АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Васильева О.В.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Для достижения успеха и соответствующего акмеологического развития личности необходима самоорганизация личности, которая предполагает создание условий обеспечивающих саморазвитие, самореализацию и успех. В науке существует понятие саморегуляция, саморазвитие и самореализация. Однако понятие самоорганизации не получило достаточного научного обоснования. Вместе с тем в психологии и акмеологии существует исследования, отражающие в определенной степени понятие и явление самоорганизации. Данные исследования создают основания для более полного научного исследования явления самоорганизации личности.
В связи с широким подходом к употреблению понятия самоорганизация в различных областях научного знания, уточним его сущность. В науке существует наиболее общее определение понятия самоорганизации. Под самоорганизацией понимается «процесс создания, воспроизводства, или совершенствования сложной динамической системы. Такая самоорганизация присуща, с точки зрения исследователей только системам высокого уровня сложности, имеющим в своем составе большое количество элементов, связи между которыми не жесткие, а вероятностные. К таким системам принадлежат объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биоценоз, человеческий коллектив. Самоорганизация предполагает перестройку существующих и образование новых связей между элементами системы. Самоорганизация характеризуется целенаправленностью и в тоже время естественностью, спонтанностью» [4, с.323]. В связи с приведенным определением важно, что оно не отражает понятие личности или человека как самоорганизующуюся систему, хотя человек в полной мере соответствует приведенному определению, как сложная динамическая система.
Проведенный нами анализ позволяет утверждать, что впервые термин «самоорганизующая система» ввел английский кибернетик У. Р. Эшби в 1947 году. «Самоорганизующиеся системы» в кибернетике - это системы, способные автоматически находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешних условий, самонастраиваться, самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное устойчивое состояние. У.Эшби использует термин «ультраустойчивость», характеризуя способность сложных динамических систем направлять свое поведение, самонастраиваться и самоизменяться путем запоминания и воспроизводства лучших реакций, необходимых для их успешного функционирования и благополучной адаптации к изменениям внешней среды [12]. Однако
59
приведенные описания связаны с кибернетическими системами и поэтому с точки зрения нашего исследования носят преимущественно механистический характер. Приведенное обоснование может быть интересным для нашего исследования, так как оно предполагает воздействие кибернетической системы на саму себя.
Исследование У. Эшби способствовало распространению понятия самоорганизации в науке и явилось значимым в понимании сущности процессов протекающих в живой и неживой природе. Кибернетика предложила достаточно четкое обоснование самоорганизации неживых систем. Однако такое определение в некоторой степени соотносится и с другими системами. Проблема самоорганизации имеет значение для разных наук. К проблеме самоорганизации обращаются философы (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. С. Степин, М. С. Коган, Е. Н. Князева, В. С. Лукай, В. А. Лекорский, В. А. Шевлоков и другие), химики (И. Р. Пригожин, М. Эйген и другие), физики и математики (А. А. Андронов, В. И. Арнольд, С. П. Капица, С. П. Кудрюмов, Л. И. Мандельштам, Г. Г. Малинецкий, Н. Н. Моисеев, Л. Он-загер , А. Пуанкаре, А. А. Самарский, Р. Ф. Том, Г. Хакен и другие), биофизики (М. В. Волькенштейн, Д. С. Чернавский и другие), биологи (И. И. Шмальгаузен и другие), социологи и экономисты (А. В. Коротаев, В. Л. Романов и другие), психологи (В. А. Куринский, А. П. Назаретян, и другие), а также представители других научных дисциплин. Исследование явления самоорганизации на современном этапе предполагает междисциплинарный характер и системный подход.
Проблема самоорганизации становится все более актуальной для исследователей последнего пятидесятилетия. Интерес к данной проблеме связан с распространением синергетического подхода в наукознании, который представляет собой «междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы» [9, с. 220]. С точки зрения синергетического подхода под самоорганизацией понимают «процессы спонтанного упорядочивания (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах» [9, с. 220]. Таким образом синергетика исследует качественные изменения системы в тех условиях неустойчивости, которые вызваны параметром управления. В условиях нового управляющего параметра система сама в качестве ответа на воздействие создает специфические структуры, что и определяется как самоорганизация.
Проведенный анализ существующих исследований позволяет заключить, что самоорганизация во всех научных дисциплинах рассматривается как процесс эволюции сложных систем, ведущий к образованию более совершенных структур. Важным моментом самоорганизации выступает взаимодействие объекта (системы) со средой. Самоорганизация рассматривается как процесс самодвижения, самоконструирования природных и естественных систем и процессов. Заметим, что понятие самоорганизации характеризуется исследователями неоднозначность и сложностью.
Понимание общих характеристик, принципов и функций процесса самоорганизации, приведенное в научных исследованиях, позволяет сформировать более полное представление о данном явлении. К общим характеристикам самоорганизации большинство исследователей относят спонтанный характер, что предполагает незапланированность, самопроизвольность и неуправляемость. Другой важной характеристикой процесса самоорганизации является хаотичность, заключающаяся в стихийности и неопределенности. Важным в связи с этой характеристикой является гибкость, приспособляемость системы, способность реагировать на непредсказуемые условия. В тоже время в качестве базовой функции самоорганизации большин-
ство исследователей определяют принцип регуляции. Регулирующая функция самоорганизации отвечает за самосохрание, которое само по себе является основой существования любой системы. Не менее значимой функцией самоорганизации выступает способность воздействовать на себя, которую особо отмечают в синергетике и кибернетике. Стоит отметить, что процессы самоорганизации происходят всегда в открытых системах, то есть системах обменивающимися со средой веществом, энергией или информацией - это наиболее ярко выраженным принцип самоорганизации. Именно открытые системы, с точки зрения синергетики имеют самоорганизующееся начало.
Исследование самоорганизации неживых систем позволяет сделать предположение о том, что явлении самоорганизации может быть свойственно и живым системам, к каковым относят организмы, которые организуется в экосистемы и составляет биосферу. При этом неживые системы представлены в виде вещества и поля, которые обладают энергией. В тоже время стоит различать живые и неживые системы. Базовым основанием для различения является способность живых систем к воспроизводству самих себя. Процесс самоорганизации в неживых системах включает устойчивость и воспроизведение, но в самоорганизации живых системах имеет место процесс самовоспроизведения. Также самоорганизация в живых системах отличается от неживых способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью и приспособленностью к среде [8].
На основании проведенного анализа можно утверждать, что процессы самоорганизации существуют как в живой, так и в неживой природе и выходят за рамки объектов, исследуемых естественными науками, а проявляются также в обществе и относятся к человеку. В связи с проблемой нашего исследования представляет особый интерес исследование явления самоорганизации применительно к личности. Самоорганизация личности является частным случаем самоорганизации живых систем. Принципиальное отличие самоорганизации личности заключается в том, что она может осуществляется самой личностью и является процессом и результатом работы сознания человека на самопознающем уровне.
Вместе с тем исследования понятия самоорганизации личности относятся к категории менее разработанных в психологии сравнительно с понятиями организации и саморегуляции, которые находятся в одном смысловом поле. Теоретический анализ и осмысление психологической сущности понятия самоорганизации личности позволяет рассмотреть это явления через феномен субъектности. Мы предполагаем, что понятие самоорганизации личности выступает одним из ключевых образующих субъекта. С точки зрения целостного подхода личность «становится субъектом только тогда, когда она выступает центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным способом» [10]. Приведенное определение позволяет нам принять позицию автора о том, что личность способна к самоорганизации только тогда, когда она способна относиться к своей субъектности, как к ценности, и выбирая стратегию поведения, стремиться к соответствию, с одной стороны, миру и, с другой — самому себе.
Феномен субъекта в психологии представлен целым рядом исследований. Основным методологическим принципом субъектного подхода в психологии (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова и других) является признание активной роли человека в реализации своих многообразных отношений с миром и с собой. Активность субъекта, по мнению многих ученых (С. Л. Рубинштейна, К. А.
Абульхановой-Славской, В. А. Петровского, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, П. Я. Гальперин и других) заключается в способности соотносить внешние условия и требований с собственными притязаниями, мотивами и целями, что заключает в себе процесс самоорганизации.
В концепции С. Л. Рубинштейн категория «субъект» занимает ключевое место. Субъектный подход Рубинштейна создает основания для исследования личности проективно в масштабах жизненного пространства и времени, рассмотреть личность как многоуровневую систему, имеющую образования разного уровня сложности. Л. Рубинщтейн отмечал, что «к высшим образованиям человека как субъекта относятся - активность, сознание, способность к организации времени», что является, на наш взгляд неотъемлемыми компонентами самоорганизации [11].
Для нашего исследования представляет интерес мнение К. А. Абульхановой-Славской о том, что субъект обладает специфическим способом организации, в том смысле, что он обладает способностью «сознательно организовывать свою жизнь» [1, с. 36-53]. Такая способность к организации приводит человека к саморазвитию, самодвижению и преобразованию себя как личности. Л. И. Анцыферова выделяет следующие наиболее важные особенности человека как субъекта: «инициирующее начало», «инициатор собственной активности», «деятель», «действующее лицо» и другие. [2, с. 29-41]. Все эти отличительные особенности субъекта, так или иначе, отражают способность личности к самоорганизации.
По определению А. В. Брушлинского «субъект - творец своей истории, вершитель своего жизненного пути в определенных социально-экономических условиях. Он инициирует и осуществляет специфически человеческие виды активности -творческой, нравственной, свободной, ответственной»[5, с.272]. В этом определении большая роль отводиться «инициативе» и «осуществлению» активности - понятиям, которые вне самоорганизации не имеют смысла существования.
Вместе с тем, «именно личность является носителем свойств человека как субъекта» — отмечает Б. Г. Ананьев [3, с.243]. И мы считаем, что самоорганизация является необходимой предпосылкой приобретения личностью такого качества как субъектность. Процесс становление субъекта неразрывно связан с такими характеристиками личности как целенаправленность и активность (В. А. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, А. К. Осницкий и др.), ответственность и самоконтроль (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова и др.), воля (В. А. Иванников и др.), инициативность (А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.). Самоорганизация, как процесс, в свою очередь выступает интегратором вышеописанных характеристик и обеспечивает более успешное саморазвитие личности на пути формирования субъекта.
Обобщая результаты анализа исследований (С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой), можно сделать вывод, что субъект - прежде всего, «творец», «конструктор», «организатор» собственной жизнедеятельности, субъект целенаправленных действий. Тем самым субъект имеет определенный уровень преобразовательной активности, которая невозможна, по нашему мнению, без включенности процессов самоорганизации. Таким образом, способность к самоорганизации соотнесена с категорией субъектно-сти. Самоорганизация как процесс является образующим элементом на пути движения личности к субъекту и позволяет субъекту решать задачу самосовершенствования, саморазвития и самоосуществления.
В акмеологии субъектный подход является одним из основных, а категория субъекта обозначает то качество человека, при котором он целенаправленно и оптимально использует все свои психические, личностные ресурсы для решения про-
фессиональных и жизненных задач [6]. При этом принципы саморегуляции и самоорганизации рассматриваются как «присущие субъекту» [7]. Поэтому для нашего исследования является важным раскрытие принципов самоорганизации как одного из базовых оснований трансформации личности в субъект.
Проведенный междисциплинарный анализ позволяет вывести определение понятия «самоорганизация». Самоорганизация применительно к личности - присущее личности как живой системе высокого уровня сложности способность к интегральной саморегуляции имеющихся психических и физических ресурсов, что проявляется в жизнедеятельности. Самоорганизация личности предполагает создание, воспроизводство и совершенствование элементов (слагаемых) структуры самоорганизующейся личности на пути к постижению субъектности.
Литература
[1]. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии/ К.А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО»МОДЭК», 2001.
[2]. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода/ Л.И. Анцыферова// Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.
[3]. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997.
[4]. Большая энциклопедия в шестидесяти двух томах. Том 43. - М.: ТЕРРА, 2006.
[5]. Брушлинский А.В. Психология субъекта/Отв. ред. проф. В. В. Знаков - М.: Институт психологии РАН.: издат. «Алетейя», 2003.
[6]. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход: монография / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 30.
[7]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.
[8]. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. - М., 1997
[9]. Князева Е.Н., Кудрюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. Изд. 3-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
[10]. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы, теории и истории. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
[11]. Рубинштейн С.Л.Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии/ С. Л. Рубинштейн - М., 1997.
[12]. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. - М.: Наука, 1994.
Захватова Л.С.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания, и в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в науке. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания как фактора успешной адаптации человека в современном мире.