти и многом другом. Наиболее сильным мотивом является убеждение объекта в необходимости подчинения. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием таких психических образований, как: менталитет, ценностные ориентации, установки и т. д.

Рассматривая феномен подчинения, необходимо остановиться на взаимоотношении власти и авторитета. Во многих работах прослеживается отождествление власти и авторитета. Вряд ли такую позицию можно считать оправданной. Авторитет -это качество, которым субъект власти может и не обладать, в то же время авторитет является своеобразной квалификационной характеристикой власти, опирающейся на согласие.

Авторитет - один из наиболее благоприятных для власти мотивов поведения. Он представляет собой общепризнанное неформальное влияние субъекта власти на ее объект в различных сферах общественной жизни. Отличительным признаком авторитета является безусловное признание власти' теми, от кого требуется повиновение. При этом во многом дезактуализируется проблема применения методов убеждения и принуждения, так как авторитет основывается на согласии и означает уважение к

субъекту власти, доверие к нему. Иными словами, авторитет представляет собой высоко-ценимые нравственные качества, которыми обладает субъект власти без угрозы санкции или необходимости убеждения.

Идентификация подчиненного с руководителем объясняется двумя причинами. Во-первых, следствием реального положения людей в отношениях власти. Во-вторых, идентификация может быть следствием общности интересов, ценностей, установок, а результатом - возникновение у исполнителя чувства единения со всей группой (подразделением) и организацией в целом.

Экстраполируя полученные выводы на деятельности командира, отметим следующую специфику проявления феномена власти

1. Властные отношения строятся по вертикали с ярко выраженной централизацией.

2. Отличительной чертой властных отношений является то, что они базируются на беспрекословном повиновении подчиненных начальникам.

3. Властные полномочия между военнослужащими детально регламентированы и охватывают весь диапазон их жизни и деятельности.

4. В настоящее время существует выраженная дифференциация в отношениях между различными военнослужащими. Сложилась определенная система традиций, привычек, стереотипов, что отражает социально-психологические особенности данных категорий военнослужащих.

5. Отношение начальника к подчиненному тем значительнее по своему психологическому воздействию, чем большей властью и авторитетом пользуется начальник.

6. Нестабильность, постоянная динамичность в отношениях между начальником и подчиненным из-за частой сменяемости личного состава отличает их от аналогичных отношений в других иерархических структурах.

Вместе с тем изучение управленческой деятельности командира на исполнительном этапе позволило выделить ряд затруднений, связанных с властными отношениями (см. табл. 1).

Как видно из приведенных данных, затруднения связаны с нарушениями в межличностных отношениях (негативная установка, неумение строить служебные отношения, необъективная оценка деятельности и т.д.), стилем руководства (преобладание директивных методов управления, авторитарный стиль управления и т.д.) и нормативной неурегулированностью управляющих функций (дисбаланс обязанностей и властных полномочий, правовая неурегулированность и др.)

Анализ нарушений в межличностной сфере показывает, что они возникают по механизму фиксированной установки. Возникнув в конкретной ситуации, в дальнейшем установка определяет поведение субъектов управленческой деятельности в достаточно широком спектре ситуаций. Получая подкрепление в ходе повседневной деятельности установка становится устойчивым психологическим фактором, определяющим отношение начальник -подчиненный.

Таблица 1 - Типичные затруднения в реализации властных отношений

Причина затруднений Ранг

Преобладание директивных методов 1

управления

Авторитарный стиль управления 2

Несдержанность в общении 3

Негативная установка на подчиненного 4

Неумение правильно строить служеб- 5

ные отношения

Различные подходы к решению задач 6

воинской деятельности

Необъективная оценка результатов дея- 7

тельности

Не учет индивидуальных особенностей 8

военнослужащих

Низкая организованность и дисциплина 9

среди военнослужащих

Злоупотребления служебным положе- 10

нием

Низкая управленческая подготовлен- 11

ность

Дисбаланс обязанностей и властных 12

полномочий

Правовая неурегулированность отно- 13

шений

Нарушение управленческого цикла 14

Неадекватный стиль руководства может выступать как самостоятельная причина возникновения затруднений или как следствие проявления других факторов, например, низкой управленческой культуры, слабой профессиональной подготовленности руководителя.

Вместе с тем власть составляет основу организационных отношений в подразделении, которые выражают определенную зависимость, предполагающую руководство и подчинение, координацию несогласованность действий подчиненных.

Данные положения имеют особое значение для управленческой деятельности командира. Как показывают результаты исследования, снижение эффективности управления связано с недостаточностью в развитии управленческих отношений .

Оптимизация управленческих отношений выступает важнейшим условием эффективной управленческой деятельности командира.

Проведенное исследование сущностных характеристик управленческой деятельности командира позволяет сделать следующие выводы.

1. Основу алгоритма управленческой деятельности составляет динамическая система, опирающаяся на мотивационные, эмоционально-волевые компоненты психологической структуры управленческой деятельности.

2. Динамические характеристики данной системы проявляются в смене ведущих психологи-

ческих механизмов при реализации управленческого алгоритма. Так, на этапе принятия решения главными являются психологические механизмы познавательной деятельности, задействуется интуитивный и логический уровни мышления. В процессе планирования ведущими являются те же психологические механизмы мышления, однако в большей степени реализуются рационально-логический схемы. В исполнительной части алгоритма управленческой деятельности на первый план выходят процессы, обеспечивающие межличностное взаимодействие, ролевую структуру подразделения, управленческие отношения, авторитет, стиль деятельности и общения руководителя. Вместе с тем в условиях воинской деятельности данные социально-психологические феномены рассматриваются в контексте власти и властных отношений.

Заключение

Организация в системе управленческой деятельности командира тесным образом связана с функцией руководства. Руководство - это межличностные аспекты управления, дающие возможность подчиненным понять цели и наиболее эффективно и рационально содействовать их достижению. По этому на занятиях по военной подготовке курсанты должны приобретать навыки не только по военно-учётной специальности, но в первую очередь приобрести организационно-управленческую компетенцию. При этом под организационно-управленческой компетенцией (боевой и повседневной) мы понимаем готовность и способность выпускника военного ВУЗА применять знания основ и методов управления войсками (подразделениями) при выполнении поставленных задач, для решения как типовых, так и нестандартных задач в процессе осуществления своих должностных полномочий в сфере военно-профессиональной деятельности [2].

Литература

1. В.Г Иванов, Г.Р. Хусаинова / « Особенности развития творческих способностей студентов-будущих менеджеров». » // Вестник Казанского тнхнол. ун-та. 2010 №6 С.293-294.

2. В.Г. Иванов, Р.А. Ахметгараев, В.Е. Вараксин // Ком-петентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновакционной профессиональной деятельности в системе «ВУЗ-Войска» Вестник Казанского тнхнол. ун-та. 2011 №4 С.243.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие.-М., 2004

4. Кандыбович С.Л. / «Акмеологические основы управленческой деятельности офицера,» // М., 1999г.

5. Профессор кафедры ГиСЭД доктор исторических наук, полковник Никонов И.И. / Курс лекций «Креативная педагогика и психология».// Учебное пособие. -Военная академия войск РХБ защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко.., 2010

© С. А. Казаков - ст. преподаватель ФВО при КНИТУ, Fvo33@kstu.ru. © S. A. Kazakov - senior lecturer at the Faculty of Military Studies KNRTU, Fvo33@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.